О героях былых времён
методическая разработка (3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
«О героях былых времён…»
( Литературная постановка к Дню Победы )
Появляется Маленький Принц.
Маленький Принц. Послушайте, вы не видели моего друга Антуана де Сент-Экзюпери?
Ведущий 1 ( обращается к зрителям ). Как сказать ему, что его друг писатель Антуан де Сент-Экзюпери погиб?! Давным-давно, во время войны!
Ведущий 2. Знаешь, была война. Он ведь был военным лётчиком. Однажды он отправился в полёт и не вернулся.
Маленький Принц. Послушайте, а что такое война? Она кому-то нужна?
Ведущий 1. Мы должны, обязаны объяснить Маленькому Принцу, что такое война.
Ведущий 2. И тогда маленький Принц поможет нам уничтожить в людских сердцах злобу, ненависть, равнодушие тщеславие, эгоизм.
Ведущий 3. Земля – планета непростая. На Земле люди много воевали.
Ведущий 4. Войны выгодны королям – они получают новые земли, дельцам – их толстые кошельки наполняются новым золотом.
Ведущий 3. Миллионам честолюбцев – они получают новые ордена. Теперь ты понял, кому нужна война?
Ведущий 4. Был один такой герой, он называл себя императором Наполеоном Бонапартом. Он жил в стране твоего друга, во Франции, почти 200 лет назад.
Ведущий 1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.
Ведущий 2. Но ведь люди так не считали. Началась война, опалившая огнём многие земли. Но народы доказали императору, что могут прожить и без него.
Ведущий 3. В XX веке явился ещё один вояка. Он звался Адольф Гитлер. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.
Ведущий 2. Франция героически сопротивлялась и сдалась гитлеровцам через 42 дня.
Ведущий 3. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года. Фашисты были изгнаны с нашей земли.
Ведущий 4. Послушайте, что такое война. Началось это в 1941 году.
( Чтение стихов )
1) … В сорок первом, в сорок памятном году
Прокричали репродукторы беду,
Оба сына, оба двое, соль земли –
Поклонились маме в пояс и ушли…
Оба сына оба двое, два крыла –
Воевали до победы. Мать ждала.
Не гневила, не клял она судьбу,
Похоронка обошла её избу…
Оба сына, оба двое, плоть и стать, -
Золотистых орденов не сосчитать.
Сыновья сидят рядком, к плечу плечо,
Ноги целы, руки целы – что ещё?
Пьют зелёное вино, как повелось
У обоих изменился цвет волос.
Стали волосы смертельной белизны,
Видно, много белой краски у войны.
Р. Рождественский
2 ) …Мать – земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше
И желанней сердцу нет…
Воин твой, слуга народа,
С честью может доложить:
Воевал четыре года,
Воротился из похода
И теперь желает жить…
Потрясённый, опалённый,
Всех кровей, разноплемённый,
Горький, вьючный, пеший люд…
На восток – один маршрут.
Мы шли и шли в атаки неустанно,
Берлин пылал. Дымился каждый дом,
А май свечами украшал каштаны
В разрытом парке, где катался гром.
Шёл жаркий бой за каждый дом и выступ,
Валились башни в сломанных крестах,
Как жаждали мы ринуться на приступ,
Пробиться к центру, где горит Рейхстаг!
Вот он пред нами. Рёв орудий…
За боем бой… За дымом снова дым…
Мы лишь тогда вздохнули полной грудью,
Когда наш флаг увидели над ним…
В. Реймерис, 1945 г.
3 ) Наш город в снег
До пояса закопан.
И если с крыш
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть…
Мы знаем:
Клятвы говорить не просто,
И если в Ленинград ворвётся враг,
Мы разорвём
Последнюю из простынь
Лишь на бинты,
Но не на белый флаг.
Ю. Воронов
4 ) С утра не замолкает канонада,
Так день за днём, так много, много дней.
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней…
Нет, не сдадим мы город русской славы
И от земли до неба оградим,
Своих садов и парков величавых,
Своих святынь врагам не отдадим!
А. Прокофьев, 1941
5 ) Без воды. Без тепла, без света,
День, который похож на ночь.
Может в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь!
Умирали – говорили:
- Наши дети увидят свет! –
Но ворот они не открыли.
На колени не встали – нет!..
Е. Рывина, 1943
6 ) Солдату я слагаю оду
Был ратный путь его тяжёл.
Он всё прошёл: огонь и воду,
И трубы медные прошёл.
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.
И, полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасённая Россия,
Как вечный памятник ему.
А. Плотников
7 ) Давным-давно прошла война,
Но у Мамаева кургана
Сейчас такая тишина,
Что слышны шорохи тумана…
Мы будем свято помнить их,
Здесь прикипавших к пулемётам…
Так надо жить, чтоб за живых
В земле не стыдно было мёртвым…
Е. Евтушенко
Ведущий 1. Встала вся страна, от мала до велика. Дети работали у станков, женщины строили баррикады, а юные парни и девушки уходили защищать свою родину.
Добровольцы! По порядку номеров рассчитайтесь!
Ученик 1. Первый!
Ученик 2. Второй!
Ученик 3. Третий!
Ученик 4. Четвёртый!
Ученик 5. Пятый!
Ведущий 1. В первый день войны им было по 17, 18, 19 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Ученик 1. Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тысяч взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.
Ученик 2. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ученик 3. Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек. Как ты.
Ученик 4. Война… От Бреста до Москвы – 1000 километров. От Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 километров – это если считать по прямой.
Ученик 5. Кажется мало, правда? Самолётом примерно четыре часа. А вот перебежками и по-пластунски – четыре года, 1418 дней.
Ведущий 1. Подождите! То, о чём говорили, может быть, ошибка, недоразумение? Может быть, войны вовсе и не было? Давайте послушаем рассказы о реальных событиях.
( Выступления учащихся )
1. В одной семье бережно хранят пилотку деда. Она очень старая, полинялая, на ней – красная звёздочка. В этой пилотке дедушка прошёл тяжёлыми дорогами войны. Для него она закончилась в Кенигсберге. Он рассказывал, как мечтал на войне съесть настоящую конфету. Ведь когда он пошёл на фронт, ему было только 15 лет.
2. Из книг мы узнали о белорусской деревне Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили фашисты. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских – 9 детей, у Новицких – 7. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсесовцы хладнокровно без промаха расстреливали людей из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним.
3. Мученическую смерть приняли 75 детей. Осталось три свидетеля происшедшего. Семилетний Виктор выскочил с матерью из сарая. Пуля настигла женщину. Падая, она прикрыла собой мальчика. Так он пролежал до ухода из деревни убийц.
Двенадцатилетний Антон Барановский тоже выпрыгнул. Автоматная очередь – и он неподвижно распластался на земле. Мёртв – решили гитлеровцы. Однако Антон был ранен. Третий – Иосиф Иосифович Каминский. Израненный обгоревший, но он выжил.
Ведущий 1. Гитлер не ожидал, что, встретившись с горем, разрухой, смертью, советские люди смогут жить, любить, радоваться.
Ведущий 2. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвёртый житель страны погиб.
Маленький Принц. Я понял, что такое война. Война – это смерть. Но я не хочу умирать.
Ведущий 1. И твой друг писатель Антуан де Сент-Экзюпери тоже не хотел умирать. Он очень любил свою землю, которую топтали сапоги генералов фюрера.
Ведущий 2. Он хотел, чтобы смеялись мальчишки и девчонки, смеялись, словно 500 миллионов бубенцов, и поэтому он отправился в тот полёт, который продолжается уже более 60 лет.
Маленький Принц. Я помогу людям! Люди, слушайте! Я дарю вам звёзды – 500 миллионов бубенцов! Я хочу, чтобы везде был мир!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с презентацией "От героев былых времен" ко Дню знаний в 1 классе
Аннотация Урок «От героев былых времён» подготовлен ко Дню знаний 2012 года и посвящён 200-летию Отечественной войны 1812 года.Материал подготовила учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1380...
Классный час "От былых времён...", посвящённый 200летию битвы при Бродино
Есть исторические события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. И, каждое новое поколение становится сильнее духом, потому что узнает, от какого крепкого корня ведет род....
Сценарий мероприятия « О героях былых времён…» (посвященный «Битве под Москвой.»)
Данное мероприятие разработано и посвящено 70- летию "Битвы под Москвой". Проведено для учащихся начальной школы....
Классный час "О героях былых времён..."
Познакомить учащихся с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время....
Герои былых времён
В этой презентации собран материал о прадедах учащихся 2 Б класса Мещеринской средней школы №1, участниках ВОВ, об их подвигах, делах, приблизивших день Победы....
Конспект классного часа в 4 классе "О героях былых времён" к 75 летию Победы
В конспекте описано проведение классного часа, посвящённого 75 летию Победы. Ребята рассказали, что нет такого дома, такой семьи, которых не коснулась бы война. И ещё ребята рассказа...
Музейный урок «О героях былых времён…»
Музейный урок "О героях былых времён..." для учащихся начальной школы...