Программа воспитания
рабочая программа по теме
Программа воспитания "С чего начинается Родина" (1-4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya.docx | 25.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания
«С чего начинается Родина»
Выполнила: Зубова Т.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 г. Навашино
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.
Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Патриотизм присущ всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и патриотическую обязанность по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.
Вместе с тем патриотизм - это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по- разному. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, селу, городу; и только, взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне.
Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в обществе, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного поведения. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение. Поэтому на основе систематизации чувственных образов можно управлять процессом возникновения и формирования патриотических чувств у детей.
Краткая характеристика класса
2 «Б» класс- это дети 2002- 2003 года рождения, которые поступили учиться в школу в 2009году. Занимаются дети по УМК «Гармония». В классе 17 человек: 7– девочек и 10 мальчиков. 2 человека 2002 года рождения, а основная масса – это дети 2003 года рождения. Дети имеют неплохую учебную мотивацию, конечно, по их возрасту, с преобладающими внешними атрибутами, но уже формируется и внутренняя мотивация. Учатся многие дети с желанием, среди любимых предметов выделяют: математику, окружающий мир, чтение.
Углубленный медосмотр проходил перед первым классом, по медицинским картам показатели здоровья следующие:
I гр.- 10 человек
II гр.- 7 человек
III гр.- нет
Есть в классе дети с ослабленным здоровьем, многие подвержены частым простудным заболеваниям. Следовательно, необходимо родителей нацеливать на проведение закаливающих процедур и повышение иммунитета. Для снятия мышечного напряжении и утомляемости глаз на каждом уроке проводятся физкультминутки.
Ребята доброжелательны, открыты, легко идут на контакт, готовы с удовольствием участвовать в различных мероприятиях как в классе, так и в школе.
Ряд ребят проявляют лидерские качества. В классе есть дети, склонные к асоциальному поведению. Их необходимо постоянно держать под контролем. По темпераменту ребята, в основном гиперактивны, хотя и есть дети с замедленным темпом деятельности. Большинство ребят послушны и открыты для положительного воздействия.
Обоснование выбора темы воспитательной программы
В результате мониторинговых исследований было выявлено, что дети очень мало знают о родном крае, его историческое прошлое, культурное наследие. Исходя из уровня воспитанности, видно, что у детей необходимо развивать патриотическое сознание уже с начальной школы с учётом возрастных особенностей.
События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.
Цель воспитательной программы:
Создание условий для формирования патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовность к выполнению гражданского долга с учётом возрастных особенностей учащихся.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
-развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности;
- расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
- изучение национальной культуры, народного искусства:
- привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ: сохранять и развивать чувство гордости за свою страну.
Ожидаемые результаты
Реализация программы патриотического воспитания «С чего начинается Родина»:
- содействует решению проблемы формирования духовно- нравственных и патриотических ценностей у учащихся;
- повысить интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;
- заложит основные моральные ценности, нормы поведения;
- даст основы правовых знаний;
- повысит взаимодействие с родителями
Реализация программы идёт по пяти направлениям:
историко-краеведческое,
семейное,
литературно-музыкальное,
физкультурно-оздоровительное,
гражданско-патриотическое
Семья и школа как партнеры
Направления работы с родителями:
Установление и поддержка постоянной связи с родителями.
Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.
Привлечение родителей к организации работы с классом.
Работа с родителями
Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:
полное взаимопонимание и согласованность действий;
постоянный контакт с родителями;
опора на положительные черты в каждом ребенке.
Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Родительское собрание | октябрь | Кл. рук. |
2. | Родительское собрание | январь | Род. комитет Кл. рук. |
3. | Родительское собрание | апрель | Кл. рук. |
4. | Родительское собрание (по плану) | май | Кл. рук. |
5. | Анкетирование родителей (по плану) | Сентябрь - май | Кл. рук. |
6. | Оказание помощи в подготовке и проведении заседаний родительского комитета: Совместно с классным руководителем составление плана работы на год; Организация помощи нуждающимся детям и семьям; Организация питания детей на уровне класса; Анкетирование родителей с целью выяснения их претензий, советов, предложений школе; | В течение года | Кл. рук. |
7. | Проведение индивидуальных консультаций родителей | еженедельно | Кл. рук. |
8. | Участие родителей в совместных делах класса: Проведение экскурсионно-туристической работы; Организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях; Организация и участие в однодневных походах; Оказание помощи и участие во внеклассных мероприятиях; Помощь в оформительской работе | ежемесячно | Родительский комитет |
9. | Посещение семей с целью изучения бытовых условий проживания детей (по списку) | В течение года | Кл. рук. Род. ком. |
10. | Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего оздоровительного лагеря | Май | Кл. рук. |
11. | Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты | Май - июнь | Род. комитет |
Формы работы с родителями
Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.
Групповые формы работы с родителями:
организационные
тематические
итоговые
родительский клуб «Готовим ребенка к школе»
Индивидуальные формы работы с родителями:
беседы с родителями
консультации (групповые и тематические)
посещение семьи
Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:
различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);
семейные праздники и традиции, конкурсы.
Изучение состояния и эффективности
воспитательного процесса в классе
Диагностика
Проблема изучения | Средства изучения | |
Ребенок в семье | 1.Самодиагностика рисуночные (тесты для учащихся) «Обеденный стол» «Прогулка по лесу» Анкетирование родителей «Общение в семье» 2. Тест для родителей «Кто вы своему ребенку» | 2 класс 3 – 4 класс |
Состояние межличностных отношений | Самодиагностика «Урок физкультуры» Рисуночный тест «Солнце, тучка, дождик» Анкетирование «Мои друзья» Ролевая игра «Планета друзей» (Н. Ф. Дик) «Необитаемый остров» Анкета «Жизнь в классе» | 2 класс 2 класс 3 класс 4 класс 4 класс |
Состояние духовно-нравственных качеств личности учащегося | 1.Наблюдение кл. рук. 2.Анкета для родителей «Характер ребенка» 3. «Что на сердце у меня» 4. Наблюдение «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося» (Малякова Н. С., журнал «Классный руководитель» №5 2005г.) | 2 класс 2 класс 2 класс 2-4 класс |
Сформированность коллектива класса | Анкета «Мой класс» «Аукцион» «Мультфильм о нашем классе» | 2 класс- 4 класс |
Система ценностных ориентаций | Рисуночный тест «Настроение» «Краски» Ранжирование учебных дисциплин Школа будущего Анкета «Определение преобладающих мотивов учения» Л. А. Махновец | 2 класс 2 класс 3 класс 2-4 класс |
Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе | 1.Методика Е. Н. Степанова Анкетирование родителей Анкетирование «С желанием ли я иду в школу» 3. Взаимодействие семьи и школы (Степанова Т. Ф., журнал «Классный руководитель» №5 2005г.) 4. Анкета для учащихся «Расскажи о школе» | 2- 4 класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.
Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...
Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...
Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)
Цель воспитательной программы – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...
Рабочая программа по немецкому языку с2 по 4 классы с программой воспитания
Процесс овладения иностранным языком на уровне начального общего образования внесет свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступны...