День славянской письменности и культуры
классный час (1 класс) на тему
Мероприятие ко Дню славянской письмености
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_slavyanskoy_pismennosti_1-v.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области
имени героя Советского Союза А.Е.Черникова»
«День славянской письменности
и культуры»
Класс: 1 «в»
Учитель: Бебешко С.А.
с.Стрелецкое, 2013г.
Цель: способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие:
- создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;
- развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;
- воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа
- создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность;
- вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины;
Оборудование:
- творческие работы детей;
- выставка книг;
- магнитофон.
- картинки.
- наглядный материал (старославянский и современный алфавит)
Ход мероприятия:
Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские, русичи). Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки. Род, родился, Родина, родословная—все эти слова родственные(родственники), однокоренные.
Сегодня мы еще раз обратимся ко своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные празднику славянской письменности.
Страница первая: «Дорога к письменности».
1 ученик: Итак, открываем нашу первую страницу. Всем известна поговорка: «Слово не воробей, вылетит—не поймаешь».
А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете?
Сейчас мы поиграем во старинную русскую игру «Баранья голова».
Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например:
1-й—дом,
2-й—дом, улица,
3-й—дом, улица, хлеб и т. д.
Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое, выходит из игры с прозвищем «баранья голова».
Учитель: Но передать слово другому, конечно же, можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.
Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков.
Около пяти тыс. лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки—иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф означает слово или его часть. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.
Страница вторая: «Бессмертный след Кирилла и Мефодия».
Учитель: Принято считать, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности. Но есть основание полагать, что до Кирилла и Мефодия славяне уже имели некий прообраз письменности.
Более 1114 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.
Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку по-славянски. Старший — издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.
2 ученик: Ну, а как же была придумана азбука славян?
Учитель: Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой - легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество.
В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская речь. Не смогли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.
Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: » Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…»
Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.
Вы узнали сейчас о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой, и выучить ее было гораздо труднее.
Страница третья: «Из жизни русского алфавита».
Следующая страничка поможет нам осуществить переход от славянской азбуки к русскому алфавиту.
Сейчас я вам покажу некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что они обозначали.
( Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами).
Расшифруйте это слово: Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря - кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла. Вот перед вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначились буквы. Этими значками можно было записать простые слова.
А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так почему названная книга, по которой вы учились читать - Азбука?
Посмотрим на первый славянский алфавит - кириллицу.
Аз – я; Буки – буквы, книги;
Веди – ведать, знать; Глаголь - говорю, слово; Добро – добро;
Есть – есть; Живете – жизнь; Земля - земля; И – и; Како - как;
Люди - люди; Мыслите – мыслите;
-Почему буквы стоят именно в таком порядке?
Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?
Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?
Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.
(Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.
Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)
То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!
Этот нож не без причины
Называли «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?
«Ъ» занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала. О.И. Сенковский очень сердился на букву «ъ»:. «Пагубнее всех и всего этот тунеядец «ъ» … на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги».
Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем нам слова: мать, отец, сын, брат, весна, зима и т. д. А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так часто употребляем.
Страница четвертая: «День славянской письменности и культуры».
-Что такое праздник?
(День торжества, установленный в честь или память кого- либо или чего - либо.)
Отдавая дань памяти великим просветителям, болгарский народ издавна празднует 24 мая День славянской письменности. В 1885 году такой праздник отмечался и в России. Он был посвящен 1000- летию со дня смерти Мефодия.
С мая 1986 года в Мурманске по инициативе писателей Кольского полуострова чествуют письменную историю славян.
В школах города и области проводятся встречи с писателями, литературные вечера, конкурсы школьных сочинений, стенгазет, чтецов.
Будем же повторять заповедные нам строки великого русского поэта Анны Ахматовой, написанные в феврале грозного 1942 года:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем навеки.
Страница пятая «В мире слов, букв и звуков».
Игра «Наборщик».
Из букв одного слова составьте как можно больше слов.
«Здоровье» - зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, воз, вред.
Игра «Один звук, марш!»
Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть — гость.
Хлев уточка столб щель
укол зубр коса мрак
полк удочка волк смех
олень клещ мель снаряд
град скот власть краска
стол тепло беда экран
- Добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот — крот.
Роза рубка шар
клад лапа дар
уксус стол усы
- Замени в словах один согласный звук. Вот так: корж — морж.
Ногти булка галка полено
киска песок свет
ножка клин зубы
рамочка лапка орёл
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"
Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности....
"День славянской письменности и культуры"
24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многи...
День славянской письменности и культуры
Классный час...
День славянской письменности и культуры. Выпускной праздник в 4 классе.
Выпускной праздник в 4 классе посвящён Дню славянской письменности и культуры....
Тематическое воспитательное мероприятие «День славянской письменности и культуры»
Культура - это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше вре...
Серия родительских собраний в детском саду и начальной школе на день славянской письменности и культуры: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто смотрит телевизор»
Серия родительских собраний в детском саду и начальной школе Организация учебного процесса. Название работы: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто см...