Познавательно-развлекательная программа "Умка"
методическая разработка (3 класс) по теме

              Особую актуальность в настоящее время в образовательном пространстве приобретает проблема мотивации учения. Как один из способов решения этой проблемы – опыт использования интеллектуальных игр, используемых в практической деятельности в дополнительном образовании детей.

            Игра в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят чрезвычайно важным. Игра – прекрасное средство развития. Он не только дает дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного  и творческого самовыражения.

              Данная методическая разработка предназначается в помощь учителю начальных классов, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, и может, использована  на уроках математики, литературного краеведения, окружающего мира, литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umka.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14

 муниципального образования город Ноябрьск»

Методическая разработка

познавательно-развлекательной программы

 «Умка»

Иванова Луиза Николаевна

учитель начальных классов,

 педагог дополнительного образования

МОУ СОШ № 14;

I квалификационная категория

 

Ноябрьск, 2012г.

 Особую актуальность в настоящее время в образовательном пространстве приобретает проблема мотивации учения. Как один из способов решения этой проблемы – опыт использования интеллектуальных игр, используемых в практической деятельности в дополнительном образовании детей.

 Игра в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят чрезвычайно важным. Игра – прекрасное средство развития. Он не только дает дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного  и творческого самовыражения.

Данная методическая разработка предназначается в помощь учителю начальных классов, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, и может, использована  на уроках математики, литературного краеведения, окружающего мира, литературного чтения.

Пояснительная записка

 Интеллектуальные игры – это  не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас своих знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.

Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развивать умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждает способность к сочинительству, развивают фантазию.

А это в жизни очень пригодится! Ведь не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он – находчивее, сообразительнее.

  Данная методическая разработка содействует сплочению коллектива; развивает познавательные способности; активизирует общественную деятельность учащихся; создает условие для детского творчества; способствует повышению мотивации школьников изучению школьных предметов: математики, литературного чтения, русского языка и др.

Особенность и новизна предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, заключается в том, что в ней отражен национально-региональный компонент, расширяются представления учащихся об окружающем мире.

Познавательно - развлекательная программа для учащихся начальной школы

«Умка»

Цель:         Создание условий для формирования познавательных, творческих                         способностей учащихся; навыков общения, взаимодействия при работе в                         группах.

Реквизит:

  1. Нарисованное дерево на ватмане
  2. Карточки с цифрами 1, 2, 3.
  3. Таблицы с частями слова «ара», перевертышами.
  4. Карточки с названиями слов героев мультфильмов: Антошка, Черепаха, Водяной, Волк, Чебурашка, Винни - Пух, Буратино, Красная Шапочка.
  5. Карточки с описанием походки человека.
  6. Карточки с математическими заданиями.

Оформление: На заднике – дерево, вместо листьев в кругах -  названия конкурсов, корни дерева переплетаются в слово «луч». Ветки деревьев обозначают название программы «Умка».

На сцене - 2 журнальных столика, возле которых стоят по 8 стульев, на столах - бумага, ручки, карандаши.

(Звучит музыка. Ведущий, выходя на сцену, приветствует гостей)

Вед: Добрый вечер, умники и умницы, а также гости, пришедшие на познавательно-развлекательную программу под названием «Умка»! Мы рады встрече с вами, ведь сегодня вы сможете показать всем, насколько вы эрудированны в вопросах, касающихся различных областей.

Но для того, чтобы создать команды игроков, необходимо провести отбор претендентов. Я задаю вопросы в зал, а тот, кто дает правильный ответ, занимает место за любым столом на сцене.

Разминка

  1. Цветок, из которого появилась Дюймовочка в сказке Х.К.Андерсена (тюльпан)
  2. Мальчик, живущий без родителей в джунглях. (Маугли)
  3. Сколько ног у паука? (8)
  4. Дочь Мороза, иногда живущая у людей. (Снегурочка)
  5. Из какого дерева изготовляют спички? (осина)
  6. Из какого дерева изготовляют лыжи? (береза)
  7. Как называется русская народная сказка про общежитие? (теремок)
  8. Назовите кличку персонажа одного мультфильма, который был одновременно охотником и защитником природы. (Шарик)
  9. Что находится в центре слова «земля»? (буква м)
  10. Какой месяц в названии самый короткий? (май)
  11. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
  12. У семерых братьев по одной сестричке. Сколько их? (8)
  13. В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы каждому досталось по одному яблоку и одно яблоко осталось в корзине?
  14. Зачем во рту язык? (за зубами)
  15. Кто носит самые большие ботинки? (у кого большие ноги)
  16. Кто собирает яблоки спиной? (еж)
  17. Дерево - символ нашей Родины (береза)
  18. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)

Вед: Друзья! На ваших глазах образовалось 2 команды эрудитов. Давайте поприветствуем их дружными аплодисментами!

Представление жюри

Вед: Уважаемые участники! Глядя на вас, я могу с уверенностью сказать, что вы горите желанием принять участие в игре, хотя некоторые из вас испытывают волнение. Итак, начинаем.

Конкурс « Знаешь ли ты?»

Вед: Перед вами карточки с цифрами 1, 2, 3, которые находятся на столах. Используя их, попытайтесь дать правильный ответ, выбрав его из трех предложений

  1. Президент России:

Горбачев

Путин Медведев

2)         Столица нашего Ямало-Ненецкого автономного округа:
Тюмень

Ноябрьск Салехард

3)        Глава города Ноябрьска:

Белоцкая

Коробков

Крылосов

4)  Кто возглавляет в нашем городе отдел народного образования?

Василенко

Гудкова

Ребров

5)        Когда был основан наш город?
     1975

1985 1995

Вед: Я думаю, не зря наших игроков мы назвали эрудитами и, надеюсь, что консультанты подтвердят это в конце программы, подводя итоги каждого конкурса и игры в целом. А чтобы у команд была возможность увеличить количество баллов, им придется принять участие в следующем конкурсе.  

Конкурс «Шиворот-навыворот»

Вед: прочитайте набор букв наоборот, и получится слово.

Ансев

отел

гурд

амиз

ьнесо

ьджод

(Ответ: весна, лето, друг, зима, осень, дождь).

(проверка задания)

Конкурс «Заполни таблицу»

Вед: к этим словам добавить буквы, чтобы получились новые слова.

а

р

а

а

р

а

а

р

а

а

р

а

а

р

а

а

р

а

(Ответ: парад, фара, гараж, сарай, фараон, фара и т.д.)

Вед: Пока жюри подводит предварительные итоги по прошедшим конкурсам, проведем со зрителями аукцион пословиц и поговорок.

Аукцион пословиц и поговорок

Вед: Постарайтесь назвать как можно больше пословиц и поговорок с числом 7.

«Семь раз отмерь, один раз отрежь».

«Семеро одного не ждут».

«Семь пятниц на неделе».

«У семи нянек дитя без глазу» и т.д.

( Подведение итогов)

Конкурс «Литературный»

Вед: В этом задании вам, дорогие участники, необходимо вспомнить, в каких сказках упоминаются предметы. Чем больше назовете названия сказок, тем больше баллов заработаете.

Кувшин, мочалка, яйцо, яблоко, самовар, тарелка, рыба, цветок, топор, зеркало.

(Подведение итогов)

Конкурс  «Математический»

1.        Решите задачки:

  1. На полянку, где росло 4 мухомора и 7 подберезовиков, приползло 13 улиток. Всем ли улиткам хватит грибов. Если они не хотят иметь соседей? (не всем)
  2. По небу летели : воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело?

(3)

-        Маша с мамой шли по дороге из школы и нашли 2 рубля. А сколько рублей нашла бы
Маша, если бы шла одна? (2)

-На тарелке лежало 6 пирожных. Два из них разрезали пополам. Сколько пирожных стало на тарелке? (6)

-        Стоит в поле дуб, а на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы.
Сколько слив ты сможешь собрать? (0)

2.        Сколько квадратов на рисунке? (6)

3.  Раскрасьте квадраты так, чтобы желтый квадрат был между синим и зеленым, белый между красным и синим (красный, белый, синий, желтый, зеленый).

□     □    □    □    □

4.  Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? (7)

Конкурс «Музыкальный»

Вед: Вам предлагаются карточки с названием героев мультфильмов. Выбрав из них
одну, вы вспоминаете и исполняете 1 куплет, которые поют эти герои.
Команда №1.        Команда №2.

  1. Антошка        1. Чебурашка
  2. Черепаха        2. Винни - Пух
  3. Водяной        3. Буратино
  4. Волк        4. Красная Шапочка

Театральный конкурс «Походка»

Вед: Если понаблюдать за людьми, можно заметить, что каждый из нас обладает своей индивидуальной походкой. У одного походка - гордая, у другого - сутулая, спешащая, у третьего - вальяжная, ленивая. Уважаемые игроки! Попробуйте изобразить походку человека, которая описана на ваших карточках.

Карточки:

  1. человек, который только что хорошо пообедал;
  2. человек, у которого жмут ботинки;
  3. человек, который неудачно пнул кирпич;
  4. человек, у которого начался острый приступ радикулита;
  5. человек, который оказался ночью в лесу.

(Подведение итогов последнего конкурса и всей программы в целом).

Вед: Давайте еще раз подарим дружные аплодисменты нашим эрудитам, ведь они доказали, что обладают разносторонними знаниями, умеют мыслить и фантазировать. Дорогие ребята! Напоследок я бы хотела еще раз обратиться к названию нашей программы и попросить вас расшифровать каждую букву в отдельности.

-        Скажите, какими сегодня мы увидели наших игроков?

У - Умными, усидчивыми...

М - мудрыми, многообещающими...

К - культурными, компетентными...

А - артистичными, азартными...

Вед: Надеюсь, что этими качествами обладал и каждый болельщик, находящийся в этом зале. На этом я с вами прощаюсь. До свидания! До новых встреч!

Список литературы:

  1. Н.А. Криволапова. Организация и проведение занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления. Изд.-К 2004.
  2.  А.Н. Кугач, С.В.Турыгина. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр/ серия «Библиотека школьника». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  3. Т.Н.Соколова. Школа развития речи: курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 9-10 лет: в 2 частях. – М.: Росткнига, 2009.
  4. О. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – 3-е изд. Перераб. -  М.: Росткнига,  2009.

 

Приложение

  1. Карточки с цифрами «1», «2», «3».

1

2

3

1

2

3

  1. Конкурс «Шиворот-навыворот»

Ансев

отел

гурд

амиз

ьнесо

ьджод

Ансев

отел

гурд

амиз

ьнесо

ьджод

  1. Заполни таблицу

а

р

а

   

а

р

а

а

р

а

а

р

а

а

р

а

а

р

а

а

р

а

а

р

а

а

р

а

а

р

а

а

р

а

а

р

а

  1. Музыкальный конкурс

Команда №1.                           Команда №2.

Антошка        Чебурашка

Черепаха         Винни - Пух

Водяной        Буратино

Волк                                          Красная Шапочка

  1. Театральный конкурс «Походка»


  1. человек, который только что хорошо пообедал;


  1. человек, у которого жмут ботинки;


  1. человек, который неудачно пнул кирпич;


  1. человек, у которого начался острый приступ радикулита;


  1. человек, который оказался ночью в лесу.


  1. человек, который только что хорошо пообедал;


  1. человек, у которого жмут ботинки;


  1. человек, который неудачно пнул кирпич;


  1. человек, у которого начался острый приступ радикулита;


  1. человек, который оказался ночью в лесу.

  1. Математический конкурс

Раскрасьте квадраты так, чтобы желтый квадрат был между синим и зеленым, белый между красным и синим (красный, белый, синий, желтый, зеленый).









Раскрасьте квадраты так, чтобы желтый квадрат был между синим и зеленым, белый между красным и синим (красный, белый, синий, желтый, зеленый).









      Сколько квадратов на рисунке?





   









     







      Сколько квадратов на рисунке?





   













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - развлекательная программа для 4 класса

Те, кто считают, что рассказы о далёком прошлом Земли всего лишь фантазии – сильно ошибаются. В её истории много таинственных и грозных событий. Раскалывались и уходили под воду континенты. Высыхали о...

Познавательно-развлекательная игра "Алфавит"

Данная игра может быть использована во внеурочной деятельности и на уроке окружающего мира по теме "Озёра и их обитатели"....

Познавательно-развлекательная игра "Морское путешествие"

Внеклассная работа. Познавательно-развлекательная тгра "Морское путешествие" для детей младшего школьного возраста....

Познавательно-развлекательная игра для детей и родителей "Крестики-нолики".

Больше всего, по мнению психоогов, дети хотят, чтобы взрослые с ними поиграли. Это мероприятие поможет воплотить в реальность детские мечты, а родителям даст возможность увидеть своих детей в не...

Познавательно – развлекательная программа «Четвероногие друзья»

Познавательно – развлекательная программа «Четвероногие друзья»...

Познавательно-развлекательное мероприятие, посвященное Дню села "Конкурс крестьянского подворья"

Познавательно-развлекательное мероприятие, посвященное Дню села "Конкурс крестьянского подворья"формирует духовные ценности и культурные традиции у молодого поколения; развивает интерес к русской куль...

Познавательно- развлекательная игра "ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ"

Данная игра помогает вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадк...