Фитодизайн
методическая разработка (1,2 класс) по теме

Это программа дополнительного образования. В сфере перехода на ФГОС мы имеем дополнительные часы, на которых даём детям дополнительное образование. Занятия по данной программе позволят решить несколько важных задач в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fitodizayn.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Фитодизайн предполагает работу с растениями. Это уход за растениями и выполнение разнообразных поделок из растений .

Цель данной программы: развивать эстетический вкус ребенка, формируя понимание значимости трудовой деятельности.  

Занятия с детьми фитодизайном способствует развитию у них воображения, эмпатии и раскрытию творческого потенциала. Являясь мощным терапевтическим средством, они в то же время приводят к нормализации психических процессов у детей: частично или полностью избавляют их от различных психологических комплексов. Так, работа с цветами развивает у ребенка воображение, которое способствует раскрытию его индивидуальности, а положительные эмоции, получаемые от соприкосновения с миром прекрасного, миром цветов, становятся фактором лечения детской психики. В целом занятия фитодизайном помогают ребенку справиться с различными жизненными трудностями, адаптироваться в социальной среде.

Человеческая психика имеет четыре постоянно развивающихся составляющих: память, мышление, восприятие, воображение. Они соответствуют видам психической деятельности, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни. Индивидуальность определяется природными задатками, которые проявляются уже в детском возрасте. Чем своеобразнее индивид, тем самобытнее его личность. Отсюда проистекает важность раннего выявления задатков.

   В   выявлении задатков психики ребенка большую роль играет его обучение. Обучение фитодизайну предполагает передачу знаний и умений от педагога к ученикам по предмету «Растениезнание». Эта передача происходит через объяснение, показ растений, требование и помощь, причем каждый из способов выполняет свою роль в процессе общения и обучения.

С помощью комнатных растений мы пытаемся восполнить недостаток общения с природой. Зрительный анализатор глаз, пытается «зацепиться» за что-то, что помогло бы организму отдохнуть. Воздействие цвета происходит как на физиологическом, так и психологическом уровнях.

Занятия с комнатными растениями успокаивают человека. Оформление комнатными цветами помещений способствует снятию психологического напряжения у детей. Озеленение помещений, где проводят групповые занятия с детьми 7-10 лет, способствует их санированию. Улучшает микроклимат: снижает запыленность, шум, а также создается благоприятная психологическая обстановка.

Занятия по фитодизайну предполагают развитие у ребенка речевого общения. Он учится наблюдать за живой природой, понимать ее. Занятия создают атмосферу безопасности и спокойствия, что немаловажно для детей с подвижной нервной системой.

Успешное общение на занятиях способствует формированию у ребенка уверенности в себе в компании сверстников, успешности в школе, а в дальнейшем и во взрослой жизни.

На занятиях по фитодизайну открываются большие возможности для трудовой деятельности. Доступность «материала», комнатных цветов, позволяет широко использовать их в повседневной жизни, вместе с тем развивая эстетический вкус ребенка, формируя у него понимание значимости трудовой деятельности. Эта работа дает ребенку радость от процесса труда и его результатов, развивает в нем понимание гармонии и чувство меры. Занятия помогают осознать себя частью большого мира.

В процессе занятий фитодизайном решаются следующие задачи:

Профилактика нарушений здоровья, ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии детей младшего школьного возраста;

Развитие познавательной сферы;

Обучение трудовым навыкам и умениям по уходу за комнатными растениями с учетом психического и физического развития личности;

Привитие коммуникативных навыков детям при работе в детском коллективе;

Создание условий для гармоничного развития личности ребенка, для формирования эмоциональной устойчивости, нравственно-волевых качеств, уважения к природе, гордости за результаты своего труда;

Преодоление детских упрямства, эгоизма, лени;

Формирование устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с живой природой;

Пробуждение у детей стремления развивать свои умения и навыки.

«Фитодизайн» представляет собой интеграционный и коррекционно-развивающий курс эстетического и трудового воспитания детей от 7 до 10 лет. Содержание программы распределяется по видам деятельности. Обучение отдельному виду деятельности составляет 2-3 месяца. В каждом тематическом курсе предусмотрено усложнение заданий.

Данная программа модифицированная, в основу положена программа кандидата педагогических наук С.Макаренко.

  Программа реализуется в течение 2 лет по 2 часа  в неделю. При ведение данного курса используются наглядные, словесные, практические методы во взаимосвязи.

Учебно-тематический план 

1 года обучения (68 часов)

 № раздела

Название

Раздела

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Вводное занятие.

Уход за

комнатными

растениями

1

17

6

11

Составление

композиционных

букетов из цветов

и сухоцветов

16

3

13

Рисование растений

10

2

8

Изготовление цветов

из пластилина

10

2

8

Оформление

Помещений

5

1

4

Создание картин

из сухоцветов

9

2

7

Содержание программы 

1 года обучения

Раздел 1.Уход за комнатными растениями.

Знакомство с комнатными цветами.

Цветы в доме. Правила ухода за растениями.

Защита растений. Размножение растений. Пересадка растений.

Практич.работа: уход за растениями. Поливаем, рыхлим землю, убираем сухие листья, опрыскиваем растения. Пересадка растений. Озеленение помещений.

Экскурсия на природу.

    Раздел 2. Составление композиционных букетов из цветов и сухоцветов.

Искусство икебаны.

Выставка букетов. Экскурсия на природу.

Практич.работа: сбор материалов (цветов, трав, веток). Составление букетов из полевых цветов. Правила засушивания природного материала. Составление букетов из сухоцветов.

Раздел 3. Рисование растений.

Цветы в доме. Рисунки по интерьерному озеленению.

Растения и ткани. Роспись по ткани. Восприятие цвета через растения. Восприятие формы через растения. Отображение растений в рисунке.

Раздел 4. Изготовление цветов из пластилина.

Отображение растений в пластилине. Восприятие формы через растения.

Раздел 5. Оформление помещений.

Стили интерьера. Приемы озеленения. Представители различных семейств в интерьере. Интерьерные растения и аксессуары.

Раздел 6. Создание картин из сухоцветов.

Отображение природы в литературных произведениях. Подготовка выставочной экспозиции.

Выставка рисунков, поделок.

Знания, умения, навыки к концу 1 года обучения:

-знать названия(родовые)и отличительные(морфологические) признаки 3-4 комнатных растений;

- уметь правильно ухаживать за растениями: поливать, рыхлить землю, удалять пыль, убирать сухие листья, пересаживать.

- выполнять правила поведения в природе;

- знать способы размножения растений;

- собирать природный материал и правильно его сушить;

- составлять букеты из цветов, композиции.

Учебно-тематический план 

2 года обучения (68 часов)

№ раздела

Название

Раздела

Количество

часов

Всего

Теорет.

Практич.

1.

Уход за

комнатными

растениями.

16

5

11

2.

Составление

композиционных

букетов из цветов и сухоцветов.

18

3

15

3.

Рисование растений.

14

2

12

4.

Изготовление цветов из пластилина.

6

2

4

5.

Оформление помещений.

6

1

5

6.

Создание картин из сухоцветов.

8

1

7

Содержание программы 

2 года обучения

Раздел 1. Уход за комнатными растениями.

Знакомство с комнатными растениями. Цветы в доме. Правила ухода за растениями. Защита растений. Размножение растений. Пересадка растений.

Практич.работа. Опыты и наблюдения: изменение внешнего вида растений. Определение условий для роста растений: влага, тепло, свет. Свето- и тенелюбивые растения и условия их жизни, особенности ухода.

Заготовка и посадка черенков комнатных растений: традесканция, бегония, герань и др. Уход за посаженными черенками. Пересадка в цветочные горшки.

Раздел 2. Составление композиционных букетов из цветов и сухоцветов.

Искусство икебаны. Экскурсия на природу. Сбор природных материалов: листья, цветы, ветки. Правила засушивания цветов и их хранения. Составление букетов из цветов и сухоцветов.

Выставка букетов.

Раздел 3. Рисование растений.

Цветы в природе, в доме. Восприятие цвета через растения. Восприятие формы через растения. Отображение растений в рисунке.

Раздел 4. Изготовление цветов из пластилина.

Восприятие формы через растения.

Отображение растений в пластилине.

Раздел 5. Оформление помещений.

Стили интерьера. Приемы озеленения. Интерьерные растения и аксессуары. Озеленяем свой класс, свой дом.

Раздел 6. Создание картин из сухоцветов.

Экскурсия на природу.

Отображение природы в литературных произведениях. Сбор материалов. Создание картин из сухоцветов. Подготовка выставочной экспозиции. Выставка рисунков, поделок.

Знания, умения и навыки к концу 2 года обучения:

- знать растения дикорастущие и культурные;

- знать 7-8 комнатных растений, уметь их различать;

- знать способы размножения комнатных растений;

- выполнять правила поведения в природе;

- уметь правильно ухаживать за растениями: поливка, рыхление, пересадка, удаление пыли, сухих листьев, подкормка;

- знать свето- и тенелюбивые растения и условия их жизни, особенности ухода;

- правильно собирать и хранить природный материал;

- Составлять букеты из цветов и сухоцветов;

- уметь оформлять помещения с помощью цветов.

Литература:

  1. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания- М.,1984.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М-1998.
  3. Макаренко С. Фитодизайн ж-л Воспитание школьников, №2, 2006.
  4. Эстетическое воспитание школьной молодежи. Под ред. Б.Лихачева, Г.Зальмона.- М.1981.
  5. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М,1964.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фитодизайн

Данный материал представляет разработку кружка, который можно проводить во внеурочной деятельности...

Мастер - класс для детей по фитодизайну в интерьере

Гундарева Людмила Ивановна, учитель биологии, предлагает данный мастер-класс по фитодизайну в интерьере. Данный мастер - класс необходимо проводить уже на более высоком уровне освоения этого курса. Мо...

Рабочая программа по фитодизайну

программа, по которой усуществляется деятельность кружка....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям» Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительного образования в «Мастерской «Фитодизайн и бумагопласти

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ в рамках IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»Колесовой Марии Олеговны, педагога дополнительног...

Фитодизайн

Презентация к уроку изобразительного искусства 4 класс....

Проект на тему:"Экология и фитодизайн школьного кабинета"

laquo; Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно цветы сопровождают нас всю жизнь. И дома, и на работе, весной и...