Патриотические аспекты образования и воспитания в ходе воспитательной работы в начальных классах
статья (3 класс) по теме
Задача, стоящая перед педагогом, состоит в том, чтобы как в урочной, так и в неурочной деятельности поддерживать и развивать самоценную патриотическую активность ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ka.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конференция «Патриотическое сознание».
Патриотические аспекты образования и воспитания в ходе
воспитательной работы в начальных классах.
Учитель начальных классов 1 категории МОУ гимназии №4
Ткаченко Ольга Александровна.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Реализуя план по воспитанию гражданских и патриотических качеств в учащихся, необходимо помнить, что ощущение себя гражданином начинается, прежде всего, с чувств уважения, гордости и ответственности за свою семью, образовательное учреждение, как общность людей, связанных общим делом, в том числе и профессиональным выбором. «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб…» - такое определение дает нам Владимир Даль.
Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. А зарождается патриот с формирования родственных чувств в своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – своему городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал.
Задача, стоящая перед педагогом, состоит в том, чтобы как в урочной, так и во внеурочной деятельности, используя принципы эффективного общения, поддерживать и развивать самоценную патриотическую активность ребёнка.
В 1-4 классах дети получают конкретные представления о природе, первоначальные знания о прошлом и настоящем своей Родины, значении государственных символов Российской федерации, области, города и их популяризации. Характерные особенности детей младшего школьного возраста – природная любознательность, чрезвычайная эмоциональная отзывчивость, податливость к воспитательным воздействиям – создают предпосылки для успешного развития, обучения и воспитания. Важным методическим условием совершенствования патриотического воспитания в начальной школе является использование межпредметных связей.
Обращение к региональному компоненту на уроках природоведения, технологии, музыки, истории, изобразительного искусства, литературы, его разумно организованное изучение является мощным средством развития и гражданско-патриотического воспитания современной молодёжи. Оно не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает любовь к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне.
На уроках изобразительного искусства темы Родины, родной природы, родного дома, истории своего народа приводят детей к переживанию, к пониманию добра и зла, любви, сострадания. И тогда более важным становится не то, как рисуют дети, а то, что создают. Рисуя на тему «Мир вокруг тебя», мои ученики отметили тот факт, что в городе много мусора, несанкционированных свалок, экологическое состояние города вызывает тревогу. Но любовь к нему от этого не уменьшается.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Например, на уроке по Окружающему миру при изучении темы «Какого народа ты сын?», моим ученикам была предложена ролевая игра «К нам в гости приехали люди разных национальностей». Ребята с увлечением отбирали материал, обсуждали костюмы. В итоге получился настоящий праздник. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве
В нашем классе имеется школьный уголок, который называется «Школьная жизнь». Под рубрикой «Это надо знать» я размещаю статьи о праздниках России: Рождество, День защитника Отечества, Масленица, Международный женский день, Международный день детской книги, Всемирный день авиации и космонавтики, День Победы, Международный день музеев, День славянской письменности и культуры, Пушкинский день России, День семьи, любви и верности, День солидарности в борьбе с терроризмом и другие. А ученики могут заполнить эту рубрику творческой страничкой – стихотворениями:
Родина.
Березка в осенний наряд одета,
Солнце за тучей прячется где-то.
Ласточкой в небе прощальная песня спета,
Но мне не грустно, что кончилось лето.
Ведь это Родина – Россия это
Васильев Вова.
Патриоты.
Мы живем на земле Сталинграда,
Пропитанной кровью бойцов,
Мирное небо, яркое солнце
Не забудь – это плата отцов.
Тех, кто погиб, защищая народ
Город и Волгу от немецких орд.
Шатилова Анастасия.
Пускай не возникнет ни тени сомнений,
Что если случится беда,
Врагу не поставить тебя на колени
И не сломить никогда.
Российский народ, его гордость и сила,
Душевная щедрость и смех,
В жестокой войне победила
И в спорте сильнее мы всех!
Овсянников Игорь.
В.А. Сухомлинский писал: «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие, прежде всего, стало познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ воспитательной работы в начальных классах
В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....
Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"
Программа по воспитательной работе в начальных классах....
Патриотические аспекты образования и воспитания в начальных классах
Патриотические аспекты образования и воспитания в начальных классах...
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....
Программа воспитательной работы в начальных классах «Воспитание культуры толерантности младших школьников в рамках ФГОС» «Мир принадлежит терпеливым»
Наименование программы Программа «Воспитание культуры толерантности младших школьников» «Мир принадлежит терпеливым».Основание для разработкиЦель программы: формирование у детей навыко...
Программа воспитания и планирование воспитательной работы в 3 классе
Разработана программа по воспитательной работе в свете новых требований ФГОС для 3 класса...
Современные эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания и активизация воспитательной работы в начальной школе
Современные эффективные технологии гражданско-патриотического воспитания и активизация воспитательной работы в начальной школе...