Театральная деятельность в работе классного руководителя.
статья (1 класс) по теме

Иванова Людмила Викторовна

 

Данный материал может быть  использован классными руководителями  в качестве мероприятия по противопожарной безопасности.  В статье предлагаются приемы приобщения детей к чтению через организацию театральной деятельности, которая способствует: активизации деятельности творческого потенциала  ребенка, формированию духовного мира, развитию его личности, развитию умения общаться и сотрудничать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detektivnoe_rassledovanie_ili_istoriya_odnogo.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Детективное расследование или история одного «громкого» пожара.

В своей воспитательной работе я часто использую приемы театрализации. Этот вид работы всегда вызывает интерес, как у учащихся младших классов, так и у родителей (преемственность традиций детского сада). На сцене нет ни отличников, ни отстающих, у детей есть возможность поиграть, нарядиться, показать свои творческие способности.

Начиная работать в этом направлении, я еще до конца не понимала, какую огромную помощь может оказать такой вид деятельности в развитии, воспитании и обучении моих детей. Понять, что театральная деятельность может способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к книге и чтению, мне помог случай.

Однажды на классном часе с первоклассниками мы разбирали ситуации, которые могут привести к пожару. Ребята вспоминали истории из своей жизни, потом обратились к художественным произведениям, в которых описывается пожар. Все вспомнили произведение С.Я. Маршака «Кошкин дом». Стали обсуждать. Оказалось, что причину возникновения пожара никто не помнил. Какие только версии не выдвигали: и поджог, и «вероятно кто-то забыл выключить утюг», в общем, повторили все то, о чем шел разговор в начале встречи. Эта ситуация меня сначала огорчила, ведь известное же произведение. Потом, понимая, что первоклассники самостоятельно еще не могут прочитать произведение, предложила детям узнать причину возникновения пожара вместе с родителями. На перемене самые нетерпеливые побежали в библиотеку. Стали читать… Читали кто дома с родителями, кто в группе продленного дня, а кто-то и самостоятельно. Узнали «тайну» пожара в доме у Кошки, смеялись. Да и как не смеяться, ситуация действительно была забавной, хоть новый сценарий пиши. Идея создания спектакля пришла в голову и моим детям. Они стали придумывать сюжет, а я выстроила их идеи в одну сценическую линию. Так появился сценарий «Детективное расследование или история одного «громкого» пожара». Теперь надо было думать над подготовкой спектакля. Сначала определились с желающими принять участие в спектакле. По сценарию нужно 15 человек, а желающих оказалось больше. Задача: как выбрать одних, не обижая других? Решили провести кастинг, по результатам которого определили исполнителей главных ролей.

Родители заметили наш творческий подъем и помогли организовать нам поездку в театр «Бродячая собачка». Ребята не только посмотрели спектакль, но и заглянули за кулисы, познакомились с новыми для них «театральными профессиями»: сценарист, режиссер, актер, декоратор, костюмер, художник-бутафор, звукорежиссер.

Малышам было все интересно. Они побывали в гримерной, бутафорском цехе. Главное, что они поняли из поездки в театр, что театр - это сложный организм, в котором важно все: и сценарий, и свет, и костюмы, и музыка. Это был замечательный «урок», который пригодился нам в последующей работе.

Теперь в нашей работе над спектаклем не стало мелочей. Продумывали все: костюмы, декорации, предметы бутафории. Как будем оформлять сцену? Какую подберем музыку? Распределили обязанности. С этого дня каждый был занят конкретным делом. Первое время наша работа напоминала муравейник. Свою задачу я видела в том, чтобы стимулировать, контролировать и помогать ребятам. Над ролью работали индивидуально с каждым участником спектакля. Костюм (элемент костюма), жест, мимика, куда пойдет, что возьмет. Каждый участник спектакля мог попробовать самостоятельно создать свой сценический образ, если не получалось, то я помогала советом.

Когда все роли были выучены, началась репетиция всего спектакля. Это не только увлекательный, но и кропотливый труд на пути овладения «актерским мастерством». На этом этапе важно было научить детей видеть не только себя, но тех с кем ты выступаешь, помочь осознать, что каждый из них - часть единого целого. Научить чувствовать товарища по сцене, быть готовым к импровизации.

И вот наступил долгожданный день. Перед премьерой - последние наставления, пожелание удачи. Спектакль прошел при полной включенности «актеров». Учителя, родители, старшеклассники отметили великолепную игру ребят. Мне было интересно довольны ли сами ребята тем, что у нас получилось. Обсуждение проходило в форме «работа в круге». Ребята по очереди высказывали свое мнение. Все остались довольны результатом работы. Потом пили чай с пирогами. Получился настоящий праздник!

На уроках я заметила, что дети стали лучше читать, их речь стала более выразительной и осознанной. На родительском собрании поделилась своими наблюдениями с родителями. Объяснила значимость процесса чтения вслух на установление гармонии и взаимопонимания, единства интересов родных людей. Предложила в семьях возобновить традицию совместного чтения родителей и детей. Родители стали интересоваться литературой для чтения детей дома, летом. Вместе с библиотекарем подобрали «нужные книжки».

Работа над созданием спектакля дала мне возможность понять достоинства данного вида деятельности.

Детективное расследование или история одного «громкого» пожара.

(по мотивам сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом»)

Действующие лица:

Сыщик

Кошка

Кот Василий – дворник

3-е пожарных

2-е котят

Свинья

2 поросенка

Коза

Козел

Курица

Петух

                                                   Сцена 1-ая

                    (крик Кошки И Кота Василия из-за сцены)

- Пожар! Горим, горим....  

1-й пожарный:  

Эй, пожарная бригада,

Поторапливаться надо,

Запрягайте десять пар.
Едем, едем на пожар.

2-й пожарный:

Поскорей без проволочки

Наливайте воду в бочки.

Тили - тили - тили - бом

Загорелся Кошкин дом.

3-й пожарный:

Эй, работнички - бобры,

Разбирайте топоры,

Балки шаткие крушите,

Пламя жаркое тушите.

1-й пожарный:  

Не мешайте, ротозеи,

Расходитесь поскорее!

Что устроили базар?

Тут не ярмарка - пожар!

2-й пожарный:

Вот и рухнул  Кошкин дом.  

3-й пожарный:

Погорел со всем добром.( Машет рукой)

                                                     

Кошка:    

Что же делать нам, Василий?

Кот Василий:  

Давай наймем мы детектива.

Авось узнает он тогда,

Откуда в дом пришла беда.

                                                        Сцена 2-ая

(Входит сыщик)

Сыщик:

 Да...Задача будет нелегка.

 Но попытаюсь все же я,

 Найти источники огня.

(Кошка и дворник уходят)

Сыщик:

Вот Кошкин дом сгорел дотла,

Узнать причину должен я.

Давайте вспомним по порядку,

 Кто в дом пришел,  в каком порядке.

Сцена 3-ая (сидят котята)

1 котенок: 

Сегодня я не ел с утра.

 Да нам и спать уже пора.

2 котенок: 

Костер с тобой мы разведем,

Согреем лапки и уснем.

1 котенок:

Смотри, гроза не далеко.

Уснуть нам будет нелегко.

2 котенок: 

Пойдем скорей на сеновал.

Там хорошо, я там бывал.

1 котенок:

А как костер? Ведь рядом дом!

2 котенок: 

Его дождем зальет, пойдем.

(Котята уходят, появляется сыщик)

 

Сыщик:

А это что? (поднимает огарок свечи)

Гляжу, друзья,

Здесь поработала свинья.

Сцена 4-ая

Кошка:

Какие милые детишки!

Свинья:

Они листают даже книжки.

Весь день танцуют и поют.

Они в ученые пойдут.

(поросята сидят за столом, слушают плеер, листают журналы, едят конфеты и мусорят) 

1-й поросенок:

Вот помним как-то в школе

Учитель приводил пример:

2-й поросенок:

«Коль хочешь стать свиньею,

То ноги положи на стол» (ногой сбивает свечу со стола)

Кошка:

 За стол прошу вас всех, друзья.

(Поросята, толкаясь  убегают.)

 

Сыщик:

             А может это был козел?...

Сцена  5-ая

 Козел:

 Ах, эта кошка недотрога.

Мерси, бонжур, благодарю.

Ведь так  от скуки здесь помру.

Пойду я  лучше покурю. ( запирается в шкаф)

Коза (ищет козла, заглядывает в шкаф)

А вот ты где, мой муж Козел!

Я обыскала целый дом.

Зачем ты  в шкаф, скажи, забрел?

Козел  (пожимает плечами, старается  дышать в сторону)

 М-м-м…. Я брел, я брел…

Коза:  ( тянет его за руку)

Расскажешь  это все потом,  

Сидят уж гости за столом.

( Козел сначала прячет, а потом выбрасывает сигарету)

Коза с козлом уходят, появляется сыщик.

              Сыщик: (держит обгоревший утюг)

               Быть может кто-то по ошибке,

  Утюг оставив, дом спалил?

Сцена 6-ая

Петух: (трясет утюг)

Кукареку,

Кукареку!

Никак я что-то не пойму,

Он не поет, как не кручу.

Курица:

Ты что, совсем уже ку - ку (показывает пальцем у виска)

В розетку надо - не могу! (смеется и втыкает утюг в розетку)

Кошка:

За стол прошу вас всех, друзья!

Сцена  6 -я

Все уходят, появляется сыщик.

Сыщик:

А вот печальная из версий.

Ее из книжки знаю я

 И вам поведаю, друзья.

( Актеры передают сцену прощания)

Хозяйка и Василий

Усатый старый кот,

Не скоро проводили

Соседей до ворот.

Словечко за словечком –

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожег ковер.

Еще одно мгновенье –

И легкий огонек

Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем

Золотокрылых пчел.

Вернулся кот Василий

И кошка вслед за ним

И вдруг заголосили:  

Кошка и сторож Василий (кричат)

Пожар! Горим, горим....

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Проектная деятельность в работе классного руководителя в начальной школе.

Проектный метод можно применять не только на уроках, но  и во внеклассной работе. Разрешите поделиться  своими идеями по его использованию в работе классного руководителя....

Театральная деятельность в работе классного руководителя

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытыва...

Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

   Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

доклад "Проектная деятельность в работе классного руководителя"

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осущ...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...

Социальное проектирование как системообразующая деятельность в работе классного руководителя

В работе дается определение проектной деятельности, дается технология (схема) организации социального проектирования, образец технического задания, бизнес-плана, структура социального проекта и критер...