Фитодизайн
рабочая программа (2 класс) по теме
Данный материал представляет разработку кружка, который можно проводить во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fitodizayn.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Фитодизайн предполагает работу с растениями. Это уход за растениями и выполнение разнообразных поделок из растений .
Цель данной программы: развивать эстетический вкус ребенка, формируя понимание значимости трудовой деятельности.
Занятия с детьми фитодизайном способствует развитию у них воображения, эмпатии и раскрытию творческого потенциала. Являясь мощным терапевтическим средством, они в то же время приводят к нормализации психических процессов у детей: частично или полностью избавляют их от различных психологических комплексов. Так, работа с цветами развивает у ребенка воображение, которое способствует раскрытию его индивидуальности, а положительные эмоции, получаемые от соприкосновения с миром прекрасного, миром цветов, становятся фактором лечения детской психики. В целом занятия фитодизайном помогают ребенку справиться с различными жизненными трудностями, адаптироваться в социальной среде.
Человеческая психика имеет четыре постоянно развивающихся составляющих: память, мышление, восприятие, воображение. Они соответствуют видам психической деятельности, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни. Индивидуальность определяется природными задатками, которые проявляются уже в детском возрасте. Чем своеобразнее индивид, тем самобытнее его личность. Отсюда проистекает важность раннего выявления задатков.
В выявлении задатков психики ребенка большую роль играет его обучение. Обучение фитодизайну предполагает передачу знаний и умений от педагога к ученикам по предмету «Растениезнание». Эта передача происходит через объяснение, показ растений, требование и помощь, причем каждый из способов выполняет свою роль в процессе общения и обучения.
С помощью комнатных растений мы пытаемся восполнить недостаток общения с природой. Зрительный анализатор глаз, пытается «зацепиться» за что-то, что помогло бы организму отдохнуть. Воздействие цвета происходит как на физиологическом, так и психологическом уровнях.
Занятия с комнатными растениями успокаивают человека. Оформление комнатными цветами помещений способствует снятию психологического напряжения у детей. Озеленение помещений, где проводят групповые занятия с детьми 7-10 лет, способствует их санированию. Улучшает микроклимат: снижает запыленность, шум, а также создается благоприятная психологическая обстановка.
Занятия по фитодизайну предполагают развитие у ребенка речевого общения. Он учится наблюдать за живой природой, понимать ее. Занятия создают атмосферу безопасности и спокойствия, что немаловажно для детей с подвижной нервной системой.
Успешное общение на занятиях способствует формированию у ребенка уверенности в себе в компании сверстников, успешности в школе, а в дальнейшем и во взрослой жизни.
На занятиях по фитодизайну открываются большие возможности для трудовой деятельности. Доступность «материала», комнатных цветов, позволяет широко использовать их в повседневной жизни, вместе с тем развивая эстетический вкус ребенка, формируя у него понимание значимости трудовой деятельности. Эта работа дает ребенку радость от процесса труда и его результатов, развивает в нем понимание гармонии и чувство меры. Занятия помогают осознать себя частью большого мира.
В процессе занятий фитодизайном решаются следующие задачи:
Профилактика нарушений здоровья, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии детей младшего школьного возраста;
Развитие познавательной сферы;
Обучение трудовым навыкам и умениям по уходу за комнатными растениями с учетом психического и физического развития личности;
Привитие коммуникативных навыков детям при работе в детском коллективе;
Создание условий для гармоничного развития личности ребенка, для формирования эмоциональной устойчивости, нравственно-волевых качеств, уважения к природе, гордости за результаты своего труда;
Преодоление детских упрямства, эгоизма, лени;
Формирование устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с живой природой;
Пробуждение у детей стремления развивать свои умения и навыки.
«Фитодизайн» представляет собой интеграционный и коррекционно-развивающий курс эстетического и трудового воспитания детей от 7 до 10 лет. Содержание программы распределяется по видам деятельности. Обучение отдельному виду деятельности составляет 2-3 месяца. В каждом тематическом курсе предусмотрено усложнение заданий.
Данная программа модифицированная, в основу положена программа кандидата педагогических наук С.Макаренко.
Программа реализуется в течение 2 лет по 2 часа в неделю. При ведение данного курса используются наглядные, словесные, практические методы во взаимосвязи.
Учебно-тематический план
1 года обучения (68 часов)
№ раздела | Название Раздела | Количество часов Всего | Теоретич. | Практич. | |
1. | Вводное занятие. Уход за комнатными растениями | 1 17 | 6 | 11 | |
Составление композиционных букетов из цветов и сухоцветов | 16 | 3 | 13 | ||
Рисование растений | 10 | 2 | 8 | ||
Изготовление цветов из пластилина | 10 | 2 | 8 | ||
Оформление Помещений | 5 | 1 | 4 | ||
Создание картин из сухоцветов | 9 | 2 | 7 |
Содержание программы
1 года обучения
Раздел 1.Уход за комнатными растениями.
Знакомство с комнатными цветами.
Цветы в доме. Правила ухода за растениями.
Защита растений. Размножение растений. Пересадка растений.
Практич.работа: уход за растениями. Поливаем, рыхлим землю, убираем сухие листья, опрыскиваем растения. Пересадка растений. Озеленение помещений.
Экскурсия на природу.
Раздел 2. Составление композиционных букетов из цветов и сухоцветов.
Искусство икебаны.
Выставка букетов. Экскурсия на природу.
Практич.работа: сбор материалов (цветов, трав, веток). Составление букетов из полевых цветов. Правила засушивания природного материала. Составление букетов из сухоцветов.
Раздел 3. Рисование растений.
Цветы в доме. Рисунки по интерьерному озеленению.
Растения и ткани. Роспись по ткани. Восприятие цвета через растения. Восприятие формы через растения. Отображение растений в рисунке.
Раздел 4. Изготовление цветов из пластилина.
Отображение растений в пластилине. Восприятие формы через растения.
Раздел 5. Оформление помещений.
Стили интерьера. Приемы озеленения. Представители различных семейств в интерьере. Интерьерные растения и аксессуары.
Раздел 6. Создание картин из сухоцветов.
Отображение природы в литературных произведениях. Подготовка выставочной экспозиции.
Выставка рисунков, поделок.
Знания, умения, навыки к концу 1 года обучения:
-знать названия(родовые)и отличительные(морфологические) признаки 3-4 комнатных растений;
- уметь правильно ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю, удалять пыль, убирать сухие листья, пересаживать.
- выполнять правила поведения в природе;
- знать способы размножения растений;
- собирать природный материал и правильно его сушить;
- составлять букеты из цветов, композиции.
Учебно-тематический план
2 года обучения (68 часов)
№ раздела | Название Раздела | Количество часов Всего | Теорет. | Практич. |
1. | Уход за комнатными растениями. | 16 | 5 | 11 |
2. | Составление композиционных букетов из цветов и сухоцветов. | 18 | 3 | 15 |
3. | Рисование растений. | 14 | 2 | 12 |
4. | Изготовление цветов из пластилина. | 6 | 2 | 4 |
5. | Оформление помещений. | 6 | 1 | 5 |
6. | Создание картин из сухоцветов. | 8 | 1 | 7 |
Содержание программы
2 года обучения
Раздел 1. Уход за комнатными растениями.
Знакомство с комнатными растениями. Цветы в доме. Правила ухода за растениями. Защита растений. Размножение растений. Пересадка растений.
Практич.работа. Опыты и наблюдения: изменение внешнего вида растений. Определение условий для роста растений: влага, тепло, свет. Свето- и тенелюбивые растения и условия их жизни, особенности ухода.
Заготовка и посадка черенков комнатных растений: традесканция, бегония, герань и др. Уход за посаженными черенками. Пересадка в цветочные горшки.
Раздел 2. Составление композиционных букетов из цветов и сухоцветов.
Искусство икебаны. Экскурсия на природу. Сбор природных материалов: листья, цветы, ветки. Правила засушивания цветов и их хранения. Составление букетов из цветов и сухоцветов.
Выставка букетов.
Раздел 3. Рисование растений.
Цветы в природе, в доме. Восприятие цвета через растения. Восприятие формы через растения. Отображение растений в рисунке.
Раздел 4. Изготовление цветов из пластилина.
Восприятие формы через растения.
Отображение растений в пластилине.
Раздел 5. Оформление помещений.
Стили интерьера. Приемы озеленения. Интерьерные растения и аксессуары. Озеленяем свой класс, свой дом.
Раздел 6. Создание картин из сухоцветов.
Экскурсия на природу.
Отображение природы в литературных произведениях. Сбор материалов. Создание картин из сухоцветов. Подготовка выставочной экспозиции. Выставка рисунков, поделок.
Знания, умения и навыки к концу 2 года обучения:
- знать растения дикорастущие и культурные;
- знать 7-8 комнатных растений, уметь их различать;
- знать способы размножения комнатных растений;
- выполнять правила поведения в природе;
- уметь правильно ухаживать за растениями: поливка, рыхление, пересадка, удаление пыли, сухих листьев, подкормка;
- знать свето- и тенелюбивые растения и условия их жизни, особенности ухода;
- правильно собирать и хранить природный материал;
- Составлять букеты из цветов и сухоцветов;
- уметь оформлять помещения с помощью цветов.
Литература:
- Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания- М.,1984.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М-1998.
- Макаренко С. Фитодизайн ж-л Воспитание школьников, №2, 2006.
- Эстетическое воспитание школьной молодежи. Под ред. Б.Лихачева, Г.Зальмона.- М.1981.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М,1964.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фитодизайн
Это программа дополнительного образования. В сфере перехода на ФГОС мы имеем дополнительные часы, на которых даём детям дополнительное образование. Занятия по данной программе позволят решить нескольк...
Мастер - класс для детей по фитодизайну в интерьере
Гундарева Людмила Ивановна, учитель биологии, предлагает данный мастер-класс по фитодизайну в интерьере. Данный мастер - класс необходимо проводить уже на более высоком уровне освоения этого курса. Мо...
Рабочая программа по фитодизайну
программа, по которой усуществляется деятельность кружка....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...
Фитодизайн
Презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс....
Проект на тему:"Экология и фитодизайн школьного кабинета"
laquo; Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно цветы сопровождают нас всю жизнь. И дома, и на работе, весной и...