Разработка кружкового занятия по основам православной культуры в начальной школе "Весенние радости. Благовещение."
план-конспект занятия (1 класс) по теме
Данный материал знакомит учащихся с православным праздником Благовещением, с традициями и верованиями этого праздника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_udodovoyt.v.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковое занятие по курсу «Основы православной культуры» в 3 классе.
Учитель МБОУ СОШ № 2 Удодова Татьяна Викторовна
Тема: Весенние радости. Благовещение.
Цель: познакомить учащихся с основными событиями праздника, раскрыть его смысл.
Задачи: обучающий аспект: продолжать формировать понимание смысла Евангелия через изучение евангельских событий, познакомить с иконой Благовещения Пресвятой Богородицы, с благовещенскими обычаями на Руси.
развивающий аспект: обогащать словарь школьника новыми словами культурологического значения, развивать речь учащихся. воспитывающий аспект: воспитывать любовь к матери и отцу, любовь к близким, прививать любовь к труду, пробуждать интерес ж изучению истории православной культуры.
Оборудование: мультимедиа, шаблоны птичек, раздаточный материал с пословицами и закличками.
Ход урока. 1.Организационный момент
(Звучит музыка Грига «Утреннее настроение». На фоне музыки учитель читает стихи)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-Бегут и будят сонный брег
Бегут и блещут, и гласят.,.
Они гласят во все концы
- Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы
Она нас выслала вперёд..,
Весна идёт, весна идёт, 2.Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о весенних радостях.(слайд 1)
З.Вступительная беседа с элементами рассказа. - Кто из вас любит весну? А за что?
-Весной есть особенный день. Это день 7 апреля. В этот день на Руси отмечается православный праздник Благовещения, Что же это за праздник? (слайд 2) Давайте вслушаемся в слово Благовещение. Произнесите это слово вполголоса. Что означает это слово? (благая весть) .Приведите примеры радостной, благой вести из вашей жизни.
- И сегодня в конце урока я хочу, чтобы вы ответили мне на вопрос: какая
весть стала благой для всех людей, живущих на земле.
- 4.Работа но теме урока. А)Беседа (слайд 3) Прочитайте слова ..выделенные зелёным цветом. (Благо, благовещение,
благодать, благословенна) - Что общего у всех этих слов?(однокоренные слова, родственные слова)
-Какой же корень у всех .этих слов? (благо)
-А ещё какие это слова? (добрые)
-Вы сказали слово доброта ,и я сразу невольно вспомнила самого близкого мне человека- мою маму. А для вас кто самый близкий для вас человек? (слайд 4. Икона Пресвятой Богородицы)
- Скажите, а чья это мама? (Иисуса Христа)
-А как зовут Её?(Дева Мария, Богородица, Матерь Божия)
- Послушайте мой рассказ о Пресвятой Богородице.
Б)Рассказ учителя.
-Всё своё детство Дева Мария жила при храме. Она была посвящена Богу. И когда ей исполнилось 14 лет, священники поручили её заботам дальнего родственника, почтенного старца Иосифа (слайд 5)
Пресвятая Дева переселилась жить в его дом и жили они в маленьком городе Назарете, (слайд 6) И вот однажды, когда Мария была одна, ей явился в образе голубя Святой Дух, вместе с ним архангел Гавриил .Он приветствовал, её такими словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобой. Благословенна ты в жёнах». Мария смутилась, она не понимала, что означает это приветствие. Архангел продолжал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела Благодать(милость)у Бога. У тебя родится Сын и ты назовёшь его Иисус. Он будет велик. И назовётся Сыном Всевышнего». Мария со смирением ответила: «Я- раба Господня; да будет мне по слову твоему».
- Вот это и была Благая весть. Весть о том, что у Марии родится Спаситель
мира. И принёс эту весть архангел (старший ангел) Гавриил.
В)Рассматривание иконы «Благовещение»(слайд 7) - Кто изображён на этой иконе?
-Какую весть принёс Деве Марии архангел?
Г)Рассказ о Благовещенском соборе Московского Кремля.
(слайд 8)
- Символом праздника Благовещения является Благовещенский собор
Московского кремля. Посмотрите, как он красив. Он был построен ещё в 14
веке при князе Дмитрии Донском .Много раз он разрушался, его сжигали, но
вновь и вновь поднимался он к небу стараниями умелых человеческих рук.
Физминутка
Прекрасно всё на небе(руки вверх). Прекрасно на земле(руки вниз). Прекрасно всё вокруг меня(руки в стороны) .Прекрасно всё во мне(руки сложить на груди) . Д)Работа с пословицами (карточки на парте)
- Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы выполнили следующую творческую
работу. Возьмите карточку зелёного цвета. Там написаны 3 пословицы.
Прочитайте их и выберите ту, которая подходит к теме нашего урока.
Карточка.
- Без первой ласточки весна не обходится.
- На Благовещение птица гнезда не вьёт, а девица косу не плетёт.
- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
-Какую же пословицу выбрали вы? (2)
(слайд 9)
- Как вы думаете, а почему так говорят в народе?
Е)Обычаи на Руси.
-В этот день грехом считалось не только работать, но и выполнять мелкие хозяйственные дела. В этот день люди шли в храм. Несмотря на Великий пост, богослужение праздника Благовещения отличается особенной красотой и торжественностью. Храмы убираются голубыми облачениями, священнослужители облачены в голубые ризы. Голубой цвет- это символ Пресвятой Богородицы.
- А еще в этот день на Руси был обычай: выпускать птиц на волю,
(слайд 10, Звучит музыка с пением птиц.)
В связи с этим многолюдно было перед праздником на птичьих рынках. Родители отправлялись туда вместе с детьми, чтобы купить птиц, и в праздник Благовещения после службы в храме, выпустить их на волю. Посмотрите на слайд. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II выпускает птицу. А какую птицу он выпускает? (голубя) А почему именно голубя?(голубь- символ мира, символ Святого Духа) Верно, а ещё птицы- это вестники, которые приносят нам различные вести. И люди с радостью выпускали в этот день птиц на волю.
Ж) Чтение рассказа Шмелёва «.Благовещение»
- Давайте прочтём отрывок из рассказа русского писателя Шмелёва
«Благовещение». А после прочтения вы ответите мне на вопрос: какие же
чувства испытывал мальчик, выпуская птиц на волю? (слайд 11)
-Верно, ребята, мальчик испытывал огромную радость..
3) Творческая работа «Укрась птичку»
- Ребята, а вам не захотелось выпустить свою птичку в небо?
-Но нет у нас живых птиц. Давайте выпустим наших разноцветных птиц. Но прежде нужно приготовить их к полёту, Без чего птица не может летать?(без крыльев). Давайте приклеим ей крылья и украсим её. (Дети берут птичек из цветного картона и приклеивают им крылья, рисуют глазки, клюв, хвостик) -А теперь возьмите своих птичек в руки, положите их на ладошки, закройте глаза и мысленно пошлите птичек в полёт. И пошлите добрые пожелания своим близким.(3вучит музыка с пением птиц .Слайд 12)
- Этих птиц я оставляю вам на память о нашем уроке.
И) Беседа по картине А.Г. Венецианова «На пашне. Весна»
(слайд 13)
-Наступила весна. Всё оживает и обновляется в природе после долгой зимы.
Теплее светит солнце, тает снег, длиннее становится день. И люди выходят
на поля- сеять зерно, пшеницу. Скоро и вы, дорогие мои, будете помогать
своим близким и родным в поле.
И в праздник Благовещения люди обращались к Божьей Матери и к
архангелу Гавриилу с просьбой о хорошем урожае. Давайте ж мы с вами обратимся к ним с просьбой о хорошем урожае.
-Возьмите карточку белого цвета и прочитайте про себя народную закличку
Матерь Божья!
Гавриил Архангел!
Благовестите, благоволите,
Нас урожаем благословите:
Овсом да рожью,
Ячменём., пшеницей
И всякого жита сторицей!
(Читает учитель, затем несколько учеников, затем весь класс хором) Словарная работа.
Жито- всякий хлеб в зерне или на корню. Сторицей- во много раз больше.
-Чего же просили люди у Божьей Матери и у архангела? 5. Закрепление материала. Кроссворд.
- Ребята, вы сегодня замечательно, работали, Скажите, а вы умеете
разгадывать кроссворды? Но сегодня у нас будет необычный кроссворд, а
кроссворд по теме нашего урока.
(слайды 15-20)
1 .Имя архангела, принёсшего Деве Марии благую весть.
2.Милость Божья.
З.Имя старца, которому была поручена Дева Мария.
4. Церковный праздник, отмечаемый 7 апреля,
5.Старший ангел.
- Молодцы, ребята, все слова в кроссворде вы угадали.
6.Подведение итога урока. - Что же такое Благовещение?
-Что обозначает это слово?
-Какая же весть стала благой (доброй)для всех людей, живущих на земле, помните я задала этот вопрос вначале урока?
- Итак, мы с вами сегодня познакомились с весенним праздником
Благовещения, с обычаями этого праздника. И в этот день по всей Руси
звучат колокола. (Слайд последний с колокольным звоном)
И я думаю, что 7 апреля вы обязательно сходите в храм. И, может быть, кто-то из вас выпустит живых птиц на волю. Я желаю, чтобы в вашей жизни были только благие вести! Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативное занятие по "Основам православной культуры" для учащихся 2 - ых классов Тема занятия: "Добрые и злые люди"
Методические указания и презентация к занятию по теме предмета "Добрые и злые люди"...
Методическая разработка урока по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе по теме "Монастырь"
Данная методичсекая разработка урока может быть использована в преподавании курса ОРКСЭ в 4 классе по теме "Монастырь"....
Методическая разработка урока по курсу: ОРКСЭ Модуль: «Основы православной культуры» Учителя начальных классов Тур.Т.Г.
Предмет: ОРКСЭ , модуль «Основы православной культуры»Класс: четвертыйТип урока: открытие новых знанийТема: Христианская семьяТехнологии: технология деятельностного метода обучения, технология ...
Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" по теме "Защита Отечества"
Данная методическая разработка предназначена для учителей преподающих предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учебное занятие предусматривает обогащение культуры школьников,...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание
Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...
Методическая разработка уроков ОРКСЭ (Модуль «Основы православной культуры») для учащихся 4 класса на тему: «Святые Земли Русской»
Методическая разработка уроков ОРКСЭ «Святые Земли Русской» представляет собой серию уроков для учеников 4-ых классов, посвященных известным православным Святым: С...