Программа лагеря дневного пребывания «Луч»
методическая разработка на тему
Оздоровительно-развивающая пограмма летноего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базеМКОУ СОШ №30 п.Калары.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«МКОУ СОШ №№30 п.Калары »
«Утверждена»
Педсоветом, протокол № ____
от «__» июня 2012г.
Программа
лагеря дневного пребывания
«Луч»
Девиз: Мы хотим всегда светить, чтобы лучше было жить!
Возраст детей: 7-16 лет
Срок реализации: лето 2012 г.
Программа составлена:
Н.В.Энгельман
учителем нач. классов
п. Калары 2012 г.
Оздоровительно-развивающая и профилактическая программа
летнего оздоровительного лагеря «Луч» с дневным пребыванием детей на базе
МКОУ СОШ №30 п.Калары
Цель:
* создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развитие их внутреннего потенциала, содействие формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно-значимую и личностно-привлекательную деятельность;
* содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе;
* воспитание у воспитанников навыков культуры поведения, бережливости, заботы о своем здоровье;
* развитие творческих способностей воспитанников лагеря.
Задачи реализации программы:
· оздоровление детей и сплочение различных детских коллективов в единый дружный коллектив;
· создание в лагере атмосферы раскрепощенности, веселья и доброжелательности ;
· оздоровление детей и профилактика детских заболеваний;
· закрепление общеразвивающих гимнастических упражнений;
· закрепление правил личной гигиены отдыхающих, воспитание аккуратности, дисциплинированности во время еды в столовой;
· развитие психических процессов детей (памяти, внимания, мышления, воображения, произвольной сферы, интеллектуального развития и др.);
· развитие ловкости, воспитание у отдыхающих любви к спорту и здоровому образу жизни;
· развитие у детей чувства единства и сплочения детского коллектива;
· развитие познавательной активности и интересов;
· развитие интересов к игровой деятельности;
· повышение самооценки;
· повышение уровня знаний детей об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
· профилактика бродяжничества и правонарушений;
· привитие навыков здорового образа жизни;
· снижение эмоционального напряжения детей;
· воспитание чувства личной ответственности у детей за свои дела и поступки;
· воспитание навыков культурного поведения, этикета, бережливости;
· воспитание у детей стремления к культурной жизни, правде, доброте, красоте;
· воспитание чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи.
Актуальность программы:
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в лагеря вне поселка, выехать из поселка к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Цель открытия летней оздоровительной площадки - охватить детей полноценным оздоровлением и занятостью.
Учитывая эти факторы, создана программа организации летнего отдыха. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Форма реализации программы:
детский оздоровительный лагерь на базе школы.
Сроки реализации программы:
с 25.06.12 г по 18.07.12 г
Место реализации программы:
МКОУ СОШ №30 п.Калары
Основания для разработки программы:
- закон РФ “Об образовании”;
- конвенция о правах ребенка;
- областная целевая программа «Организация отдыха и оздоровления детей в Кемеровской области на 2009 – 2012 годы»;
- приказа управления образования Таштагольского района
Кемеровской области «Об организации отдыха и оздоровления детей в период летних каникул 2012 года».
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- оздоровление воспитанников, укрепление здоровья детей;
- улучшение социально-психологического климата летней оздоровительной площадки дневного пребывания;
- снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, анкетирования
Концепция программы
Детство – счастливейшие годы жизни.
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная поддержка – поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности выехать из поселка.
Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства дает возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
Программа направлена на укрепление здоровья, воспитание морально-волевых качеств и чувства коллективизма отдыхающих. В ней уделено внимание профилактике правонарушений среди детей «группы риска», бродяжничества, профилактике сколиоза, плоскостопия, развитию координации движений, правильной осанки отдыхающих.
Принципы программы.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в мероприятиях с целью развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
· отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
· создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня;
· взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
· активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
6. Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
· необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
· оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
7. Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
· сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
· постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
8. Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
· грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
· грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
· грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
· грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим человеком право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
· грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
9. Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· при развитии детского самоуправления;
· при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
· при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
10. Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
· доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
· в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Этапы реализации программы:
1) Подготовительный этап.
Деятельностью этого этапа является:
· проведение совещаний при директоре и заместителе директора по учебно-воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
· издание приказа по школе об организации летнего отдыха;
· разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
· подготовка методического материала для работников лагеря;
· отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
· составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2) Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
· встреча детей, знакомство;
· запуск программы;
· формирование органов самоуправления,
· знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3) Основной этап смены.
Основной деятельностью этого этапа является:
· реализация основной идеи смены;
· вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
· работа творческих мастерских.
4) Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
· подведение итогов смены;
· выработка перспектив деятельности организации;
· анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Механизм реализации программы.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1. Организационный модуль.
Формы работы:
· планирование;
· подготовка к лагерной смене;
· оформление уголка;
· подготовка материальной базы;
· определение обязанностей;
· подготовка к сдаче приемной комиссии.
· организация питания в школьном оздоровительном лагере.
2. Оздоровительный модуль.
Формы работы:
· утренняя зарядка;
· встречи с медицинским работником;
· влажная уборка, проветривание;
· беседы о вредных привычках;
· организация питания воспитанников;
· спортивные праздники;
· экскурсии;
· подвижные, творческие, деловые и развлекательные игры.
3. Творческий модуль
Формы работы:
· коллективно-творческая деятельность;
· участие в мероприятиях;
· работа творческих мастерских;
· конкурсы;
· викторины.
4. Патриотический модуль
Формы работы:
· мероприятия;
· просмотр видеофильмов;
· беседы.
5.Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
· экскурсии в природу;
· беседы о нравственности;
· викторины, конкурсы;
· мероприятия.
6. Социально-психологический модуль
Формы работы:
· анкетирование;
· индивидуальные беседы;
· групповая работа.
Режим работы школьного оздоровительного лагеря
9-00 - 9-05 - СБОР ДЕТЕЙ Солнышко встаёт – спать ребятам не дает.
9-05 - 9-10 – ЗАРЯДКА Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку
9-10 - 9-15 – ЛИНЕЙКА Звонок зовет, пора-пора на линейку, детвора
9-15 - 9-40 – ЗАВТРАК Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво.
9-40 - 12-30 - ЛАГЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных.
12.30 - 13-00 – ОБЕД Нас столовая зовет, суп отличный и компот.
13-00 - 14-30 - ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ, ЗАНЯТИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ
Если не поленимся сейчас, будет день лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, играй веселей.
14-30 – 14-50 – ПОЛДНИК Вот уже в который раз повара встречают нас.
14-50 – 15-00 - ЛИНЕЙКА
Содержание программы
Дата Название мероприятий
25.06.12
Открытие сезона:
1.Линейка открытия. Праздник «Да здравствует, лагерь!»
2.Вводный инструктаж по ПБ и ТБ
3. Игры на знакомство: «Снежный ком», «Расскажи про своего соседа», подготовка к открытию лагеря.
4. Беседа медработника. Медицинский осмотр.
26.06.12
1. Придумывание названия отряда, эмблемы.
2. Викторина «Как я знаю свой посёлок».
3. Игра «Поле чудес»
4. Инструктаж на тему: «Правила пожарной безопасности».
27.06.12
1. Выпуск отрядной газеты «Здравствуй, лето!»
2. Художественный конкурс «Летняя открытка»
3. «Ритм», «Найди платок» (подвижные игры на свежем воздухе)
4. Открытие лагеря.
28.06.12
1. Мероприятие «Давайте будем беречь природу»
2. Минутка здоровья «Закаляйся!»
3. Инструктаж на тему: «Правила поведения детей во время прогулок и походов»
4. Викторина «Мой родной край»
29.06.12
1.Беседа на тему: «Правила поведения на улице, повторение п.д.д.»
2. Игры на сплочение коллектива: «Почта», «Привет»
3. Оздоровительные упражнения по предупреждению нарушений осанки: «Веревочка», «Качели».
4. Игра «Путь по родному посёлку».
02.07.12
1. Викторина-конкурс по противопожарной безопасности.
2. Творческий конкурс «Минута славы».
3. Игры на свежем воздухе: «Ревущий мотор», «Разведчик» (развитие координации)
03.07.12
1. Мероприятие «Уважайте светофор»
2. Игры на развитие внимания: «Искра», «Тишина»
3. Дыхательная гимнастика «Певец»
4. Конкурс рисунков « 67 лет ГИБДД»
04.07.12
1. Инструктаж на тему: «Правила поведения детей на речке»
2. Праздник «Малые Олимпийские игры»
3. Народные спортивные игры.
05.07.12
1. Подготовка ко Дню Нептуна.
2. Ролевая игра «Дружелюбные требования».
3. «Веселые старты»
06.07.12
1. День Нептуна.
2. Водная пантомима
3. Музыкальная дискотека.
09.07.12
1. День семьи, любви и верности.
2. Развлекательная игра: «Любовь с первого взгляда»
3. Спортивные эстафеты на свежем воздухе: «Кенгуру», «На болоте», «Алфавит»
10.07.12
1. Конкурс любимых стихотворений.
2. Оформление газеты «Наш отряд»
3. Развлекательная игра «Здоров будешь – все добудешь»
11.07.12
1. Мероприятие «Правила дорожного движения»
2. День шоколада.
3. Игры - соревнования на свежем воздухе: «Гномы», «Поиск клада» и др.
12.07.12
1. Презентация на тему: «Вред курения»
2. Интеллектуальная игра «Самый, самый»
3. Аукцион талантов.
13.07.12
1. Конкурс рисунков на асфальте «Мы рисуем металлургов».
2. Викторина ко Дню металлурга.
3. Спортивные соревнования между отрядами.
16.07.12.
1. Просмотр мультфильмов.
2.Конкурс стихов и песен «Нам нужен мир».
3. Аукцион талантов.
4. Подготовка к закрытию лагеря.
17.07.12
1. Медицинский осмотр.
2. Конкурс на лучшего исполнителя современных песен.
3. Экономическая игра «Мы и бизнес».
18.07.12
Закрытие лагерной смены. Праздничный концерт. Дискотека.
Законы лагеря.
Закон «Наше имя-отряд!» Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня.
Закон «Здоровый образ жизни!» Береги свое здоровье.
Закон «Чистота и красота». Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
Закон «Уважение». Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
Закон «Правая рука». Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.
Закон «Рука молчания». Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
Закон «За свой отряд». Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.
Закон «00». Время дорого у нас: берегите каждый час.
Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
Закон «Распорядок дня». Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы, находиться на территории в тихий час)
Закон «Мотор». Долой скуку!
Закон «Выносливость». Будь вынослив.
Закон «Дружба». Один за всех и все за одного! а друзей стой горой!
Закон «Творчество». Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Список литературы.
Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. – М. 1998.
Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М. ВАКО, 2004. - 192с.
Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 311с.
Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2006. – 208с.
Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.
Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2007. – 206с.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224с.
Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001.
Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.
Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ № 30
______________ Т.Е.Торгашёва
Приказ № от 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа лагеря дневного пребывания
Пояснительная записка. Цели и задачи программы Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены Направления и виды деятельности Художественно – творч...
Программа лагеря дневного пребывания "Космическое путешествие"
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических система...
Программа лагеря дневного пребывания "Дружба" МБОУ Платовской СОШ. Презентация.
Презентация отражает жизнь детей в лагере....
Программа Лагеря дневного пребывания
Программа предназначена в помощь руководителю лагеря дневного пребывания, которые организуются при школах для оздоровления детей в летний период...
Программа лагеря дневного пребывания «Истоки» (программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в условиях ЛДП)
Программа лагеря дневного пребывания «Истоки»(программа туристско-краеведческой направленности,реализуемая в условиях ЛДП ) Календарно-тематическое планирование. расчитана на 21 день....
Программа лагеря дневного пребывания
Программа лагеря дневного пребывания литературно- художественного направления "Литературная Кубань. Лето с книгой"....
Программа лагеря дневного пребывани
Организация летнего отдыха детей...