Методика диагностики одаренности ученика
материал по теме

Эти анкеты помогут Вам выявить наклонности Вашего ребенка. Полученные результаты могут быть полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их  легче сделать развитие ребенка  всесторонним и гармоничным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_odarennosti.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Карта одаренности»

Методика адресована родителям и также может применяться педагогами .Возрастной диапазон , в котором

                                                                               Инструкция

Перед вами 80 вопросов . Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру , пользуясь следующей шкалой :

(++)-если оцениваемое свойство личности развито хорошо ,четко выражено , проявляется часто;

(+)-свойство заметно выражено , но проявляется непостоянно ;

(0)-оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко ,в проявлениях редки ,в поведении и деятельности уравновешивают друг друга ;

(-)-более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности , противоположное оцениваемому .

                                       Лист вопросов.

1.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3.Учиться новым знаниям очень быстро, « все схватывает на лету».  

4.В рисунках нет однообразия. Оригинален в образе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.    

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям .                

6. Любит сочинять ( писать ) рассказы или стихи.                              

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.                                                                           8. Интересуется механизмами и машинами.        

 9. Инициативен в общении со сверстниками.      

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.    

11.Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13.Быстро запоминает услышанное, прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую « художественно выполненную» вещь.

15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.      

16.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17.Интерисуется актерской игрой.

18.Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19.Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов  ( например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25.Хорошо поет.

26.Рассказывая о чем-то , умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27.Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29.Легко общается с детьми и взрослыми.

30.Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32.Способен увлечься , уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38.Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40.Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41.Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43.Проявляет ярко выраженную ,разностороннюю любознательность.

44.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение ( украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без принуждения взрослых.

45.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46.Выбирает в своих рассказах такие слова , которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48.Читает (любит, когда ему читают ) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49.Часто руководит играми и занятиями других детей.

50.Движется легко, грациозно . Имеет хорошую координацию движения.

51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением сверстников на год или два.

54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55.Хорошо играет на каком-либо инструменте.

56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники ), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57.Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59 .Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63.Умеет делать выводы и обобщения.

64.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином бумагой и клеем.

65.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68.Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных « проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей.)

69.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72.Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73.В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75.Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передать их характер, чувства, настроения.

77.Любит игры-драматизации.

78.Быстро и легко осваивает компьютер.

79.Обладает даром убеждения ,  способен внушать свои идеи другим.

80.Физически выносливее сверстников.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

1          

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов:

  1. Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
  2. интеллектуальная;
  3. творческая;
  4. академическая (научная);
  5. художественно-изобразительная;
  6. музыкальная;
  7. литературная;
  8. артистическая;
  9. техническая;
  10. лидерская;
  11. спортивная;

Методика диагностики одаренности

(для учащихся- 15 вопросов, для родителей-35)

Инструкция по заполнению:

если не нравится «-»

 если нравится «+»

 очень нравится «++»

                       Лист вопросов:

Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли вам…

1.Решать логические задачи и задачи на сообразительность

2.Читать самостоятельно (или слушать ) сказки, рассказы ,повести;

3.Петь, музицировать;

4.Заниматься физкультурой;

5.Играть с другими детьми в различные коллективные игры;

6.Читать, слушать рассказы о природе;

7.Делать что-нибудь на кухне;

8.Играть с техническим конструктором;

9.Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10.Самостоятельно рисовать;

11.Играть в спортивные, подвижные игры;

12.Руководить играми детей;

13.Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.

14.Ходить в магазин за продуктами;

15.Читать(слушать)книги о технике, машинах, космических кораблях;

16.Играть в игры с отгадыванием слов;

17.Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18.Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19.Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20.Содержать домашний аквариум, птиц, животных;

21.Убирать за собой книги, тетради, игрушки;

22.Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей;

23.Знакомиться с историей;

24.Самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25.Читать (слушать) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26.Объяснять что-то другим детям или взрослым (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27.Ухаживать за домашними растениями;

28.Помогать взрослым делать уборку в квартире;

29.Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30.Знакомиться с общественными явлениями, международными событиями;

31.Участвовать в постановке спектаклей;

32.Заниматься спортом в секциях, кружках;

33.Помогать     другим людям;

34.Работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35.Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

ЛИСТ ОТВЕТОВ:

Дата __________Фамилия, имя______________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов:

  1. столбец-математика и техника
  2. -====== гуманитарная сфера;
  3. художественная деятельность;
  4. физкультура и спорт;
  5. коммуникативные интересы;
  6. природа и естествознание;
  7. домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Полученные результаты могут быть полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их  легче сделать развитие ребенка  всесторонним и гармоничным. (Использованная литература:  А.И.Савенков «Одаренный ребенок в массовой школе». Библиотека журнала «Директор школы» №1-2001 г., М. «Сентябрь» 2001 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Методики диагностики одаренности младших школьников

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей...

Методики диагностики общей одаренности и способностей детей к началу обучения в школе

Представлены методики для определения склонности и одаренности будущих первоклассников к разным видам деятельноси....

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙОДАРЕННОСТИ . материал для родителей...

Загадки одаренности. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей.

Трудно представить работу практического психолога без использования психодиагностических процедур. Психодиагностика – установление определенного психологического диагноза. Это могут быть и психи...

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей Карта интересов младших школьников

Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о ...


 

Комментарии

Колесникова Людмила Анатольевна

Большое спасибо за предоставленный материал