Профилактика ПАВ в младшем школьном возрасте.
материал (3 класс) по теме

Вожжова Виктория Александровна

Профилактика ПАВ в младшем школьном возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика ПАВ у младших школьников.

Работа с младшими школьниками по предупреждению табакокурения, алкоголизации и употреблению наркотиков имеет свою специфику, определяемую, с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, сравнительно небольшая нагрузка, возможность осуществлять воспитание учащихся в тесной связи с обучением и т.п.), а с другой - психологическими особенностями младших школьников. В связи с этим следует учитывать следующие факторы, определяющие особенности профилактической работы с учащимися начальных классов.


Учитель - непререкаемый авторитет для младших школьников. Поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся. Негативное мнение учителя о курении, приеме алкоголя и наркотиков особенно среди подростков и молодежи, должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на авторитетные для ребенка мнения.


Младшие школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: "хорошо - плохо", "правильно - неправильно", "плохой человек - хороший человек" и т.п.


Поэтому все, связанное с вредными привычками, в том числе табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, должно в сознании ребенка облачаться в "одежды темного цвета", противопоставляться всему светлому, доброму, приятному, полезному.


Образность мышления ребенка позволяет ему увидеть то, что говорит учитель, взрослый, более ярко, фантастично, сказочно.


Стимуляция представлений ребенка - важный элемент его воспитания и развития. Рассказывая младшему школьнику о чем-то, учителю, родителю надо периодически делать паузы, давать ученику возможность самому представить тот или иной образ.


Склонность ребенка к игре обусловливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления ПАВ.


Большая, чем у старшеклассников, связь младших школьников с родителями определяет возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к употреблению ПАВ.


У учащихся младших классов почти отсутствует ощущение определенной "разорванности" картины мира, к которому приводит свойственная основной и старшей школе предметная разобщенность. Поэтому учителю, родителям предоставляется больше возможностей связать курение, как и другие вредные привычки, со всем, что воспринимается ребенком в негативном контексте.


            Общими чертами младших школьников являются: восприимчивость, внушаемость, податливость, большая подражаемость, любознательность, которые в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия алкоголизации, табакокурения, или даже способствовать формированию установки на "престижность" потребления табака и алкоголя с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым как бы уравнять себя с недоступным ранее взрослым.

           Неуспешная учебная деятельность, конфликтные отношения с учителем и низкий статус в классе приводит к депривации  потребности в признании, что вызывает к жизни неадаптивные защитные механизмы. При пассивном типе поведения появляются замкнутость, лень, апатия, уход в фантазии. При активном поведении защита может оборачиваться агрессией, компенсируя школьную  неуспешность в других сферах, в том числе в асоциальной деятельности.

             К концу обучения в начальной школе в классе могут образовываться группы детей (чаще мальчиков), которые утверждают себя через некоторое противостояние требованиям и мнению учителя. В этом возрасте детей уже начинает интересовать все, что связано с табакокурением, наркотиками. Это выступает как запретный и неизвестный мир и, как все незнакомое и запретное, вызывает особое любопытство.

         Немаловажным фактором приобщения к вредным привычкам может стать и то обстоятельство, что младшему школьному возрасту присущ так называемый этап естественного саморазрушающего  поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Главным образом это касается мальчиков. Ребенок с удовольствием демонстрирует "чудеса храбрости": не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, забирается на крышу, совершает множество других "подвигов". В том случае, если у ребенка недостаточно сформированы функции самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение.

          Предупреждение табакокурения и алкоголизма у детей младшего школьного возраста, основанное на разъяснении вредных последствий для организма, затруднено отсутствием у детей базисных знаний из области анатомии и физиологии человека, поэтому у них складывается абстрактное, личностно незначимое отношение к курению и приему алкоголя. Это обусловливает определенные требования к первичной  профилактике вредных привычек. Например, чтобы сообщить детям о вредном воздействии табачного дыма на дыхательную систему человека, необходимо в образной и доступной форме объяснить, как функционирует эта система и почему ее нужно беречь, и не стремиться раньше времени предлагать учащимся информацию, которую они будут подробно изучать в последующих классах.

Целью первичной профилактики является создание системы информационно -  пропагандической работы с родителями, детьми по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.

        Задачи первичной профилактики употребления ПАВ:

Развитие социальной и личностной компетентности:

способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;

формировать у детей психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;

повысить самооценку детей;

сформировать установку «ведение здорового образа жизни».

Выработка навыков самозащиты:

формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ;

информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.

Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:

Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;

Сформировать навыки регуляции эмоций.

Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

                                Основные направления работы.

Информирование и просвещение учеников, их родителей и других значимых лиц.

Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ, интерактивных форм работы с участниками программы.

Проведение творческих мероприятий по профилактике ПАВ.

Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.

Содержание работы.

        Первичная профилактическая работа состоит из двух блоков.

Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности, при условии внесения изменения содержания изучаемых предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, ОБЖ, классных часов, на родительских собраниях, а так же в рамках специальных образовательных программ. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера.

Практический блок

Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей:

тренинги, практические семинары,

родительские  собрания и конференции,

игровые занятия,

ролевые игры,

спортивные соревнования,

праздники здоровья,

выпуск плакатов о здоровом образе жизни,

выставки творческого самовыражения: сочинения, рисунки, поделки,

 использование наглядных пособий,

 индивидуальные консультации среди детей, педагогов и родителей.




Таким образом, основные задачи предупреждения развития вредных привычек у младших школьников - разъяснение пользы от физкультуры, закаливания организма, ведения правильного здорового образа жизни и несовместимости с этим употребления ПАВ, а также рассмотрение причин курения взрослых и вреда от пассивного курения.

План мероприятий, направленных на профилактику ПАВ в младшем школьном возрасте.

 

Дата

проведения

Мероприятие

Ответственные

сентябрь

Беседы о вредных привычках ( по классам) «Если хочешь быть здоров», «Полезные и вредные привычки», «Что такое хорошо и что такое плохо»

Кл. рук.

1-4 класс

сентябрь

Спортивные состязания. Марафон игр.

Кл.рук, Вожжова В. А., уч-ся 1-4 кл.

октябрь

Тренинг  «Всё в твоих руках»,

Кл. рук.

ноябрь

Кл. час. Сказка о черных братьях (алкоголь, никотин, наркотик)

Кл.рук. 1-4 кл.

ноябрь

Конкурс рисунков «НЕТ вредным привычкам!»

Кл.рук., Вожжова В. А.

декабрь

Подвижные игры на свежем воздухе. Ролевая игра: «Умей сказать — нет!»

Кл.рук., Вожжова В. А.

январь

Праздник чистоты и порядка. Игра «Осторожно, это враги!»

Вожжова В. А.

февраль

Спортивные соревнования «Сильные, ловкие, умелые»

Мочалова М. В., Моисеенко С. А.

март

Презентация «Ступени, ведущие вниз»

Кл.рук. 1-4 кл.

март

Инсценировка  «Вредные привычки – не мои ли вы сестрички»

Вожжова В.А., кл.рук.

апрель

Групповая дискуссия «Вот задачка для ребят – кто же в этом виноват»,

Вожжова В. А., кл. рук. 3-4 кл.

апрель

Спортивные игры. Веселись играй, да дело знай.

Вожжова В. А, кл.рук. 1-2 кл.

май

Праздник Здоровья. В гостях у витаминов.

Вожжова В. А., кл рук.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методическое пособие создано в помощь   педагогам, занимающимся проблемами профилактики   дорожно-транспортного травматизма с  детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

Формы работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике ДДТТ в ЛОЛ

Каникулы -  это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естествен...

Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"

     Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы м...

Методическое пособие к программе дополнительного образования "Профилактика нарушений осанки и плоскостопия" для детей младшего школьного возраста.

В  методическом пособии представлен большой теоретический и практический материал по профилактике осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Даны характеристики правильной осанки,...

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми младшего школьного возраста.

В данной методической разработке отражена система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми младшего школьного возраста, определены основные направления работы в этом ...

Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

Профилактика осанки у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Профилактикой осанки у детей родителям надо заниматься ещё до поступления в школу. Продолжать эту работу на протяжении всего школьного обучения.  Учитель " в одиночку" не справится с этой проблем...