Нравственное образование в начальной школе. Открытый урок "Почему труд кормит, а лень портит"
классный час (3 класс) на тему

Кузнецова Галина Александровна

Проблема нравственного воспитания учащихся приобретает особую значимость в связи с новой общественной и политической ситуацией в стране и изменением отношения к морали, выделением в ней приоритетов общечеловеческих ценностей, а также возрождением и возрастанием в жизни общества нравственных начал взаимоотношений.    Поэтому определение содержания нравственного воспитания – одна из самых актуальных задач в теории и практике нравственного воспитания детей. Содержание и структура учебных пособий по нравственному воспитанию направлены на формирование у детей систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий «добро – зло» и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и др., а также изучение правил поведения.

Цели урока

  1. Добиться осознанного отношения к труду и трудящимся людям.
  2. Объяснить детям, что только труд дает благосостояние, а не какая-нибудь случайность, какое-то чудо или что-либо подобное.
  3. Развивать любознательность, расширять кругозор.  
  4. Воспитывать уважительное отношение к любому труду и людям труда.
  5. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.   
  6. Развивать творческие способности учащихся.                                    
  7. Апробировать исследовательский метод как способ получения необходимой информации. 

Тема исследовательской работы учащихся: «Трудовая биография моей бабушки»

Основные параметры исследовательской работы учащихся:     

Оборудование:                   Конституция РФ,

  • толковый словарь В.Даля,
  • С.В. Михалков. Учебное пособие по Азбуке нравственности, 3 класс,
  • пословицы и поговорки о труде с иллюстрациями,
  • русская сказка «Самое дорогое»,
  • костюмы и атрибуты для инсценировки сказки,
  • исследовательские работы учащихся,
  • карточки самооценки учащихся.

Урок изучения нового. Подготовка к уроку шла заранее. Детям было дано два задания: 1) подобрать и проиллюстрировать пословицы и поговорки о труде, 2) провести исследовательскую работу на тему «Трудовая биография моей бабушки».

Этот урок связан по теме с предыдущими. Знания, полученные на этом уроке, пригодятся при изучении новых тем и в жизни самого ребенка.

  Урок начался с обсуждения с детьми вопроса, какие бывают профессии, какую работу выполняет каждый человек. Право на труд гражданина нашей страны записано в Конституции РФ.

Далее давалось определение, что такое «труд», объясняли значение пословиц и поговорок о труде (домашнее задание) и какие иллюстрации к ним были сделаны.

Дети, посмотрев инсценировку русской сказки «Самое дорогое», высказывали свое мнение  по теме урока, сравнивали сюжет сказки со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». После был прочитан рассказ С.Михалкова «Белые перчатки», на основе текста объясняли: почему труд кормит, а лень портит?

В конце урока была создана сравнительная таблица о качествах характера трудолюбивого человека и ленивого.

Весь урок ребята принимали активное участие в обсуждении темы урока, высказывали свою точку зрения, принимали участие в инсценировке, творческом задании. Учащиеся уточнили понятие «труд», «лень», трудолюбивый и ленивый человек, какими чертами характера он должен обладать, чтобы достичь желаемого. Обсудили, какие качества нужны трудолюбивым людям.

В процессе игр и тренинга дети повторили правила поведения, учились поступать правильно в различных жизненных ситуациях.

Урок был наполнен разными видами работы. Урок получился актуальным, динамичным. Основные цели урока были достигнуты.

В течение урока наблюдалась хорошая психологическая атмосфера. Детям было интересно, т.к. весь урок построен в игровой, занимательной форме. Тема урока связана с известными, близкими детям жизненными ситуациями.

Время урока распределилось рационально. Этапы урока были взаимосвязаны и работали на достижение главной цели урока. Тема урока прослеживаласьна протяжение всего урока.

Контроль полученных на уроке знаний осуществлялся благодаря проведенной анкете:  Сегодня на уроке я понял, что . . . .

    Сегодня на уроке я почувствовал, что . . . .

    Что мне этот урок дал для жизни? (Оценка)

Учащиеся самостоятельно делали выводы и обобщение. Урок достиг цели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azb_nravstv_otkr_ur.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение Центр образования № 1420

Нравственное образование в средней школе.

Открытый урок

по Азбуке нравственности

по теме «Почему труд  кормит, а лень  портит».

Учителя начальных классов Кузнецовой Галины Александровны.

Цели урока:  

  1. Добиться осознанного отношения к труду и трудящимся людям.
  2. Объяснить детям, что только труд дает благосостояние, а не какая-нибудь случайность, какое-то чудо или что-либо подобное.
  3. Развивать любознательность, расширять кругозор.  
  4. Воспитывать уважительное отношение к любому труду и людям труда.
  5. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.  
  6. Развивать творческие способности учащихся.                                    
  7. Апробировать исследовательский метод как способ получения необходимой информации.  

Тема исследовательской работы учащихся: «Трудовая биография моей бабушки»

Основные параметры исследовательской работы учащихся:      

  1. Географическое место и время рождения бабушки    
  2. Родители бабушки по происхождению (крестьяне, сельские жители, рабочие, горожане, военнослужащие, другие слои населения).
  3. С какого возраста  началась трудовая деятельность бабушки?
  4. Первое место работы бабушки.
  5. Какие профессии были во время трудовой деятельности?
  6. Были ли поощрения и награды за хороший труд?
  7. Отношение к труду старшего поколения.

  Примечание: Время выполнения работы – не менее двух недель, поэтому даётся опережающее задание перед изучением темы. Присутствует элемент ролевой игры, так как детям присваивается статус корреспондентов, которые должны взять интервью по означенным вопросам, а затем написать небольшой очерк по теме «Трудовая биография моей бабушки». Учитель контролирует ход самостоятельной исследовательской работы, помогает и объясняет правила работы в случае необходимости.

Так же дети заранее находят пословицы и поговорки о труде и делают к ним иллюстрации.

Оборудование:                   Конституция РФ,

  1. толковый словарь В.Даля,
  2. С.В. Михалков. Учебное пособие по Азбуке нравственности, 3 класс,
  3. пословицы и поговорки о труде с иллюстрациями,
  4. русская сказка «Самое дорогое»,
  5. костюмы и атрибуты для инсценировки сказки,
  6. исследовательские работы учащихся,
  7. карточки самооценки учащихся.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

Учитель.        Отгадайте загадки.

                             1 вариант                   или                                         2 вариант

В белоснежном колпаке,                    Фотографии на доске людей разных

Перепачканный в муке,                                  профессий       

Булки сдобные печёт                                  -Рассмотрите фотографии.

И ребятам раздаёт.                                      – Кого вы видите на них?     

Продавец или аптекарь?                            - Что объединяет этих людей? 

Нет, конечно, это (пекарь)           ( все они трудятся, выполняют опреде-

                                                                         ленную работу)

2. Вот на краешке с опаской        

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро (маляр)

3. Кто в дни болезней

Всех полезней,

И лечит нас он от болезней (доктор)

4. Наведёт стеклянный глаз,

Щелкнёт раз - и помнит вас (фотограф)

5. Он учит детишек

Читать и писать,

Природу любить, стариков уважать (учитель)

6. В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он (артист)

2.  - У меня в руках Конституция РФ. 

 - В Конституции записаны законы, по которым должны жить все граждане России.  

    Одним из самых главных законов является: «Граждане России имеют право на труд». Это очень важный закон. (статья 37)

              -Если человек хочет работать, приносить пользу,  то государство дает ему такое

               право и оплачивает его труд.

  3.  - Люди разных профессий живут в городах и сёлах. Каждый из них выполняет определенную работу, трудится на  благо общества.

- Все вещи, которые нас окружают, созданы трудом многих людей разных профессий.

4. - А если представить, что никто ничего не делает и нигде не работает.

    - Что бы тогда было?

    – Не вышли бы на работу электрики…

Дети: Нет света, не работают стиральные машины, утюги, никто не может починить электричество и т. д.

   – Не вышли бы на работу пекари…

Дети: Все будут без хлеба.

  – Не вышли бы на работу медицинские работники…

Дети: Никто не сможет помочь больному сделать операцию, вылечить больных людей и т.д.

– А если все хлеборобы, доярки, скотники не выйдут на работу?

(Мы останемся без пищи, человек может умереть и жизнь тогда прекратится)

– Правильно, ребята. «Жизнь – это труд».

5.  Лексическое значение слов. Толковый словарь В.Даля.

.- Прочитаем в толковом словаре, какое значение имеет слово  «труд».

(В.Даль: работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных и умственных сил)

- Назовите слово с противоположным значением. (лень).

-Какого человека называют ленивым, лентяем?

6. -Тема нашего  занятия звучит так: «Почему труд кормит, а лень портит».

-Как бы вы ответили на этот вопрос?

7. Пословицы и поговорки о труде.

- Какие еще пословицы и поговорки о труде знаете? Объясните их смысл. (домашнее задание)

8. Инсценировка русской сказки  «Самое дорогое»

            (показывают подготовленные дети).

      После просмотра:

  1. Почему старик и старуха попросили у Лесного Деда, чтобы их инструменты никогда не ломались, а руки были всегда здоровыми?
  2. Считаете ли вы их просьбу мудрой и почему?
  3. Что вы попросили бы на их месте?
  4. Часто ли вы сидите дома без дела или всегда находите себе занятие?

-На какую литературную сказку по сюжету похожа русская сказка?

 (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- А чем отличается? (Старуха в этой сказке злая, жадная и ленивая).

-Сравнивая эти две сказки, можем сказать, что труд кормит, а лень портит?

9. С. Михалков «Белые перчатки» (учебное пособие с.22)

- Познакомимся еще с одной сказкой, написанной С,Михалковым .

Называется - «Белые перчатки».

   Перед чтением.

– Почему так назван рассказ? (предположения детей. Руки всегда чистые, на белом всегда видна грязь. Если человек не работал, то и руки у него чистые)

   Чтение детьми вслух.

   Вопросы после чтения:

 - Почему птицы не накормили ленивого грача?

 - На основе текста, объясните,  почему труд кормит, а лень портит?

10. Таблица (на доске и  на индивидуальных листах-заданиях)

- Итак, если человек ленивый, то какой у него характер?  Если - трудолюбивый -?

- Приносит ли такой человек пользу другим людям?

- Какое настроение может быть у ленивого человека?

     - Сможет ли он купить все необходимое, еду, одежду?

Трудолюбивый

Ленивый

Характер

Добрый, отзывчивый, исполнительный

Злой, жадный, любит только себя, эгоист

Польза для других людей

+

-

Настроение

Хорошее, веселое

Плохое, всем не доволен

Благосостояние

Может купить все что необходимо на заработанные деньги

Бедный, голодный, больной

11. Итог. Как бы вы теперь ответили на вопрос «Почему труд кормит, а лень портит»?

       -Каким должен быть гражданин  своей страны?

12.Исследовательская работа учащихся.

-Хорошим подтверждением к тому выводу, который мы сделали, трудовая жизнь ваших бабушек.

        – Послушаем, какие получились очерки на данную тему…

(Дети зачитывают очерки)

– Полезна ли вам та информация, которую вы узнали о трудовой биографии своих бабушек?

(Ответы детей)

– Все очерки, написанные вами мы разместим в нашем  проекте.

13.Рефлексия.

- На карточке написаны два незаконченных предложения и один вопрос:

Сегодня на уроке я понял, что . . . .

Сегодня на уроке я почувствовал, что . . . .

Что мне этот урок дал для жизни? (Оценка)

Сейчас на уроке вы можете выполнить одно любое из этих заданий. А кто захочет, может сейчас зачитать свой ответ.

-  Эти карточки останутся у вас, как память о нашем уроке.

Человек, который выбрал профессию по душе - счастливый человек.

Сегодня я счастлива, потому-то вы смогли понять меня, а я старалась понять каждого из вас.

Трудолюбивый человек

Ленивый человек

Характер


Польза для других людей

Настроение


Благосостояние



Спасибо за урок.

Приложения к уроку:

Почему труд кормит, а лень портит?

                                                                                                             

1.Сегодня на уроке я понял, что _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.Сегодня на уроке я почувствовал, что_________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Что мне этот урок дал для жизни? ___________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему:"Труд кормит, а лень портит». Звук [н] [н,], буквы Н н." 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему:"Труд кормит, а лень портит». Звук [н] [н,], буквы Н н." 1 класс...

Конспект внеклассного занятия по ранней профориентации «Труд кормит, а лень портит» 1 класс

Внеклассное занятие для 1 класса организует работу  по ранней профориентации детей, расширяет знания о труде и людях труда, знакомит с понятиями "труд", "труженник", "про...

Внеклассное мероприятие "Труд кормит, а лень портит".

quot;Без труда не может быть чистой и радостной жизни". А.П. Чехов...

1. Труд кормит , а лень портит. Звуки [н], [н\']. Буквы Н,н. Письмо строчной и и заглавной букв Н,н (2ч).

1.    Труд кормит , а лень портит. Звуки [н], [н']. Буквы Н,н. Письмо строчной и и заглавной букв Н,н (2ч).2.     Старый друг лучше новых двух. Звуки [с], [с'...

Конспект урока по обучению грамоте "Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буква Н н." (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕТема: Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буква Н нЦели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[н] и мягком [н,] и букве Н...

Конспект по обучению грамоте "Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н’]. Буква Н н" УМК "Школа России" 1кл.

Цели деятельности учителя: формирование понятия о твердом согласном звуке[н] и мягком [н,] и букве Н н.Планируемые результаты: Предметные:Знать: понятие  «согласный звук», о парности ...