Методическая разработка классного часа, посвященного 1150-летию Российской государственности.
классный час (1 класс) по теме

Кобзева Ольга Александровна

Классный час, посвященный Российской государственности. Материал предназначен для проведения мероприятия в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_1150_letie.docx888.22 КБ
Файл prezentaciya.pptx1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный 1150-летию  российской государственности.

Цель: сформировать представление о возникновении государственности в России.

 Задачи:  развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; воспитывать чувство гордости за ее историю.

Оборудование: компьютер, проектор, флаг России, герб России, карта России.

                                         Ход мероприятия.

  1. Вводная часть.

Дети читают стихотворения Н. Жмурова, Г.Петрова, С. Васильева.

Первый ученик.

Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

 Второй ученик.

Ты отражала в глади вод

И первый кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

Третий ученик.

Люблю тебя моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Четвёртый ученик.

Люблю твои поля и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Пятый ученик.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою.

С могучим быстрым Иртышом.

Шестой ученик.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю

Одним широким словом «Русь»!

Слайд 1

Вступительная беседа.

Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Ребята, вы догадались, чему посвящен наш классный час? О чем мы с вами будем сегодня беседовать? (о России, О Руси, о Родине).

Учитель: Действительно, о нашей великой Родине . Это слово с детства знает каждый. Родина – это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли? Что вы о нем можете сказать? ( наш город, дом, Россия)

Учитель: У каждого человека есть свой маленький уголок-город или деревня, дом, где он живет. И он считает это своей маленькой родиной. У каждого человека Родина одна, словно мама. Поэтому мы должны любить её, заботиться о ней. А как мы называем нашу Родину? (Россия)

Учитель: Россия - наша Родина! Почему России посвящен классный час?

  1. Заслушиваются ответы учеников.

Основная часть.

Учитель:  Дело в том, что в 2012 году празднуется 1150 годовщина образования нашего государства. Скажите, а как называли Россию много веков назад? (Русь)

Учитель: А хотели бы вы узнать почему? Откуда произошло это название? Кем были наши предки? В этом нам помогут наши ребята.

1-й ученик: Давным –давно на месте городов и деревень, где мы с вами живем, находились непроходимые леса, в которых водились звери и птицы. Много было болот.

Слайд 2

2-й ученик:  Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были наши предки – славяне. Многие из них отличались необыкновенной физической силой.

Слайд 3

3-й ученик: Жили наши предки племенами, все вместе. Мужчины охотились, женщины занимались хозяйством. Управляли племенем вожди. Это были

храбрые воины.

Слайд 4

4-й ученик: Восточных славян часто называли русью. Поэтому и их земли стали величать Русской землей или Русью.

Слайд 5

Учитель: Как вы думаете,  благодаря чему мы, современные люди,  знаем о тех далеких временах? Кто или что нам может рассказать о прошлом нашей родины? (по сказкам, легендам, мифам, по археологическим находкам, по постройкам, из письменных источников)

Слайд 6

Слайд 7

Учитель: Да, действительно, ребята. Оно впервые встречается в летописях. Летопись - это подробная запись исторических событий. Первая летопись (Киевская летопись) – «Повести временных лет».

Учитель:  Основание государства связано с личностью князя Кия, который жил примерно в 6 веке. Князь Кий основал город Киев, который станет центром всех городов, столицей Древней Руси.

Слайд 8

Но основы государственности были заложены князем Владимиром.

Слайд 9

Учитель: Много внимания уделял он укреплению границ своей земли.  Его правление длилось, без малого,  четыре десятилетия и было насыщено многими событиями, главным из которых, наверное, можно назвать принятие православного христианства (в 988 г.) в качестве основной религии молодого государства.

Учитель: Что такое христианство?

  1. Заслушиваются ответы учеников.

Киевская Русь была сильной и успешно отражала набеги кочевников, но также устанавливала контакты с другими государствами на равных.

Слайд 10

Учитель:  Ярослав Мудрый – наследник Владимира Святославовича. В  годы его правления 1019 – 1054 государство Киевская Русь достигло своего расцвета. Оно стало одним из сильнейших в Европе. Деятельность Ярослава Мудрого была направлена на то, чтобы укрепить не только стольный город, но и все свои обширные владения. Описывая его характер, летописец Нестор говорит об уме, благоразумии, усердии в православной вере, сострадании к неимущим, храбрости. Нравы были строгие, а жизнь скромной, в отличие от его отца, любившего веселые пиры. Большая часть жизни связана с борьбой за киевский престол. Внешняя политика отчасти строилась на укреплении родственных связей с семьями монархов европейских стран.  Старшая дочь Елизавета была выдана замуж за короля Швеции Гаральда, Анна - за короля Франции Генриха I, младшая Анастасия - за короля Венгрии Андрея I.

В 1025 г. Ярослав повелел построить город, получивший название от его языческого имени Ярославль (Ростово-Суздальское княжество).  На протяжении всех лет правления князь Ярослав продолжал дело своего отца и способствовал распространению и укреплению Христианства. Считается, что им были составлены правила суда, наказания за убийство, кражу и оскорбление, ставшие первым писаным законом на Руси и известные под названием "Русской правды". 

Вопрос: А по какому основному закону живет современное государство? (Конституция). Но об этом вы узнаете в старших классах.

Учитель: Огромные деньги тратились на приобретение, перевод и переписку книг. В 1028 г. в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны 300 детей священников и старост. В ней, по велению Ярослава, начали "учити их книгам". Княжение Ярослава I Мудрого было самым продолжительным - 37 лет. Продолжил дело по созданию сильного русского государства – Иван Калита.

Слайд 11

 Учитель: Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» - «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях, другая версия от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту») с деньгами для раздачи милости. Одна из главных черт характера Ивана — гибкость в отношениях с людьми и настойчивость. Он часто ездил к хану в Орду  и вскоре заслужил расположение и доверие Узбек-хана. В то время как другие русские земли страдали от ордынских вторжений, владения князя Московского оставались спокойными, их население и благосостояние неуклонно росли. Сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал с Русских земель дань. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами, расправлялся с политическими противниками — другими русскими князьями.  Кроме того, он покупал и выменивал села в разных местах.

Слайд 6

 Учитель:  Дмитрий Донской  (1350-89)  - великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын Ивана II. При нем в 1367 построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант,  за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью.

           После Дмитрия Донского много князей вносили свою лепту в укрепление и развитие государства. С ними вы познакомитесь на уроках истории в старших классах. Ребята, вы, наверное, заметили, что раньше должность главы государства называлась ……

Вопрос: Как? (князь) Позже стали главу государства называть – царь. А сейчас? (президент)

Слайд 7

 Учитель: Если раньше главой становились по праву рождения, то теперь на эту должность выбирает сам народ. Это важное достижение нашего государства. Таким образом, Российская Федерация прошла долгий и сложный путь от разрозненных племен, принятия единой веры, для отражений вражеских нападений, объединения внутри государства, во главе с князьями, до демократической власти во главе с президентом, воплощающим волю своего народа. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы строить  будущее.

Подведение итога:

Учитель: Чему был посвящен наш классный час? Какую дату страна отмечает в 2012 году? Что нового узнали? Был ли сложным для вас материал? Что было интересно?

  1. Выслушиваются ответы учеников.

Творческое задание.

Учитель: Дома вы еще раз вспомните наш классный час и попытайтесь составить кроссворд. Можно обратиться за помощью к родителям и интернету. Также дома, по желанию, можно нарисовать рисунки, посвященные теме сегодняшнего классного часа.

Список использованной литературы:

  1. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы/ сост.М.А. Козлова.-3-изд. перераб и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
  2. Классные часы.1 класс/сост.Г.П. Попова.-Изд.2-е Волгоград: Учитель, 2012.

Интернет - ресурсы.

  1. http://www.ellf.ru/pictures/24625-tak-zhili-slavjane-20-foto.html
  2. http://protown.ru/information/hide/4512.html
  3. http://www.hrono.info/biograf/bio_i/ivan1kalita.php
  4. http://www.vorcuta.ru/articles-government_vladimir
  5. http://www.bankgorodov.ru/fame/index.php?fid=487


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час, посвященный 1150 летию Российской государственности

Слайд 2

Слайд 2 2-й ученик: Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были наши предки – славяне. Многие из них отличались необыкновенной физической силой.

Слайд 3

Слайд 3 3-й ученик: Жили наши предки племенами, все вместе. Мужчины охотились, женщины занимались хозяйством. Управляли племенем вожди. Это были храбрые воины.

Слайд 4

Слайд 4 4-й ученик: Восточных славян часто называли русью . Поэтому и их земли стали величать Русской землей или Русью.

Слайд 5

Слайд 5 Учитель: Как вы думаете, благодаря чему мы, современные люди, знаем о тех далеких временах? Кто или что нам может рассказать о прошлом нашей родины? (по сказкам, легендам, мифам, по археологическим находкам, по постройкам, из письменных источников)

Слайд 6

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 6

Слайд 13

Слайд 7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка классного часа, посвященного 75летию Краснодарского края

классный час разработан для учеников 1 класса....

Методическая разработка классного часа, посвященного 200-летию Бородинской битвы для 1 класса.

Тема: «Недаром помнит вся Россия…»Цель: познакомить учащихся класса с историей Бородинского сражения.Задачи: 1.Формировать у обучающихся чувство гордости и благодарности за дела своих предков, служивш...

Методическая разработка классного часа во 2 классе посвященная Великой Отечественной Войне.

Методическая разработка классного часа во 2 классе  посвященная Великой Отечественной Войне на тему: «Дорогами войны в мирное будущее…»...

Методическая разработка классного часа в 4 классе «Государственные символы России»

Классный час для учащихся 4 класса по теме:«Государственные символы России»Цели: воспитание чувства гражданства, знакомство с символикой страны; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.Г...

Методическая разработка классного часа в 4 классе «Государственные символы России»

Классный час для учащихся 4 класса по теме:«Государственные символы России»Цели: воспитание чувства гражданства, знакомство с символикой страны; развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.Г...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Методическая разработка классного часа, посвященного 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. "Никто не забыт, ничто не забыто!"

Методическая разработка классного часа, посвященного 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. "Никто не забыт, ничто не забыто!"...


 

Комментарии

Банникова Наталья Анатольевна

Хорошая работа, спасибо. Шрифт на слайдах немного мелковат, но это не страшно.

Яковлева Маргарита Сергеевна

Ольга Александровна!Интересно,доступно,красочно!Молодец!