Внеклассное занятие, посвящённое 1150-летию Российской Государственности "Как появилась ты, матушка Русь..."
план-конспект урока (2 класс) по теме
Внеклассное мероприятие способствует патриотическому, духовно-нравственному воспитанию учащихся, воспитанников, формирует чувство гордости за свою Родину,её историческое прошлое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_poyavilas_tymatushka_rus....doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное занятие-презентация, посвящённое
1150-летию Российской государственности:
«Как появилась ты, матушка-Русь, дорогая Россия,
любимая с детства, родная страна?»
Цель: формировать в сознании детей понятие «государство», «гражданин», «президент» и др.; информировать об истории образования Российской государственности; показать значимость государственных символов (флаг, герб, гимн) для России.
Задачи:
Образовательные: дать элементарные знания о зарождении Российского государства в 862г. Информировать о том, что в 2012г. исполнится 1150 лет со Дня образования государства Российского. Актуализировать знания о функциональном значении символики.
Коррекционно-развивающие: развивать познавательную активность детей, долговременную память, диалогическую и связную речь; обогащать словарный запас воспитанников;
коррекция слухового и зрительного внимания.
Воспитательные: воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к своей Родине, интереса к истории своей страны, чувства гордости за неё.
Оборудование: мультимидийная презентация
Ход занятия
I. Организационный момент.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине, о стране в которой мы живем, совершим путешествие в её прошлое.
- Посмотрите внимательно на карту. Перед нами наша страна Россия. Слайд №1.
- Кто покажет границы России!? (2–3 человека.)
- А какой город является столицей России? (Москва) Показывается на карте. Слайд №2.
- А кто покажет мне северную столицу, где мы с вами живем? Как она называется? (Санкт-Петербург)
- Молодцы! А теперь давайте побеседуем о России.
II. Введение в тему занятия. Краткие сведения об образовании государства Российского.
Педагог: Наша Родина Россия, а в древности называемая Русью – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена, еще не было таких городов и деревень, как сейчас. А были не очень большие деревянные дома по берегам рек, на которых жили наши предки - славяне. Слайд №3.
Ребята, а кого называют предками?
Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки, славяне, жили возле рек Ока, Днепр, Волхов и других рек и речушек.
(реки показываются на карте). Слайд №4.
Славяне славились трудолюбием. В лесах они охотились на разного зверя, работали на полях, и был у них всегда богатый урожай. Слайд №5
Жили они в избах и были очень гостеприимными. Когда к ним заходил какой-нибудь странник, они ласково его принимали и угощали. Этот обычай сохранился до сих пор. Ведь когда к вам приходят гости, ваша мама обязательно готовит что-то вкусненькое и угощает их.
- Ребята, задумывались ли вы, что означают слова Русь, русский, Россия, россияне? Слайд №6
Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова “русло” - углубление, по которому течет река. Ведь на Руси множество больших и малых рек. И города, и деревни, и села наши предки, славяне, строили на берегах водоемов. “Иными словами, Русь – страна, где много рек и озер, а русский - человек, живущий у воды”. (С. Романовский)
А может быть, слово Россия связано со словом роса? Утренняя, светлая, свежая роса.
Есть предположение, что слово “русский” появилось от названия древнего славянского племени “рус”, известного еще в IV веке.
Вот как пишет историк А.О. Ишимова о происхождении названия нашей страны:
“Много в старину было беспорядков, правда часто не соблюдалась. Случится спор у людей разного возраста, сойдутся старейшины их судить, каждый за своего родного вступается. Беда вышла оттого, что правдивого судьи у славян было. Надо судью из людей чужих брать – он вернее судить будет.
Слыхали люди, что в одном роде, который назывался Русью, есть три князя- брата, которые и судят правдиво, и хорошие воины. Слайд №7.
И сказали себе славяне: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И поплыли славяне за море к руси и сказали братьям из рода Русь «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Так призвали славяне троих братьев, чтобы те навели порядок на землях славянских. №8.
Рюрик с братьями пришел на славянскую землю в 862г., (IX в.) и привел с собой весь русский народ, от чего и земля, где они стали княжить, назвалась «Русью». Слайд №9 (изображение Рюрика+ слово РУСЬ)
Так было создано Российское государство, и первым его правителем был князь Рюрик. Князь Рюрик хорошо правил 15 лет и много сделал для Руси.
В 2012 г. (XXI в.) исполняется 1150 лет Российской государственности. Слайд №10. Эта знаменательная дата в жизни каждого россиянина. И по указу президента в 2012 году пройдут различные праздничные мероприятия, концерты, в которых будут славить нашу Родину Россию, наше Российское государство.
III. Работа над понятиями «государство», «президент», «гражданин», «Родина».
- Ребята, мы с вами живём на большой и прекрасной земле, просторы России огромны, и они досталась нам от наших предков. Россия, а сейчас её называют Российская Федерация – это наше государство, мы – россияне, и говорим мы на прекрасном русском языке. Слайд №11
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка.
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
- Ребята, После Рюрика у Российского государства было много разных правителей, князей, а позднее царей, императоров, вождей…
А сейчас, в наше время, кто является главой нашего государства, России, РФ? (Президент) Слайд №12
- Как зовут президента нашей страны? (Д. А. Медведев)
- Ребята, а чем для нас является Россия, Российское государство? (Родиной, Отчизной, Отечеством). Слайд №13
- А кем мы являемся для нашей страны России? (гражданами) Слайд №14
- Верно, мы граждане страны России.
- А кто такой гражданин? (Гражданин – житель страны, мы - граждане страны России).
- А каким должен быть настоящий гражданин, которым страна могла бы гордиться? (Тот, который признаёт её законы (правила поведения)).
- Верно, гражданин любит свою страну, гордится ею, старается сделать её сильной и богатой. Гражданин вместе со своей страной переживает горе и радость. Званием гражданина России следует гордиться.
Физминутка.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели. Вновь – за дело!
IV. Актуализация знаний о символике России.
- Ребята, у каждой страны есть свои особые отличительные от других стран признаки, как вы думаете, что это может быть? (символы страны) Слайд №15
- Верно. Эти символы сохранились с древних времён. Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран. (герб, флаг, гимн)
- Что относится к символам? (Герб, флаг, гимн)
- Что же такое – герб? Герб – это отличительный знак страны. Слайд №16.
Основными элементами герба России являются всадник с копьем (Георгий Победоносец – символ Победы добра над злом) и золотой двуглавый орел. Он на гербе России почитается как знак полной государственной независимости.
Конечно, нет сейчас царей, но корона, скипетр и держава на гербе Росии напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя и могучая.
– Где можно увидеть герб в наше время? Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах, а также в местах, предназначенных для проезда в нашу страну. Так же герб изображают на современных монетах, чтобы можно было отличить наши монеты от иностранных денежных знаков. Кроме того, герб необходим и для печатей подтверждающих подлинность важных документов. Слайд №17
- Вспомним, что же означают цвета нашего российского флага? Слайд №18
Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Также белый - цвет чистоты, благородства, совершенства. Синий цвет – это вера, верность, духовность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный цвет – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину. Символизирует отвагу, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь.
Флаг – символ власти в стране.
Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимается во время побед, флаги вывешиваются во время праздников. Когда спортсмены побеждают на международных соревнованиях, олимпиадах, то поднимается флаг родины победителей и звучит гимн страны.
Гимн так же как герб и флаг, есть у каждой страны. Слайд №19. А что такое гимн, ребята?
Гимн – это торжественная песня, славящая страну. Её исполняют в самих торжественных случаях – во время праздников и других важных событиях, таких например, как прибытие высокого гостя из другой страны, При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
- Молодцы, вы хорошо помните символы нашей Родины.
- А теперь, кто были самыми внимательными на занятии, обязательно ответят мне… Так какую дату, какой праздник мы с вами и вся наша страна будет отмечать в 2012 г.? (1150 лет со дня Российской государственности).
Слайд №20 или возврат к слайду №10.
- Молодцы! Ребята, любите нашу Родину Россию и гордитесь, что живёте в нашей великой стране с удивительным историческим прошлым. Заботьтесь о нашей стране, берегите её и помните её героев.
Е. Синицын «Берегите Россию»
Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию,
Без неё вам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой,
Берегите Россию –
Нет России другой.
V. Подведение итогов занятия
Педагог: Мы сегодня совершили небольшое путешествие в прошлое нашей Родины. Все хорошо работали, и я надеюсь, вы многое запомнили и сможете рассказать своим родителям и друзьям. Спасибо за внимание! Наше занятие закончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "1150-летие зарождения Русского государства"
По рекомендации Департамента образования в нашей школе были проведены внеклассные мероприятия, посвященные юбилею. Думаю, что такие мероприятия станут важным этапом в развитии интереса учащихся ...
Методическая разработка классного часа, посвященного 1150-летию Российской государственности.
Классный час, посвященный Российской государственности. Материал предназначен для проведения мероприятия в 1 классе....
Внеклассное занятие посвящённое Женскому дню 8 марта.
Занятие посвящено мамам и бабушкам к Международному дню 8 марта....
Внеклассное занятие, посвящённое международному женскому дню
Действующие лица: ведущий, четыре чтеца (два мальчика и две девочки), мальчик.Звучит праздничная музыка. Мамы и дети рассаживаются по местам. Затем музыка умолкает, и в центр зала выходят Ведущий и че...
Внеклассное мероприятие "Смоленск в веках", посвящённое празднованию 1150 - летия города Смоленска.
Мероприятие по назначению - культурно - воспитательное, по содержанию - историческое. Данное мероприятие, используя средства ИКТ, связывает прошлое и настоящее родного края,знакомит учащихся с несколь...
Презентация к внеклассному занятию,посвящённому Дню победы.
Данная презентация воспитывает патриотизм,уважение у подвигу наших предков....
Внеклассное занятие посвящённое к 23 февраля "А ну-ка, мальчики!"
Это праздник наших мальчиков, братьев, пап и дедушек. Когда станете большими, то вы будете солдатами, будете служить в армии. Класс делится на 2 команды, выбор капитанов команд. Конкурс состоит из 7 э...