Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Сказка»
методическая разработка по теме

Мягкова Татьяна Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Кукольный театр «Сказка»

Срок реализации:  2 года

Возраст обучающихся: с 7-10 лет.

 

Автор программы:

учитель начальных классов

Мягкова Т.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kukolnyy_teatr_skazka.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

           « СЕРГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

607513, г. Сергач, Нижегородской области, ул. Краснодонцев, д. 38 а

тел./факс (8-83191) 5-90-67

                                     

Рассмотрена                                                         Утверждена

на педагогическом совете                                  приказом директора школы

№ 1 от 28.08.2015 года                                       № 118-о от 28.08.2015 года                                                                                  

.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Кукольный театр «Сказка»

Срок реализации:  2 года

Возраст обучающихся: с 7-10 лет.

 

Автор программы:

учитель начальных классов

Мягкова Т.В.

г.Сергач, 2015 г

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание изучаемого курса.

4. Методическое обеспечение  программы.

5. Список используемой литературы.

6. Приложения.

 

  1. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Трудно точно припомнить с каких времен люди начали играть. Игра – естественное состояние человека. Детство каждого происходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых.

Детские игры подобны импровизационным театральным постановкам, где кукла, как и реальный человек, имеет свою одежду, свои игрушки и свои вещи. Ребенок становится и постановщиком, и режиссером, и актером. Он руководит своим маленьким кукольным миром, копируя то, как делают это взрослые. Но каждый ребенок играет по-своему: кому-то нравится строить, а кому-то воевать. По тому, как и в какие игры играют наши дети, можно судить о том, как будет в будущем выглядеть мир, когда они станут взрослыми.

Сформировать правильные модели поведения посредством игры – одна из важнейших задач, в осуществлении которой может помочь кукольный театр.

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в  детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне.

Программа «Кукольный театр «Сказка» (далее программа) является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой социально-педагогической направленности.

Актуальность предлагаемой программы заключается в деятельностном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра.

Во-первых, в традиционном театре вещи являются одной из важнейших составляющих, в кукольном театре их роль возрастает многократно – здесь они представляют человека. Кукольные герои живут на сцене человеческой жизнью, заставляя и актера, и зрителя сочувствовать и сопереживать им.

Во-вторых, на сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего в словесных и физических действиях живого человека-актера или актера- кукольника (с помощью куклы) непосредственно в момент творчества, воздействующего на зрителя.

В-третьих, чем значительнее по своему идейному смыслу исполняемая на сцене пьеса, чем богаче и ярче характеры действующих лиц, чем глубже и тоньше раскрыты эти характеры, тем многограннее зритель постигает смысл произведения. Одновременно с этим становится богаче его представление о многообразии средств выражения духовного мира человека.

 Ведущие принципы   программы :    

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли  актёра, музыканта, художника, творца;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства, технологии);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Новизна программы  заключается в  определении ведущих принципов программы, соответствующих требованиям ФГОС НОО,  отборе содержания, методов и форм организации деятельности воспитанников с учетом        особенностей социума.

Развитие детей осуществляется посредством приобретения знаний, умений и навыков о театральном действии, а также за счет расширения сферы их духовных потребностей.

Отличительной особенностью данной программы является системно-деятельностный подход в воспитании ребенка и формирование универсальных учебных действий младшего школьника.

Театральная   деятельность    развивает личность   ребёнка,   прививает устойчивый  интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Основная театрализованная   деятельность   программы  – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется и расширяется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность делиться впечатлениями о спектакле со своими друзьями и родителями. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Известный писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки: её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. «Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения».

Театрализованная деятельность позволяет учесть основные факторы речевого развития дошкольников: подражание речи взрослых, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, общение со сверстниками и взрослыми людьми, разнообразные виды совместной деятельности, речевая активность каждого ребенка, мотивированная близкими для него потребностями, интересами.

Театрализованная деятельность школьников - вид   художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. Театрализованная деятельность представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. 
       
Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй исполняемая роль, произносимые реплики, ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Посредством театрализованной деятельности дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами – вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. Театрализованная деятельность привлекает детей динамикой действия, яркостью художественных образов, ожившими куклами, камерностью и непродолжительностью действия.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

  • снятие стрессообразуюших факторов;
  • раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности.

Как утверждал Л.С. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
  Таким образом, театрализованная деятельность в образовательном учреждении – это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но и средство всестороннего воспитания личности школьника. Все выше сказанное наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). 

В результате работы в кружке дети знакомятся с историей русского кукольного театра, получают начальные представления о театре, как виде искусства, его художественно-воспитательном значении в жизни общества, о роли коллективного творческого труда в искусстве театра, об основных компонентах спектакля и их выразительном значении.  

Воспитанники овладевают основами зрительской культуры, учатся руководствоваться чувством коллективизма и дружбы при подготовке и обсуждении спектаклей, игр-драматизаций, сценических отрывков и т. д.

Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

Основная цель  программы «Кукольный театр «Сказка»  - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

         Задачи:

  • развивать память, мышление, воображение, восприятие, речь.
  • формировать эстетические способности;
  • активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
  • помочь детям овладеть навыками общения и коллективного творчества.

Данная цель и задачи реализуются при формировании универсальных учебных  действий в ходе  реализации программы:

Познавательные УУД:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  •  умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД:

  • умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;
  • умение договариваться, находить общее решение, работать в группах;
  •  умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать, умение контролировать действия партнёра по деятельности;
  •  умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  формировать способность адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
  •  умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

   Регулятивные УУД: 

  • моделирование различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах;
  •  различение допустимых и недопустимых форм поведения;
  •  умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников;
  • умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Краткие сведения о программе:

Программа кружка  Кукольный театр «Сказка» рассчитана на 2 года обучения (всего 69 часов,1 час в неделю).

Набор детей свободный.

Направленность: социально-педагогическая.

Возраст обучающихся: 7-10 лет.  

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 2 года.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Количество детей: не более 15 человек.

При изучении отдельных тем предусмотрены индивидуально-групповые  занятия.

 Формы проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • посещение спектакля
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • экскурсия
  • выступление  и др.

 Формы подведения итогов реализации  программы:

  • театрализованное  представление;
  • творческий  отчёт;
  • участие в школьных и районных  конкурсах самодеятельного театрального искусства.

Ожидаемые  результаты программы:

Воспитательные результаты работы по данной программе  оцениваются  по трём уровням.

Результаты первого уровня: овладение способами самопознания, рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.  

Результаты второго уровня: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура).

  Результаты третьего уровня: приобретение опыта общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

 В ходе  реализации программы у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:

  • Потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников
  • Целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • Этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • Осознание значимости занятий театральным искусством для личностного развития.

Метапредметными результатами  реализации программы  являются уровни сформированности универсальных  всех учебных действий, а именно:

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

  • знать и применять  приёмы анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей;
  • проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • владеть средствами художественной выразительности в процессе чтения, рассказывания, инсценирования;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при создании собственных текстов различных жанров (рассказов, сказок, стихов и др.), в чтении по ролям, в различных формах драматизации (выразительное чтение, чтение по ролям, постановка этюдов, инсценирование прочитанного произведения и др.)

Коммуникативные УУД:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

В результате сформированности   УУД  повышается уровень воспитания и обучаемости  младшего школьника.

  1. 2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1—Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Основные разделы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям

16

2

14

3

Изготовление кукол и бутафории

1

0,5

0,5

4

Генеральная репетиция

1

1

5

Показ пьесы

12

 2

10

6

Посещение театрального профессионального спектакля

2

 

2

Всего

34

 

 

                                             2—Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Основные блоки

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

1,5

1,5

2

Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям

12

4

8

3

Изготовление кукол и бутафории

1

0,5

0,5

4

Генеральная репетиция

2

2

5

Показ пьесы

15

 2

13

6

Посещение театрального профессионального спектакля

2

 

2

Всего

35

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1 год обучения (34 часа)

№ п.п

Всего часов

Теория

Практика

Тема

Задачи

УУД

1 блок. Вводное занятие  (2 ч)

1.

2.

1

1

1

1

Театр и его истоки.

(знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре)

Таинственные превращения (первоначальное проигрывание роли выбранного героя)

Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства

Упражнения и игры на внимание

Формирование личностных и коммуникативных УУД

Воспитание у детей целостности взгляда на мир средствами литературных произведений
Формирование потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательного отношения к сверстникам, бесконфликтного поведения, стремления прислушиваться к мнению одноклассников

2 блок. Выбор спектакля для пьесы (16ч)

3.

1

1

 Выразительное чтение пьес учителем: пьеса – сказка « Про волшебника Оха и Дуню ленивицу»» Беседа о прочитанном

Уяснить: понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении  Упражнения и игры на развитие воображения

Умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем,
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой

4.

1

1

Распределение ролей и чтение произведения учащимися.

Разучивание скороговорок

Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развивать речевое дыхания и артикуляцию

Формирование коммуникативных УУД.

Умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

5-6.

 2

2

Отработка чтения каждой роли.  Упражнения и игры на внимание

Артикуляционная гимнастика

Учить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определять логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так

 Формирование личностных, познавательных УУД.

Умение проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании

7-10.

4

4

Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом

Учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации, передавать настроение, чувства, персонажа). Развитие дикции на основе скороговорок

Формирование познавательных УУД

Умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя

11 -12.

2

1

1

Обучение работе над ширмой

Игры на внимание

Учить надевать куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком Развивать дикции на основе скороговорок

Формирование личностных УУД

Умение понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий

13-18.

 6

1

5

Обучение работе над ширмой

Обучать чтению каждым кукловодом своей роли, выполнению действия роли.

Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля

Формирование коммуникативных, регулятивных УУД

Умение работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных,
обращаться за помощью

3 блок. Изготовление кукол и бутафории (1 ч)

19.

1

0,5

0.5

Изготовление кукол и бутафории

Беседа по охране труда

Учить детей осторожному обращениею с ножницами, иглой. Развивать эстетический вкус

Формирование коммуникативных и личностных УУД

Умение формулировать свои затруднения,
предлагать помощь и сотрудничество,
слушать собеседника

4 блок. Генеральная репетиция (1ч)

20.

1

1

Генеральная репетиция пьесы

Отработка движений кукол над ширмой, формирование выразительности речи

 Формирование регулятивных УУД

Умение анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»

5 блок. Показ пьесы  (12ч)

21.

 1

1

Показ пьесы детям, родителям, гостям

Формирование регулятивных УУД.

Умение осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

22.

1

0,5

0,5

Выбор пьесы.  Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся. Определение времени и места действия. Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения. Распределение ролей

Чтение  по ролям за столом

Развивать внимание, обучать выразительному чтению.

Формирование личностных и коммуникативных УУД.

Умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем,
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой

23-24.

 2

1

1

Театральная студия:  знакомство с пьесой, глубокий и детальный разбор, индивидуальные пробы, чтение по ролям

Учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации, передавать настроение, чувства, персонажа) Развитие дикции на основе скороговорок

 Формирование коммуникативных УУД.

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению

25.

 1

1

Репетиция пьесы Изготовление бутафории и кукол для пьесы

Учить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы

Формирование личностных УУД

Умение формулировать собственное мнение и позицию,
осуществлять взаимный контроль

26-27.

 2

2

Репетиция пьесы Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли

Развивать память, внимание, воображение

Формирование личностных УУД Обучаются умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

28.

 1

0,5

0,5

Репетиция пьесы Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами

Учить детей осторожному обращению с ножницами, иглой. Развивать эстетический вкус

 Формирование познавательных и личностных УУД

Развитие этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы

29-30.

2

2

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля

Формирование ответственности

Формирование личностных УУД

Осознание значимости занятий для личного развития

31.

 1

1

Показ пьесы детям

Формирование сотрудничества, дружеских отношений

Формирование коммуникативных УУД

Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

32.

 1

1

Показ пьесы  родителям

Развитие чувства ответственности и дисциплины

Формирование личностных УУД

Воспитание ценностно-смысловых установок обучающихся начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества

6 блок. Посещение театрального профессионального спектакля (2 ч)

33

34.

 2

2

Поездка в Нижний Новгород .

Просмотр спектакля

Прививать эстетический вкус

Формирование Познавательных УУД

Воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию

                                                  2 год обучения (35  часов)

п.п

Всего часов

Теория

Практика

                      Тема

Задачи

УУД

1 блок. Вводное занятие(3 ч)

1

1

0,5

0,5

Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся

Провести диагностику обученности учащихся

Формирование регулятивных УУД

2-3

2

1

1

Основы актёрского мастерства: дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм. Искусство декламации

Импровизация

Диалог

Монолог

 Таинственные превращения. Упражнения и игры на внимание

Дать представление об основах актёрского мастерства

Развивать внимание

Формирование познавательных УУД

2 блок. Выбор для спектакля пьесы, чтение по ролям (12 ч)

4-5

2

1

1

Выбор для спектакля пьесы Выразительное чтение пьесы «Советы здоровья» (пьеса по ОБЖ)  Беседа о прочитанном Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении . Упражнения и игры на развитие воображения

Развивать внимание, обучать выразительному чтению

Формирование личностных и коммуникативных УУД

Умение понимать и принимать учебную задачу,
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой

6-7

2

1

1

Работа над пьесой Распределение ролей и чтение произведения учащихся: Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Развитие  речевого дыхания и артикуляции

Учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации, передавать настроение, чувства, персонажа) Развитие дикции на основе скороговорок

Формирование коммуникативных УУД

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению

8

1

1

Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так Упражнения и игры на внимание

Учить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы

Формирование личностных УУД

Умение формулировать собственное мнение и позицию,
осуществлять взаимный контроль

9-10

2

1

1

Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку, голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы, проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков, проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Развитие дикции на основе скороговорок

Учить детей интонации, передавать настроение, чувства, персонажа

Формирование познавательных и личностных УУД

Развитие этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы

11-15.

5

1

4

Обучение работе над ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами, звуковое оформление спектакля

Воспитывать ответственность, эстетический вкус

Формирование коммуникативных УУД

Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

3 блок. Изготовление кукол и бутафории (1 ч)

16.

1

0,5

0,5

Изготовление кукол и бутафории. Беседа по охране труда

Учить детей осторожному обращению с ножницами, иглой. Развивать эстетический вкус

Формирование коммуникативных и личностных УУД

Умение формулировать свои затруднения,
предлагать помощь и сотрудничество,
слушать собеседника

4 блок. Генеральная репетиция (2ч)

17-18.

2

2

Генеральная репетиция пьесы

Формирование ответственности

Формирование личностных УУД

Осознание значимости занятий для личного развития

5 блок. Показ пьесы (15ч)

19-20.

2

2

Показ пьесы детям, родителям

Воспитание самодисциплины

Формирование личностных УУД

Воспитание ценностно-смысловых установок обучающихся начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества

21.

1

1

Выбор пьесы:  Т.Н. Караманенко «Как снеговики солнце искали» Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Чтение пьесы вслух в присутствии всех учащихся Определение времени и места действия Характеристика действующих лиц, их взаимоотношения Распределение ролей. Чтение по ролям за  столом

Развивать внимание, восприятие, обучать выразительному чтению

Формирование личностных и коммуникативных УУД

Умение понимать и принимать учебную задачу,
планировать свои действия

22-23.

2

2

Пробы  в чтении по ролям, глубокий и детальный разбор пьесы

Формировать выразительность речи и чтения

Формирование личностных, познавательных УУД

Умение проявлять индивидуальные творческие способности при чтении пьесы по ролям и инсценировании

24-25

2

2

Репетиция пьесы Изготовление бутафории и кукол для пьесы

Воспитывать ответственность, осторожное обращение с ножницами и иглой

Формирование коммуникативных УУД

Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

26-27

2

2

Репетиция пьесы Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли

Развивать память, мышление, воображение, пластику

Формирование коммуникативных УУД

Умение договариваться о  совместной деятельности, приходить к общему решению

28-29

2

2

Репетиция пьесы Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами

Воспитывать чувства ответственности, взаимопомощи

Формирование регулятивных УУД

Умение анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится»

30

1

1

Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля

Формирование ответственности

Формирование личностных, регулятивных УУД

Овладение способами самопознания

Развитие  актерских способностей

31-32

2

1

1

Показ пьесы детям

Учить анализировать причины успеха/неуспеха

Формирование регулятивных, коммуникативных УУД

Овладение способами  рефлексии;  приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия

33

1

1

Показ пьесы родителям

Воспитывать ответственность, самодисциплину

Формирование коммуникативных УУД

Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

6 блок. Посещение театрального спектакля (2ч)

34

35

2

2

Посещение театрального профессионального          спектакля

Воспитывать эстетический вкус

Формирование познавательных УУД

Воспитание целостности взгляда на мир средствами литературных произведений

  1. 4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. № п/п
  1. Форма занятия
  1. Приемы, методы организации участников процесса
  1. Методический  материал
  1. Техническое оснащение
  1. Дидактический материал
  1. 1
  1. Учебное занятие
  1. Беседа, обсуждение, работа в группах
  1. Методические разработки, сценарии (приложения №1,2,3.4)
  1. 2
  1. Творческая мастерская
  1. Работа в группах
  1. Информационный материал
  1. Компьютер, наглядные пособия
  1. 3
  1. Учебное занятие
  1. Работа в группах
  1. Разработка сценария
  1. Видеоматериалы
  1. Пословицы, поговорки
  1. 4
  1. Учебное занятие
  1. Беседа
  1. Таблицы
  1. Диск
  1. Куклы - петрушки
  1. 5
  1. Мастер-класс
  1. Работа в группах, тренинг
  1. Разработка сценария для каждого участника
  1. Музыкальный диск
  1. Бутафории
  1. 6
  1. Творческая мастерская.

  1. Работа в группах
  1. Декорации
  1. Видеоматериалы
  1. Бумага, ножницы, клей
  1. 7
  1. Обобщающее занятие
  1. Выступление
  1. Музыкальное оснащение
  1. Куклы, ширма, декорации, бутафории
  1. 8
  1. Посещение театра
  1. Просмотр кукольного спектакля  

                 

                     

   

  5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алянский Ю.Л. «Азбука театра» М., Современник. 1998 г
  2. Артемьева Л.В. «Театральные игры дошкольников» М., Просвещение,1991 г
  3. Булатова О.С. «Педагогический артистизм»   М., Академия, 2001 г
  4. Енин А.В. «Учитель-актер» Воронеж, 1998 г
  5. Ершов П.М. «Технология актерского искусства» М., ТОО «Горбунок», 1992г
  6. Караманенко Г.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам» М., Просвещение, 1982 г
  7. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М.. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса, 2003
  8. Немеровский А. «Пластическая выразительность актёра» - М., 1982г
  9. Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора «Народный театр» М., Советская Россия, 1991 г
  10. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М., Аркти, 2002 г
  11. Хренников Б.О. «Программы образовательных учреждений» М., Просвещение, 1995 г
  12.  «Энциклопедический словарь юного зрителя» М., Просвещение, 1989
  13.  Интернет-ресурсы:

  Приложение 1

Сценарий спектакля для кукольного театра

«Про Волшебника  ОХА и Дуню – ленивицу»

Действующие лица: 1 ребёнок, 2 ребёнок, Волшебник Ох, Дуня, мама, Иван, Петушок, киска, свинка, мышка1, мышка 2, корова.

1реб: Сказки любят все на свете, 

Любят взрослые и дети! 

Сказки учат нас добру 

И прилежному труду, 

2реб: Говорят, как надо жить, 

Чтобы всем вокруг дружить! 

3реб: Сказку вам сейчас расскажем, 

И расскажем, и покажем, 

А сказка наша называется «Про волшебника Оха и Дуню-ленивицу». 

Песня про сказки. 

Садятся на стульчики, на сцену – Петушок, Дуня и мама. 

П: Рано-рано поутру 

Я кричу «Кукареку! » 

Я кричу кукареку, 

Бужу Дуню поутру. 

Встает солнышко уже, 

Полно работы на заре! 

Входит мама. 

М: Дуня, доченька, вставай да к работе поспевай. 

Петушок давно пропел, урожай в саду поспел, 

Да не кормлена скотинка да не подоена Милка. 

Д: Да иду, иду, иду… как поспать еще хочу! 

М: Кашу съешь – и за дела, 

будь же умницей всегда. 

Я ж на поле ухожу, 

Только к вечеру приду. (уходит). 

Д (подходит к столу) : Вкусненькая, сладенькая… 

Кашу съешь – и за дела… 

Ох! Все дела, дела, дела, 

А гулять-то мне когда? 

Ай, да ну работу эту. 

Лучше съем-ка я конфету! 

Спускается со сцены. 

Д: Да, большой у Дуни двор: 

Две коровы, две овцы, 

Петушки-молодцы, 

Курочки-несушки, пестрые подружки, 

Желтые цыплятки, серые утятки! 

 Выходит корова. 

К: Дуня, Дуня, подожди, 

Меня, коровку, подои! 

Молоко давно готово, 

Очень вкусное, парное! 

Д: Ты, корова, погуляй, 

Отдыхать мне не мешай! 

К: Му… му… что-то Дуню не пойму (уходит) . 

Д: Вы замучили меня, 

Всех кормить – не хватит дня. 

Вон подруженьки гуляют, 

В игры разные играют. 

Хоровод подружек. 

Д: Может, в лес сейчас сходить, 

Мотыльков там половить? (берет корзину) . 

Появляется Иван. 

И: Будешь чья, красавица? 

Д: Слова твои мне нравятся! 

И: Корзиночку в руке несешь, 

За грибами ты идешь? 

Д: За грибами, да, да, в лес. 

И: В невесты взять тебя не грех! 

Д: В невесты… ой! 

Буду для тебя, Иван, такой… 

Выбегают утята, поросята, корова, 

Все просят есть и пить. 

Д: Кыш-кыш-кыш! Пошли, а ну… 

Как вас всех я не люблю! 

И: Что я слышу! Вот так да! 

Ты ленива, вижу я! 

Жену такую не хочу, 

Я другую поищу! (уходит) . 

Д: И вы надо мной смеяться? О-о-ох (плачет) . 

Появляется волшебник Ох. 

Ох: Кто меня сюда позвал? 

Кто здесь громко «Ох» сказал? 

Д: Ой! Кто ты? 

Ох: Я – волшебник, Дуня, Ох! 

Д: Кто бы, кто бы мне помог? 

Ох: Не веришь (обегает ее) Правду, правду говорю, 

Хочешь, в кошку превращу? 

Д: Жизнь у кошек просто рай, 

Ладно, в кошку превращай! 

Ох:(колдует) Фаю, лаю, маю, чаю – 

Дуню в кошку превращаю! (надевает маску) 

Д: Мяу… мяу… 

Входит мама. 

М: Дуня, дочка, дверь закрой! Это что за зверь такой? 

Д: Меня мама не узнала, промяукала я мало. Мяу… Мяу… 

М: Что-то нет моей Дуняши, утром не доела кашу… 

А тебя мне жаль прогнать, будешь ты в чулане спать. 

Всех мышей перелови! 

Где же Дуню мне найти? 

Я к соседям загляну, 

Там Дуняшу поищу (уходит) . 

Д: Как в чулане? Почему? Спать в постельке я хочу! (засыпает) . 

Ох: Ну как, Дунюшка, дела? Как в чулане поспала? 

Д: Там не жизнь, а просто бяка, не узнал никто меня! 

Все меня не понимают и как только не ругают! 

Всем сейчас я покажу! Поцарапаю, укушу! 

Ох: Ты ленива и глупа, мой урок не поняла, 

И тебя я проучу, в свинку мигом превращу (одевает маску) . 

Д: Что ты сделал? 

Ох: Раз с детства труд не любишь, 

Хорошей девочкой не будешь! 

Раз не ценишь доброту и ласку – 

Носи всю жизнь ты поросячью маску (уходит) . 

Входят мама и Иван. 

М: Где ты, где ты, моя Дуня? 

И: Дочка где твоя, мамуля? 

Покорила сердце мне, 

Взял бы в женушки себе! 

М: Ваня! Дунечка пропала! 

Надо доченьку искать! 

Свинка как сюда попала? Свинку эту можешь взять! 

И: Ну, пойдем пока со мной, 

Хозяин-то найдется твой. 

Поднимаются на сцену. Занавес открывается. 

И: Вот, пришли, располагайся! 

Что ты, хрюша, не стесняйся! 

Я ж работать ухожу, поздно вечером приду. (уходит) . 

Д: Меня в дом Иван привел, 

На работу сам пошел, 

Ну а я не подведу, здесь порядок наведу! 

Все убирает, появляется Ох. 

Ох: Ну, скажу, пошли дела, 

Не узнаю Дуняшу я. 

Видно, Дуня поняла, 

Что ленивою была, 

Что порой была груба. 

(к зрителям) : Чары снять с нее, друзья? 

Все: Да! 

Ох: Вашу волю исполняю, вновь в Дуняшу превращаю! 

Снимает маску, Дуня не замечает этого. 

Д: Всю работу сделала, но грущу и плачу я, 

Мне с Ванюшей не бывать, 

В свинках жизнь всю коротать. 

Дети: Ты не плачь и не грусти, 

Лучше в зеркальце взгляни! 

Д (смотрит) : Что за чудо, тра-ля-ля! 

Стала Дунюшкою я! 

Входят мама и Иван. 

М: Дуня, доченька, нашлась! 

И: Мне по сердцу ты пришлась! 

Д: Вам потом все расскажу, а ребятам накажу: 

Так, как я, не поступайте, маму вы не огорчайте, 

Не ленитесь никогда, 

Маму слушайтесь всегда! 
(Выходят)
А не то волшебник Ох 

Может превратить вас в мох, 

Или в веник, или в галку, 

Или же в кривую палку. 

Но я знаю наперед – 

Будет все наоборот! 

Будем счастливо мы жить, 

Все: Мамочку свою любить! 

 

Приложение 2

Сценарий спектакля для кукольного театра

«Колосок»

Действующие лица: Петрушка, мышата-  Круть и  Верть, Петух,

Вед: Жили-были Петя-петушок-золотой гребешок и мышата Круть и Верть.

(Выбегают мышата и выходит петушок, он несет на плече колосок)

Петя:  Круть, Верть!

Мыши: Мы здесь!

Петя: Смотрите,  какой я нашел колосок!

Круть: А какой колосок?

Верть: И что в нем особенного?

Петя: А вы знаете, сколько трудились люди, чтобы вырос этот и другие колоски?

Мыши: Не-е-ет.

Петя: Люди вспахали поле, посеяли зернышки, поливали все лето, а потом скосили все  

          колоски.  Колосок не любит лентяев. Понятно?

Мыши: Да!

Петя: А теперь колосок обмолотить надо. А кто будет молотить?

Круть: Только не я! Верть: Только не я!

Петя: Ах  вы,  лентяи! Я пойду. (Петушок уходит)

Круть: Мы не лентяи, мне не лень

            Могу крутиться целый день!

Верть: Да, мы не лентяи! Мне не лень,

            Могу вертеться целый день.

(Возвращается петушок,  него мешок, мышата  подбегают к петушку)

 Петя: Смотрите, мышата, сколько я зерна намолотил!

 Круть: Ах, как много зерна! Верть: Эх, как много зерна!

Петя: А теперь это зерно нужно смолоть. Кто пойдет со мной на мельницу?

Круть: Только не я! Верть: Только не я!

Петя: Какие же вы лентяи. Ладно, я сам смелю. (Уходит)

Круть: Мы не лентяи! Мне не лень,

            Могу крутиться целый день!

Верт: Да, мы не лентяи! Мне не лень,

          Могу вертеться целый день!

(Идет петушок с мешком)

Петя: Мышата! Смотрите,  сколько я муки намолол!

Круть: Ох, как много муки! Верть: Ах, как много муки!

Петя: Ну а теперь можно пироги печь!

Круть: Ура! Можно пироги печь! Верть: Ура! Можно печь!

Петя: А кто пироги есть будет?

Верть: Чур, я первый!

 Круть: Нет, я первый!

Петя: А кто колосок нашел?

Мыши: Ты, Петя!

Петя: А кто его обмолотил?

Мыши: Ты, Петя.

Петя: А кто зерно смолол?

Мыши: (тихо) Ты, Петя...

Петя: А вы что делали?

Мыши: (плачут)

Круть: Прости нас, Петя. Верть: Мы будем тебе помогать.

Петя: Ну, что, ребята, поверим мышатам?

          Ладно, несите воды, дрова, топите печь!

          А я буду пироги печь.

 (Звучит музыка, а  Мышата и петушок работают.)

Круть: Мы не лентяи, мне не лень

            Могу работать целый день!

Верть: Мы не лентяи, мне не лень,

            Могу работать целый день.

(поют): Какой чудесный день.

              Работать нам не лень.

              Со мной мои друзья

              И песенка моя!

Петя:  Мышата, пироги готовы!

Круть:  Вот он - хлебушко душистый,

            С хрусткой корочкой витой;

            Вот он - теплый, золотистый,

            Словно солнцем налитой.

Верть: Ребята, хлеб - всему голова. Берегите хлеб!

                                                                                         

                                                                                           Приложение 3

 

Сценарий  спектакля

РУКАВИЧКА

Действующие лица:

Мышка
Зайчик
Лисичка
Волк
Кабан
Медведь
Собака
Рассказчик

На первом плане слева и справа несколько заснеженных деревьев. Возле деревьев слева лежит рукавичка. На втором плане – зимний лес.

Рассказчик

Люли-люли, тили-тили!
Зайцы по воду ходили,
И из речки, как ковшами,
Воду черпали ушами,
А потом домой носили.
Тесто для лапши месили.
На ушах развесили –
Очень было весело!
Но случаются в лесах
Позанятней чудеса!
Эта сказка-невеличка
Про зверей и рукавичку.
По лесу старик гулял,
Рукавичку потерял –
Рукавичку новую,
Теплую, пуховую.

Из-за деревьев справа появляется Мышка.

Мышка

Я под кустиком сижу
И от холода дрожу.
Рукавичка – это норка!
Побегу я к ней с пригорка –
Это норка новая,
Теплая, пуховая!

Мышка бежит к рукавичке и прячется в ней. На полянке из-за деревьев справа появляется Зайчик.

Зайчик

Прыгал зайчик вдоль опушки,
У него замерзли ушки.
И куда теперь мне деться,
Где несчастному согреться?

Зайчик подбегает к рукавичке.

Зайчик

Кто внутри – зверек иль птичка?
Есть кто в этой рукавичке?

Мышка выглядывает из рукавички.

Мышка

Это Мышка-поскребушка!

Зайчик

Ты пусти меня, норушка!
Очень мерзнет Зайчик,
Зайчик-побегайчик!

Мышка

Нам обоим места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!

Мышка и Зайчик прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев справа появляется Лисичка.

Лисичка

Ой, спасите, дед Мороз
Укусил меня за нос,
По пятам за мной бежит –
Хвост от холода дрожит!
Отвечайте вы лисичке,
Кто ютится в рукавичке?

Из рукавички выглядывает Мышка.

Мышка

Я вот Мышка-поскребушка,
Длиннохвостая норушка!

Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.

Зайчик

Я вот Зайчик-побегайчик,
В рукавичку залезайчик!

Лисичка

Пожалейте вы лисичку
И пустите в рукавичку!

Зайчик

Нам троим здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!

Зайчик и Лисичка прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев справа появляется Волк.

Волк

На луну я ночью выл
И от холода простыл.
Громко серый волк чихает –
Зуб на зуб не попадает.
Эй, честной лесной народ,
Кто, скажите, здесь живет?

Из рукавички выглядывает Мышка.

Мышка

Я вот Мышка-поскребушка,
Длиннохвостая норушка!

Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.

Зайчик

Я вот Зайчик-побегайчик,
В рукавичку залезайчик!

Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка.

Лисичка

Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!

Волк

Вы меня пустите жить,
Вас я буду сторожить!

Лисичка

Четверым здесь места хватит.
Мягче здесь, чем на кровати –
Рукавичка новая,
Теплая, пуховая!

Волк и Лисичка прячутся в рукавичку. На полянке из-за деревьев справа появляется Кабан.

Кабан

Хрю! Совсем замерз бочок,
Мерзнут хвост и пятачок!
Рукавичка эта кстати!

Из рукавички выглядывает Мышка.

Мышка

Места здесь тебе не хватит!

Кабан

Влезу я уж как-нибудь!

Мышка и Кабан прячутся в рукавичку. Из рукавички выглядывает Лисичка.

Лисичка

Тесно здесь! Ну, просто жуть!

Лисичка снова прячется в рукавичку. Из-за деревьев справа выходит Медведь.

Медведь

Мерзнет Мишка косолапый
Мерзнет нос и мерзнут лапы.
Нету у меня берлоги!
Что тут, посреди дороги?
Рукавичка подойдет!
Кто, скажите, в ней живет?

Из рукавички выглядывает Мышка.

Мышка

Я вот Мышка-поскребушка,
Длиннохвостая норушка!

Мышка прячется, из рукавички выглядывает Зайчик.

Зайчик

Я вот Зайчик-побегайчик,
В рукавичку залезайчик!

Зайчик прячется, из рукавички выглядывает Лисичка.

Лисичка

Я пушистая Лисичка,
В рукавичке всем сестричка!

Лисичка прячется, из рукавички выглядывает Волк.

Волк

Здесь еще живет волчок,
Теплый серенький бочок!

Волк прячется, из рукавички выглядывает Кабан.

Кабан

Ну а я кабан-клыкан,
Рукавичку затыкан!

Медведь

Что-то вас тут многовато,
Я залезу к вам, ребята?

Кабан

Нет!

Медведь (примирительно)

Да я уж как-нибудь!

Кабан и Медведь прячутся в рукавичку. Из нее выглядывает Лисичка.

Лисичка

Негде здесь уже чихнуть!

Лисичка снова прячется в рукавичку. Из нее выглядывает Мышка.

Мышка (сердито)

Толстый, а еще туда же!

Мышка прячется в рукавичку.

Рассказчик

Тут хватился дед пропажи –
Псу велел назад бежать,
Рукавичку отыскать!

Из-за деревьев справа появляется Собака и бежит к рукавичке.

Собака

Гав-гав-гав! Так вот она!
За версту она видна!
Эй вы, звери там иль птицы,
Быстро брысь из рукавицы!
Если в ней кого застану,
Очень громко лаять стану.
Тут же дед с ружьем придет,
Рукавичку отберет!

Из рукавички по очереди выскакивают звери и скрываются в лесу. Собака берет рукавичку и уходит со сцены.

Рассказчик

Звери очень испугались,
В рассыпную разбежались,
Схоронились кто куда,
И лишились навсегда
Рукавички новой
Теплой и пуховой!

Приложение 4

           Сценарий сказки «Красная шапочка на новый лад»

Действующие лица: Сказочницы, Красная Шапочка, Мама, Волк, Бабушка, три Мышки,

Девочки – Цветы, три Белочки, мальчики – лягушки, девочки-Бабочки.

 

Ведущая:

В сказке всегда побеждает добро,
От сказки всегда веет теплом.
Дорогой слушатель, ты будешь рад.
«Красная Шапочка» на новый лад.

Звучит сказочная музыка заходят две Сказочницы.

1: Девочка в лесу живет

И танцует, и поет.

Любят все ее и ждут

Красной Шапочкой зовут

2: С мамой здесь живет одна

Любит бабушку она.

Поудобней сядь-ка, зритель

И внимательно смотри

Вместе:

Это присказка, не сказка

Сказка будет впереди.

Звучит музыка.

Мама «печет пирожки».

Красная Шапочка примеряет шапочку и красуется перед зеркалом.

Красная Шапочка:

Мама можно погулять

Мне цветов насобирать?

Мама:      

Ну конечно прогуляйся,

Да смотри не потеряйся

Нужно к бабушке сходить

Пирожками угостить.

Собирайся в путь дорожку

И возьми с собой лукошко.

Пироги с капустою

Получились вкусные.

Красная Шапочка:

Хорошо мамочка, к бабушке схожу

И гостинцев отнесу.

Мама:

Бабушке - большой привет

Осторожней будь, мой свет.

Мама и Красная шапочка уходят за ширму.

Появляются сказочницы.

Сказочница:

1: Вот и в путь пошла она

В страшный лес совсем одна?

2: И совсем не страшный лес

Очень много в нем чудес.

Выходят девочки в костюмах цветов, садятся на ковер-полянку.

Танец Красной Шапочки, цветов и зверей.

(Из-за ширмы выглядывает волк, потирает руки) 
(Во время танца Красная Шапочка уходит волк за ней крадется)

Волк:

Ха- ха - ха – ха- ха- ха,
До чего она глупа.
Сейчас ее поймаю,
До смерти напугаю.
Ох, зачесались руки,
Я весь чешусь от скуки!

Белочки преграждают ему дорогу.

Все Белочки:  

Ах, проказник вон ступай
Красную Шапочку не пугай,

Мы тебя злодея знаем,
Шишками закидаем!

(Поставить пенек.)
Кидают в волка шишки он от них убегает. 
Волк потирает бока, белочки убегают.

Волк:

Ой - ой - ой как больно мне,
Попало шишкой по спине,
Лучше сяду на пенек

Посижу денек

Шишки, раны подлечу,

И девчонку проглочу.

Волк садится на пенек.
Под музыку вбегают лягушки.

Танец лягушек.

Лягушка 1:

Волка будем мы лечить, микстурой горькою поить
Лягушка 2:

Мухомором смажем шишки, злому серому Волчишке.
Лягушка 1:

Лучше ты не болей, заведи себе друзей.
Лягушка 2:

Посмотри в лесу дремучем, какое множество зверей!

Волк:

Уходите-ка отсюда, кабы не было вам худо. (Рычит.)

Лягушки убегают.

Волк:

Потерял я сон покой
Я все же волк и очень злой
Девчонку я поймаю,
Хоть не съем, но напугаю!

Садится на пенек, влетают бабочки.

Танец бабочек.

Волк:

Откуда эта красота?

Ой, закружилась голова!

Щекочет уши нос,

Чешусь я весь как пес!

Убегает.

Звучит музыка.

Красная Шапочка идет по дорожке, за ней крадется волк.

Сказочницы:

1: Осторожно, опасайся.

2: Волк идет.

1: Беги, спасайся.

Волк: Куда спешишь, девчушка?

Красная Шапочка: К бабуле на опушку.

Волк: А где живет бабуся.

Красная Шапочка: Вон там, вон ходят гуси.

Волк: А что в твоем лукошке?

Красная Шапочка: Там пирожки с картошкой.

Волк: Так ты идешь не тем путем

Дорога та надежней.

Красная Шапочка: Спасибо, Волк вам за совет.

Волк: Прощай, будь осторожней.

Красная Шапочка уходит, а волк идет по дороге и танцует.

Появляются сказочницы.

Сказочницы:

1: Ах как хитер коварный волк

так обманул бедняжку.

2: А сам другим путем пошел.

Как за бабулю страшно.

Волк подходит к домику бабушки.

Волк:

Ах, вот бабуля где живет

Деревня не плохая.

Ой, кто-то, кажется, идет... (убегает).

Звучит музыка. Заходит бабушка в очках, садится и вяжет.
Вбегает Красная Шапочка, за ней крадется волк.

Бабушка:

Внучка, милая моя
Рада видеть я тебя! (Обнимает внучку.)

Я вижу здесь ты не одна

С собою друга привела!

Красная Шапочка оглядывается, пугается, прячется за бабушку.

Проходите за ограду.

Видеть вас я очень рада

Да за стол присядьте с нами

Ешьте пироги с грибами.

Садятся все.
Волк: Ну, спасибо, накормили (потирает брюхо).

Выходит на середину сцены.

Волк:

Вот обида, да какая

Старушка добрая такая,
К себе в гости пригласила,

Пирогами угостила,
На меня нашло наваждение
Мне стыдно за свое поведение

К старушке в домик я зашел,
Друзей новых здесь нашел!

Красная Шапочка:

Здесь для всех открыта дверь

если ты не страшный зверь!

Сказочницы:

1: Пришло время расставаться

И с героями прощаться.      

2: Но не будем унывать,

Сказку будем в гости звать.

Приложение 5

Игры на развитие внимания и воображения.

 

  • Картинки из спичек

 Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

  • Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

  • Рисунки на заборе

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения  художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

  • Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.

  • Роботы 

Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».

2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

     Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.

                                                 

 

Приложение 6

Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)

Тренинг гласных звуков

  • Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

  • С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.

Вопрос

Ответ

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?      

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.        

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

Тренинг согласных звуков

  • Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л]            – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р]            – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п]    – хлопки в ладоши;

[д] - [т]    – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к]    – щелчки;

[з] - [с]    – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф]   – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

  • Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

И СТАЛО ТИХО.

                                       

                     

 Приложение 7

Скороговорки

  •      Как известно бобры добры,

Добротою бобры полны,

Если хочешь себе добра,

Надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр,

Значит сам ты в душе бобр!

  • Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

  • У крошки матрешки пропали сережки,

Сережки Сережка нашёл на дорожке.

  •     Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали


  • На дворе трава

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Скороговорка про покупки

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Скороговорка про выдру

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

Ехал грека через реку

Ехал Грека через реку, 
Видит Грека - в реке рак. 
Сунул Грека руку в реку, 

Рак за руку Грека - цап!

Выдра в тундре

В недрах тундры 
Выдры в гетрах 
Тырят в вёдра 
Ядра кедров!

Выдрав с выдры 
В тундре гетры 
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра 
Выдру в тундру!

  1. Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками - самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Скороговорка на букву Ж

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре чертенка

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорка на букву Ш

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

Шла Саша по шоссе

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Кукушонок в капюшоне

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Скороговорка на букву Щ

Два щенка  щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

  1. Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки - рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Мышка

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Кощей

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Сорок сорок

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Попугай

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Карасёнок

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

  1. Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Скороговорка про китайцев

Жили-были три китайца - Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки - Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

Чего нет

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Пир у Киры и Фиры

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Ежевика и земляника

Ежели вы не жили возле ежевичника, 
но ежели вы жили возле земляничника, 
то значит земляничное варенье вам привычное 
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника, 
то значит, ежевичное варенье вам привычное, 
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника, 
и ежели вы жили возле земляничника 
и ежели вы времени на лес не пожалели, 
то значит, преотличное варенье ежевичное, 
варенье земляничное вы ежедневно ели.

                                                                                       

                                                                                            Приложение 8

Превращается рука

И в котенка , и в щенка.

Чтоб рука артисткой стала,

Нужно очень-очень мало:

Специальные перчатки,

Ум , талант , и …

Все в порядке!

                                  В. Берестов

Правила ведения кукол.

  • Куклы надо держать на определенном уровне по отношению к ширме, из-за которой их показывают. Кукла , поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться над ней примерно на две трети своей высоты. Отводя куклу в глубину ширмы, нужно поднимать ее выше, для того чтобы передние зрители могли ее видеть.
  • Если кукла не совершает каких-либо действий , ее руки должны быть прижаты к туловищу, при этом правая ручка  куклы придерживает левую.
  • Держать куклу надо прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти исполнителя. Нельзя наклонять всю руку, держащую куклу.
  • Чтобы посадить куклу , нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье руку, на которую надета кукла. А потом, уже оперев запястье на то место, куда сажается кукла, выпрямить кисть  руки. Когда сидевшая кукла встает, она тоже должна  сначала наклониться вперед, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до обычного уровня стоящей куклы.
  • Движения куклы и текст , произносимый от ее имени , должны быть обращены к определенному объекту -  к предмету или персонажу. Для этого куклу поворачивают всем корпусом или головой  в ту сторону, куда она должна смотреть. Направить « взгляд» куклы на нужный предмет  - значит направить ее нос в его сторону. Это же правило надо соблюдать , когда кукла слушает кого-то из персонажей.
  • « Говорящая»  кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук ( как это делает человек в жизни) .
  • когда одна кукла говорит, остальные  должны оставаться  неподвижными. Иначе  будет непонятно, какая из кукол говорит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ЧАС ТЕАТРА»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа«ЧАС    ТЕАТРА»срок реализации – 1 год обучения, возраст детей с 6,6  лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театра-студии "Премьера"

Дополнительная общеобразовательная программа театра -студии "Премьера". Руководитель объединения: Вершинина Людмила Сергееевна, педагог дополнительного образования МКУ ДО ДТ "Островок&q...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно–эстетической, общекультурной направленности «Кукольный театр «Галерка»

Данная программа «Кукольный театр «Галерка» рассчитана на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школь...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ЛетовГайдаре#Сказка на английском языке (для начинающих)

Программа создана для начинающих изучать английский язык, с целью повышения мотивации, путем участия детей в постановке сказки на английском языке. На занятиях дети научатся правильно произносить звук...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр»

Программа предназначена для работы с детьми школьного возраста (7-16 лет), проявляющими интерес к театральному творчеству....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединения "Кукольный театр" для детей 7-12 лет

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в ми...