занятие по основам православной культуры "Для чего Бог пришёл к людям. Христос Спаситель"
материал (3 класс) по теме

Удодова Татьяна Викторовна

 Данное занятие предназначено для учителей, ведущих курсы "Основы православной культуры" и "Основы религиозных культур и светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_kursu.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  занятия по курсу «Основы православной культуры» для младших школьников.

Тема занятия: «Для чего Бог пришёл к людям? Христос Спаситель».

 Цель: раскрыть понятия «добродетель» и «грех», познакомить с притчей

            о мытаре и   фарисее, раскрыть миссию Спасителя.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к занятию,карточки

                           для  работы в группах и парах, сигнальные карточки, диск с

                           записью песни, ватман с изображением дерева, цветные яб-

                           лочки из бумаги.

                                          Ход занятия.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

    - Здравствуйте, дорогие друзья, я очень рада вас видеть на нашем занятии. Я хочу, чтобы тему нашего занятия вы сказали мне сами. Для этого вы должны  все вместе отгадать загадки.

        Кто в этом мире так велик,

        Чья слава выше звёзд?

        Не сомневаясь ни на миг,

        Мы говорим…(Христос)

        Кому на свете равных нет?

        Кто миру свет принёс?

        Кто царь царей: один ответ!

        Так кто же он?...(Христос)

        Кто добровольно шёл на крест

        И сам свой крест понёс?

        Кто был распят, затем воскрес?

        Конечно же…(Христос)

        Кого Отец на небеса

        Божественно вознёс?

        Кто и сегодня чудеса

        Являет нам?...(Христос)

-Так о ком мы будем говорить сегодня? Тема нашего занятия: «Для чего Бог пришёл к людям. Христос Спаситель». (Слайд 1)

3. «Крестословица»

 - Но прежде чем перейти к новой теме, я предлагаю вам восстановить в памяти тему предыдущего занятия и разгадать кроссворд.

1.Река, в которой крестился Иисус Христос.

2.Имя человека, который крестил Христа.

3.Город, где родился Спаситель.

4.Пещера, в которой родился Спаситель.

5.Первое таинство христианина.

-Молодцы! Вы всё правильно угадали.

4.Рассказ учитель по теме.

После Крещения Иисус Христос 3 с половиной года ходил по городам и селениям, рассказывал  людям о Царствии небесном  и о грядущем спасении. Он учил верить в Бога, молитвенно обращаться к нему со смирением и надеждой на получение просимого, любить Его больше всех на свете, всегда надеяться на Его милосердие. Но главным предметом Его проповедей был Он сам. Он призывал людей поверить, что именно Он- обещанный миру Спаситель.

Чтобы людям было понятно воспринимать его слова, Иисус рассказывал им притчи.

Словарь: притча- небольшой иносказательный  поучительный рассказ.

  Однако, не все люди верили Христу. Было немало злых людей, особенно из начальников и старейшин народа, которые не любили Его, завидовали Ему и даже хотели погубить. В чём же была причина их вражды на Христа? Почему они завидовали Ему?

    Это происходило потому, что они были очень гордыми. Обличая эту тяжёлую болезнь человеческой совести, Христос рассказал притчу о мытаре и фарисее.

Рассматривание картины.

- Как вы думаете, где фарисей, а где мытарь?

-Фарисей был очень религиозным. Его можно было часто увидеть в синагоге на самом почётном месте, он проводил большую часть своей жизни, следуя точным предписаниям иудейского закона. Он считал, что все вокруг должны были уважать его за такую благочестивую жизнь. Одевался он так, чтобы все могли признать в нём религиозного лидера. На головной повязке у него на лбу прикреплялась коробочка с выдержками из Св.Писаний.

Мытарь по профессии был сборщиком податей, денег в казну. Большинство сборщиков податей были обманщиками, и народ презирал их.

Слушание притчи о мытаре и фарисее (аудиозапись):

Два человека пришли в храм помолиться: один был фарисей (иудей, старавшийся исполнить все правила закона пророка Моисея), а другой – мытарь (собиратель налога в пользу римлян, презираемый за то людьми).
Фарисей молился так:
– Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как этот презренный мытарь. Я соблюдаю пост, отдаю десятую часть доходов храму.
Мытарь же стоял у порога храма, он не смел даже поднять глаз и бил себя в грудь, сокрушаясь о своих грехах, плача и повторяя:
– Боже! Будь милостив ко мне грешнику!
Господь сказал ученикам, что для Бога угоднее молитва смиренного мытаря, который плакал о своих прегрешениях, а не гордого фарисея.

Беседа по содержанию притчи (текст притчи распечатан, лежит на партах)

- Прочитайте как молился фарисей. Как он себя вёл?

- Это была молитва или хвастовство?

- Как молился мытарь? Чего он просил у Господа?

- Кого оправдал Христос? Чью молитву он услышал?

- Какое качество проявил мытарь при покаянии?(смирение)

- Какое качество проявил фарисей? (гордость)

- Чему учит нас с вами эта притча?

- Выберите из данных золотых правил то, которое подходит к данной притче.

(Дети выбирают 4 правило)

5. Игра «Выбор»

- Итак, мы с вами назвали 2 качества, которые могут быть у каждого человека. Одно из них хорошее качество смирение. Давайте назовем, когда мы бываем смиренными. Если моё утверждение верное, то вы  показываете мне солнышки(сигнальные карточки), если моё утверждение неверно, то вы ничего не показываете.

Смиренными мы бываем, когда:

 Исполняем волю своих родителей с радостью.

Показываем ясно, что дело, которое нам поручили, нам очень неприятно.

Осуждаем товарищей.

Когда препираемся с родителями.

Когда спорим, доказывая, что выполнили задание лучше, чем товарищи.

Когда принимаем замечания старших с благодарностью.

-Итак, смирение- это качество мирного, скромного отношения к людям. Это качество доброго человека, человека, который делает доброе дело.

Поэтому хорошее качество, которое проявляется в добром деле, называется добродетель.

- А вот противоположное качество было у фарисея. Какое? (Гордость)Гордость- это качество самопревозношения  человека, который всех ставит ниже себя. Если человек поступает так, как поступил фарисей, он совершает плохой поступок, который христиане называют грехом.

- Приведите примеры грехов в жизни. Мы должны знать, что существуют несколько очень значительных плохих качеств(грехов), с которыми каждому человеку следует бороться.

6. Работа в группах.

(Класс делится на несколько групп. Каждой группе даётся карточка, в которой перемешаны добродетели и грехи. Необходимо слова распределить на 2 группы. Затем проводится проверка.)

- Какие качества вам больше нравятся? Почему?

- Прочитайте высказывание Л.Н. Толстого.

- Как вы понимаете эти слова. Нравится ли вам надменные, высокомерные люди, которые любят только себя?

-От гордого человека веет холодом. И мне тоже стало немного холодно.

Давайте растопим лёд.

Физминутка «Только добротой сердец» (под музыку дети выполняют движения)

Есть на свете мудрость золотая

И она понятней с каждым днём,

Что свечу однажды зажигая

От людей не прячут под стеклом.

Чтоб она светила всем, кто рядом,

Согревая души и сердца,

Чтоб дарила людям свет и радость до конца.

Только добротой сердец

Этот мир согреть мы сможем с вами,

Только добротой сердец,

Добрыми делами и словами.

И среди планет и звёзд

Этот шар земной вращаться будет,

До тех пор пока сумеют дюди

Отдавать тепло сердец.

7. Закрепление по теме.

- Давайте вспомним библейскую историю о том, как появился в мире грех.

- Как люди жили в раю? За что Господь изгнал их из рая? Какой грех совершили они?

-Адам и Ева совершили грех. Все их потомки стали предрасположены к греху. Грех глубоко поселился в людях. И с ним необходимо постоянно бороться. В Священном писании рассказывается, что у каждого человека есть ангел Хранитель, и он помогает бороться с грехами.

   Иисус Христос всегда, прежде всего, обращался к Богу, теми же словами, какими, обращался мытарь: «Господи, помилуй меня грешного». То есть, прости, в чём я поступил плохо и помоги исправиться. Христиане знали, что без помощи Бога преодолеть грех полностью невозможно. Вот об этом и рассказывается в истории о мытаре и фарисее.

- Так для чего же Иисус пришёл в наш мир? (спасти нас, помочь избавиться от грехов, сделать мир и нас лучше и т.д.)

8. Обсуждение иконы .

- Перед вами редкая икона «Небесная лестница восхождения к Богу» , относящаяся к 17 веку, хранится в Синае. Это некая шкала добра и зла, добродетелей и грехов. Посмотрите, вверху находится Господь и всё хорошее, светлое, связанное с ним, а внизу - находятся силы зла и всё греховное. По этой лестнице идут люди- это мы с вами. Если мы совершаем добрые поступки, то идём вверх к Господу, а если творим зло, то падаем в пропасть. Задумайтесь, а где, на какой ступеньке находитесь вы?

9. Работа в парах.

- Давайте вспомним притчу, с которой мы познакомились на нашем занятии.

Вам необходимо на месте пропусков вставить слова: фарисей или мытарь.

Два человека помолиться

Пришли в один из давних дней,

Один был сборщик дани___________,

Другой – почтенный ______________ .

Стоял в сторонке скромно __________.

Свои грехи он вспоминал

И «Боже , милостив мне буди!»

Лишь с покаянием шептал.

А ___________ молился гордо,

Что не такой как___________ он,

Что лучше мытаря он- твёрдо

Тот__________ был убеждён.

Потом ушли они из храма,

Не поняли в душе своей,

Что ___________ более оправдан

Пред Господом, чем______________.

(Проверка. На слайдах появляются нужные слова.)

10. Подведение итога занятия. Творческая работа.

- Так для чего же Иисус пришёл к нам  в мир? Почему мы называем его Спасителем?

- Ребята, я очень хочу, чтобы те добродетели, о которых мы сегодня говорили поселились в ваших сердцах и делах, а грехи постепенно уходили прочь. Я предлагаю вам выполнить следующую творческую работу. У вас на партах лежат разноцветные яблочки. Напишите самые важные добродетели, которые должны быть у каждого человека.

Дети украшают древо  плодами с написанными на них добродетелями. Звучит музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по Основам православной культуры "Крещение Господне" 2 класс

конспект  урока по основам православной культуры во 2-м классе. Авторская программа А.В.Бородиной. Позволяет познакомить детей с евангельскими событиями, повышать культуру, расширять кругозор, зн...

Факультативное занятие по "Основам православной культуры" для учащихся 2 - ых классов Тема занятия: "Добрые и злые люди"

Методические указания  и презентация к занятию по теме предмета "Добрые и злые люди"...

Разработка кружкового занятия по основам православной культуры в начальной школе "Весенние радости. Благовещение."

Данный материал  знакомит учащихся с православным праздником Благовещением, с традициями и верованиями этого праздника....

Конспект занятия по основам православной культуры по теме "Иконы"

Данный конспект занятия может быть использован педагогами как на уроках ОРКСЭ (модуль "ОПК"), так и на занятиях внеурочной деятельности в классах казачьей направленности- кружка "Основы православной к...

Занятие кружка "Основы православной культуры" по теме: Всемирный потоп

Занятие знакомит детей с библейской историей о всемирном потопе....

Внеурочное занятие по Основам православной культуры с детьми 4 класса по теме «Иллюстрация к стихотворению «Солнышко»

Внеурочное занятие с детьми 4 класса, часто проводятся в игровой форме.В данном занятии игры нет, но дети с большим удовольствием включаются в работу и стараются принести домашнее задание до следующег...

Внеклассное занятие по основам православной культуры "Человек рожден для добра"

Внеклассное занятие по ОПК проводилось в рамках недели православной культуры в школе-интернате. Данное занятие направленно на формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению,...