духовно-нравственное воспитание
материал по теме

духовно-нравственное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskaya_spravka_o_duhovno_nravstv_vospitanii.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

о духовно-нравственном воспитании в образовательных

учреждениях Зерноградского района 2009-2010 учебный год.

Основы православной культуры –

это прививка от пошлости,

это формирование человека.

Святейший Патриарх Кирилл.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Учитывая важность удовлетворения этнокультурных и мировоззренческих потребностей граждан Российской Федерации в декабре 2007 года в закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, которые впервые, в качестве одной из основных задач содержания образования, определяют формирование духовно-нравственной личности (ст. 14 п.2)

С 1 сентября 2008 года Зерноградский район принимает участие в апробации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

В семи общеобразовательных учреждениях района ведется работа в этом направлении. В образовательных учреждениях ОПК ведется за счет факультативных курсов, кружковой работы и модулей.

После введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с 1 сентября 2011 года во всех общеобразовательных учреждениях Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся станет неотъемлемой частью образовательных программ общеобразовательных учреждений.

21 сентября 2009 года Д.А.Медведев на встрече в Барвихе с главами основных религиозных конфессий России поддержал идею преподавания в российских школах основ  традиционных религий, в том числе курса «Основы православной культуры».

Ростовская область в течение 2010-2011 годов не будет в экспериментальном режиме осуществлять преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской жизни» в 4 четверти четвертого класса и 1 четверти пятого класса, хотя учебник один мы приобрели.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской жизни» включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. С согласия обучающегося и по выбору его родителей (законных представителей) изучается один из модулей курса.

Не смотря на то, что мы не участвуем в эксперименте, начиная с 2002 года в районе проводится планомерная и целенаправленная работа в образовательном комплексе Зерноградского района по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в рамках реализации, договора о сотрудничестве, заключенного министерством общего и профессионального образования Ростовской области и Ростова-на-Дону епархией Русской Православной церкви и договора о сотрудничестве  Администрации Зерноградского района и Свято-Никольского прихода. Сегодня готовится новый договор о сотрудничестве отдела образования Администрации Зерноградского района со Свято-Никольским приходом на 2010-2011 учебный год. Подготовлен Приказ по отделу образования Администрации Зерноградского района «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях Зерноградского района» от 13.07.2010г. № 407. Приказом Отдела образования № 407 утвержден межведомственный координационный совет по духовно-нравственному воспитания и утвержден план работы по духовно-нравственному воспитанию отдела образования Администрации Зерноградского района и Свято-Никольского прихода на 2010-2011 учебный год.

С 2004 года МОУ Гуляй-Борисовская СОШ № 4 была областной пилотной площадкой по реализации программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всего в Ростовской области было 33 МОУ СОШ.

В течение всего периода действовал Координационный совет. За эти годы отдел образования, совместно с образовательными учреждениями и Свято-Никольским приходом провел ряд мероприятий, круглых столов, ввел в учебный процесс факультативные курсы, элективные курсы, модули по «Основам православной культуры».

Специалисты отдела образования, методисты, руководители образовательных учреждений, заместители руководителей образовательных учреждений, педагоги были активными участниками всех совещаний, семинаров, курсов, которые проходили в МОиПОРО, ИПК и ПРО, Ростовской епархии Русской Православной церкви.

Ежегодное проведение областных семинаров, совещаний, форумов, конференций по формированию нравственных и духовных ценностей обучающихся на основе православной культуры в системе общего образования области предоставлял участникам данных мероприятий возможность обменяться наработанным опытом по методическому обеспечению курса «Основы православной культуры», надеемся, что в 2010-2011 учебном году мы явимся последователями Октябрьского района (сельского), города Батайска, Багаевского района и Семикаракорского.

В районе апробирован комплекс учебных пособий Шевченко Л.Л. «Православная культура» (1-8 класс), комплект учебных пособий Янушкавичене О.Л. «Основы нравственности» (9-11 класс). Данный учебно-методический комплекс одобрен педагогическими работниками района и Свято-Никольским приходом.

Для нормативного обеспечения реализации курса «Основы православной культуры» 10 июня 2010 года п. 441-3С был принят областной Закон Ростовской области «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области».

Принятый закон позволит урегулировать решения проблем духовно-нравственного образования на территории Ростовской области до принятия законодательства на Федеральном уровне.

Из представленных Аналитических справок руководителей общеобразовательных учреждений (МОУ Мечетинская СОШ №5, директор Недоведеева Л.В.; МОУ Донская СОШ № 13, директор Гордиенко С.А.; МОУ Новоивановская СОШ № 8, директор Соколов Ю.А.; МОУ Маныческая СОШ № 11, директор Башков П.Н.; МОУ Конзаводская СОШ № 9, директор Иващенко Ю.А.; МОУ ДОД ЦДОД, директор Власова И.В.; МОУ Светлоречная СОШ № 10, директор Голодный В.А.) можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитания в 2009-2010 учебном году осуществлялось в соответствии с нормативно-правовой базой:

- Конституцией РФ, ст.28, ст.29 (о свободе совести и о свободе информации);

- Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст.3, п.1, ст5, п.4);

- Федеральным законом «об образовании РФ»;

- Национальной доктриной образования;

- Международной конвенцией «О правах ребенка»;

- «Всеобщей декларацией прав человека»;

- Гражданским кодексом РФ;

- «Основами законодательства РФ о культуре»;

- а также на основании Федеральных стандартов по духовно-нравственному воспитанию, Протокола заседания Межведомственного координационного совета (Минобрнауки России) по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 15 марта 2010 года № 3.

В целях улучшения работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Зерноградского района, шла  работа на приобщение школьников к традиционной российской культуры и духовности, сформированной под воздействием Православия, а также обновления содержания общего гуманитарного образования и развития воспитательных функций светской школы в новых социально-культурных условиях в рамках модернизации и реформирования Российского образования.

Так, например:

  1. Религиоведческое содержание образования реализуется в МОУ Маныческой СОШ № 11 с 2005 года. Обучение организовано за счёт часов внеучебной деятельности учащихся (1-2 класс) и часов кружковой работы (3-5 класс).

В 1-2 классе занятия ведёт Горнушко Татьяна Николаевна, которая в 2008 году прошла курсы при МГГУ имени М.А.Шолохова по проблеме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся».

В 3-5 классе преподавание осуществляет Юнкина Ирина Викторовна. Курсовой переподготовки по данному направлению она не имеет, но эта тема длительное время является сферой её творческих поисков, предметом самообразования.

Курс «Основы православной культуры» посещают 135 учащихся. Учителями применяются такие формы отчетности по курсу, как проектная работа, собеседование.

В 1и 2 классах используется учебная программа курса «Основы православной культуры» для начальной и основной школы, которая разработана авторским коллективом: Игумен Георгий (Шестун), М.В. Захарченко, Е.П. Бельчикова, Т.М. Сливкина, Л.Н. Булкина, М.С. Костылева. Программа издана в Самаре (СИПКРО) в 2005 году.

Данный курс рекомендован Министерством образования России в форме факультатива или регионального, школьного компонентов базисного учебного плана.

Содержание курса построено на основе государственного, народного и православного календарей. Целевая установка программы: духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия.

Курс позволяет решить следующие задачи:

• приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

• формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

•   формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

•  возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

•  укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Концептуальные подходы к построению данной программы основаны на духовных и природных законах развития личности. При подборе содержания учитывался школьный программный материал, изучаемый в рамках гуманитарных дисциплин (истории, литературы, русского языка, искусства).

Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).

В 3 и 4 классах преподавание осуществляется на основе программы и учебника И. В. Кошминой и А. В. Бородиной «Основы православной культуры». Программа допущена министерством образования РФ, рекомендована Координационным советом по взаимодействию министерства образования России и Московской Патриархией Русской Православной Церкви.

Реализация этого курса позволяет осуществлять воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия. В процессе преподавания решаются следующие задачи:

•     дети   знакомятся   с   основными   религиозными   понятиями,   историей,   праздниками   и традициями Православной Церкви;

•     им предоставляется возможность познакомиться с содержанием и смыслом Православного искусства;

•     раскрываются их духовные и физические дарования, закладываются основы духовного, душевного и физического здоровья;

•     формируется гражданское самосознание;

•     взращивается любовь к своему земному Отечеству - России и своему народу.

В 5 классе используется программа и учебник И. И. Паньковой «Святая Русь в пословицах и поговорках». Данная программа допущена министерством образования Ростовской области.

Цель курса - способствовать нравственному и патриотическому воспитанию школьников через изучение отечественных пословиц и поговорок.

Курс позволяет решить следующие задачи:

1. приобщить детей к нравственным устоям православной культуры;

2. дать школьникам твёрдые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;

3. способствовать восприятию интереса к отечественной истории.

Регулярно проводятся встречи с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы иереем Михаилом Александровичем Мирошиным. Эти встречи всегда очень интересны и пользуются большой популярность у учащихся. Среди тем бесед такие, как «правила жизни, данные людям», «Добро и зло», «Пост», «Красота в окружающем мире», «Как был сотворён мир», «О вреде курения и алкоголизма», «Православный брак», «Семья - это малая церковь», «Иду во взрослую жизнь».

В рамках кружковых занятий Юнкина И. В. организовала выполнение совместно с родителями учащихся исследовательских проектов «Родословная моей семьи», «Святочная вода». Проведены беседы «Мои обязанности», «Прощёное воскресение», «Мои родственники на войне», КТД «Семейное рукоделие», праздник «Масленица». Ежегодно проводится акция «Готовимся к Рождеству», в рамках которой дети своими руками делают родителям подарки. Интересна по форме и воспитательному эффекту акция «День вежливости».

Участие в Димитровских чтениях стало регулярным. На них были представлены работы «Чудо-огонь», «Храм Божий», «Рождество», «Твой путь».

В праздничные дни (Троица, Рождество, Крещение, Пасха) дети вместе с учителем посещают церковь, расположенную на центральной усадьбе п. Сорговый.

В декабре 2009 г. был проведён мониторинг отношения разных участников образовательного процесса к введению в школе курсов по изучению духовно-нравственной культуры народов России.Считают своей религией: православие – 71% обучающихся.

  1. В 2009-2010 учебном году реализация стандарта по духовно-нравственному воспитанию в МОУ Мечётинской СОШ № 5 началась с изучения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» авторов А.Я. Данилюк, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова (Москва, «Просвещение», 2009 год). Данная Концепция будет положена в основу разработки школьной Программы «Духовно-нравственное воспитание» на 2010-2011 учебный год в рамках введения стандартов второго поколения на первой ступени обучения.

В 2009-2010 учебном году реализация стандарта осуществлялась через изучение курса «Основы православной культуры» на 1 и 2 ступенях обучения.

В начальной школе изучение основ православной культуры осуществляется в рамках реализации внеучебной деятельности ( 16, 1г, 26, 2в) через духовно-нравственное направление.

Педагог-психолог Сердюкова Е.А. ведёт курс «Основы духовно-нравственной культуры» на основе Программы «Православная культура» для обучения в начальной школе автора Л.Л.Шевченко, изд-во «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества», М., 2004 г.

В основной школе организованы факультативные курсы «Основы православной культуры» с 5 по 9 класс. Работу данных факультативов осуществляют:

- Кравченко В.А.- учитель ИЗО и истории (5 кл.);

- Сердюкова Е.А.- педагог-психолог (6,8 кл.);

- Ушакова Т.М. - учитель русского языка и литературы (9кл.).

В школе разработана программа «Основы православной культуры» в соответствии с Примерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура» и направлена на реализацию целей и задач духовно-нравственного воспитания личности обучаемых и включает содержательные компоненты, учитывающие возрастные особенности и возможности учащихся начальной и основной школы.

В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия явлений окружающей жизни, фундамент культурологических представлений ребёнка о его жизни, о связи с православной культурой.

Преподавание курса «Основы православной культуры» осуществляется по индивидуальным рабочим программам учителей, составленным на основе следующих пособий:

1. Шевченко Л.Л. «Православная культура в школе». Пособие для учителей общеобразовательной школы. М., 2004г.

2. Шевченко Л.Л. «Православная культура». Методическое пособие для учителей. Первый год обучения. М., 2004г. 3. Афанасьева С.В. «Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего школьного возраста». Калининград, 2001г.

4. Священник Алексий Мороз и педагог Г.А. Барсенева «Уроки добротолюбия». Санкт-Петербург, 2005г.

5. Протоирей Дмитрий Соколов «Закон Божий для детей». М., «Русский хронограф», 2006г.

6. «Первые шаги в храме», издательство Сретенского монастыря. М., 2007г.

7. «Не от мира сего или в мире сём». Санкт-Петербург, 2005г. Школьная   библиотека   с   2009   года   вместе   с   журналом   «Воспитание школьника»  получает  интересное  приложение  к  нему  «Духовно-нравственное воспитание», которое стало настольной книгой преподавателей.

Очевидны позитивные эффекты реализации курса «Основы православной культуры». Учащиеся проявляют неподдельный интерес к предмету: выучили несколько молитв, знают 10 Заповедей Христа, узнали и полюбили православные праздники, многие посещают церковь. Ученица 6 класса Кравченко Аксинья приняла участие в областном конкурсе творческих работ, посвящённом Святителю Димитрию Ростовскому, стала призёром, награждена грамотой.

Введение курса «Основы православной культуры» имеет особое значение в рамках казачьей школы, в условиях сельского поселения, сложной социально-экономической ситуации. Практически, только школа может способствовать духовно-нравственному становлению личности обучающихся.

В 2009-2010 учебном году была подготовлена информация о системе духовно-нравственного воспитания в школе на основе проведённого анкетирования учащихся и их родителей.

В анкетировании приняли участие 157 обучающихся 5-10-х классов.

Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующие результаты:

На 1 вопрос: «Согласны ли вы с утверждением, что в настоящее время в России наблюдается рост преступности среди молодежи, падение нравов, рост наркомании?» ответили:

да – 130 (82,8%);

нет – 9 (5,7%);

не знаю – 11 (7%);

свое мнение – 7 (4,5%).

На 2 вопрос: «Что вы считаете главной целью духовно-нравственного развития?» ответили:

развитие общего интеллекта – 24 (15,3%);

культура поведения, соблюдение моральных норм – 93 (59,2%);

развитие творческих способностей и возможность творческого выражения – 9 (5,7%);

приобщение к культурным национальным традициям, воспитание чувства патриотизма – 31 (19,7%).

На 3 вопрос: «Ваше личное отношение к вопросам веры?» ответили:

соблюдаем религиозные традиции – 60 (38,2%);

верим в сверхъестественные силы – 37 (23,6%);

убежденные атеисты – 23 (14,6%);

нет четкой позиции – 37 (23,6%).

На 4 вопрос: «Считаете ли вы своей религией?» ответили:

православие – 145 (92,4%);

католичество – 0;

ислам – 0;

другие направления – 5 (3,2%);

нет мнения – 7 (4,5%).

На 5 вопрос: «Хотелось бы вам познакомиться с духовно-нравственными и культурными ценностями православия?» ответили:

да – 86 (54,8%);

нет – 35 (22,3%);

не знаю – 25 (15,9%);

мне все равно – 11 (7%).

В анкетировании приняли участие родители обучающихся в количестве 147 человек.

Среди ответов на вопрос: «Что такое духовно-нравственная культура?» встречалось определение: это воспитание в человеке высоких моральных устоев и воспитание высоконравственного человека». Большинство родителей затруднялись ответить на этот вопрос.

  1. В      МОУ      Новоивановской      СОШ № 8 в 6 классе впервые введен факультативный курс «История мировых религий» вместо «Основ православной культуры», так как в классе обучаются ребята и из мусульманских семей. Цели курса:

- познакомить учащихся с ранними историческими формами религии;

- с материалистическим пониманием происхождения и сущности религии;

- с причинами происхождения и основными этапами эволюции религии;

- рассмотреть функции, место и роль религии в обществе, и в воспитании подрастающего поколения;

- изучить обзорно мировые религии.

Нужно отметить, что ребята с интересом относятся к занятиям, осознанно определяют свою позицию к тем или иным вопросам. Содержание курса «история мировых религий» способствует лучшему восприятию учащимися истории, литературы, но отсутствие учебников или пособий по курсу усугубляет процесс усвоения знаний и вызывает дополнительные трудности, как у педагога, так и у учащихся и их родителей.

На факультативных занятиях учитель использует справочную литературу, а именно:

-Серию справочников по мировым религиям. Изд. группы «Весь» Санкт-Петербург 2006г.

- Православный справочник.

- Буддистский справочник.

- Библию. Синодальное издание, 1998г

- Детскую Библию. 2004г. и др.

В течение первого полугодия пройдены следующие темы:

- Введение в религиоведение.

- Природа и сущность религии.

- Ранние исторические формы религии.

- Мировые религии. Буддизм.

Родители относятся положительно к введению данного факультативного курса.

  1. Определенная работа по переходу на освоение стандарта по духовно-нравственному воспитанию проделана в МОУ Светлоречная СОШ №10:

- С 1 по 4 классы был введен факультативный курс «Основы православной культуры», на котором учащиеся начальной школы знакомятся с самого раннего возраста с основами православной культуры, глубже узнают историю и культуру на Руси.

- С 5 по 9 классы был введен факультативный курс «Основы православной культуры», на которых учащиеся, приобщались к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из личной жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства.

- В 10 классе был введен факультативный курс «Мировые религии», где у учащихся появилась возможность обсуждать вечные вопросы человеческого бытия, приобретать первый опыт философствования, познания мира с другой стороны.

- В декабре 2009года в школе был проведен мониторинг по духовно-нравственному воспитанию, в котором приняли участие 15 учащихся школы, 15 учителей и 11 родителей.

- В школе в течении учебного года проводились следующие православные праздники в которых приняли участие все учащиеся школы:

«Покрова Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Сеем, сеем...», «Масленица».

- Учителя, ведущие курс «Основы православной культуры», принимали участие в конференции по основам православной культуры в г. Ростове на Дону «Четырнадцатые Дмитровские чтения», форуме «Реализация курса Основы православной культуры» г.Ростов-на -Дону, семинары в г Зернограде.

  1. Главная задача школы - дать воспитанникам не только знания, но научить их понимать и ценить нравственные и духовные ценности, научить их быть милосердными, уметь делится добром с окружающими, научить держаться правды, честности с близкими и друзьями. Именно этому способствует введённый факультативный курс «Основы православной культуры» во 2а, 2б, 5, 6 классах в МОУ Донской СОШ № 13. Во 2а, 2б, 5 классах факультативный курс изучается первый год, в 6 классе - второй год.

Перед учителем была поставлена цель, чтобы дети знакомились с православными храмами как с архитектурными памятниками, а с иконами как с величайшими произведениями живописи. Благодаря этому предмету дети увидят окружающий мир с другой стороны, а выбор они сделают самостоятельно.

Предварительно была проведена работа с родителями: лектории "Православная культура в нашей жизни", анкетирование "Что я знаю и хочу узнать о православии".

На основе заявлений родителей и согласия детей, был сформирован состав факультативного курса "Основы православной культуры". В основу курса была положена система идей, отвечающих современным потребностям школы в возрождении национальной духовной культуры, формировании настоящего человека, личности. Опираясь на истоки нравственности, курс несет в себе глубокий духовный потенциал.

На протяжении 2009-2010 уч.года в 5 классе проводился факультативный курс, который был направлен на развитие духовно-нравственного воспитания, через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры. На занятиях знакомились с православными религиозными традициями , с устроением православного храма, изучали историю христианства, возрождение православных основ семьи. На занятиях учащиеся не только учились слушать собеседника, но и вступали в диалоги. Целостное восприятие мира отображали в своих рисунках. На занятиях прививалось уважительное отношение друг к другу, расширялся и активизировался словарь школьника путём дополнения его лексикой духовного и историко - культурологического значения, формировался интерес к изучению отечественной культуры и истории.

В шестом классе проводился факультатив «Основы православной культуры» один час в неделю.

В МОУ Конзаводской СОШ № 9, духовно-нравственное воспитание проходит модулем во многих образовательных дисциплинах гуманитарного цикла: русский язык, литература, история, обществознание, МХК, ИЗО, музыка.

Следует отметить, что и при выполнении программ естественно-математического цикла, педагоги, реализуя Программу развития школы «Сельская школа – центр гражданско-патриотического становления личности», включают в свои предметы вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием.

Во внеурочной деятельности духовно-нравственное воспитание реализуется через систему классных часов, проведением мероприятий данной направленности, работу с родителями, деятельность школьного Музея Боевой и Трудовой славы. Силами творческих педагогов и методических объединений школы разработаны циклы уроков, сценариев мероприятий и учебных экскурсий по духовному, литературному и историческому краеведению, граждановедению. В этом же направлении происходит координация планирования системы работы по трудовому, экологическому, эстетическому, военно-патриотическому и другим направлениям воспитания с учетом задач гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания и особенностей села.

На уровне школы систематически осуществляется работа по просвещению семей по вопросам гражданского, духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российских духовных и культурно-исторических традиций.

Огромную помощь в воспитании духовно-нравственной личности оказывает школьный Музей. Проводя уроки в музее, учащиеся сравнивают прошлое с современностью, сопереживают людям прошлого, находят много общего, что имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании. Такая работа выходит за рамки урока. Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, краеведение является важным средством духовно-нравственного воспитания. Результативность этой работы подтверждается призовыми местами на конкурсах различного уровня в научно исследовательской деятельности.  2010г. на весенней сессии ДАНЮИ все 5 представленных научно-исследовательских проектов получили Дипломы 1 и 2 степени.

За период с 2004 год сеть учреждений, включивших в учебный план курс «Основы православной культуры», увеличилась с 4 до 19 образовательных учреждений. Курс введен в качестве самостоятельного учебного предмета, элективного, факультативного курса, модуля в составе других образовательных предметов и за счет часов кружковой работы.

Важной задачей отдела образования Администрации Зерноградского района, методического кабинета, районных методических объединений, руководителей образовательных учреждений является подготовка педагогических работников, профессионально, правильно,  адекватно подносящих обучающимся материал по основам религиозных культур. Десять педагогов за три последних года прошли курсовую переподготовку и повышение квалификации по курсу «Основы православной культуры». Центрами повышения квалификации педагогических работников по данному курсу являются Московская Православная Духовная Академия, Ростовская-на-Дону епархия Русской Православной церкви, Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Отдел образования Администрации Зерноградского района совместно со Свято-Никольским приходом, воскресной школой, общеобразовательными учреждениями, центрами дополнительного образования, дошкольными учреждениями ежегодно проводит районные семинары, форумы, конференции, мероприятия, праздники по формированию нравственных и духовных ценностей обучающихся на основе православной культуры в системе общего образования района, представляет участникам данных мероприятий возможность обменяться наработанным опытом по методическому обеспечению курса «Основы православной культуры». Администрация области выделила в части увеличения бюджетных ассигнований по фонду софинансирования расходов для комплектования книжных фондов библиотек муниципальных общеобразовательных учреждений учебниками и учебными пособиями по курсу «Основы православной культуры» на образовательные учреждения района 52930,00 рублей.

МОУ гимназия № 1 г.Зернограда – 2 класса,

МОУ Мечетинская СОШ № 5 – 4 класса,

МОУ Маныческая СОШ № 11 – 2 класса.

Охват пособиями по основам православной культуры в 2010-2011 учебном году составит 8 классов, 185 обучающихся.

В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны ясные цели, совпадающие с реальными устремлениями развивающегося человека. Курс «Основы православной культуры» решает задачи духовно-нравственного воспитания детей, обеспечивает более глубокий уровень понимания родной культуры и истории. Он воспитывает культуру уважения к религии. Основы православной культуры освещают такие понятия, как духовная общность, любовь к ближнему, духовность, нравственность, заповеди, традиции, культурное наследие. Изучение образовательных запросов учащихся и родителей показали значительный интерес части населения района к истории религии и ее изучению в школе, при этом познавательный интерес более 75-78% школьников распространяется на православие. Кроме того учитывая положительное влияние изучения основ православной культуры на успеваемость и дисциплину обучающихся в пилотных учреждениях, участниками круглого стола (он  состоялся 25 марта 2010года «Духовно-нравственное  воспитание как компонент основной образовательной программы», требования федерального государственного стандарта) было принято единое мнение о необходимости поэтапного массового внедрения учебного курса «Основы православной культуры» во всех школах Зерноградского района.

Заведующий отделом образования                                        В.Н. Харченко

Поливода Л.Т.

42-3-03


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...