Воспитательная система "Зажги свою звезду"
методическая разработка (4 класс) по теме
Всем известно замечательное литературное произведение «1000 и 1 ночь». Если бы нашелся автор и описал 1000 и 1 ночь современного учителя, то он сделал бы очень и очень правильно, потому что учитель это тот человек, который всего себя круглые сутки отдает детям. А если этот учитель еще и классный руководитель…
Тысяча и одна ночь классного руководителя.
«Послушайте, если звезды зажигаются,
Значит это кому–нибудь нужно…»
В. В. Маяковский
- Дорогой мой слушатель, будь ты учитель, мой коллега, родитель или просто читатель, ты желаешь слышать волшебные истории? Сколько угодно. Но нам понадобится 1000 и 1 ночь. Ведь ровно столько дней и ночей провожу я, классный руководитель, со своими детьми в начальной школе.
Сказ первый, начальный.
Старая легенда гласит: когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребенок. Ребенок как утренняя зарница, как всполохи на небе. А может, это таинственное свечение, цветное, волшебное свечение? Да это же звездочки на небе, которые очень хочется увидеть, потрогать, постигнуть. И я абсолютно уверена в том, что моя звезда классного руководителя зажглась в 61 школе. Здесь я выросла как учитель, засветила как классная мама. Не упрекните меня в нескромности. Да это так и есть. Я чувствую, что моя настоящая жизнь среди детей, среди этих удивительных малышей, которых мне доверили родители. И я, как путеводная звезда, должна привести их к той намеченной цели, которую они избрали. Каждая живая искорка моего сердца превращается в звездочку. А эти звездочки – мои ученики: мой Дима, мой Никита, моя Даша. А потом мои созвездия становятся звездным небом. Ведь именно школа - то волшебное место, где зажигаются звезды. И надо быть очень хорошим астрономом, чтобы без сильного телескопа рассмотреть каждую звездочку, стать ей ближе, роднее, суметь понять, что же в ней кроется.
А чем звезда – человек может зажечь искорки в сердцах своих детей?
Конечно же словом!
Когда сказать захочешь слово,
Мой друг, подумай не спеши,
Оно бывает то свинцово,
То рождено свинцом души.
Оно, то жаворонком весело,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет,
Им можно радости прибавить,
Иль радость ядом отравить,
Им можно лед зимой расплавить,
Иль камень в крошку раздробить.
Оно ограбит и одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай прежде, чем ударить
Того, кто слушает тебя!
(Вадим Шефнер)
Мои звездочки образовали созвездия. Мы легко пополним собой космическое пространство, среди настоящих астрономических созвездий появились наши: наша «Лира», наш «Геркулес», наш «Феникс», наш «Пегас». И каждое светится, пульсирует, манит к себе. Для этого надо обязательно создать в классе такую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя в ней комфортно. В моей воспитательной работе есть четыре слова, которые определяют условия для развития личности ребенка: самопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция. Школа должна помочь ребенку на каждом возрастном этапе реализовать все четыре условия в основных сферах – 4 созвездиях отряда «Звездочка»:
- Созвездие познания – «Лира» (учеба, информация, знания)
- Созвездие практической деятельности, игры - «Пегас» ( трудовая деятельность, умения, навыки, игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей)
- Созвездие физического развития – Геркулес (реализация физических возможностей)
- Созвездие отношений - Феникс (познание себя, взаимодействие с ребятами)
С чем можно сравнить личность ребенка? С метеоритом, кометой? Предположим, с ракетой. Она и будет в центре моей воспитательной системы. «Стартует» в жизнь ребенок, опираясь на природные данные. И я об этом должна постоянно помнить и бережно раскрывать их. Как? Надо подумать. Вот я и решила, что у ракеты есть два крыла: педагоги и родители. Тесно соприкасаясь с личностью, взаимодействуют вместе. На основе природных данных, через разностороннюю деятельность, разные направления воспитания формируется внутренний мир ребенка, при этом основное воздействие идет со стороны педагогов и родителей. А еще мы привлекаем к этой работе учреждения культуры, дополнительного образования, органы социальной защиты.
Ребенок учится в классе. Класс должен жить интересной, бурлящей жизнью. Каждый классный руководитель строит свою работу с детьми, как он ее видит. Отсюда и девиз: «Гореть нетлеющим огнем, везде, повсюду и во всем!».
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вы думаете, это последняя история? Уверяю вас, нет. Ежедневно мы учимся у своих детей. Ведь, как сказал Э. Эшенбах: «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства».
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(тип программы: комплексная воспитательная программа, предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности)
_______________________«Зажги свою звезду»_______________________
(наименование)
_____________________________4 года______________________________
(срок реализации программы)
________________________Младшие школьники______________________
(возраст обучающихся)
_________________________Хомутова Н.А.__________________________
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования определена приоритетная тема: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.
На базе образовательного учреждения разработана программа внеурочной деятельности "Зажги свою звезду", направленная на личностный рост каждого ребенка, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия.
Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.
Ведущий замысел данной программы воспитания заключается в создании в классе комфортной атмосферы, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самими собой, проявлению и развитию способностей учащихся, овладение навыками самопознания и саморазвития, формирование ценностно-смысловых компетенций.
Цель данной программы: личностный рост каждого ребенка, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия.
Достижению поставленной цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников будут способствовать решение следующих задач: обучать ценностным отношениям, культуре поведения, общения и дисциплинированности,воспитывать у детей гражданскую позицию: патриотических чувств, нравственно – правовой позиции, толерантности, трудовой активности, умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением; формировать традиции классного коллектива; развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях
В центре моей воспитательной системы – личность ребенка – «ракета»
Цель: Сформированная личность
Природа и я
Мир моего я
Я - гражданин
Моя учеба
Мое творчество
Мое здоровье
Мой коллектив
Работа с педагогами
Работа с родителями
Природные данные ребенка
Стартует в жизнь ребенок, опираясь на природные данные. У ракеты есть два крыла: педагоги и родители, тесно соприкасаясь с личностью, взаимодействуют вместе. К этой работе мы привлекаем учреждения культуры, дополнительного образования, органы социальной защиты. Влияние родителей и педагогов постепенно уменьшается, по мере развития личности. «Ракета» - микромир ребенка – выходит во внешнюю среду, взаимодействует с макромиром, и , умея делать осознанный выбор, выходит на «свою орбиту», т.е. самоопределяется.
Программа воспитательной работы «Зажги свою звезду" рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Программа реализуется в четыре этапа:
1 этап – этап проектирования системы (1 класс)
2 этап – этап становления системы (2 класс)
3 этап – этап стабильного функционирования системы (3-4 класс)
4 этап – этап обобщения результатов и обновления системы (4 класс)
Первый этап включает в себя:
- изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива,
- проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества,
- деятельность по сплочению и развитию классного коллектива (апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества)
На втором этапе формируется актив класса, происходит становление самоуправления, распределяются обязанности в классе.
На третьем этапе я помогаю детям распределиться в созвездия по интересам:
- Созвездие познания – «Лира» (учеба, информация, знания)
- Созвездие практической деятельности, игры - «Пегас» ( трудовая деятельность, умения, навыки, игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей)
- Созвездие физического развития – Геркулес (реализация физических возможностей)
- Созвездие отношений - Феникс (познание себя, взаимодействие с ребятами)
На четвертом этапе планируется дальнейшая работа в созвездиях, оценка своих возможностей и правильный выбор вида деятельности.
Однако продолжительность каждого этапа в зависимости от особенностей класса может совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.
Для реализации замысла используется деятельностный подход, педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного становления ученика), здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся), проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса, что очень важно для самоопределения в жизни) и информационно-коммуникационные (с целью развития информационной грамотности).
Воспитательная работа в рамках программы включает:
проектную и исследовательскую деятельность;
организацию экскурсий и интегрированных образовательных путешествий;
походы;
праздники, викторины, конкурсы;
кружки и секции.
Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего, час | Количество часов |
| Характеристика деятельности обучающихся |
|
|
| Аудиторные
| Внеаудиторные
|
|
1.
| 1 год обучения «Мир моего Я»: Познание себяДружба и привязанность |
6 |
3 |
3 |
Диагностика, классные часы, беседы, КТД. |
|
«Я – гражданин»
«Мои славные земляки»
|
6 |
2 |
4 | Экскурсии, встреча с Советом Ветеранов, проектная деятельность, спортивные игры. |
| «Мое здоровье»: Здоровье и окружающая среда
|
5 |
3 |
2 | Классные часы, беседы, выставка – конкурс, акция. |
| «Мое творчество»:
|
5 |
1 |
4 | Экскурсии, участие в классных и общешкольных делах прикладная практическая деятельность, портфолио |
«Я и природа» «Экологическая карта города»
|
5 |
2 |
3 | Классные часы, соц. проектирование, экскурсии, акция, участие в тематических праздниках. | |
«Моя учеба» |
3 |
2 |
1 | Предметные олимпиадки, участие в предметных неделях, праздниках. | |
Мой коллектив | 4 | 2 | 2 | Диагностика, распределение обязанностей, КТД. | |
Итого: |
| 34 | 15 | 19 |
|
1.
| 2 год обучения «Мир моего Я» Мое древо жизни Счастье |
6 |
2 |
4 | Диагностика, беседы, встречи с родителями, экскурсии, участие в праздниках. |
|
«Я – гражданин»
История моего города
|
6 |
2 |
4 | Экскурсии, проектная деятельность, участие в фестивале, акции, тренингах, деловых играх, трудовом десанте. |
| «Мое здоровье»:
Питание и здоровье
|
5 |
3 |
2 | Классные часы, беседы, участие в праздниках, рейдах, акции. |
| «Мое творчество»:
|
5 |
1 |
4 | Защита проекта, прикладная практическая деятельность, участие в праздниках. |
«Я и природа» Растительный и животный мир
|
5 |
2 |
3 | Исследовательская деятельность, экскурсии, трудовые десанты. | |
«Моя учеба» |
4 |
2 |
2 | Участие в конкурсах, в тематических неделях, праздниках. | |
Мой коллектив | 4 | 2 | 2 | Диагностика учащихся, классные часы, КТД. | |
Итого: |
| 35 | 14 | 21 |
|
1.
| 3 год обучения «Мир моего Я»: Я и моя тень
Трудолюбие
Любовь |
6 |
4 |
2 | Диагностика, классные часы, беседы. |
|
«Я – гражданин»
Улица, на которой я живу
|
6 |
2 |
4 | Экскурсии, заочное путешествие, встречи с известными людьми, участие в акциях, спортивных играх. |
| «Мое здоровье»:
Познай себя
Здоровье и движение
|
6 |
3 |
3 | Классные часы, Неделя здоровья, Школьные Олимпийские игры. |
| «Мое творчество»:
|
4 |
1 |
3 | Поисково – творческие задания, интеллектуальные игры, конкурсы. |
«Я и природа» Водоемы нашего края
|
5 |
2 |
3 | Участие в социальном проекте, акциях; экскурсии, проектная деятельность. | |
«Моя учеба» |
3 |
1 |
2 | Читательская конференция | |
Мой коллектив | 4 | 2 | 2 | Диагностика, защита проекта | |
Итого: |
| 34 | 15 | 19 |
|
1.
| 4 год обучения «Мир моего Я»: МечтаМое место в жизни |
6 |
3 |
3 | Диагностика, классные часы, беседы |
|
«Я – гражданин»
Мой любимый уголок земли
|
6 |
2 |
4 | Классные часы, экскурсии, проект, совместный праздник с родителями, участие в акциях |
| «Мое здоровье»:
Природа нашего края и здоровье
Знай и будь осторожным
|
5 |
3 |
2 | Классные часы, беседы, участие в акциях, организация соревнований ЮИД |
| «Мое творчество»:
|
5 |
1 |
4 | Дискуссионные формы, развивающие занятия, работа над проектом |
«Я и природа» Будущее моего города
|
5 |
2 |
3 | Завершение социального проекта, посещение предприятий города, туристический поход | |
«Моя учеба» |
3 |
2 |
1 | Пресс-конференция с участием родителей | |
Мой коллектив | 4 | 2 | 2 | Игра «Зажги свою звезду» | |
Итого: |
| 34 | 15 | 19 |
|
3. Содержание программы:
1 класс
«Мой коллектив»:
«Давайте познакомимся» предполагает проведение диагностических процедур учащихся, занятие по теме. Ребята знакомятся с традициями школы, распределяют обязанности. При работе над данной темой планируется подготовка и проведение праздника «Прием в «Светлячки», КТД «Мешочек добрых дел», акция «Свои игрушки – малышам»».
«Мир моего Я»
Познание себя: диагностика учащихся, занятие по данной теме: игра «Тайный друг», «Какой я человек?», решение нравственных задач. Дружба и привязанность: работа над данной темой включает в себя тематический классный час: рассказ ученика о своих друзьях, «Качества настоящего друга» (беседа), КТД - приготовление подарков ко Дню рождения своих друзей в соответствии с их интересами и увлечениями – 2 часа. Проигрывание ситуаций спора между друзьями с другими учениками.
«Мое здоровье»:
Здоровье и окружающая среда: проведение классных часов по темам: «Условия, необходимые для жизни. Гигиена жилища, одежды. Требования к одежде. Роль комнатных растений на самочувствие людей. Как правильно ухаживать за комнатными растениями», беседа с мед.работником, конкурс-выставка комнатных растений, акция «Озеленение школы».
«Мое творчество»: экскурсии на Краснодарское водохранилище, подготовка концерта ко Дню учителя, подготовка спектакля Новому году;
создание портфолио; прикладная практическая деятельность (вышивание, вязание, изготовление мягкой игрушки): подготовка подарков ко Дню матери, изготовление игрушек для подшефного детского сада.
Подготовка и проведение праздника для мам и девочек.
«Я – гражданин»: направление «Мои славные земляки»:
экскурсии в краеведческий музей, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; участие в играх «Зарничка» ко Дню города, в тематических классных часах; проектная деятельность: создание страницы «Книги мужества»; спортивные соревнования «А ну-ка, мальчики!» к 23 февраля.
«Я и природа»: направление «Экологическая карта города»:
классный час «Краснодар – чистый город», внедрение социального проекта «Стихийные свалки»: классный час по теме, экскурсия, акция «Очистим планету от мусора», проведения Дня Земли.
«Моя учеба»: проведение «Малых олимпиадок» по предметам, участие в тематических предметных неделях. Подготовка и проведение «Праздника Букваря», «Прощание с 1 классом»
2 класс
«Мое здоровье»:
Питание и здоровье: классные часы, беседы по темам: «Как правильно питаться», «Витамины», «Как правильно готовить пищу», «Режим питания», «Пищевые отравления и как их избежать», «Первая помощь при отравлениях», организация и проведение Праздника Урожая, санитарные рейды, акция «Мойте руки перед едой!»
«Мир моего Я»: диагностика учащихся; классные часы, беседы по темам: «Мое древо жизни» («Кто мой идеал? (беседа с ребенком), мини – сочинение «Каким человеком я хочу стать?»), встречи с родителями второклассников, экскурсии на предприятия родителей;
«Счастье» ( «Что такое счастье?» (анкета), сочинение «Мои заветные желания», игра «Вообразилия»), проведение праздника ко дню Матери.
Мое творчество: защита фантастических проектов «Город будущего», проведение праздника ко Дню города в подшефном детском саду, подготовка спектакля к Новому году, изготовление подарков ко Дню пожилого человека.
«Я – гражданин»: направление «История моего города»:
экскурсии по историческим местам города, проектная деятельность «Улицы моего города», проведение фестиваля патриотической песни, акции «Посылка солдату», экскурсии по местам боевой славы, участие в смотре строя и песни, в играх «Зарничка», в тематических классных часах, в викторинах, конкурсах, тренингах, деловых играх по патриотическому воспитанию.
Трудовой десант: уход за памятником погибшим хуторянам.
«Я и природа»: направление «Растительный и животный мир»:
исследовательская деятельность: «Подводный мир Краснодарского водохранилища»; экскурсии в Ботанический сад, АПИ – лабораторию, станцию юных натуралистов; трудовой десант.
«Моя учеба»:
Проведение математический аукциона; подготовка и проведение конкурса чтецов ко Дню Светлой Пасхи; участие в тематических предметных неделях; подготовка визитки, стенгазеты к празднику «За честь школы», подготовка и проведение совместного с родителями праздника «Переходим в третий класс».
«Мой коллектив»:
Диагностика учащихся: социометрия, анкета «Классный коллектив глазами ученика», классный час «Теперь мы – второклассники!»; проведение аукциона «Копилка добрых дел», участие в праздничном сборе Светлячков, еженедельный отчет о работе Звездочки.
3 класс
«Мое здоровье»:
Познай себя: классные часы, беседы по темам: «Части тела человека», «Внутреннее строение человека», «Рост и развитие человека», «Здоровье и болезнь»; организация Недели здоровья, санитарных рейдов.
Здоровье и движение: классные часы, беседы по темам: «Движение и красота человека», «Утомление», «Отдых», «Как правильно заниматься спортом», «Спортивная одежда и обувь», «Травмы»; проведение школьных Олимпийских игр.
«Мир моего Я»
Диагностика учащихся: социометрия, анкеты; распределение на группы по интересам.
Классные часы, беседы по темам: « Я и моя тень» ( выявление положительных и отрицательных качеств своего характера,
выявление с учеником тех черт характера, которые важны для общения с другими), «Трудолюбие» ( уточнение понятия «трудолюбие»,
выявление дел, выполняемых с желанием и без желания), «Любовь» (выделение важнейшего условия существования семьи, выявление любящих и любимых ребенком людей, рассмотрение особых чувств матери по отношению к ребенку), сочинение «Моя милая мамочка»
«Мое творчество»: Поисково – творческие задания, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки.
«Я – гражданин»: направление «Улица, на которой я живу».
Экскурсии в краеведческий музей, заочное путешествие по городу Краснодару; знакомство со старейшими жителями улицы, встреча с Советом ветеранов, операция «Рассвет», уход за памятником погибшим хуторянам, акция «Посылка солдату», участие в игре «Зарничка», спортивные соревнования.
«Я и природа»: направление «Водоемы нашего города».
Участие в социальном проекте «Стихийные свалки»: акция «Чистый берег», экскурсии на озеро Карасун, берег реки Кубань; проектная деятельность «Исчезнувшее озеро»; классные часы по теме.
«Моя учеба»: подготовка и проведение читательской конференции «Книги детства моих родителей»: сбор информации, выставка книг, поход в библиотеку, интервьюирование взрослых, конкурс рисунков; участие в предметных олимпиадках, тематических неделях.
«Мой коллектив»: диагностика учащихся; участие в праздничном сборе Светлячков, еженедельный отчет о работе Звездочки, участие в школьном празднике «За честь школы», занятие «Вместе – мы сила», работа над проектом «Игры для малышей». Защита проекта в первых классах.
4 класс
«Мое здоровье»:
Природа нашего края и здоровье:
классные часы, беседы по темам: «Роль погоды на формирование здоровья», «Как надо правильно закаливаться», «Какие неприятности нас могут ожидать», организация общешкольной физминутки на большой перемене, участие в акции помощи, пострадавшим от стихийных бедстий.
Знай и будь осторожным: классные часы, беседы по темам «Какие опасности нам угрожают», «Как вести себя с незнакомыми людьми», «Правила безопасного поведения на дороге, у железнодорожных путей», «Правила безопасного катания на велосипеде»; организация соревнований ЮИД с младшими классами.
«Мир моего Я»: диагностика; классный час по теме «Мечта» («Мое будущее?» (сочинение), «Мои секреты» (запись в «секретную» тетрадь), игра «Вообразилия», «Если я была б волшебником»); «Мое место в жизни» (чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» - выявление профессиональных интересов у ученика, мини – сочинение «Что я зная о профессии, которая мне нравится»); «Воля» (определения понятия «воля», мини – сочинение « Для чего нужна воля»)
Мое творчество: дискуссионные формы, развивающие занятия, работа над проектом, защита проекта «Устроим праздник малышам», подготовка и проведение праздника «Звездный дождь»,
«Я – гражданин»: направление «Мой любимый уголок земли».
Классный час «О правах и обязанностях ребенка» (знакомство с Конвенцией о правах ребенка, законами Краснодарского края, уставом школы), беседа «Любить – значит беречь»; экскурсии в краеведческий музей («История казачьего костюма», «Тайны дна Краснодарского водохранилища»), работа над проектом «Одежда современного кубанца», знакомство с русской национальной культурой, Фестиваль национальных культур – подготовленный совместно с родителями, встречи с известными людьми Кубани; участие в общешкольных акциях, акциях, организованных казаками Пашковского куреня.
«Я и природа»: направление «Будущее моего города»:
завершение социального проекта «Стихийные свалки», посещение предприятий города, участие в городских акциях, трудовых десантах, туристический поход.
«Моя учеба»: пресс – конференция с участием родителей «Школьные будни»; подготовка и проведение Созвездиями тематических классных часов.
«Мой коллектив»: еженедельная игра «Зажги свою звезду» (история моей семьи, достижения, мое хобби, творчество) – ежедневно в течении одной недели ученик готовит информацию о себе, своей семье, приносит реликвии, фотографии, организует встречи с членами своей семьи.
- Предполагаемые результаты реализации программы.
Первый-второй годы работы по программе – первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Третий год – второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Четвертый год – третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
- Формы контроля
Выставки, спектакли, концерты, соревнования, конференции, портфолио, защиты проектов.
6. Методические рекомендации
7. Описание материально-технического обеспечения программы
1. Библиотечный фонд
2. Технические средства обучения – мультимедийный проектор.
Список использованных источников:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под.ред.А.Г.Асмолова. –М.:Просвещение, 2008 -151 с.
- Ковинько Л.В. Воспитание младших школьников. М., 2000
- Романычева Н.В, Печерина Г.М. Воспитание толерантности. Краснодар, 2011
- Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе.М., 2002
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 2000
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit_program.docx | 78.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(тип программы: комплексная воспитательная программа, предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности)
_______________________«Зажги свою звезду»_______________________
(наименование)
_____________________________4 года______________________________
(срок реализации программы)
________________________Младшие школьники______________________
(возраст обучающихся)
_________________________Хомутова Н.А.__________________________
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования определена приоритетная тема: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.
На базе образовательного учреждения разработана программа внеурочной деятельности "Зажги свою звезду", направленная на личностный рост каждого ребенка, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия.
Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе.
Ведущий замысел данной программы воспитания заключается в создании в классе комфортной атмосферы, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самими собой, проявлению и развитию способностей учащихся, овладение навыками самопознания и саморазвития, формирование ценностно-смысловых компетенций.
Цель данной программы: личностный рост каждого ребенка, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия.
Достижению поставленной цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников будут способствовать решение следующих задач: обучать ценностным отношениям, культуре поведения, общения и дисциплинированности, воспитывать у детей гражданскую позицию: патриотических чувств, нравственно – правовой позиции, толерантности, трудовой активности, умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением; формировать традиции классного коллектива; развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях
В центре моей воспитательной системы – личность ребенка – «ракета»
Стартует в жизнь ребенок, опираясь на природные данные. У ракеты есть два крыла: педагоги и родители, тесно соприкасаясь с личностью, взаимодействуют вместе. К этой работе мы привлекаем учреждения культуры, дополнительного образования, органы социальной защиты. Влияние родителей и педагогов постепенно уменьшается, по мере развития личности. «Ракета» - микромир ребенка – выходит во внешнюю среду, взаимодействует с макромиром, и , умея делать осознанный выбор, выходит на «свою орбиту», т.е. самоопределяется.
Программа воспитательной работы «Зажги свою звезду" рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Программа реализуется в четыре этапа:
1 этап – этап проектирования системы (1 класс)
2 этап – этап становления системы (2 класс)
3 этап – этап стабильного функционирования системы (3-4 класс)
4 этап – этап обобщения результатов и обновления системы (4 класс)
Первый этап включает в себя:
- изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива,
- проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества,
- деятельность по сплочению и развитию классного коллектива (апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества)
На втором этапе формируется актив класса, происходит становление самоуправления, распределяются обязанности в классе.
На третьем этапе я помогаю детям распределиться в созвездия по интересам:
- Созвездие познания – «Лира» (учеба, информация, знания)
- Созвездие практической деятельности, игры - «Пегас» ( трудовая деятельность, умения, навыки, игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей)
- Созвездие физического развития – Геркулес (реализация физических возможностей)
- Созвездие отношений - Феникс (познание себя, взаимодействие с ребятами)
На четвертом этапе планируется дальнейшая работа в созвездиях, оценка своих возможностей и правильный выбор вида деятельности.
Однако продолжительность каждого этапа в зависимости от особенностей класса может совпадать или не совпадать с протяженностью учебного года.
Для реализации замысла используется деятельностный подход, педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного становления ученика), здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся), проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса, что очень важно для самоопределения в жизни) и информационно-коммуникационные (с целью развития информационной грамотности).
Воспитательная работа в рамках программы включает:
проектную и исследовательскую деятельность;
организацию экскурсий и интегрированных образовательных путешествий;
походы;
праздники, викторины, конкурсы;
кружки и секции.
Данная программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов/ модулей, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||||
1. | 1 год обучения «Мир моего Я»: Познание себя Дружба и привязанность | 6 | 3 | 3 | Диагностика, классные часы, беседы, КТД. |
| «Я – гражданин» «Мои славные земляки» | 6 | 2 | 4 | Экскурсии, встреча с Советом Ветеранов, проектная деятельность, спортивные игры. |
| «Мое здоровье»: Здоровье и окружающая среда | 5 | 3 | 2 | Классные часы, беседы, выставка – конкурс, акция. |
| «Мое творчество»: | 5 | 1 | 4 | Экскурсии, участие в классных и общешкольных делах прикладная практическая деятельность, портфолио |
«Я и природа» «Экологическая карта города» | 5 | 2 | 3 | Классные часы, соц. проектирование, экскурсии, акция, участие в тематических праздниках. | |
«Моя учеба» | 3 | 2 | 1 | Предметные олимпиадки, участие в предметных неделях, праздниках. | |
Мой коллектив | 4 | 2 | 2 | Диагностика, распределение обязанностей, КТД. | |
Итого: | 34 | 15 | 19 | ||
1. | 2 год обучения «Мир моего Я» Мое древо жизни Счастье | 6 | 2 | 4 | Диагностика, беседы, встречи с родителями, экскурсии, участие в праздниках. |
| «Я – гражданин» История моего города | 6 | 2 | 4 | Экскурсии, проектная деятельность, участие в фестивале, акции, тренингах, деловых играх, трудовом десанте. |
| «Мое здоровье»: Питание и здоровье | 5 | 3 | 2 | Классные часы, беседы, участие в праздниках, рейдах, акции. |
| «Мое творчество»: | 5 | 1 | 4 | Защита проекта, прикладная практическая деятельность, участие в праздниках. |
«Я и природа» Растительный и животный мир | 5 | 2 | 3 | Исследовательская деятельность, экскурсии, трудовые десанты. | |
«Моя учеба» | 4 | 2 | 2 | Участие в конкурсах, в тематических неделях, праздниках. | |
Мой коллектив | 4 | 2 | 2 | Диагностика учащихся, классные часы, КТД. | |
Итого: | 35 | 14 | 21 | ||
1. | 3 год обучения «Мир моего Я»: Я и моя тень Трудолюбие Любовь | 6 | 4 | 2 | Диагностика, классные часы, беседы. |
| «Я – гражданин» Улица, на которой я живу | 6 | 2 | 4 | Экскурсии, заочное путешествие, встречи с известными людьми, участие в акциях, спортивных играх. |
| «Мое здоровье»: Познай себя Здоровье и движение | 6 | 3 | 3 | Классные часы, Неделя здоровья, Школьные Олимпийские игры. |
| «Мое творчество»: | 4 | 1 | 3 | Поисково – творческие задания, интеллектуальные игры, конкурсы. |
«Я и природа» Водоемы нашего края | 5 | 2 | 3 | Участие в социальном проекте, акциях; экскурсии, проектная деятельность. | |
«Моя учеба» | 3 | 1 | 2 | Читательская конференция | |
Мой коллектив | 4 | 2 | 2 | Диагностика, защита проекта | |
Итого: | 34 | 15 | 19 | ||
1. | 4 год обучения «Мир моего Я»: Мечта Мое место в жизни | 6 | 3 | 3 | Диагностика, классные часы, беседы |
| «Я – гражданин» Мой любимый уголок земли | 6 | 2 | 4 | Классные часы, экскурсии, проект, совместный праздник с родителями, участие в акциях |
| «Мое здоровье»: Природа нашего края и здоровье Знай и будь осторожным | 5 | 3 | 2 | Классные часы, беседы, участие в акциях, организация соревнований ЮИД |
| «Мое творчество»: | 5 | 1 | 4 | Дискуссионные формы, развивающие занятия, работа над проектом |
«Я и природа» Будущее моего города | 5 | 2 | 3 | Завершение социального проекта, посещение предприятий города, туристический поход | |
«Моя учеба» | 3 | 2 | 1 | Пресс-конференция с участием родителей | |
Мой коллектив | 4 | 2 | 2 | Игра «Зажги свою звезду» | |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
3. Содержание программы:
1 класс
«Мой коллектив»:
«Давайте познакомимся» предполагает проведение диагностических процедур учащихся, занятие по теме. Ребята знакомятся с традициями школы, распределяют обязанности. При работе над данной темой планируется подготовка и проведение праздника «Прием в «Светлячки», КТД «Мешочек добрых дел», акция «Свои игрушки – малышам»».
«Мир моего Я»
Познание себя: диагностика учащихся, занятие по данной теме: игра «Тайный друг», «Какой я человек?», решение нравственных задач. Дружба и привязанность: работа над данной темой включает в себя тематический классный час: рассказ ученика о своих друзьях, «Качества настоящего друга» (беседа), КТД - приготовление подарков ко Дню рождения своих друзей в соответствии с их интересами и увлечениями – 2 часа. Проигрывание ситуаций спора между друзьями с другими учениками.
«Мое здоровье»:
Здоровье и окружающая среда: проведение классных часов по темам: «Условия, необходимые для жизни. Гигиена жилища, одежды. Требования к одежде. Роль комнатных растений на самочувствие людей. Как правильно ухаживать за комнатными растениями», беседа с мед.работником, конкурс-выставка комнатных растений, акция «Озеленение школы».
«Мое творчество»: экскурсии на Краснодарское водохранилище, подготовка концерта ко Дню учителя, подготовка спектакля Новому году;
создание портфолио; прикладная практическая деятельность (вышивание, вязание, изготовление мягкой игрушки): подготовка подарков ко Дню матери, изготовление игрушек для подшефного детского сада.
Подготовка и проведение праздника для мам и девочек.
«Я – гражданин»: направление «Мои славные земляки»:
экскурсии в краеведческий музей, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; участие в играх «Зарничка» ко Дню города, в тематических классных часах; проектная деятельность: создание страницы «Книги мужества»; спортивные соревнования «А ну-ка, мальчики!» к 23 февраля.
«Я и природа»: направление «Экологическая карта города»:
классный час «Краснодар – чистый город», внедрение социального проекта «Стихийные свалки»: классный час по теме, экскурсия, акция «Очистим планету от мусора», проведения Дня Земли.
«Моя учеба»: проведение «Малых олимпиадок» по предметам, участие в тематических предметных неделях. Подготовка и проведение «Праздника Букваря», «Прощание с 1 классом»
2 класс
«Мое здоровье»:
Питание и здоровье: классные часы, беседы по темам: «Как правильно питаться», «Витамины», «Как правильно готовить пищу», «Режим питания», «Пищевые отравления и как их избежать», «Первая помощь при отравлениях», организация и проведение Праздника Урожая, санитарные рейды, акция «Мойте руки перед едой!»
«Мир моего Я»: диагностика учащихся; классные часы, беседы по темам: «Мое древо жизни» («Кто мой идеал? (беседа с ребенком), мини – сочинение «Каким человеком я хочу стать?»), встречи с родителями второклассников, экскурсии на предприятия родителей;
«Счастье» ( «Что такое счастье?» (анкета), сочинение «Мои заветные желания», игра «Вообразилия»), проведение праздника ко дню Матери.
Мое творчество: защита фантастических проектов «Город будущего», проведение праздника ко Дню города в подшефном детском саду, подготовка спектакля к Новому году, изготовление подарков ко Дню пожилого человека.
«Я – гражданин»: направление «История моего города»:
экскурсии по историческим местам города, проектная деятельность «Улицы моего города», проведение фестиваля патриотической песни, акции «Посылка солдату», экскурсии по местам боевой славы, участие в смотре строя и песни, в играх «Зарничка», в тематических классных часах, в викторинах, конкурсах, тренингах, деловых играх по патриотическому воспитанию.
Трудовой десант: уход за памятником погибшим хуторянам.
«Я и природа»: направление «Растительный и животный мир»:
исследовательская деятельность: «Подводный мир Краснодарского водохранилища»; экскурсии в Ботанический сад, АПИ – лабораторию, станцию юных натуралистов; трудовой десант.
«Моя учеба»:
Проведение математический аукциона; подготовка и проведение конкурса чтецов ко Дню Светлой Пасхи; участие в тематических предметных неделях; подготовка визитки, стенгазеты к празднику «За честь школы», подготовка и проведение совместного с родителями праздника «Переходим в третий класс».
«Мой коллектив»:
Диагностика учащихся: социометрия, анкета «Классный коллектив глазами ученика», классный час «Теперь мы – второклассники!»; проведение аукциона «Копилка добрых дел», участие в праздничном сборе Светлячков, еженедельный отчет о работе Звездочки.
3 класс
«Мое здоровье»:
Познай себя: классные часы, беседы по темам: «Части тела человека», «Внутреннее строение человека», «Рост и развитие человека», «Здоровье и болезнь»; организация Недели здоровья, санитарных рейдов.
Здоровье и движение: классные часы, беседы по темам: «Движение и красота человека», «Утомление», «Отдых», «Как правильно заниматься спортом», «Спортивная одежда и обувь», «Травмы»; проведение школьных Олимпийских игр.
«Мир моего Я»
Диагностика учащихся: социометрия, анкеты; распределение на группы по интересам.
Классные часы, беседы по темам: « Я и моя тень» ( выявление положительных и отрицательных качеств своего характера,
выявление с учеником тех черт характера, которые важны для общения с другими), «Трудолюбие» ( уточнение понятия «трудолюбие»,
выявление дел, выполняемых с желанием и без желания), «Любовь» (выделение важнейшего условия существования семьи, выявление любящих и любимых ребенком людей, рассмотрение особых чувств матери по отношению к ребенку), сочинение «Моя милая мамочка»
«Мое творчество»: Поисково – творческие задания, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки.
«Я – гражданин»: направление «Улица, на которой я живу».
Экскурсии в краеведческий музей, заочное путешествие по городу Краснодару; знакомство со старейшими жителями улицы, встреча с Советом ветеранов, операция «Рассвет», уход за памятником погибшим хуторянам, акция «Посылка солдату», участие в игре «Зарничка», спортивные соревнования.
«Я и природа»: направление «Водоемы нашего города».
Участие в социальном проекте «Стихийные свалки»: акция «Чистый берег», экскурсии на озеро Карасун, берег реки Кубань; проектная деятельность «Исчезнувшее озеро»; классные часы по теме.
«Моя учеба»: подготовка и проведение читательской конференции «Книги детства моих родителей»: сбор информации, выставка книг, поход в библиотеку, интервьюирование взрослых, конкурс рисунков; участие в предметных олимпиадках, тематических неделях.
«Мой коллектив»: диагностика учащихся; участие в праздничном сборе Светлячков, еженедельный отчет о работе Звездочки, участие в школьном празднике «За честь школы», занятие «Вместе – мы сила», работа над проектом «Игры для малышей». Защита проекта в первых классах.
4 класс
«Мое здоровье»:
Природа нашего края и здоровье:
классные часы, беседы по темам: «Роль погоды на формирование здоровья», «Как надо правильно закаливаться», «Какие неприятности нас могут ожидать», организация общешкольной физминутки на большой перемене, участие в акции помощи, пострадавшим от стихийных бедстий.
Знай и будь осторожным: классные часы, беседы по темам «Какие опасности нам угрожают», «Как вести себя с незнакомыми людьми», «Правила безопасного поведения на дороге, у железнодорожных путей», «Правила безопасного катания на велосипеде»; организация соревнований ЮИД с младшими классами.
«Мир моего Я»: диагностика; классный час по теме «Мечта» («Мое будущее?» (сочинение), «Мои секреты» (запись в «секретную» тетрадь), игра «Вообразилия», «Если я была б волшебником»); «Мое место в жизни» (чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» - выявление профессиональных интересов у ученика, мини – сочинение «Что я зная о профессии, которая мне нравится»); «Воля» (определения понятия «воля», мини – сочинение « Для чего нужна воля»)
Мое творчество: дискуссионные формы, развивающие занятия, работа над проектом, защита проекта «Устроим праздник малышам», подготовка и проведение праздника «Звездный дождь»,
«Я – гражданин»: направление «Мой любимый уголок земли».
Классный час «О правах и обязанностях ребенка» (знакомство с Конвенцией о правах ребенка, законами Краснодарского края, уставом школы), беседа «Любить – значит беречь»; экскурсии в краеведческий музей («История казачьего костюма», «Тайны дна Краснодарского водохранилища»), работа над проектом «Одежда современного кубанца», знакомство с русской национальной культурой, Фестиваль национальных культур – подготовленный совместно с родителями, встречи с известными людьми Кубани; участие в общешкольных акциях, акциях, организованных казаками Пашковского куреня.
«Я и природа»: направление «Будущее моего города»:
завершение социального проекта «Стихийные свалки», посещение предприятий города, участие в городских акциях, трудовых десантах, туристический поход.
«Моя учеба»: пресс – конференция с участием родителей «Школьные будни»; подготовка и проведение Созвездиями тематических классных часов.
«Мой коллектив»: еженедельная игра «Зажги свою звезду» (история моей семьи, достижения, мое хобби, творчество) – ежедневно в течении одной недели ученик готовит информацию о себе, своей семье, приносит реликвии, фотографии, организует встречи с членами своей семьи.
- Предполагаемые результаты реализации программы.
Первый-второй годы работы по программе – первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Третий год – второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
Четвертый год – третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
- Формы контроля
Выставки, спектакли, концерты, соревнования, конференции, портфолио, защиты проектов.
6. Методические рекомендации
7. Описание материально-технического обеспечения программы
1. Библиотечный фонд
2. Технические средства обучения – мультимедийный проектор.
Список использованных источников:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под.ред.А.Г.Асмолова. –М.:Просвещение, 2008 -151 с.
- Ковинько Л.В. Воспитание младших школьников. М., 2000
- Романычева Н.В, Печерина Г.М. Воспитание толерантности. Краснодар, 2011
- Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе.М., 2002
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система класса "Зажги свою звезду"
Данная воспитательная система класса была разработана и апробирована мною....
Открой свою звезду
Внеклассное мероприятие посвящено одному из самых знаменательных событий XXI века – космонавтике. В игр...
урок-игра "Зажги свою звезду"
урок-игра "Зажги свою звезду"Цель : систематизировать имеющиеся знания учащихся, полученные на уроках математики. Задачи: расширить знания учащихся; развивать арифметические навыки учащихся, умен...
Презентация к конкурсу "Открой свои звезды"
Презентация к конкурсу "Открой свои звезды"...
Урок в 6 классе Тема урока: «У каждого человека свои звезды…»
Цели урока:Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;расширить знания о личности писателя.Развивающие ...
Открой свою звезду
Систематизация знаний учащихся об истории освоения космоса и первых космонавтах....
Концепция "Зажги свою звезду"
Послушайте!Ведь если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?Значит, кто-то хочет, чтобы они были?Владимир Маяковский...