Методика диагностики одаренности ученика
материал по теме
Эти анкеты помогут Вам выявить наклонности Вашего ребенка. Полученные результаты могут быть полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_odarennosti.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Карта одаренности»
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами .Возрастной диапазон , в котором
Инструкция
Перед вами 80 вопросов . Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру , пользуясь следующей шкалой :
(++)-если оцениваемое свойство личности развито хорошо ,четко выражено , проявляется часто;
(+)-свойство заметно выражено , но проявляется непостоянно ;
(0)-оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко ,в проявлениях редки ,в поведении и деятельности уравновешивают друг друга ;
(-)-более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности , противоположное оцениваемому .
Лист вопросов.
1.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2.Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3.Учиться новым знаниям очень быстро, « все схватывает на лету».
4.В рисунках нет однообразия. Оригинален в образе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям .
6. Любит сочинять ( писать ) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других. 8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11.Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13.Быстро запоминает услышанное, прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую « художественно выполненную» вещь.
15.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17.Интерисуется актерской игрой.
18.Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19.Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов ( например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25.Хорошо поет.
26.Рассказывая о чем-то , умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27.Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29.Легко общается с детьми и взрослыми.
30.Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32.Способен увлечься , уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38.Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40.Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41.Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43.Проявляет ярко выраженную ,разностороннюю любознательность.
44.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение ( украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без принуждения взрослых.
45.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46.Выбирает в своих рассказах такие слова , которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48.Читает (любит, когда ему читают ) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49.Часто руководит играми и занятиями других детей.
50.Движется легко, грациозно . Имеет хорошую координацию движения.
51.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением сверстников на год или два.
54.Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55.Хорошо играет на каком-либо инструменте.
56.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники ), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57.Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59 .Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63.Умеет делать выводы и обобщения.
64.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином бумагой и клеем.
65.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68.Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных « проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей.)
69.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72.Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73.В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75.Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передать их характер, чувства, настроения.
77.Любит игры-драматизации.
78.Быстро и легко осваивает компьютер.
79.Обладает даром убеждения , способен внушать свои идеи другим.
80.Физически выносливее сверстников.
ЛИСТ ОТВЕТОВ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Обработка результатов:
- Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
- интеллектуальная;
- творческая;
- академическая (научная);
- художественно-изобразительная;
- музыкальная;
- литературная;
- артистическая;
- техническая;
- лидерская;
- спортивная;
Методика диагностики одаренности
(для учащихся- 15 вопросов, для родителей-35)
Инструкция по заполнению:
если не нравится «-»
если нравится «+»
очень нравится «++»
Лист вопросов:
Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли вам…
1.Решать логические задачи и задачи на сообразительность
2.Читать самостоятельно (или слушать ) сказки, рассказы ,повести;
3.Петь, музицировать;
4.Заниматься физкультурой;
5.Играть с другими детьми в различные коллективные игры;
6.Читать, слушать рассказы о природе;
7.Делать что-нибудь на кухне;
8.Играть с техническим конструктором;
9.Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;
10.Самостоятельно рисовать;
11.Играть в спортивные, подвижные игры;
12.Руководить играми детей;
13.Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
14.Ходить в магазин за продуктами;
15.Читать(слушать)книги о технике, машинах, космических кораблях;
16.Играть в игры с отгадыванием слов;
17.Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
18.Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
19.Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
20.Содержать домашний аквариум, птиц, животных;
21.Убирать за собой книги, тетради, игрушки;
22.Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей;
23.Знакомиться с историей;
24.Самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
25.Читать (слушать) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
26.Объяснять что-то другим детям или взрослым (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
27.Ухаживать за домашними растениями;
28.Помогать взрослым делать уборку в квартире;
29.Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
30.Знакомиться с общественными явлениями, международными событиями;
31.Участвовать в постановке спектаклей;
32.Заниматься спортом в секциях, кружках;
33.Помогать другим людям;
34.Работать в саду, на огороде, выращивать растения;
35.Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
ЛИСТ ОТВЕТОВ:
Дата __________Фамилия, имя______________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Обработка результатов:
- столбец-математика и техника
- -====== гуманитарная сфера;
- художественная деятельность;
- физкультура и спорт;
- коммуникативные интересы;
- природа и естествознание;
- домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
Полученные результаты могут быть полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным. (Использованная литература: А.И.Савенков «Одаренный ребенок в массовой школе». Библиотека журнала «Директор школы» №1-2001 г., М. «Сентябрь» 2001 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ
Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...
Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей
Диагностика одарённости детей...
Методики диагностики одаренности младших школьников
Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей...
Методики диагностики общей одаренности и способностей детей к началу обучения в школе
Представлены методики для определения склонности и одаренности будущих первоклассников к разным видам деятельноси....
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙОДАРЕННОСТИ . материал для родителей...
Загадки одаренности. Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей.
Трудно представить работу практического психолога без использования психодиагностических процедур. Психодиагностика – установление определенного психологического диагноза. Это могут быть и психи...
Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей Карта интересов младших школьников
Выявление интересов и склонностей ребенка дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о ...
Комментарии
Большое спасибо за
Большое спасибо за предоставленный материал
Рада была помочь!
Рада была помочь!