Устный журнал "Пойдем в мой край "
материал (4 класс) по теме
Орловский край занимает значительное место в истории русской литературы. Ведь именно здесь, где, по словам И.А. Бунина, «образовался богатейший русский язык».
Орел известен во всем мире как город, в котором родились и жили великие русские писатели: И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Апухтин, Н.С. Лесков, И.А. Бунин, Л. А. Андреев и другие; современными писателями В Катановым, А.Д. Леоновым. Это наши писатели и поэты-земляки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poydem_v_moy_kray.docx | 40.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пойдем в мой край! (Устный журнал )
I страница
Пойдем со мной в поля орловски
1. Пойдем в мой край,
В поля, луга Орловщины,
Нигде я лучше края не встречал
Я тут на «ты»
С любым ручьем и рощею,
Тут для меня
Начало всех начал.
Д. Блынский
2. Пойдем со мной в поля орловские,
Что зелены, как изумруд,
Где по земле шаги отцовские
На смену молодость зовут.
Я покажу рассветы алые,
Как солнце над землей встает,
И как блестят росинки малые,
И как в полях трава растет.
B.C. Семушкин
3. Орловский край занимает значительное место в истории русской литературы. Ведь именно здесь, где, по словам И.А. Бунина, «образовался богатейший русский язык».
Орел известен во всем мире как город, в котором родились и жили великие русские писатели: И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Апухтин, Н.С. Лесков, И.А. Бунин, Л. А. Андреев и другие; сов ременными писателями В Катановым, А.Д. Леоновым. Это наши пи сатели и поэты-земляки.
4. Славен город Орел,
где Тургенев родился,
где Лесков очарованным
странником жил,
где Андрееву первый рассвет засветился,
где с поэзией Бунин
навек подружился.
В. Катанов
- Я приглашаю вас сегодня на встречу с замечательными поэтами-классиками, наших земляков.
II страница
« Так знать и любить природу, как умеет Бунин - мало кто умеет»
А. Блок
1. Иван Алексеевич Бунин одно из нетускнеющих имен русской классической литературы. Связанный душой и памятью с глубинным центром России, с воронежской, орловской, тульской землей, с ее полями и проселками, губернскими и уездными городами.
И.А. Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже в старинной дворянской семье. Через год после рождения семья переезжает на жительство в родовой хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Там он и провел свое детство и раннюю юность.
«Тут - писал он - в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавшим к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов и прошло все мое детство».
Чтец. Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися \
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня под широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.
2. Как однообразно идут дни и долгие - долгие вечера, когда слушает мальчик неторопливые разговоры взрослых, думает, читает, ждет не дождется весны. И вот весна: голубеет небо, кричат грачи, зазеленели деревья.
Чтец. Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна!
И все ей радо.
Как в забытьи таком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Чтец. Догорел апрельский светлый вече
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи, далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.
Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
Звездный свет в молчании ночном.
По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожной тянутся гурьбой.
А весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая, -
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в темные поля.
3. Но вот незаметно подходит лето. Мальчик один бродит по лесу, дышит смолистым запахом сосны, любуется солнечным ярким днем.
Чтец. Детство
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк.
Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только 10 лет,
А ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета.
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Чтец. Ветви кедра - вышивки зеленым
Темным плюшем, свежим и густым
А за плюшем кедра, за балконом
Сад прозрачный, легкий, точно дым.
Яблоки и сизые дорожки
Изумрудно-яркая трава,
На березах - серые сережки
И ветвей плакучих кружева.
А на кленах - дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней - долинная, лесная,
Голубая, тающая даль.
4. За летом наступает осень - «светло и нежно небо светит»,
золотистой листвой одевается лес, и на душе становится
печаль ней.
( Репродукция картины «Осень» или «Золотая осень» И.С. Остроухова) Очень выразительно передается удивительная сказочная красота золотого наряда осеннего леса. На первом плане деревья, усыпанные ярко-желтыми листьями. Золотое покрывало из опавшей листвы расстилается
и по земле. Весело щебечут сороки на тропинке. Очарование родной природой, радостное настроение от ее вида передается и нам.
Когда смотришь на картину, хочется пройтись по этой тропинке в лесу среди золотого убора деревьев и подышать свежим осенним воздухом.
Как перекликается с этой картиной стихотворение И. Бунина
«Листопад»
5. Сменяются времена года, меняются картины природы, меняются
и впечатления мальчика. И позднее, когда Бунин стал поэтом и писал
стихи о деревенской жизни, которая ушла в далекое прошлое, о русской
природе, перед его глазами вставали картины его собственного детства.
6. Стихи Бунина рисуют невыдуманный, а настоящий мир.
Поэт, незаметно для нас, учит видеть и познавать окружающий
мир и ценить его красоту.
Р.Д. Батюшков говорил о поэте: «Бунин живет ощущениями природы» Когда читаешь стихи Бунина, каждый раз кажется, что смотришь очень хорошую картину, написанную тонкой и точной кистью, необыкновенно светлыми и нежными красками. Поэт постоянно чувствовал живую связь с природой.
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет»
А. Блок.
Чтец. Твой труд переживет тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то писанный портрет
И станешь ты, незримый, бестелесный,
Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.
III страница
«Я более всего любил в мире Отечество и поэзию» Ф.И. Тютчев
Русская природа
в поэзии Ф.И. Тютчева
1. После долгой-долгой зимы, когда в полях еще белеет снег, а в
небе уже запевают первые жаворонки, невольно вспоминаются
знакомые и милые сердцу строки:
Весна идет, весна идет-
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!
Эти стихи более ста лет назад написал поэт Ф.И. Тютчев, а мы читаем их сейчас, и нам кажется, что только такими простыми, точными и задушевными словами можно говорить о весне, о первых грозах, о прозрачных днях, о родной русской природе.
2. Ф.И. Тютчев родился и вырос в деревне Овстуг на Орловщине. Рано научился он любить природу и «дышать с природой одной жизнью», как говорил он позднее. Любимым временем года Тютчева была весна.
Много стихотворений посвятил он этому прекрасному времени года. Послушайте некоторые из них.
«Зима недаром злится...»
«Еще земли печален вид...»
- Поразительно музыкальны стихи Тютчева. Его стихотворение «Весенние воды» наполнено радостью. Н.А. Некрасов писал об этом стихотворении «Сколько жизни, веселости, весенней свежести в этих стихах.
... Весна идет, весна идет. Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе, как будто несколько лет свалилось долой с плеч...»
Многие композиторы обращались к стихам Тютчева, писали музыку к ним. Послушайте произведение композитора Рахманинова на стихи Тютчева «Весенние воды»
Композитор чудесно передал радостное настроение, выраженное в стихотворении. В звуках музыки нам слышится звон струящихся ручьев, которые возвещают приход весны.
4. Свыше ста лет мы читаем стихотворение «Весенняя гроза» Каждый звук этого стихотворения полон силы и значимости, несет с собой чувство радости и счастья.
Чтение стихотворения «Весенняя гроза»
5. А теперь представьте себе погожий летний день. Проселочная доро га. Федор Иванович едет из родного Овстуга в коляске. Глядя на
раскинувшийся вокруг пейзаж, Тютчев вынимает из кармана листок бумаги и скачущим, от толчков коляски почерком без помарок, тут же в пути записывает сложившееся стихотворение «В небе тают облака...»
Тютчев всегда показывает природу в движении, в непрерывной смене явлений, в переходных состояниях - от зимы к весне, от лета к осени, от грозы к успокоению, от дня к ночи.
6. В творчестве поэта нашли отражения все времена года. Вот гимн
лету ( Сияет солнце, воды блещут), но вот приходит осень и для нее
находятся сокровенные строки ( Есть в осени первоначальной...)
Легкой грустью проникнуто стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» Но сколько в нем красоты, любования
природой в первые осенние дни.
Послушайте музыкальный отрывок из «Времен года» П.И. Чайковского.
7. Однажды Тютчев посетил Овстуг зимой - приехал туда в канун
Нового года, 1853. В тот же день было написано стихотворение,которое все мы с детства знаем наизусть «Чародейкою Зимою..» Чтение стихотворения.
Стихотворение радостное, солнечное и таинственное, как сам Новогодний праздник! Стихотворение - сказка, оно слегка напоминает сказку о Спящей царевне или былину об Илье Муромце, богатыре, в котором силушка спит-дремлет до поры до времени... Зима - недаром это слово написано с большой буквы - тут не время года, а живое, хотя и сказочное существо, могучая волшебница, околдовавшая богатыря.
Чудесным образом сказка смешивается с былью.
Описание зимнего леса - самое что ни на есть точное, так и встает он перед глазами. Видишь и снежную бахрому на его ветвях, и то, как иней ослепительно вспыхивает под косым лучом низкого зимнего солнца.
А как верно сказано о зимнем лесе - «не мертвец и не живой!» Деревья застыли, промерзли до самой сердцевины, но соки будущей весны готовы проснуться в них.
8. Стихи Тютчева несут на себе живой отпечаток русского ума,
русской души.
Кому дорога Родина и ее природа, тому обязательно придется по сердцу пылкая, мудрая, могучая тютчевская поэзия.
IV страница
«Поэзия Фета - это поэзия неутолимой жажды жизни, неутолимого стремления понять и вобрать в себя всю ее красоту»
Певец природы.
Учитель читает стихотворение «Я пришел к тебе с приветом...»
В стихах поэта запечатлен душевный восторг перед приходом зари, наступлением ночи, сиянием луны, шелестом вешней листвы, щелканьем соловья, первым ландышем, зреющей рожью. Немыслимо перечислить все
состояния природы и души человеческой, которые запечатлел поэт в своих стихах.
Чтец. Весенний дождь.
Еще светло перед окном
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
1. С самого раннего детства Фет как он сам говорил, «был жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам. Детство свое он провел в деревне Новоселки Орловской губернии; Ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, лазал по деревьям, ездил верхом. Зимними вечерами, когда дворовые девушки при тусклом свете свечей пряли пряжу, он слушал их сказки, слушал народные песни, писал свои стихи. Он замечал в природе то, что не замечают миллионы других.
Поэт вступает в разговор с природой, любуется беспредельными просторами, восторгается светом, вслушивается в тишину, наблюдает бег саней.
Чтец. Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина, Полная луна
. Свет небес высоких,
И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.
2. В стихах Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона. Картины природы у него играют всеми цветами радуги, дышат всеми запахами.
Чтец. «Мама глянь-ка из окошка...»
Поэзия Фета музыкальна в прямом смысле этого слова. П.И. Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант»
(Прослушивание музыкального произведения «На заре ты ее не буди»)
3. Картина И.И. Шишкина «Рожь»
Иван Иванович Шишкин - выдающийся художник, воспевший в своих многочисленных картинах красоту, просторы русской природы. Картины Шишкина - это яркое выражение любви художника к родной природе, к красоте окружающих полей, лугов, лесов и рек.
В этой картине художник показывает бескрайние просторы земли русской, море ржи, расстилающейся до самого горизонта. Дорога, с яркой зеленью травы и полевых цветов, уходящая вдаль, подчеркивает безграничность просторов ржи, великий труд человека, вырастившего это огромное море хлеба.
На переднем плане - спелые сочные колосья, которые гнутся под тяжестью созревших зерен. Вдали - мощные ели, зелень которых удивительно сочетаются с золотистым цветом ржи и голубым небом летнего дня. Художник очень точно передает характер, особенности русского пейзажа, настроение летнего дня.
Чтец. «Зреет рожь над жаркой нивой...»
Вы не найдете в целом мире Таких лесов, таких полей,
Такой бездонно синей шири
С прощальным криком журавлей
Благослови меня как сына
На честный труд и честный бой,
Моя багряная рябина,
Моя надежда и любовь.
И. Александров
Литературная викторина
1. Кому принадлежат следующие строки:
1) Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
( Ф.И. Тютчев «Весенние воды»)
2) Учись у них - у дуба, у березы
Кругом зима, жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы
И треснула, сжимаяся кора.
(А.А. Фет)
3) Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»)
4) Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
(И.А. Бунин «Детство»)
5) Зима недаром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
(Ф.И, Тютчев)
6) Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
(А.А. Фет)
7) Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
(И.А. Бунин «Первый снег»)
2.Доскажи окончание строк.
1) Чудная картина
Как ты мне родна,
Белая равнина,
Полная... (луна)
2) Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали.
Да, как сеть мелькали
Вон над той... (горой)
3)И все засуетилось,
Все нудит зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли ... (трезвон)
3.О каком времени года эти строки:
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит
Повисли перлы дождевые
И солнце нити золотит.
( О весне. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза»)
4.Стихотворения
Ф.И. Тютчева «Весенняя ...» И.А.Бунина «Первый ...»
Ф.И.Тютчева «Весенние ...»
А.А.Фета «Майская ...» «Чудная ...»
5. -Кто был любимым композитором Фета? (Шопен)
-Как называлась деревня, в которой родился Ф.И. Тютчев?
(Овстуг)
-С кем из композиторов дружил И.А. Бунин? (Рахманинов)
-Кто свое детство провел в деревне Новоселки? (А.А. Фет)
-Кому принадлежат эти строки:
«Я более всего любил в мире Отечество и поэзию»
(Ф.И. Тютчеву)
-Автор стихотворения «Листопад» (И.А. Бунин)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир знатоков. Устное творчество народа коми. "Осень в моем крае"
Внеклассное мероприятие для учащихся 2-х классов....
Поисково исследовательская работа на тему: "Легенды, устные предания и сказки родного края""
"Легенды,устные предания и сказки родного края"...
«Краю -75: помним, гордимся, наследуем!»: устный журнал
«Краю -75: помним, гордимся, наследуем!»: устный журнал Цели, задачи: 1. Привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории, культурным традициям Краснодарского края.2. Вос...
Устный журнал "Весна идёт! В наш край идёт весна!
Внеклассное мероприятие в форме устного журнала для учащихся начальных классов. устный журнал содержит 8 страничек: страничка Поэта - дети читают стихи известных поэтов о весне; Развлекательная страни...
Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края
Урок рзработан для уточнения и закрепления знаний учащихся о лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...
Устный журнал"Птицы Мещерского края"
Материал устного журнала " Птицы Мещерского края" направлен на воспитание у детей любви к птицам и бережного отношения к ним....
Устный журнал "Славный мой край родной"
Дети расширяют знания о своей Родине....