Программа кукольного кружка "Рукавичка"
рабочая программа (1 класс) по теме
Порой кукла является самым любимым и близким существом не только для девочек, но и для мальчиков. А как интересно, если вдруг эта кукла оживёт в твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить твоих друзей и взрослых. Именно это чудо перевоплащения и натолкнуло на идею создания кукольного кружка “Рукавичка”. Для начального этапа освоения программы необходимо, чтобы дети знали содержание и главных героев популярных русских народных сказок, умели читать. Любили играть в куклы, бережно к ним относиться. Владеть элементарными навыками работы ножницами, бумагой, шитьём. На занятиях кукольного кружка воспитанники могут проявить себя, выразить своё внутреннее состояние как гиперподвижные дети, так и тихие, незаметные, в силу того, что сами артисты скрыты ширмой. Благодаря работе с куклами происходит плавный переход игровой деятельности в учебную и трудовую деятельность учащихся, что способствует развитию чувства ответственности, серьёзного отношения к своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kukolnogo_kruzhka.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Буинского района и г. Буинска
Центр внешкольной работы
Программа
кукольного кружка
«Рукавичка»
Возраст детей: 8-11 лет.
Срок реализации: 3 года обучения.
Автор программы:
учитель нач.классов
средней школы №5
г. Буинска ПДО
Садыкова Фарида
Вагизовна.
г. Буинск
Пояснительная записка.
Детство – прекрасная пора в жизни человека. Именно в детстве хочется играть игрушками. Мальчики играют в машинки, девочки играют в куклы. В игре они реализуют себя, мечтают, видят себя в будущей жизни. Часто в играх детей кукла представляется им не столько игрушкой, сколько живым существом, с которым можно разговаривать, делиться своими секретами. И порой кукла является самым любимым и близким существом не только для девочек, но и для мальчиков. А как интересно, если вдруг эта кукла оживёт в твоих руках и заговорит твоим голосом, и сможет удивить твоих друзей и взрослых. Именно это чудо перевоплащения и натолкнуло на идею создания кукольного кружка “Рукавичка”.
Почти все дети хотят привлечь внимание окружающих к себе. Но многие из них, не владея сценической речью, или комплексуясь своей внешности, либо по другим причинам стесняются этого всеобщего внимания. Но ведь так хочется, чтобы тебя заметили, чтобы тебе аплодировали и восхищались тобою. Раскрыть себя, не бояться общения с другими людьми, сверстниками и взрослыми, быть уверенным в себе. Эти проблему и хочется решить, создавая кукольный кружок.
Ты – в образе куклы. Сказки ты знаешь с детства. Сам скрыт ширмой. Твоя душа теперь не в тебе, а в твоей кукле. И игра, и работа, и признание! Всё вместе. Это настолько увлекает детей, что они забывают о своих личных проблемах, недостатках и включаются в бурную деятельность, смело общаются друг с другом, находят друзеё, а главное находят себя.
Цель программы: содействовать развитию личности ребёнка, его творческих способностей, трудолюбия, терпения, коммуникативности.
Задачи:
- развивать познавательный интерес к кукольному театру, научить управлять куклами;
- развивать творческое мышление, речь, интерес к чтению;
- создать атмосферу доброжелательности, сотрудничества, взаимоуважения;
- формировать общественную активность;
- воспитывать аккуратность, опрятность, умение ценить красоту;
- формировать здоровый образ жизни.
Выполнение программы расчитано на 3 года обучения. Оптимальное количество детей в группе – 15 человек. Возраст воспитанников в группе 8 – 11 лет. Младший школьный возраст, когда дети очень хорошо помнят
игрушки, любят в них играть, за них говорить и выпорлнять характерные действия. Не боятся эксперементировать своим голосом: пищать, визжать, смело имитировать голоса животных, сказочных героев.
Для начального этапа освоения программы необходимо, чтобы дети знали содержание и главных героев популярных русских народных сказок, умели читать. Любили играть в куклы, бережно к ним относиться. Владеть элементарными навыками работы ножницами, бумагой, шитьём.
Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Развивать навыки работы с куклами на основе популярных русских сказок “Колобок”, “Теремок”, “Репка”. В дальнейшем, усложняя репертуар, отрабатывать навыки работы с куклой, над постановкой голоса, дикцией.
В ходе реализации программы используются игровые методы, методы показа, художественного выразительного чтения. На занятиях дети обучаются изготовлению кукол, поделок из папье маше, картона, изготовлению декораций к пьесам. Для развития творчества, наблюдательности предлагаются задания вида: составь пьесу, придумай куклу, подбери платье.
При создании программы учитывался тот факт, что кукольный театр – это многообразие видов деятельности. Это и выразительное чтение, и работа с куклой, и оформление пьесы. На занятиях кружка учащиеся в одном направлении: развивают сценическую речь, идёт работа над постановкой голоса, дикцией, произношением. В другом направлении – учащиеся занимаются изготовлением кукол и обыгрывание их. И третье направление: оформление пьесы – создание декораций и музыкального оформления. Вся работа идёт параллельно, поэтому в группе имеются староста, реквизитор, звукооператор и дежурный. Должности определяются исходя из индивидуальных способностей воспитанников.
Эксскурсии в зоопарк, в цирк, походы в лес дают возможность детям наблюдать за повадками животных, услышать их звуки, применяя эти знания в своей работе с куклами.
Особое место в работе кружка занимают выступления с пьесами перед зрителями. Это своеобразный стимул для занятия в кружке, это возможность проявить себя, показать свои творческие достижения. А так же участие в различных конкурсах театральных колективов и творческих отчётов.
Прогнозируемые результаты. По итогам обучения по программе воспитанники будут владеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- историю появления кукольных театров;
- виды кукол;
- технику работы с разными видами кукол;
- технику работы с пальчиковыми куклами;
- основные этапы работы чтеца над пьесой;
- исполнять упражнения на развитие диапазона голоса;
- выразительно и эмоционально передавать характер героя;
- самостоятельно работать над ролью;
- изготовлять пальчиковые куклы и различных материалов;
- подбирать музыкальное оформление к пьесе;
- создавать декорации к пьесе;
- свободно и раскрепощённо вести себя перед зрителями.
Свои знания по профилю объединения воспитанники смогут продолжить расширять в театральных студиях, в районном драмматическом театре, специальных учебных заведениях.
На занятиях кукольного кружка воспитанники могут проявить себя, выразить своё внутреннее состояние как гиперподвижные дети, так и тихие, незаметные, в силу того, что сами артисты скрыты ширмой. Благодаря работе с куклами происходит плавный переход игровой деятельности в учебную и трудовую деятельность учащихся, что способствует развитию чувства ответственности, серьёзному отношению к своей работе.
В школе выступлениями кружка решаются проблемы преемственности между ДОУ и школой, в доступной для учащихся форме раскрываются понятия толерантности, добра, взаимоуважения и др.
За период первого года обучения участниками кружка были поставлены следующие пьесы: “Новогодние приключения Колобка”, “Про медвежонка Моню”; русские народные сказки: “Репка”,”Теремок”. Ребята выступали в ДОУ “Алтынчач”, на родительских собраниях, перед учащимися начальных классов средней школы №5. Также приняли участие на районном фольклорном отборочном конкурсе, проходившем в Досуговом Центре. Отрывок из пьесы “Новоголние приключения Колобка” был включён в выступление на конкурсе “Учитель года – 2003”.
Для реализации программы необходимы набор перчаточных кукол, которые можно приобрести, но и можно изготовить самим по мере надобности; ширма; магнитофон; аудиокассеты со звуковыми записями шума моря, леса и др.; микрофон; необходимый материал для изготовления кукол и декораций.
Краткие сведения о коллективе:
- статус: комплексный;
- сотав группы: постоянный;
- в кружок набраны дети из одного класса;
- форма занятий: групповая;
- срок реализации: на 3 года обучения;
- количество обучающихся: 15 человек;
- возраст учащихся: 8-11 лет;
- количество занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, всего за
год 144 часа;
Краткая характеристика участников образовательного процесса в учреждении: в кружке занимается 15 учащихся одного класса средней школы №5 города Буинска.
Должностные обязанности воспитанников:
- староста является основным помощником педагога, следит за порядком, посещаемостью и др.;
- дежурный следит за чистотой помещения;
- реквизитор отвечает за сохранность кукол и декораций;
- звукооператор отвечает за своевременное музыкальное оформление спектакля.
Тематический план на первый год обучения
№ п/п | Тема занятия. | Кол-во часов |
всего | теор. | прак. |
1. | Вводное занятие. | 2ч | 2ч |
2. | История появления кукольных театров | 2ч | 2ч |
3. | Виды кукол, техника работы с куклами (общий обзор). | 10ч | 6ч | 4ч |
4. | Изготовление пальчиковых кукол к пьесам, сказкам. | 24ч | 4ч | 20ч |
5. | Техника работы с куклами. | 30ч | 10ч | 20ч |
6. | Работа над постановкой голоса, дикции, произношения. | 30ч | 10ч | 20ч |
7. | Постановка пьес и сказок. | 20ч | 8ч | 12ч |
8. | Репетиционная работа. | 10ч | 2ч | 8ч |
9. | Выступления. | 8ч | 8ч |
10. | Итоговое занятие. | 2ч | 2ч |
46ч | 98ч |
Итого: | 144 часа |
Содержание
Вводное занятие: Понятие кукольный театр. Основные требования к учащимся. Техника безопасности на занятиях. Виды театров. Кукловод.Беседа.
История появления кукольных театров: Зарождение театра. Ярмарочные петрушки. Назначение игрушки, куклы. Значение куклы в разных странах. Классификация кукол: тряпичные, резиновые, пластмассовые и др. Беседа. Показ кукол. Просмотр картин.
Виды кукол, техника работы с куклами: Знакомство с “пальчиковыми” куклами. Движение руки. Назначение каждого пальца. Марионетки. Ниточное управление куклами. Понятие “крестовина”. Теневой театр. Волшебный фонарь. Куклы для теневого театра. Особенности их движений. Куклы-великаны. Управление кукол-великанов с использованием рук и ног кукловода. Люди-куклы. Компьютерное управление людьми-куклами.Беседа. Показательные занятия. Просмотр кукольного спектакля.
Изготовлени пальчиковых кукол к пьесам и сказкам: Движущиеся куклы из картона. Техника безопасности работы с колющими и режущими предметами.Практические занятия.
Изготовление декораций и фона: Беседа о различных видах декораций. Изготовление травы, деревьев, кустов. Подбор музыкального фона к пьесам.Практические занятия.
Отработка техники работы с куклами: Работа кистью руки. Работа над движением за ширмой. Упражнения в движении руки. Упражнения в передаче характера героя в движении.
Работа над постановкой голоса, дикции, произношения: Упражнение на правильность произношения слов, звуков. Упражнения на интонацию. Упражнения на мелодичность. Упражнения на установку дикции.
Постановка пьес и сказок: “Репка”. “Новогодние приключения Колобка”. “Про медвежонка Моню”. “Рукавичка”.
Тематический план на второй год обучения
№ п/п | Тема занятия. | Кол-во часов |
всего | теор. | прак. |
1. | Вводное занятие. | 2ч | 2ч |
2. | Изготовление пальчиковых кукол к пьесам, сказкам. | 30ч | 6ч | 24ч |
3. | Изготовление декораций к спектаклям. | 6ч | 2ч | 4ч |
4. | Отработка техники работы с куклами. | 32ч | 10ч | 22ч |
5. | Работа над постановкой голса, дикции, произношения. | 32ч | 10ч | 22ч |
6. | Постановка пьес и сказок. | 20ч | 8ч | 12ч |
7. | Репетиционная работа. | 12ч | 2ч | 10ч |
8. | Выступления. | 8ч | 8ч |
9. | Итоговое занятие. | 2ч | 2ч |
42ч | 102ч |
Итого: | 144 часа |
Содержание
Вводное занятие: Театр как вид искусства. Особенности кукольного театра Беседа.
Изготовление пальчиковых кукол к пьесам, сказкам. Выбор персонажа. Выкройки. Техника выполнения выкройки. Классификация тканей. Виды швов. Соединение деталей. Отделка куклы. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.Просмотр видио фильма. Практические занятия.
Изготовление декораций к спектаклям: Подбор декораций к спектаклю. Виды бумаги. Использование вторичного материала в изготовлении декораций. Соединение деталей декорации. Техника безопасности . Практические занятия.
Отработка техники работы с куклами: Понятие “эмоции”, “характер”, “темперамент”. Сценический образ. Роль индивидуальности актёра и куклы. Воспитание качеств, необходимых для правдивого действия на сцене. Работа актёра над ролью. Искусство переживания. Беседа. Практические занятия.
Работа над постановкой голоса, дикции, произношения: Техника сценической речи. Речевой аппарат человека. Гигиена речевого аппарата. Два отдела речевого аппарата. Дыхание. Три системы дыхания. Роль дыхания. Упражнения на развитие и постановку дыхания. Голос. Голосообразование. Постановка речевого голоса. Артикуляция. Роль слуха в формировании речевого голоса. Дикция. Гласные и их роль в звучании слова. Артикуляция и характеристика гласных. Согласные звуки. Классификация согласных. Значение их для формирования слова. Произношение. Упражнения со скороговорками. Игры.
Постановка пьес и сказок: Маршак С.Я. “Кошкин дом”. “Сказка о глупом мышонке”. “Теремок”. Музыкальная пьеса.
Репетиционная работа: Групповые игры. Упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Создание сценического образа. Изучение роли. Место роли в будущем спектакле. Характеристика героя. Развивающая игра “Мой персонаж”. Речевые особенности героя. Просмотр кинофрагментов и анализ поступков героя. Упражнения “кукла идущая”, “кукла плачущая”, “кукла смеющаяся”.
Тематический план на третий год обучения
№ п/п | Тема занятия. | Кол-во часов |
всего | теор. | прак. |
1. | Вводное занятие. | 2ч | 2ч |
2. | Изготовление пальчиковых кукол к пьесам, сказкам. | 30ч | 6ч | 24ч |
3. | Изготовление декораций к спектаклям. | 6ч | 2ч | 4ч |
4. | Отработка техники работы с куклами. | 32ч | 10ч | 22ч |
5. | Работа над постановкой голоса, дикции, произношения. | 32ч | 10ч | 22ч |
6. | Постановка пьес и сказок. | 22ч | 8ч | 14ч |
7. | Репетиционная работа. | 10ч | 2ч | 8ч |
8. | Выступления. | 8ч | 8ч |
9. | Итоговое занятие. | 2ч | 2ч |
42ч | 102ч |
Итого: | 144 часа |
Содержание
Вводное занятие: Античный театр. Средневековый театр. Театр в эпоху возрождения. Известные драматурги тех времён и их пьесы.Беседа.
Изготовление кукол: Папье-маше. Техника изготовления папье-маше. Выбор куклы. Изготовление балванки куклы из пластилина. Техника приготовления клейстера. Обклеивание балванки. Грунтовка. Оформление куклы. Виды одежды. Национальная одежда. Пошив одежды для кукол. Практические занятия.
Отработка техники работы с куклами: Воображение. Виды воображения. Особенности сценического воображения. Упражнения на сюжетные саморазвивающиеся представления. Этюды на память физических действий с куклами. Упражнение на распределение мышечной энергии, на нагрузку и расслабление мышц. Упражнение на тонизацию мышц. Контрастное напряжение и расслабление. Игры.
Работа над постановкой голоса, дикции, произношения: Методика и практика по дыханию и голосу. Осанка. Свобода мышц. Упражнения для выработки правильного полного вдоха, фонационного выдоха. Речевой тренинг голоса. Воспитани умения слушать и слышать себя. Дозировка нагрузок. Певческий голос. Упражнение на чередование распевной и речевой строки. Приобретение навыка звучания голоса при любом положении тела, головы и т.п. Упражнения на одновременную тренировку звучания и движения. Работа со стихотворными произведениями. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на правильное произношение звуков. Работа со словарём.
Постановка пьес и сказок: “Лягушка-обманщица”. “Три сестры”. “Как зайчик барсучка напугал”. П. Ершов “Конёк-Горбунок”. Музыкальная пьеса.
Репетиционная работа: Создание идейного замысла роли. Характеристика героя. Работа с вспомогательным материалом. Внешний облик героя. Актёрские этюды с использованием реквизита. Пьеса источник нужных сведений (реплики, высказывания, авторские ремарки). Фантазия в создании образа. Игры.
Используемая литература
Для педагога дополнительного образования:
- Н. Акимов. О театре. – М. – Л., 1962.
- С. Гипиус. Гимнастика чувств. – М. – Л., 1989
- Г. Волчек. Актёр и современный театр. – М. 1989
- М. Книбель. О действенном анализе пьесы и роли. – М. 1962
- М. Книбель. Поэзия педагогики. – М. ВТО 1975
- В. Петрусинский. Игры: обучение, тренинг, досуг. – М. 1995
- Р.И.Аванесов. Русское литературное произношение. – М. Просвещение 1982
- Е.М.Егоров. Гигиена голоса и его физиологические основы – М. 1962
- Т.И.Запорожец. Логика сценической речи. – М. Просвещение 1984
- С.Н.Ожегов. Словарь русского языка.
- З.Савкова. Как сделать голос сценическим. – М. ВТО 1970
- Т.Н.Кудашева. Руки актёра. – М. Просвещение 1980
- В.О.Топорков. О технике актёра. – М. 1985
- Ю.Мочалов. Композиция сценического пространства. – М. Просвещение, 1981
- Э.Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – Л. Лениздат 1992
- Т.Е.Конникова. Творческая игра в воспитательной работе школы: воспитание самостоятельности и активности учащихся. – Л. 1966
- А.Н.Лутошкин. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М. Педагогика 1988
- Г.П.Черных. Педагогическая технология массового праздника. – М. Молодая гвардия 1990
- Д.Б. Эльконин. Психология игры. М. Педагогика 1999
- Журналы “Затейники”
- Журналы “Начальная школа”, “Педсовет”.
22. Журналы “Воспитание школьников”
- К.Лубковска “ Сделаем это сами”
- Журналы “Работница”
- В.Шик.Альбом самоделок “Подарки”
Для учащихся и родителей: Русские народные сказки, периодические детские журналы: “Миша”,”Весёлые картинки”,”Мурзилка”, “Колобок”,”Трамвай”; “Я вхожу в мир искусств”, “Библиотечка для педагогов, родителей и детей”/ Приложение к журналу “Внешкольник”;
“Татарские народные сказки”, произведения С.Я. Маршака: “Кошкин дом”,”Теремок”, “Двенадцать месяцев”,”Сказки народов мира”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кукольного театра для детей 6-10 лет.
Учебно-тематическое планирование кружка "Кукольный театр"....
Авторская программ "Кукольный театр"
работа с детьми кукольным театром в условиях школы....
Рабочая программа кукольного кружка Непоседы"-внеурочная деятельность
Разработана рабочая программа кукольного кружка "Непоседы" -внеурочная деятельностя по ФГОС . Программа направлена на интеллектуальное развитие младших школьников, развитие артистических ...
Программа Кукольный театр
Программа "Кукольный театр" способствует формированию у учащихся начальной школы представления о разных видах кукольного театра, о типах кукол и способах их изготовления своими руками....
Программа кукольного кружка для учащихся 1-2 классов
Данная программа создана учителем начальных классов Черномашенцевой Татьяной НиколаевнойПрограмма кукольного кружка «Светлячок » рассчитана для ре...
ПРОГРАММА кукольного кружка «Петрушка»
Цели и задачи программы:Цели:1.Формирование художественного восприятия окружающего мира через приобщение к театральному искусству2.Возрождение духовно – нравственного здоровья детей, приобщение их к н...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Сказка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Кукольный театр «Сказка»Срок реализации: 2 годаВозраст обучающихся: с 7-10 лет. Автор программы:учитель начальных классовМягкова...