Нравственное образование в начальной школе. Открытый урок "Почему труд кормит, а лень портит"
классный час (3 класс) на тему
Проблема нравственного воспитания учащихся приобретает особую значимость в связи с новой общественной и политической ситуацией в стране и изменением отношения к морали, выделением в ней приоритетов общечеловеческих ценностей, а также возрождением и возрастанием в жизни общества нравственных начал взаимоотношений. Поэтому определение содержания нравственного воспитания – одна из самых актуальных задач в теории и практике нравственного воспитания детей. Содержание и структура учебных пособий по нравственному воспитанию направлены на формирование у детей систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро – зло» и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и др., а также изучение правил поведения.
Цели урока:
- Добиться осознанного отношения к труду и трудящимся людям.
- Объяснить детям, что только труд дает благосостояние, а не какая-нибудь случайность, какое-то чудо или что-либо подобное.
- Развивать любознательность, расширять кругозор.
- Воспитывать уважительное отношение к любому труду и людям труда.
- Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Апробировать исследовательский метод как способ получения необходимой информации.
Тема исследовательской работы учащихся: «Трудовая биография моей бабушки»
Основные параметры исследовательской работы учащихся:
Оборудование: Конституция РФ,
- толковый словарь В.Даля,
- С.В. Михалков. Учебное пособие по Азбуке нравственности, 3 класс,
- пословицы и поговорки о труде с иллюстрациями,
- русская сказка «Самое дорогое»,
- костюмы и атрибуты для инсценировки сказки,
- исследовательские работы учащихся,
- карточки самооценки учащихся.
Урок изучения нового. Подготовка к уроку шла заранее. Детям было дано два задания: 1) подобрать и проиллюстрировать пословицы и поговорки о труде, 2) провести исследовательскую работу на тему «Трудовая биография моей бабушки».
Этот урок связан по теме с предыдущими. Знания, полученные на этом уроке, пригодятся при изучении новых тем и в жизни самого ребенка.
Урок начался с обсуждения с детьми вопроса, какие бывают профессии, какую работу выполняет каждый человек. Право на труд гражданина нашей страны записано в Конституции РФ.
Далее давалось определение, что такое «труд», объясняли значение пословиц и поговорок о труде (домашнее задание) и какие иллюстрации к ним были сделаны.
Дети, посмотрев инсценировку русской сказки «Самое дорогое», высказывали свое мнение по теме урока, сравнивали сюжет сказки со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». После был прочитан рассказ С.Михалкова «Белые перчатки», на основе текста объясняли: почему труд кормит, а лень портит?
В конце урока была создана сравнительная таблица о качествах характера трудолюбивого человека и ленивого.
Весь урок ребята принимали активное участие в обсуждении темы урока, высказывали свою точку зрения, принимали участие в инсценировке, творческом задании. Учащиеся уточнили понятие «труд», «лень», трудолюбивый и ленивый человек, какими чертами характера он должен обладать, чтобы достичь желаемого. Обсудили, какие качества нужны трудолюбивым людям.
В процессе игр и тренинга дети повторили правила поведения, учились поступать правильно в различных жизненных ситуациях.
Урок был наполнен разными видами работы. Урок получился актуальным, динамичным. Основные цели урока были достигнуты.
В течение урока наблюдалась хорошая психологическая атмосфера. Детям было интересно, т.к. весь урок построен в игровой, занимательной форме. Тема урока связана с известными, близкими детям жизненными ситуациями.
Время урока распределилось рационально. Этапы урока были взаимосвязаны и работали на достижение главной цели урока. Тема урока прослеживаласьна протяжение всего урока.
Контроль полученных на уроке знаний осуществлялся благодаря проведенной анкете: Сегодня на уроке я понял, что . . . .
Сегодня на уроке я почувствовал, что . . . .
Что мне этот урок дал для жизни? (Оценка)
Учащиеся самостоятельно делали выводы и обобщение. Урок достиг цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azb_nravstv_otkr_ur.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение Центр образования № 1420
Нравственное образование в средней школе.
Открытый урок
по Азбуке нравственности
по теме «Почему труд кормит, а лень портит».
Учителя начальных классов Кузнецовой Галины Александровны.
Цели урока:
- Добиться осознанного отношения к труду и трудящимся людям.
- Объяснить детям, что только труд дает благосостояние, а не какая-нибудь случайность, какое-то чудо или что-либо подобное.
- Развивать любознательность, расширять кругозор.
- Воспитывать уважительное отношение к любому труду и людям труда.
- Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Апробировать исследовательский метод как способ получения необходимой информации.
Тема исследовательской работы учащихся: «Трудовая биография моей бабушки»
Основные параметры исследовательской работы учащихся:
- Географическое место и время рождения бабушки
- Родители бабушки по происхождению (крестьяне, сельские жители, рабочие, горожане, военнослужащие, другие слои населения).
- С какого возраста началась трудовая деятельность бабушки?
- Первое место работы бабушки.
- Какие профессии были во время трудовой деятельности?
- Были ли поощрения и награды за хороший труд?
- Отношение к труду старшего поколения.
Примечание: Время выполнения работы – не менее двух недель, поэтому даётся опережающее задание перед изучением темы. Присутствует элемент ролевой игры, так как детям присваивается статус корреспондентов, которые должны взять интервью по означенным вопросам, а затем написать небольшой очерк по теме «Трудовая биография моей бабушки». Учитель контролирует ход самостоятельной исследовательской работы, помогает и объясняет правила работы в случае необходимости.
Так же дети заранее находят пословицы и поговорки о труде и делают к ним иллюстрации.
Оборудование: Конституция РФ,
- толковый словарь В.Даля,
- С.В. Михалков. Учебное пособие по Азбуке нравственности, 3 класс,
- пословицы и поговорки о труде с иллюстрациями,
- русская сказка «Самое дорогое»,
- костюмы и атрибуты для инсценировки сказки,
- исследовательские работы учащихся,
- карточки самооценки учащихся.
Ход урока:
- Актуализация знаний.
Учитель. Отгадайте загадки.
1 вариант или 2 вариант
В белоснежном колпаке, Фотографии на доске людей разных
Перепачканный в муке, профессий
Булки сдобные печёт -Рассмотрите фотографии.
И ребятам раздаёт. – Кого вы видите на них?
Продавец или аптекарь? - Что объединяет этих людей?
Нет, конечно, это (пекарь) ( все они трудятся, выполняют опреде-
ленную работу)
2. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро (маляр)
3. Кто в дни болезней
Всех полезней,
И лечит нас он от болезней (доктор)
4. Наведёт стеклянный глаз,
Щелкнёт раз - и помнит вас (фотограф)
5. Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любить, стариков уважать (учитель)
6. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он (артист)
2. - У меня в руках Конституция РФ.
- В Конституции записаны законы, по которым должны жить все граждане России.
Одним из самых главных законов является: «Граждане России имеют право на труд». Это очень важный закон. (статья 37)
-Если человек хочет работать, приносить пользу, то государство дает ему такое
право и оплачивает его труд.
3. - Люди разных профессий живут в городах и сёлах. Каждый из них выполняет определенную работу, трудится на благо общества.
- Все вещи, которые нас окружают, созданы трудом многих людей разных профессий.
4. - А если представить, что никто ничего не делает и нигде не работает.
- Что бы тогда было?
– Не вышли бы на работу электрики…
Дети: Нет света, не работают стиральные машины, утюги, никто не может починить электричество и т. д.
– Не вышли бы на работу пекари…
Дети: Все будут без хлеба.
– Не вышли бы на работу медицинские работники…
Дети: Никто не сможет помочь больному сделать операцию, вылечить больных людей и т.д.
– А если все хлеборобы, доярки, скотники не выйдут на работу?
(Мы останемся без пищи, человек может умереть и жизнь тогда прекратится)
– Правильно, ребята. «Жизнь – это труд».
5. Лексическое значение слов. Толковый словарь В.Даля.
.- Прочитаем в толковом словаре, какое значение имеет слово «труд».
(В.Даль: работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных и умственных сил)
- Назовите слово с противоположным значением. (лень).
-Какого человека называют ленивым, лентяем?
6. -Тема нашего занятия звучит так: «Почему труд кормит, а лень портит».
-Как бы вы ответили на этот вопрос?
7. Пословицы и поговорки о труде.
- Какие еще пословицы и поговорки о труде знаете? Объясните их смысл. (домашнее задание)
8. Инсценировка русской сказки «Самое дорогое»
(показывают подготовленные дети).
После просмотра:
- Почему старик и старуха попросили у Лесного Деда, чтобы их инструменты никогда не ломались, а руки были всегда здоровыми?
- Считаете ли вы их просьбу мудрой и почему?
- Что вы попросили бы на их месте?
- Часто ли вы сидите дома без дела или всегда находите себе занятие?
-На какую литературную сказку по сюжету похожа русская сказка?
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- А чем отличается? (Старуха в этой сказке злая, жадная и ленивая).
-Сравнивая эти две сказки, можем сказать, что труд кормит, а лень портит?
9. С. Михалков «Белые перчатки» (учебное пособие с.22)
- Познакомимся еще с одной сказкой, написанной С,Михалковым .
Называется - «Белые перчатки».
Перед чтением.
– Почему так назван рассказ? (предположения детей. Руки всегда чистые, на белом всегда видна грязь. Если человек не работал, то и руки у него чистые)
Чтение детьми вслух.
Вопросы после чтения:
- Почему птицы не накормили ленивого грача?
- На основе текста, объясните, почему труд кормит, а лень портит?
10. Таблица (на доске и на индивидуальных листах-заданиях)
- Итак, если человек ленивый, то какой у него характер? Если - трудолюбивый -?
- Приносит ли такой человек пользу другим людям?
- Какое настроение может быть у ленивого человека?
- Сможет ли он купить все необходимое, еду, одежду?
Трудолюбивый | Ленивый |
Характер | Добрый, отзывчивый, исполнительный | Злой, жадный, любит только себя, эгоист |
Польза для других людей | + | - |
Настроение | Хорошее, веселое | Плохое, всем не доволен |
Благосостояние | Может купить все что необходимо на заработанные деньги | Бедный, голодный, больной |
11. Итог. Как бы вы теперь ответили на вопрос «Почему труд кормит, а лень портит»?
-Каким должен быть гражданин своей страны?
12.Исследовательская работа учащихся.
-Хорошим подтверждением к тому выводу, который мы сделали, трудовая жизнь ваших бабушек.
– Послушаем, какие получились очерки на данную тему…
(Дети зачитывают очерки)
– Полезна ли вам та информация, которую вы узнали о трудовой биографии своих бабушек?
(Ответы детей)
– Все очерки, написанные вами мы разместим в нашем проекте.
13.Рефлексия.
- На карточке написаны два незаконченных предложения и один вопрос:
Сегодня на уроке я понял, что . . . .
Сегодня на уроке я почувствовал, что . . . .
Что мне этот урок дал для жизни? (Оценка)
Сейчас на уроке вы можете выполнить одно любое из этих заданий. А кто захочет, может сейчас зачитать свой ответ.
- Эти карточки останутся у вас, как память о нашем уроке.
Человек, который выбрал профессию по душе - счастливый человек.
Сегодня я счастлива, потому-то вы смогли понять меня, а я старалась понять каждого из вас.
Трудолюбивый человек | Ленивый человек |
Характер |
Польза для других людей |
Настроение |
Благосостояние |
Спасибо за урок.
Приложения к уроку:
Почему труд кормит, а лень портит?
1.Сегодня на уроке я понял, что _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Сегодня на уроке я почувствовал, что_________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.Что мне этот урок дал для жизни? ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему:"Труд кормит, а лень портит». Звук [н] [н,], буквы Н н." 1 класс
Конспект урока по обучению грамоте на тему:"Труд кормит, а лень портит». Звук [н] [н,], буквы Н н." 1 класс...
Конспект внеклассного занятия по ранней профориентации «Труд кормит, а лень портит» 1 класс
Внеклассное занятие для 1 класса организует работу по ранней профориентации детей, расширяет знания о труде и людях труда, знакомит с понятиями "труд", "труженник", "про...
Внеклассное мероприятие "Труд кормит, а лень портит".
quot;Без труда не может быть чистой и радостной жизни". А.П. Чехов...
1. Труд кормит , а лень портит. Звуки [н], [н\']. Буквы Н,н. Письмо строчной и и заглавной букв Н,н (2ч).
1. Труд кормит , а лень портит. Звуки [н], [н']. Буквы Н,н. Письмо строчной и и заглавной букв Н,н (2ч).2. Старый друг лучше новых двух. Звуки [с], [с'...
Конспект урока по обучению грамоте "Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буква Н н." (УМК Школа России, 1 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТема: Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буква Н нЦели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[н] и мягком [н,] и букве Н...
Конспект по обучению грамоте "Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буква Н н" УМК "Школа России" 1кл.
Цели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[н] и мягком [н,] и букве Н н.Планируемые результаты: Предметные:Знать: понятие «согласный звук», о парности ...