Турнир знатоков. Устное творчество народа коми. "Осень в моем крае"
материал (2 класс) по теме

Колбина Валентина Геннадьевна

Внеклассное мероприятие для учащихся 2-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_znatokov.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир знатоков

«Устное творчество народа коми. Осень в моём крае»

Цели:

  1. Познакомит с элементами русского народного творчества.
  2. Развивать устную речь, мышление, коммуникабельность.
  3. Расширять кругозор.
  4. Активизировать познавательную деятельность, расширять объем природоведческих знаний, интегрирование их с навыками и умениями по другим предметам;
  5. Формировать навыки овладение правилами игры, развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь.
  6. Воспитывать экологически культурную личность, способную любить родную природу, охранять и беречь ее.
  7. Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Реквизиты: !- 5 карточек, карточки с заданиями,1 мешочек, вымытые овощи и фрукты        ( картофель, свекла, лук, морковь, репа, баклажан, перец, яблоко, груша, капуста), рисунок яблока с заданием, кроссворды.

Приготовить: карандаши, листы.

Учитель: Турнир посвящён устному творчеству коми народа. Произведения устного творчества сохранялись многие века, передавались из поколения в поколение. В них заключены думы, мечты народа; мудрые советы, поучения, пожелания для молодых поколений. Произведения устного народного творчества собирали и записывали известные коми учёные. Они представлены в книгах на нашей выставке.

В турнире участвуют 5 команд. Капитаны команд: 1группа Сукова Софья

                                                                                        2группа Сапожников Михаил

                                                                                        3группа  Смирнова Лиза

                                                                                        4группа   Парфенюк Алина

                                                                                        5группа   Бережной Семён

Исполняют песню «Моя Россия»

 Россия –это наша большая родина. А малая родина-это… Республика Коми.

1 конкурс Разминка

    Вспомним произведения устного коми народного творчества, которые изучали на уроках краеведения. Слушайте объяснение-описание, о каком жанре идёт речь. Если готов ответ поднимаете ! За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Краткое иносказательное изречение, содержащее назидание, совет, пожелание

(Пословица)

  1. Выдуманная, вымышленная история, часто с участием невероятных фантастических сил.           (Сказка)
  2. Какие виды сказок знаете?  ( Волшебные, бытовые, о животных)
  3. Тайное описательное высказывание, требующее расшифровки.  (Загадка)
  4. «Загадка» по коми нодкыв. Что значит это слово? (задание на сообразительность, смекалку.

2 конкурс В гости к сказкам. (Приложение 1)

  Знаете ли вы заглавия сказок. Прочитайте внимательно, найдите и исправьте ошибку в заглавии. Учитываем время и правильность.

 На карточках:  «Охотник и Яг-Морт»

                            «Чукля и две сестры»

                            «Ворса- лесной человек»

                             «Кто умнее»

                             «Лиса и волк»

                             « Дыш Иван»

(Охотник и Чукля, Ёма и две сестры, Яг-Морт- лесной человек, Кто глупее , Лиса и Заяц, Дыш Вань)

    Отгадай кроссворд «Герои коми сказок»

3конкурс Конкурс капитанов. (Приложение 2)

Помните ли вы портреты  сказочных персонажей? Узнайте по описанию, кто это? Дополните данное описание. ( У каждого капитана карточка с описанием.)

  1. Это старик, ростом до …(потолка), волосы на голове…(седые), борода…(зелёная), руки, как …(древесные корни.)                                                       (Ворса)
  2. Чудище…(многоголовое). Тело как … ( у медведя), покрыто… (железной чешуёй), за плечами…(крылья), из пастей…( огонь) и (дым) летит.         (Гундыр)
  3. Старая-…(престарая). Нос…(долгий), …(сивые) космы спутались, изо рта…(два зуба торчат).                                                                                                  (Ёма).
  4. Он одет был в кафтан из …(зелёной листвы), сапоги на нём- из…(свежего мха), а пришёл он из…(яга).                                                                             (Чукля).
  5. Неприглядный старик в медвежьих шкурах. Борода до…(полу), зубы…(точно колья) торчат; ростом громадный, руки-…(корни корявые) и когтистые.(Яг-Морт).

В это время с остальными участниками и с родителями Блицтурнир « Вопрос – ответ».

  1. У каких деревьев осенью листья красного цвета? (клен, рябина, осина)
  2. Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
  3. Какой осенний месяц следует за августом? (сентябрь)
  4. Сколько ног у паука? (8)
  5. Умываются ли звери? (да)
  6. Какие грибы получили название деревьев, под которыми растут? (подосиновик,  подберезовик)
  7. Какое ядовитое растение ты знаешь? ( вороний глаз, вех, белена, дурман)
  8. Какой цветок появляется весной из – под снега? (подснежник)
  9. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (едкая жидкость

  1. Кто на себе свой дом носит? (улитка)
  2. У каких деревьев вместо листьев иголки? (сосна, ель, кедр, пихта, лиственница
  3.  Птенцы какой птицы не знают свою мать? (кукушка)
  4. У какого растения семена напоминают парашюты? (одуванчик)
  5. Назови животное леса, у которого есть рога? (лось, олень, лань)
  6. Какое хвойное дерево на зиму сбрасывает свои листья? (лиственница)
  7. Какие ягоды мы собираем в лесу? (земляника, брусника, черника, костяника)
  8. Какие несъедобные, ядовитые грибы ты знаешь? (мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб, свинушка)
  9. Назови всеядное животное? (медведь)

4 конкурс Игра « Отгадай овощ и фрукт»  

Учитель: Ну, что устали? Проголодались?

Учитель: а вот что я принесла. Корзинка с урожаем – пусть ребята сами попробуют угадать, что собирают осенью. ( Обращается к ребятам) Ну – ка, кто из вас самый знающий? Выходят по одному из каждой команды. ( по 1 очку за каждый угаданный овощ)

Игра « Отгадай овощ и фрукт»  Осень достает мешок ( непрозрачный пакет) , в котором лежат дары осени -  картофель, свекла, морковь, лук, репа, баклажан, перец, яблоко, груша, капуста. Один из учеников не раскрывая мешка (пакета) должен на ощупь угадать название овощей. В игре могут принимать участие несколько детей. В этом случае каждый отгадывает по одному овощу. Правильно отгадавшим,  в качестве подарка вручается угаданный овощ. ( по 1 очку)

         Учитель: эти овощи очень полезны. В них много витаминов и полезных веществ      которые укрепляют наш организм.

Морковь – улучшает зрение, укрепляет зубы.

Чтобы реже простужаться, быстрее выздоравливать при болезни и быть бодрым вам поможет картофель, репа, капуста.

А если вы хотите быть сильным ,то вам поможет свекла.

5 конкурс Давайте на загадки отгадки находить.

Я читаю загадку вы на листочках рисуете отгадку. Выберите кто у вас будет рисовать. Кто быстрее и правильно- 1балл.

  1. Летит в небе птица со стальным носом. (самолёт).
  2. Что в корзину не упрячешь?    (солнце)
  3. Есть крылья, но не летает. Нет ног, но не догонишь.  (рыба)
  4. В ворсистой норке пять мышат (перчатка или варежка)
  5. Маленький молодец с одеждой внутри. (свеча)

6 конкурс Поговорка. Что вы о ней знаете?

Поговорка похожа на пословицу, это тоже краткое, меткое изречение, но оно не содержит вывода морали. Некоторые  исследователи даже называют её так: пол пословицы.

 Вот некоторые поговорки коми народа:

  1. Из одного теста выпечены. (русс. Два сапога-пара)
  2. Он воробей не первый год зимующий.( русс. Стреляный воробей)
  3. И хочется, и боится. (русс. И хочется и колется.)

Задание: Собери поговорку. Рисунок яблока с заданием. Кто быстрее и правильно.

Стоять как на горящих углях. (русс. Сидеть как на иголках.)

Пора подвести итоги.

А пока жюри подводит итоги мы поиграем.

Игра « И я тоже». ( Ведущий говорит, что он делает, а дети по сигналу громко говорят: « И я тоже»).

- Утром я встаю…(Дети громко – «и я тоже!»)

- Умываюсь…

- Чищу зубы…

- Надеваю чистую одежду…

- Завтракаю…

- Выхожу на улицу…

- Сажусь в грязную лужицу…

- Я самый аккуратный…

- Я на улице гуляю…

- Всех ребят я обожаю…

- Нынче был я на охоте…

- Там лягушек ел в болоте…

- Я люблю….

- Весёлую музыку…

- И я танцую вместе с друзьями…

Повеселились, посмеялись. А теперь давайте послушаем, что нам скажут жюри.

(Называют победителей и вручают им призы)

Чайпитие. Конкурс « Сладкоежка». Отгадай, что за угощение.

Сценка «Сказка Фома»

Исполняют песню « Дружба»

 

Приложение 1

2 конкурс В гости к сказкам.

                            «Охотник и Яг-Морт»

                            «Чукля и две сестры»

                            «Ворса- лесной человек»

                             «Кто умнее»

                             «Лиса и волк»

                             « Дыш Иван»

2 конкурс В гости к сказкам.

                            «Охотник и Яг-Морт»

                            «Чукля и две сестры»

                            «Ворса- лесной человек»

                             «Кто умнее»

                             «Лиса и волк»

                             « Дыш Иван»

2 конкурс В гости к сказкам.

                            «Охотник и Яг-Морт»

                            «Чукля и две сестры»

                            «Ворса- лесной человек»

                             «Кто умнее»

                             «Лиса и волк»

                             « Дыш Иван»

2 конкурс В гости к сказкам.

                            «Охотник и Яг-Морт»

                            «Чукля и две сестры»

                            «Ворса- лесной человек»

                             «Кто умнее»

                             «Лиса и волк»

                             « Дыш Иван»

2 конкурс В гости к сказкам.

                            «Охотник и Яг-Морт»

                            «Чукля и две сестры»

                            «Ворса- лесной человек»

                             «Кто умнее»

                             «Лиса и волк»

                             « Дыш Иван»

Приложение 2

3конкурс Конкурс капитанов.

  1. Это старик, ростом до ………., волосы на голове…….., борода………..,             руки, как ……….                                                      

  1. Чудище…………….. Тело как … ………, покрыто… ………., за плечами…………, из пастей…………… и …………. летит.        

  1. Старая-…………. Нос…………, ………. космы спутались, изо рта………..торчат..

                                                                                                 

  1. Он одет был в кафтан из …………., сапоги на нём- из………….., а пришёл он из…...                                                                            

  1. Неприглядный старик в медвежьих шкурах. Борода до………., зубы……. торчат; ростом громадный, руки-…………… и когтистые.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."

Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...

Устное творчество русского народа.

Цели данного мероприятия:             - познакомить детей с историей возникно...

«Устное творчество русского народа»

познакомить детей с историей возникновения загадок, пословиц и поговорок;                    - расши...

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Обобщающий урок по разделу «Устное творчество русского народа»

Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу, закреплять литературоведческие понятия, совершенствовать навык в...

Турнир знатоков "Люби и знай свой родной край"

Турнир знатоков  «Люби и  знай  свой родной край!»   предназначен  для учащихся  4 класса,  используется  во внеурочной деятельности по окружающему миру, а...

Турнир знатоков родного края

Мероприятие проходит в форме развлекательной игры. Обучающиеся соревнуются в знании истории, культуры, природы марийского края...