Внеклассное занятие, посвящённое 1150-летию Российской Государственности "Как появилась ты, матушка Русь..."
план-конспект урока (2 класс) по теме

Внеклассное мероприятие способствует патриотическому, духовно-нравственному воспитанию учащихся, воспитанников, формирует чувство гордости за свою Родину,её историческое прошлое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_poyavilas_tymatushka_rus....doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие-презентация, посвящённое

1150-летию Российской государственности:

«Как появилась ты, матушка-Русь, дорогая Россия,

любимая с детства, родная страна?»

Цель: формировать в сознании детей понятие «государство», «гражданин», «президент» и др.; информировать об истории образования Российской государственности; показать значимость государственных символов (флаг, герб, гимн) для России.

Задачи:

Образовательные: дать элементарные знания о зарождении Российского государства в 862г. Информировать о том, что в 2012г. исполнится 1150 лет со Дня образования государства Российского. Актуализировать знания о функциональном значении символики.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательную активность детей, долговременную память, диалогическую и связную речь; обогащать словарный запас воспитанников;

коррекция слухового и зрительного внимания.

Воспитательные: воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к своей Родине, интереса к истории своей страны, чувства гордости за неё.

Оборудование: мультимидийная презентация

Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о стране в которой мы живем, совершим путешествие в её прошлое.

- Посмотрите внимательно на карту. Перед нами наша страна Россия. Слайд №1.

- Кто покажет границы России!? (2–3 человека.)

- А какой город является столицей России? (Москва) Показывается на карте. Слайд №2.

- А кто покажет мне северную столицу, где мы с вами живем? Как она называется? (Санкт-Петербург)

  - Молодцы! А теперь давайте побеседуем о России.

II. Введение в тему занятия. Краткие сведения об образовании государства Российского.

Педагог: Наша Родина Россия, а в древности называемая Русью – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена, еще не было таких городов и деревень, как сейчас. А были не очень большие деревянные дома по берегам рек, на которых жили наши предки - славяне. Слайд №3. 

Ребята, а кого называют предками?

Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки, славяне, жили возле рек Ока, Днепр, Волхов и других рек и речушек.

(реки показываются на карте). Слайд №4.

Славяне славились трудолюбием. В лесах они охотились на разного зверя, работали на полях, и был у них всегда богатый урожай. Слайд №5

Жили они в избах и были очень гостеприимными. Когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и угощали. Этот обычай сохранился до сих пор. Ведь когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно готовит что-то вкусненькое и угощает их.

- Ребята, задумывались ли вы, что означают слова Русь, русский, Россия, россияне? Слайд №6

Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова “русло” - углубление, по которому течет река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и деревни, и села наши предки, славяне, строили на берегах водоемов. “Иными словами, Русь – страна, где много рек и озер, а русский - человек, живущий у воды”. (С. Романовский)

А может быть, слово Россия связано со словом роса? Утренняя, светлая, свежая роса.

Есть предположение, что слово “русский” появилось от названия древнего славянского племени “рус”, известного еще в IV веке.

Вот как пишет историк А.О. Ишимова о происхождении названия нашей страны:

“Много в старину было беспорядков, правда часто не соблюдалась. Случится спор у людей разного возраста, сойдутся старейшины их судить, каждый за своего родного вступается. Беда вышла оттого, что правдивого судьи у славян было. Надо судью из людей чужих брать – он вернее судить будет.

Слыхали люди, что в одном роде, который назывался Русью, есть три князя- брата, которые и судят правдиво, и хорошие воины. Слайд №7.

И сказали себе славяне: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И поплыли славяне за море к руси и сказали братьям из рода Русь «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Так призвали славяне троих братьев, чтобы те навели порядок на землях славянских. №8.

Рюрик с братьями пришел на славянскую землю в 862г., (IX в.) и привел с собой весь русский народ, от чего и земля, где они стали княжить, назвалась «Русью». Слайд №9 (изображение Рюрика+ слово РУСЬ)

Так было создано Российское государство, и первым его правителем был князь Рюрик. Князь Рюрик хорошо правил 15 лет и много сделал для Руси.

В 2012 г. (XXI в.) исполняется 1150 лет Российской государственности. Слайд №10. Эта знаменательная дата в жизни каждого россиянина. И по указу президента в 2012 году пройдут различные праздничные мероприятия, концерты, в которых будут славить нашу Родину Россию, наше Российское государство.

III. Работа над понятиями «государство», «президент», «гражданин», «Родина».

 - Ребята, мы с вами живём на большой и прекрасной земле, просторы России огромны, и они досталась нам от наших предков. Россия, а сейчас её называют Российская Федерация – это наше государство, мы – россияне, и говорим мы на прекрасном русском языке. Слайд №11 

Язык наш прекрасный –

 Богатый и звучный.

 То мощный и страстный,

 То нежно-певучий.

 В нем есть и усмешка.

 И меткость, и ласка.

 Написаны им

 И рассказы, и сказки –

 Страницы волшебных,

 Волнующих книг!

 Люби и храни

 Наш великий язык!

- Ребята, После Рюрика у Российского государства было много разных правителей, князей, а позднее царей, императоров, вождей…

А сейчас, в наше время, кто является главой нашего государства, России, РФ? (Президент) Слайд №12 

- Как зовут президента нашей страны? (Д. А. Медведев)

- Ребята, а чем для нас является Россия, Российское государство? (Родиной, Отчизной, Отечеством). Слайд №13

 - А кем мы являемся для нашей страны России? (гражданами) Слайд №14

 - Верно, мы граждане страны России.

 - А кто такой гражданин? (Гражданин – житель страны, мы - граждане страны России). 

 - А каким должен быть настоящий гражданин, которым страна могла бы гордиться? (Тот, который признаёт её законы (правила поведения)).

- Верно, гражданин любит свою страну, гордится ею, старается сделать её сильной и богатой. Гражданин вместе со своей страной переживает горе и радость. Званием гражданина России следует гордиться.

Физминутка.

А теперь, ребята, встали.

 Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели. Вновь – за дело!

IV. Актуализация знаний о символике России.

- Ребята, у каждой страны есть свои особые отличительные от других стран признаки, как вы думаете, что это может быть? (символы страны) Слайд №15

- Верно. Эти символы сохранились с древних времён. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. (герб, флаг, гимн)

 - Что относится к символам? (Герб, флаг, гимн)

 - Что же такое – герб? Герб – это отличительный знак страны. Слайд №16.

Основными элементами герба России являются всадник с копьем (Георгий Победоносец – символ Победы добра над злом) и золотой двуглавый орел. Он на гербе России почитается как знак полной государственной независимости.

Конечно, нет сейчас царей, но корона, скипетр и держава на гербе Росии напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя и могучая.

– Где можно увидеть герб в наше время? Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах, а также в местах, предназначенных для проезда в нашу страну. Так же герб изображают на современных монетах, чтобы можно было отличить наши монеты от иностранных денежных знаков. Кроме того, герб необходим и для печатей подтверждающих подлинность важных документов. Слайд №17

 - Вспомним, что же означают цвета нашего российского флага? Слайд №18

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Также белый - цвет чистоты, благородства, совершенства. Синий цвет – это вера, верность, духовность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину. Символизирует отвагу, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь.

Флаг – символ власти в стране.

Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимается во время побед, флаги вывешиваются во время праздников. Когда спортсмены побеждают на международных соревнованиях, олимпиадах, то поднимается флаг родины победителей и звучит гимн страны.

Гимн так же как герб и флаг, есть у каждой страны. Слайд №19. А что такое гимн, ребята?

Гимн – это торжественная песня, славящая страну. Её исполняют в самих торжественных случаях – во время праздников и других важных событиях, таких например, как прибытие высокого гостя из другой страны, При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

 - Молодцы, вы хорошо помните символы нашей Родины.

 - А теперь, кто были самыми внимательными на занятии, обязательно ответят мне… Так какую дату, какой праздник мы с вами и вся наша страна будет отмечать в 2012 г.? (1150 лет со дня Российской государственности).

Слайд №20 или возврат к слайду №10.

 - Молодцы! Ребята, любите нашу Родину Россию и гордитесь, что живёте в нашей великой стране с удивительным историческим прошлым. Заботьтесь о нашей стране, берегите её и помните её героев.

Е. Синицын «Берегите Россию»

 Берегите Россию

 Нет России другой.

 Берегите её тишину и покой.

 Это небо и солнце,

 Этот хлеб на столе,

 И родное оконце

 В позабытом селе…

 Берегите Россию,

 Без неё вам не жить.

 Берегите её,

 Чтобы вечно ей быть

 Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,

 Берегите Россию –

 Нет России другой.

V. Подведение итогов занятия

Педагог: Мы сегодня совершили небольшое путешествие в прошлое нашей Родины. Все хорошо работали, и я надеюсь, вы многое запомнили и сможете рассказать своим родителям и друзьям. Спасибо за внимание! Наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "1150-летие зарождения Русского государства"

По рекомендации Департамента образования в нашей школе были проведены внеклассные мероприятия, посвященные юбилею.  Думаю, что такие мероприятия станут важным этапом в развитии интереса учащихся ...

Методическая разработка классного часа, посвященного 1150-летию Российской государственности.

Классный час, посвященный Российской государственности. Материал предназначен для проведения мероприятия в 1 классе....

Внеклассное занятие посвящённое Женскому дню 8 марта.

Занятие посвящено мамам и бабушкам к Международному дню 8 марта....

Внеклассное занятие, посвящённое международному женскому дню

Действующие лица: ведущий, четыре чтеца (два мальчика и две девочки), мальчик.Звучит праздничная музыка. Мамы и дети рассаживаются по местам. Затем музыка умолкает, и в центр зала выходят Ведущий и че...

Внеклассное мероприятие "Смоленск в веках", посвящённое празднованию 1150 - летия города Смоленска.

Мероприятие по назначению - культурно - воспитательное, по содержанию - историческое. Данное мероприятие, используя средства ИКТ, связывает прошлое и настоящее родного края,знакомит учащихся с несколь...

Презентация к внеклассному занятию,посвящённому Дню победы.

Данная презентация воспитывает патриотизм,уважение у подвигу наших предков....

Внеклассное занятие посвящённое к 23 февраля "А ну-ка, мальчики!"

Это праздник наших мальчиков, братьев, пап и дедушек. Когда станете большими, то вы будете солдатами, будете служить в армии. Класс делится на 2 команды, выбор капитанов команд. Конкурс состоит из 7 э...