День славянской письменности и культуры. Выпускной праздник в 4 классе.
материал (4 класс) на тему
Выпускной праздник в 4 классе посвящён Дню славянской письменности и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posledniy_vypusknoy_4_b_24_maya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I Вступление
II О славянских корнях- презентация
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые родители! Незаметно пролетели первые четыре года учебы в начальных классах. Все это время мы учили вас писать, считать, читать интересные книги. Сегодня у нас двойной праздник – прощание с начальной школой и День славянской письменности (кадр 1).
24 мая - это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной литературы и культуры. (кадр 2) Это праздник русской национальной культуры, праздник славянского единства и дружбы народов.
(Под колокольный звон дети читают стихи.)
По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Просветителей христианских.
(кадр 3) Проходят времена, меняется человек.
Иной облик придаёт ему век.
Но жив православный народный дух
Благодаря деянию двух
Братьев славянских - Кирилла и Мефодия,
Память, о которых вечно в народе.
Сила деяния Кирилла и Мефодия,
Велика и бессмертна, как родной язык.
Язык наш славен и велик!
Храни родную речь!
Язык любви сердца целит.
Тебе его беречь!
(Исполняется Гимн Святым Кириллу и Мефодию). (кадр 4 +музыка)
Громкость уменьшить
Иван П Слава вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской святые отцы!
Слава вам, правды Христовой учителя,
Слава вам, грамоты нашей творцы!
Полина: Слава вам, грамоты нашей творцы!
Будьте ж славянству звеном единения.
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил!
(кадр 5) 1986 году в северном русском городе Мурманске любителями родной старины был организован праздник в День славянской письменности и культуры.
( кадр 6)В 1987 году эстафету этого праздника подхватила Вологда,
а в 1988 году, когда весь православный мир отмечал 1000-летие крещения Руси, центром празднования Дня славянской письменности и культуры стал Новгород. Сюда приехали многие выдающиеся писатели и другие деятели отечественной культуры, чтобы в День памяти святых Кирилла и Мефодия вспомнить истоки родной письменности и культуры.
( кадр7) Начиная с 1992 года, этот праздник приобретает государственный характер. В этом году в Москве на Славянской площади был сооружен памятник Святым братьям. Вот уже несколько лет 24 мая к этому памятнику направляются крестные ходы из московских храмов
Каждый год какой-либо новый город становится центром этого празднования.
(кадр 8) А всё же до жалости редко,
Среди почитаемых книг
Мы ищем язык наших предков -
Для нас неудобный язык.
Пускай не во всем он понятен
И мудрым ученым, порой
И белых в нём более пятен,
Чем даже на карте земной.
Но вслушайтесь в давнюю эту
Эпоху, за каждой строкой.
В словах легковесности нету.
Густой, непрозрачный и вязкий,
Тяжёлый, как сотовый мёд!
Как капли его золотые,
Живут и сейчас в языке
Слова налитые, густые,
Хоть каждое взвесь на руке.
Они веселы и суровы.
До наших времён донесли
Значительность каждого слова
В начале Российской земли
Никита: (кадр 9) Науке неизвестны имена создателей греческого, латинского, древнееврейского алфавитов и китайских, японских иероглифов. А вот имя создателя славянской азбуки нам известно, и сам алфавит наречен в честь создателя его святого равноапостольного Кирилла «кириллицей». ( кадр 10) Старший брат его , Мефодий говорил о себе: «Служил, яко раб, младшему брату, повинуясь ему», потому что Кирилл был гениальный филолог(человек, занимающийся языкознанием), а Мефодий вместе со своими учениками перевел все Священное Писание на славянский язык.
Ангелина: (кадр 11)
Славянские князья Ростислав, Святополк и Копел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил нас и поучил, объяснил святые книги. Ведь мы не знаем ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о смысле их".
Даша: Тогда царь Михаил вызвал к себе двух ученых братьев – Кирилла и Мефодия и послал их в славянскую землю. Это происходило в 863 г. ( кадр 12) Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. Братья постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой, чтобы человек, едва увидев букву, сразу хотел бы овладеть письмом.
(кадр 12 +музыка тихо)
Полина: А а (азъ)
Имя первого письмени азъ означает местоимение 1-го лица – я. Из всех славянских языков сохраняет древнюю форму «аз» только болгарский язык, который был родным для святых братьев Мефодия и Кирилла. В древней письменности - глаголице АЗЪ начерталось крестом. Крест связан со Спасителем.
Павел: Б б (буки): Буки – значит Книга
Совсем не случайно буки оказались одной из начальных в алфавите, хотя в греческом нет буквы Б.
Слова БОГ, БОГОРОДИЦА, БЛАГОДАТЬ
(аз и буки взялись за руки)
Аз да буки - получилось слово "азбука". В народе так и говорят: "Сначала аз и буки, а потом и науки".
С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.
Даша: (держит вруках букварь): Сия зримая мала книжица, по-реченному алфавица, напечатана бысть по царскому велению всем младым детям к научению. Ребята, вы знаете, что у каждой буквы есть имя? В древней славянской азбуке каждая буква была особенной. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые нельзя забывать, например:
Аня О.: В в (веди):
Имя буквы веди связано с корнем вед-ать, то есть знать. Но не о простом знании идёт речь, а о ведении мудрости Божией, что есть тайна.
Иван П.: Г г (глаголь):
Имя буквы глаголь есть повелительное наклонение древнеславянского глаголи : говори и делай! Существительное глаголъ обозначает в славянском языке и слово, и дело, И сейчас в русском грамматике «глагол – часть речи, обозначающая действие».
Костя: Д д (добро):
Иван П: В каждом человеке есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек, это тот, кто любит людей и помогает им.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети!
Андрей: Е е (есть):
Имя буквы есть представляет собой единственное число настоящего времени от глагола быти. С именем этой буквы связано понятие сущности, фундаментальности
Павел: Ж ж (живёте):
Живете – это повеление, значит «живите!»
Полина: Л л (люди, народ) Кабан изображает грехи человека, люди борятся со своими грехами.
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите!
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья
Ты можешь, ты должен, ты просто обязан друзьям подарить.
Иван С: М м «МЫСЛЕТЕ» – значит думайте, размышляйте
Начертание буквицы связано с евангельским сюжетом о
призвании Господом первых апостолов: Симона (Петра) и
Андрея (Первозванного).
Наш город Санкт-Петербург назван в честь святого
Первоверховного апостола Петра.
Ангелина: З з (земля): Земля – значит Родина (слайд 13 – слайдшоу с музыкой тихо)
О светло светлая и украсно украшеная земля русская. Всего еси исполнена, реки твои полноводные, поля твои плодородные, леса твои высокие, сыны твои храбрые, и дочери мудрые…
Земля Русская, ты орошена слезами жен и матерей, провожающих мужей и сыновей своих на смертельную битву с врагами Отечества.
Благоговей перед этой землей, русский человек, служи этой земле всеми силами души твоей, чтобы тебя приняло Небо, то духовное Отечество, к которому всегда стремилась Святая Русь в лице лучших сынов твоих и учителей, их имена мы сегодня славим – святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Аня Овчарова ( слайд 14) Каждое название несло большой глубокий смысл и нравственное содержание. Если прочитать названия букв по порядку – получается текст, очень похожий на молитву…-значит, «Я буквы ведаю (изучаю), глаголю (говорю и делаю) добро, живя на земле, как люди мыслили наши». А буквы: «рцы», «слово», «твердо» означали - говори слово внятно, толково.
Андрей: Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям.
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
Кадр 15
Алина: Менялся славянский язык. В древности он был понятен всем славянским народам,
потом стал различаться на русский и украинский, белорусский и болгарский,
словенский, сербский… Наш современный русский язык дарит нам возможность
наслаждаться удивительным талантом русских писателей и поэтов.?
КонстантинСергеевич Аксаков,
Свободное слово
Ты – чудо из Божьих чудес,
Ты – мысли светильник и пламя,
Ты – луч нам на землю с небес,
Ты нам человечества знамя!
Ты гонишь невежества ложь,
Ты вечною жизнию ново,
Ты к свету, ты к правде ведешь,
Свободное слово!
Андрей: ( в руках пропись 1 класса) Спасибо вам, буквы, за то, что учите нас красоте, доброте и мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. В первом классе мы тоже чертили первые в своей жизни "аз" и "буки", продолжая дело, начатое нашими самыми первыми учителями Кириллом и Мефодием.
(фильм Ивана Потарского)
IIчасть
Настя: Есть необычная страна
Её на карте не найти
Она не каждому видна
Из тех, кто старше 10-ти
В ней поселились чудаки
В ней скучных и сердитых нет
Лишь добряки и шутники
И каждому по 10 лет
Хором: Эта страна – начальная школа!
Костя: Вот наступил прощальный час,
Мы провожает четвёртый класс
Отличный класс прекрасной школы
Её хороших дел не счесть
Друзья! Не уроните честь!
ВЫХОД НА ПЕСНЮ О ШКОЛЕ
Песня о школе
УХОД С ПЕСНИ
Я Мы живём в прекрасном классе, классе Дружбы!
Что такое – Дружба?
Что такое дружба?
Спросила я у птицы.
Это когда коршун летает рядом с синицей
Спросила я у зверя
-Что такое дружба7
Это когда зайцу лисицу бояться не нужно
А после спросила я у девочки
-Дружба – что такое7
Это что-то огромное
Радостное, большое
Это когда ребята все сразу
Все вместе играют
Это, когда мальчишки девчонок не обижают
Дружить должны все на свете
И звери, и птицы, и дети!
- Дружба дружбой, но бывают и такие друзья, что водой не разольёшь!
С виду мы не очень схожи
Ваня толстый, я худой
Не похожи мы и всё же
Нас не разольёшь водой
Дело в том,
Что он и я
Закадычные друзья
Всё мы делаем вдвоём
Даже вместе отстаём
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка
Дрались честно
Как положено друзьям
-Я как стукну
-Я как тресну
-Он как даст
-А я как дам
Скоро в холл пошли портфели
Книжки на пол полетели
Словом , скромничать не буду
Драка вышла – хоть куда
Только смотрим- что за чудо?
С нас ручьём течёт вода
Это Пашкина сестра
Облила нас из ведра
А она ещё смеётся:
-Вы действительно друзья
Вас водой разлить нельзя
Когда живётся дружно
Что может лучше быть
И ссориться не нужно
И можно всех любить
Эльвин Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту – всегда
И если кому-то когда-то
Поможет твоя доброта, улыбка твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
Что годы живёшь ты не зря!
ВЫХОД НА ПЕСНЮ
Мы – слово короткое очень
Но нет слова на свете волшебней его
В нём, между прочим
Две буквы всего
-мы
Звонче слова в мире нет
-мы
Это песни и рассвет
-мы
Это значит ты и я
-мы
Хором: Значит встретились друзья!
Песня Детство
УХОД С ПЕСНИ
Эльвин
Спасибо нашим близким и родным родителям
За то, что помогали
Всегда спокойно, чутко, терпеливо,
Чтоб мы учились хорошо всегда
Большое спасибо мы говорим сегодня нашим родителям
Егор: Я говорю: "Спасибо, мама!
За все – за все твои дела!
За то, что я окреп едва,
Меня ты в школу провожала…
За то, что, недоспав сама,
Мой сон всегда оберегала".
За все: за солнце над лесами,
За песню первую мою,
Моей весенней самой маме
За все спасибо говорю!
Музыкальный подарок нашим дорогим любимым родителям
Мазненкова Полина
« «
Я Проводниками в страну знаний были наши учителя. Огромное и сердечное вам
Хором: СПАСИБО
Никита: Мы были все смешными малышами,
Когда вошли, волнуясь в первый класс.
Хлопот тогда немало было с нами,
И не всегда мы радовали вас.
Маша: Мы многое не знали, не умели,
Всему нас нужно было научить:
Читать, писать, чтоб мы культурно ели,
Как извиняться, как благодарить…
Егор: Вы нам глаза на многое открыли
И удивляли в классе нас не раз.
Вы нас всегда лишь доброму учили,
За злое строго спрашивая с нас.
Настя: И вот четыре года пролетели.
И перешли уже мы в пятый класс.
Мы выросли из вашей колыбели.
Но мы не знаем, как нам быть без вас?!
Максим: Учителя любимые, спасибо
За ваш тяжелый ежедневный труд.
Мы все к вам снова в первый класс пришли бы!
Да, жаль, родители на это не пойдут!
Музыкальный подарок нашим дорогим любимым родителям
Левыкин Павел
ВЫХОД НА ПЕСНЮ
Песня « Учителям»
УХОД С ПЕСНИ
Вручение цветов учителям
Слово классному руководителю
Слово родителям
Слово директору
Вручение дипломов
Общая песня «Детство»
танец
Последний звонок Ирина Потарская
Фото на память
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"
Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности....
"День славянской письменности и культуры"
24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многи...
День славянской письменности и культуры
Классный час...
День славянской письменности и культуры
Мероприятие ко Дню славянской письмености...
Тематическое воспитательное мероприятие «День славянской письменности и культуры»
Культура - это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше вре...
Серия родительских собраний в детском саду и начальной школе на день славянской письменности и культуры: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто смотрит телевизор»
Серия родительских собраний в детском саду и начальной школе Организация учебного процесса. Название работы: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто см...