методическая разработка занятия "Планета гимназия"
методическая разработка (4 класс) по теме
изготовление экспресс- газеты "Планета Гимназия".
Обобщение и расширение знаний о гимназии как экосистеме путем включения воспитанников четвертого класса в коллективное творческое дело по изготовлению экспресс - газеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_planeta_gimnaziya.docx | 45.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственная общеобразовательная школа - интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю.А. Спиридонова
Методическая разработка.
Конспект занятия по теме:
экспресс- газета
«Планета Гимназия»
Работа выполнена Киневой Н.А.
Сыктывкар, 2012 год
Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают все человечество. Но именно в нашей стране они становятся особенно угрожающими. Загрязняется все: воздух, воды, почва. И это, в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств. Дети младшего школьного возраста особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы, формировать ответственное отношение к ней, и чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. Поэтому экологическое воспитание – это прежде всего формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы, что способствует здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека.
Актуальность — Воспитанники проживают в условиях интерната четвертый год, гимназия для них стала по- настоящему вторым домом. Каждый день дети наблюдают за низким уровнем экологической культуры воспитанников гимназии: многие бросают мусор мимо урны, выкидывают еду из окон интерната, складируют пакеты с мусором в комнатах, в коридорах и комнатах горит свет в отсутствие детей и т.д. Поэтому особо актуальной является задача правильного формирования отношения детей к природе, развития способности предупреждать негативные экологические последствия, а также расширение представления о гимназии как экосистемы. В связи с этим возникла необходимость обобщить и расширить знания о гимназии как экосистеме путем включения воспитанников в коллективное творческое дело по изготовлению газеты для воспитанников гимназии.
Занятие проводится для воспитанников 4 класса Гимназии искусств при Главе Республики Коми.
Воспитанники четвертого класса – младшие школьники 10 лет. Для этого периода свойственны следующие новообразования:
- утрачивается детская непосредственность;
- происходят изменения в познавательной сфере. Память приобретает ярко выраженный произвольный, осмысленный характер;
- активно развивается мотивационно- потребностная сфера и самосознание ребенка;
- стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников;
- развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей, внутренний план действий, произвольность, самоконтроль.
- развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости);
- формируется способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах;
- эмоциональные переживания приобретают всё более обобщённый характер;
- мышление приобретает обобщённый и абстрактный характер;
- развивается воля;
- качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми — учителем и родителями.
В этом возрасте школьникам свойственны любознательность и эмоциональная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Как и у дошкольников, преобладающим является эстетический мотив, однако в большей части ответов младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: "Растения всех радуют"; "Они нам нравятся", "Украшают город"; "Делают нашу жизнь красивой»... В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: "Я сделал плохо, когда был маленьким"; "Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь". Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую не точно.
Итак, если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что это возраст активного формирования мировоззрения человека.
Возрастные особенности обусловливают выбор формы проведения занятия: коллективное творческое дело по изготовлению экспресс - газеты.
В условиях деятельности гимназии искусств данная форма организации деятельности - неотъемлемая часть воспитательного процесса, так как режим группы продленного дня для детей, проживающих в черте города, и проживание иногородних в интернате создает большие возможности для организации и проведения коллективных творческих дел.
Следует заметить, что КТД играет ведущую роль в развитии определенных звеньев гражданского отношения к жизни. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость использования КТД во внеурочной деятельности.
Данное мероприятие является промежуточно – итоговым в череде занятий по формированию экологической культуры в рамках реализации подпрограммы«Экологическая культура» с воспитанниками 4 класса.
В ходе данного занятия развиваются личностные, познавательные (общеучебные, логические), регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Тема: «Планета ГИМНАЗИЯ»
Цель: Обобщение и расширение знаний о гимназии как экосистеме путем включения воспитанников четвертого класса в коллективное творческое дело по изготовлению экспресс - газеты.
Задачи:
актуализировать знания о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
формировать представление об энерго – тепло - водоснабжении в гимназии;
воспитывать бережное отношение к природе;
формировать умение работать в группе;
развивать умение презентовать результаты собственной и совместной деятельности;
формировать творческое отношение к делу, положительное отношение к своему и чужому труду
Оборудование:
- проектор
- 2 ватмана
-цветные пролинованные бланки
-песочные часы 3 и 5 мин
- клей, цветные карандаши, ручки, фломастеры
- бланки «Телеграмма»
- рисунок «Маленький принц»
- разноцветные бумажные цветы
Ход занятия:
Организационный момент.
За окном грустная осень, все реже и реже солнце дарит нам свою улыбку. Но в нашем классе светло и уютно, потому что вы дарите друг другу хорошее настроение. Поприветствуйте друг друга теплой улыбкой.
На этом этапе занятия - создаем условия для комфортного состояния воспитанников; - формируем мотивацию на установление дружеских отношений между воспитанниками; |
Ребята, я предлагаю вам вспомнить одного героя. Думаю, вы его угадаете сразу, как только я процитирую его знаменитую фразу «есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Вы его узнали? Правильно, Маленький принц! Где живет маленький принц? Чем же он вам запомнился? Какой главной проблемой он был озабочен? Как вы считаете, есть ли среди нас такие люди, которые с такой же заботой, любовью относятся к своей маленькой планете? Много ли их? А вы хотели бы, чтобы гимназия была бы окружена заботой со стороны ее жителей, как и планета маленького принца?
Вы учитесь в гимназии уже 4 год и гимназия по – настоящему стала для вас вторым домом. Можно сказать, что наша гимназия- это тоже наша маленькая планета, на которой мы живем, учимся, дружим, а еще и ухаживаем, заботимся о ней, точно так же как Маленький принц о своей планете Б-612. Безусловно, вы знаете, как важно сохранить экологию гимназии и для чего это надо делать. Но каждый день мы встречаем поступки, которые огорчают нас: раскиданный мусор, небрежное отношение к мебели, имуществу, неэкономное использование воды и электричества, равнодушное отношение к растениям… И для того, чтобы и другие гимназисты узнали о важности сохранения экологии нашей гимназии, на прошлом занятии мы с вами пришли к решению выпустить очередную экспресс- газету, но на этот раз она будет носить название…
На этом этапе занятия формируются -раскрепощение, вовлечение в действие; -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; |
Но что этакое? Все буквы названия нашей газеты запутались. Ребята, попробуйте расшифровать.
аПтнела няизагим
Планета гимназия
Итак, название нашей газеты у нас есть. Что же такое экспресс – газета? Давайте вспомним:
Ребенок: «В словарях я нашла 2 варианта расшифровки слова «газета». Возможно, это слово возникло от итальянского gazzetta - «(маленькая) сорока, болтунья», жители города Венеция утверждают, что gazeta — название старинной венецианской монеты, которую платили за листок с новостями в XVI веке. А первые газеты издавал еще Юлий Цезарь».
Вам понятно слово «экспресс»?
Для того, чтобы у нас получилась действительно экспресс- газета, мы выберем ответственных ребят на должности:
Курьера – кто это? (разносящий деловые бумаги, документы)
Хронометриста – кто это? (человек, который засекает время)
Каллиграфа – кто это? (человек, искусный в каллиграфии, красиво пишущий)
Фотокорреспондента – кто это? (человек, снабжающий фотоснимками какую-нибудь газету, издание).
Интервьюера - кто это? (человек, проводящий интервью)
Верстальщика – специалист по вёрстке, то есть по компоновке текстовых, иллюстративных материалов на странице газеты). Кто понял, чем будет заниматься верстальщик?
Чтобы работа спорилась, работать мы будем в группах. Вспомним правила работы:
Правило уважения: когда говорит один – остальные слушают.
Правило прилежания: выполняем все задания добросовестно; работаем здесь и сейчас; работу заканчиваем по сигналу;
Правило дружелюбия: нельзя насмехаться, обзываться.
На этом этапе занятия формируются -умение структурировать полученные знания; -навык определения основной и второстепенной информации; -умение сотрудничать с воспитателем и сверстниками в определении целей, функций участников, способов взаимодействия; -умение сотрудничать в совместном решении задачи при выполнении различных ролей в группе; - восприятие научного определения понятия «экология»; - знакомство с профессиями, задействованными при изготовлении газеты. |
А теперь занимайте свои рабочие места. Роли распределены, задачи ясны. Мы начинаем!
2. Основная часть
1 задание.
1 задание, которое вам надо выполнить – написать статью – передовицу. Передовица – это передовая статья, выражающая главную мысль всей газеты. Передовица занимает самое главное, центральное место в газете. Ее читают самой первой. Вашим командам было дано задание написать мини- сочинение на тему « Гимназия – наш общий дом. Мы за порядок в нем!». Это было вашим домашним заданием.
Писать мы будем сразу в чистые листы, значит, сейчас будут работать каллиграфы. Курьеры, получите бланки; хронометристы- следите за часами – время 5 минут.
На этом этапе занятия формируются -коммуникативные УУД через инициативное сотрудничество в сборе информации; - умение структурировать знания; взаимодействие со сверстниками во время работы в группах; сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов; коллективное обсуждение проблем; |
2 задание.
Вы знаете, что любое явление или событие оставляет «следы», по которым о нем можно догадаться. Как вы думаете, откуда Маленький принц узнал, что у одного из трех вулканов было извержение? А как люди узнают о том, что ночью шел дождь? (На земле лужи, мокрая листва). Что недавно пролетел самолет? (На небе остался белый след). Что на ужин будут пирожки? (по запаху). Оставляет ли человек следы своих действий и поступков?
На одной из прогулок наши фотокорреспонденты нашли много таких «следов» человека на территории гимназии. Давайте мы их напечатаем в нашем фоторепортаже. Но сфотографировать – полдела, еще нужно из множества снимков выбрать лучшие, нужные для газеты. Теперь вашим командам за 5 минут предстоит расшифровать следы «хорошего» и «плохого» поведения человека, а фотокорреспондент наклеит их на нужные бланки. Курьеры, получите бланки; хронометристы- следите за часами – время 5 минут.
На этом этапе занятия формируются развитие логических УУД: анализ и синтез понятий «положительное поведение», «отрицательное поведение»; умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; -умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, факты; взаимодействие со сверстниками во время работы в группах; сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов; коллективное обсуждение проблем; |
3 задание.
Ребята, в нашу редакцию пришло видеописьмо. Внимание на экран. (Уважаемая редакция газеты «Экология гимназии». Мы заметили, что в кабинете 4 класса очень красивые, ухоженные комнатные растения. Скажите, для чего нужны комнатные растения и как нужно ухаживать за цветами, чтобы они чувствовали себя хорошо). Действительно, цветы в вашем классе в полном порядке. Я уверена, что вы к ним относитесь с таким же трепетом и заботой как и наш принц к своему прекрасному кусту розы. Давайте и мы посоветуем нашим гимназистам, как правильно ухаживать за комнатными растениями, ведь это у вас хорошо получается. Курьеры, получите бланки; хронометристы- следите за часами – время 5 минут.
На этом этапе формируются взаимодействие со сверстниками во время работы в группах; сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов; коллективное обсуждение проблем; |
4 задание - Интервью
4 полоса в нашей газете – интервью. Интервью – слово английского происхождения – способ получения информации с помощью устной беседы. Вашей газете дано задание: узнать у наших уважаемых взрослых:
1 группа: Что нужно сделать, чтобы воздух в гимназии был чистым?
2 группа: Почему надо экономить воду?
Курьеры, получите бланки; хронометристы- следите за часами – время 3 минуты.
На этом этапе формируются -умение выделять необходимую информацию; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; - учебное сотрудничество со взрослыми; сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов; |
5 задание.
Какая же газета обойдется без рекламы. Реклама — информация, используемая различными способами для создания известности чему-нибудь. Можно рекламировать товар, а можно с помощью рекламы известить или призвать остальных к каким-то действиям. Подумайте, как мы можем привлечь гимназистов к защите экологии гимназии. Курьеры, получите бланки; хронометристы- следите за часами – время 5 минут.
Я попрошу показать ваши рекламные буклеты зрителям, редакции второй газеты.
На этом этапе формируются взаимодействие со сверстниками во время работы в группах; сотрудничество в поиске решений поставленных вопросов; коллективное обсуждение проблем; - умение искать и выделять необходимую информацию; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах |
А теперь настало время для работы верстальщиков. Вам необходимо скомпоновать весь материал, приклеить все листы, не забудьте про место для передовой страницы.
3. Итог занятия. Рефлексия.
Внимание, внимание! В вашу редакцию пришли телеграммы. Получите их и пришлите мне ответ на мое имя через одну минуту с ответами, как вам работалось в группах.
Получилось ли работать слаженно, по правилам работы в группе?
Что не получалось при работе?
Будем ли дальше выпускать экспресс – газеты на разные темы?
На этом этапе занятия - формируется умение анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины; -развитие способности школьников рефлексировать происходит оценивание усвоенного материала; происходит личностный выбор ценностей коллективной жизни - происходит принятие того, что было сделано на занятии; - происходит личностный выбор ценностного отношения к природе и экологии; |
А теперь, наступил момент, когда вы можете сказать, что газета, которую мы изготовили за 40 минут готова. Где вы хотите ее вывесить? А закончить наше занятие я хочу стихотворением:
На планете Маленького Принца
Жил цветок капризный и прекрасный.
Требовал подать росы напиться,
Укрывать от сквозняков «ужасных».
Было все всегда цветку не мило.
И напрасно бедный Принц старался.
А когда его иссякли силы,
Он однажды в дальний путь собрался.
Со своим земным расставшись телом,
Принц вернулся на свою планету
Свой беречь цветок. Ведь дела
Как он понял сам – важнее нет.
И правда, очень важно сохранять, оберегать наш дом, город, планету.
А теперь нам осталось оживить куст розы Маленького принца. Если вам понравилось наше сегодняшнее занятие, то украсьте его красными розочками, если занятие не вызвало у вас никаких чувств, ни хороших, ни плохих – белые, а если не понравилось – синими.
На этом этапе занятия -развитие способности школьников рефлексировать происходит оценивание усвоенного материала; - происходит принятие того, что было сделано на занятии; - происходит личностный выбор ценностного отношения к природе и экологии; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...
Методическая разработка занятия для детей начальных классов "Планета Земля. Суша и вода"
На занятии дается представление о том, что большую часть поверхности Земли занимает вода, а суша представлена материками; где находятся полюса и что такое экватор. В конце занятия дети приходят к пони...
Методическая разработка занятия для детей 6-7 лет "Животные планеты Земля".
Методическая разработка занятия "Животные планеты Земля" включает конспект учебного занятия , красочную презентацию к занятию и информационную карту учебного занятия...
Методическая разработка занятия к дополнительной общеобразовательной программе «Путешествие по планете Земля»
Экскурсия «Весенний лес»Цель: закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно; развивать у детей понятия о взаимосвязях растительног...