Классный час "1150-летие зарождения Русского государства"
классный час (4 класс) на тему
По рекомендации Департамента образования в нашей школе были проведены внеклассные мероприятия, посвященные юбилею. Думаю, что такие мероприятия станут важным этапом в развитии интереса учащихся к истории России. Предлагаю свой классный час и небольшое приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1150-letie_zarozhdeniya_russkogo_gosudarstva.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1150-летие зарождения Русского государства
Цели занятия: 1. Познакомить детей с историческим прошлым России; рассказать о подвигах героев разных периодов существования России, в том числе Великой Отечественной войны. 2. Воспитывать в детях чувства патриотизма, любви к малой и большой Родине, уважения к подвигу и героизму наших земляков, благодарности.
I. Организационный момент.
П. Основная часть.
1. Введение в тему
Фонограмма гимна России (у уч-ся на партах тексты с гимном)
Что сейчас звучала за мелодия? Что вы знаете о гимне? В какие моменты он исполняется?
- Гимн- это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн - это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважение к её представителям.
- В 6 и 11 часов утра, включая радио, в особо важных случаях, когда наши спортсмены завоёвывают призовые места - звучит гимн РФ.
- Гимн, который вы только что слышали, утверждён Государственной Думой в декабре 2000 г., текст утверждён президентом России В.В. Путиным 30 декабря 2000 г., слова гимна принадлежат известному писателю С. Михалкову, а музыка А. Александрову.
- Обратите внимание на слова гимна:
- Россия - священная наша держава,
- Россия - любимая наша страна.
- Могучая воля, великая слава -
- Твоё достоянье на все времена!
- Что чувствуете после прочтения гимна?
- Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
- Ответьте на вопросы:
- Что такое гимн?
- В какие моменты он исполняется?
- 3. Кто автор музыки и слов?
- III. Формирование новых знаний.
- 1. .
Учитель. Как и в жизни каждого человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость и смерть. Где же начато всех начал русской истории, где тот росток, из которого выросла раскидистое и могучее «древо государства Российского»? Это поистине вопрос из вопросов и проблема из проблем, над решением которых бились лучшие умы исторической науки. Сегодня и мы постараемся в ней разобраться. - 2. Объяснение учителя.
- В 1380 году московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским.
- Откуда мы это узнали историю Русского государства?
- Ребята, у вас есть предположения по этому поводу?
- Из летописей - исторических произведений, в которых повествование велось по годам. О чём только не прочитаешь на страницах летописей - о правлении князей, о битвах и походах, строительстве церквей, необыкновенных и ужасных явлениях природы, страшных эпидемиях.
- Впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях почти тысячу лет назад, в одиннадцатом веке. Летописцы старались разузнать и о событиях, которые произошли задолго до начала летописания: собирали народные легенды, расспрашивали стариков, искали древние документы. И всё это отражалось в летописях. Например, так попала в летопись запись о князе Олеге, который спросил предсказателей - волхвов и кудесников: «Отчего я умру?» И сказал ему один: «Княже! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе умереть!» Эта легенда, записанная старинным летописцем, вдохновила потом А. С. Пушкина, и он написал стихотворение «Песнь о вещем Олеге». А сколько ещё таких поэтических рассказов находят в летописях!
- Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поразительно одарённый человек. С болью и негодованием описывал Нестор княжеские распри, бедствия своего народа, набеги захватчиков.
Главный труд Нестора - «Повесть временных лет» («Повесть о прошедших временах»). Это была не просто летопись. Нестор описывает историю Руси и связывает ее с историей всех славян и соседних народов. Начинается она с трех вопросов: «Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве начал первее княжити? И с коих пор Русская земля стала есть?»
Труд Нестора был широко известен на протяжении многих столетий, сотни раз переписывали его историки более поздних времен. Для нас древние летописи чрезвычайно важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. а третий, Трувор,— в Изборске.
Повесть временных лет
В год 6370 (862).
Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы,— вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, >>> и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,— на Бело-озере >>>
Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренные жители в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
Призвание варягов на Русь (862 год): «Лета 6370» — по летоисчислению «от сотворения мира», разница между этим летоисчислением и современным равна 5508 лет, следовательно получается 6370-5508=862 год.
2. За всю многовековую историю наша Родина на один раз стояла перед смертельной угрозой быть завоеванной врагами. Не единожды приходилось русским воинам вести справедливую борьбу за освобождение своей страны. Сегодня, ребята, мы полистаем исторический журнал и вспомним о героических страницах нашей Родины и подвигах русских воинов-освободителей.
Страница 1 «Куликовская битва»
Ученики (Дмитрий Донской и русский воин):
Дмитрий Донской:
Любезные друзья и братья! Сегодня же пойдем за Дон и там или победим и все от гибели сохраним, или сложим свои головы за Россию-матушку!
Русский воин:
Войско Дмитрия Донского расположилось на Куликовом поле. Сражение между русскими и татарами произошло 8 сентября 1380 года. Три часа продолжалась страшная битва. Нельзя было понять кто победит. Но только своевременное вмешательство засадного полка русских , который неустрашимо бросился на татар, решило судьбу сражения. Враг начал отступать.
(Рассматривание страницы журнала )
Страница 2 «Освобождение от польско-литовской интервенции»
Много лет прошло со дня Куликовской битвы! И вновь над Россией угроза – поляки решили прибрать нашу страну к рукам и управлять ей как своей.
Ученики (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский):
Кузьма Минин:
4 ноября 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.
Дмитрий Пожарский:
Страница 3 «Бородинское сражение»
- И вновь угроза над страной – Отечественная война 1812 года. И вновь страшная, решающая битва, доблесть и мужество русских воинов.
Бородино! Бородино!
На битве исполинов новой
Ты славою озарено,
Как древле поле Куликово.
Ученики (Гусар времен Отечественной войны 1812 года и ученик читают отрывок из произведения Лермонтова «Бородино» )
(Рассматривание страницы журнала и рисунков детей)
Страница 4 «Великая Отечественная война 1941 года»
- В 1941 году началась Великая Отечественная война, на защиту Родины опять поднялась вся страна. Опять настало время подвигов русских воинов-освободителей.
( Играет песня «Священная война» , выходят солдаты в гимнастерках)
Солдат 1:
Много героев было во время Великой Отечественной войны.
Александр Матросов и Николай Гастелло сознательно шли на верную гибель, потому что знали, это приблизит нашу победу.
Солдат 2: Замечательные летчики Иван Никитович Кожедуб и Александр Иванович Покрышкин стали трижды Героями Советского Союза. Кожедуб участвовал в 120 воздушных боях и сбил 62 фашистских самолета – последний в небе над Берлином. Покрышкин в 156 боях сбил 59 самолетов врага.
Тысячам наших соотечественников в годы войны за героизм и смелость было присвоено звание Героя Советского Союза, самая высокая награда страны.
Солдат 3:
- В годы Великой Отечественной войны это звание заслужили 11 603 воина, а дважды Героям
Я думаю, что сегодня вы многое уяснили об истории российской государственности.
- А сейчас заметьте, что вы не случайно сидите за отдельными столами, вы - три команды. В каждой команде мы выберем капитана с помощью считалочки-намёка: “Белый лебедь плывёт по синему морю и встречает красный закат”.
- А сейчас уважаемые капитаны и их команды проведём блиц-турнир. Уважаемых товарищей взрослых просим быть членами нашего жюри.
- I конкурс:
- Ответьте на вопросы:
Что такое гимн?
В какие моменты он исполняется?
3. Кто автор музыки? и слов?
Назови все символы России?
Как называлась книга записи по годам событий?
Назовите имя первого летописца?
Какие цвета у российского флага?
Что символизируют цвета флага?
Когда в России появился первый флаг?
II конкурс:
Собрать на время флаг РФ
111 конкурс
Собери героя России и назови того, кто на ней изображен
(Достижения команд отражаем на экране соревнований).
Таким образом, в нашем блиц-турнире побеждает команда ...
Распределяем места. Устанавливается пьедестал почета, проводится награждение.
111. Заключительный этап: фильм «Россия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "СНГ-Содружество Независимых Государств
Цель: дать понятие об СНГ; познакомить с целями организации...
сценарий классного часа "Права детей-забота государства"
знакомство с правами и обязанностями детей....
Классный час «Конституция – основной закон государства ».
Классный час «Конституция – основной закон государства »....
«Символы русского государства.Главная книга страны.»
Данный материал направлен на формирование гражданской идентичности младших школьников....
Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства. Уфа: БИРО, 2006. 124 с.
Башҡорт теле дәрестәрендә төрлө алымдарҙы ҡулланыу ыңғай һөҙөмтәләр бирә. Һәр дәрескә уҡыусы теләк менән килһен өсөн, унда ғәжәпләнеү, һоҡланыу, ҡәнәғәтләнеү тойғолары уятырлыҡ эш алымдары һайларға кә...
Классный час «Конституция основной закон государства»
Классный час «Конституция основной закон государства» пройдет в рамках недели патриотического воспитания с 07-12 декабря. Закон направлен на воспитание школьников на основе социокуль...
Классный час "Конституция – основной закон государства"
Знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями....