занимательная математика
рабочая программа (1 класс) по теме
программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занимательная математика | 31.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Занимательная математика»
Программа кружка "Занимательная математика" имеет общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования, приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации "Об образовании", Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Педагогическая целесообразность и актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. В образовательном процессе мало времени уделяется геометрическим заданиям, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках образовательных областей математики и информатики, окружающего мира, технологии. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Цель: Развитие познавательного интереса к математике, интеллектуальных способностей младшего школьника.
Задачи:
- Отрабатывать арифметический и геометрический навык.
- Развивать интеллектуальные способности ребёнка.
- Формировать универсальные учебные действия: планирование, целеполагание, контроль, оценка результатов.
- Воспитывать самостоятельность и усидчивость.
Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации - 1 год. Программа рассчитана на 66 часов в год. Периодичность занятий - 2 часа в неделю. Формы организации обучения детей - коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.
Формы работы:
Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: "Пифагор", "Колумбово яйцо", дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы, эстафеты.
Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
- положительное отношение к учению;
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
- решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
- устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
- строить логическую цепь рассуждений;
- выдвигать гипотезы;
- составлять задачи-шутки, магические квадраты;
- читать графическую информацию;
- находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
- анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
- различать существенные и несущественные признаки.
- отличать кривые и плоские поверхности;
- доказывать способ верного решения.
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
- уважение к товарищам и их мнению;
- понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
- умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
- постановке учебных задач занятия;
- оценке своих достижений;
- действовать по плану.
Способы проверки результатов : тесты, математические викторины, графические диктанты, дидактические игры.
Формы подведения итогов: выпуск математической газеты, тестирование.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата |
1 | Из истории математики. Как люди научились считать. | 1 | |
2 | Взаимное расположение предметов. | 1 | |
3 | Понятия "больше -меньше", , "за- под", " "выше-ниже". | 1 | |
4 | Брей- ринг. Отношения (больше, меньше, столько же). | 1 | |
5 | Задачи в стихах. | 1 | |
6 | Задачи-смекалки | 1 | |
7 | Конкурс "Загадки Весёлого Карандаша". | 1 | |
8 | Интересные приемы устного счёта. | 1 | |
9 | Игры с числами. | 1 | |
10 | В царстве Чисел. Однозначные числа. | 1 | |
11 | Турнир смекалистых. Задания на смекалку. | 1 | |
12 | Учимся отгадывать ребусы. | 1 | |
13 | Математический КВН. Первый десяток, задачи на логику, смекалку. | 1 | |
14 | Приключения Немо. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. | 1 | |
15 | Числовые головоломки. | 1 | |
16 | Праздник числа 10. | 1 | |
17 | Игра-соревнование «Веселый счёт». | 1 | |
18 | В гости к Волшебнице. Однозначные числа. Счёт. | 1 | |
19 | Магические квадраты. | 1 | |
20 | Игра «Живые числа». | 1 | |
21 | Волшебная линейка. | 1 | |
22 | Математические задачи, требующие особых приёмов решения. | 1 | |
23 | Игра "Пифагор". | 1 | |
24 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 | |
25 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 | |
26 | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 1 | |
27 | Игра "Колумбово яйцо". | 1 | |
28 | Математика в сказке. Точка. Прямая. Кривая. | 1 | |
29 | Математические шарады. Ребусы. | 1 | |
30 | Игры с кубиками. | 1 | |
31 | Уголки. | 1 | |
32 | Углы. Виды углов. | 1 | |
33 | Задачи, решаемые без вычислений. | 1 | |
34 | Математическая эстафета. | 1 | |
35 | Математика в сказке. Точка. Прямая. Кривая. | 1 | |
36 | Понятие "Графический диктант". | 1 | |
37 | Графический диктант. | 1 | |
38 | Путешествие точки. | 1 | |
39 | Игра в магазин. Монеты. | 1 | |
40 | Зимняя страничка. Неравенства. | 1 | |
41 | Что такое "Геометрия". | 1 | |
42 | Весёлая геометрия. | 1 | |
43 | Понятие "поверхность". | 1 | |
44 | Линия. Точка. | 1 | |
45 | Симметрия фигур. | 1 | |
46 | Задачи на разрезание. | 1 | |
47 | Задачи на склеивание. | 1 | |
48 | Задачи со спичками. | 1 | |
49 | Решение ребусов и логических задач. | 1 | |
50 | Геометрическая викторина. | 1 | |
51 | Приключения Колобка . Луч. Прямая и кривая линии. Отрезок. | 1 | |
52 | Загадки – смекалки. | 1 | |
53 | Что такое "оригами". | 1 | |
54 | Оригами. Геометрические фигуры. | 1 | |
55 | Геометрическая мозаика. | 1 | |
56 | Что такое "круг", "окружность". | 1 | |
57 | Геометрический человечек. | 1 | |
58 | Геометрические задачи-шутки. | 1 | |
59 | Познавательная викторина "Такая занимательная математика". | 1 | |
60 | Математический конкурс "Умники и умницы". | 1 | |
61 | Математическая эстафета. | 1 | |
62 | Математические игры. | 1 | |
63 | Наглядная алгебра. | 1 | |
64 | Обратные задачи. | 1 | |
65 | Практикум «Подумай и реши». | 1 | |
66 | Обобщение и закрепление изученного. | 1 |
Приемы:
- Анализ и синтез;
- Сравнение;
- Классификация;
- Аналогия;
Методы:
- Взаимодействие;
- Поощрение;
- Наблюдение;
- Коллективная работа;
- Игра.
- Дидактический материал: карточки с заданиями, схемы.
- Техническое оснащение занятий: интернет.
Литература для учителя.
- Перельман Я. И. Занимательные материалы к урокам математики. [Текст], М., АСТ Астрель, 2005
- Лазуренко Л. В. Занимательные материалы к урокам математики. [Текст] В., 2005
- Нежинская О. Ю. Логика. [Текст] В., 2004
- Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст]2002
- Волков С. И. Столярова Н. Н., Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994
- Минскин Е. М. От игры к знаниям. [Текст] М., Просвещение, 1982
- Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. [Текст] Психолого-педагогическая диагностика и консультирование М., 2006
Литература для учащихся.
- Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст] 2002
- Волков С. И., Столярова Н. Н. Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994
- Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 1кл., [Текст] М., 2004.
- Истомина Н. Б. Дидактические карточки - задания по математике. 1кл., [Текст] М., 2004.
- Остер Г. Веселые задачки. [Текст] М., 2000.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательное учреждение № 29
с углублённым изучением отдельных предметов
Программа курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Составитель: Иванова Ю. С.
г. Смоленск
2012 – 2013 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»
Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса разработана в...