Познавательно-развлекательная программа "Умка"
методическая разработка (3 класс) по теме
Особую актуальность в настоящее время в образовательном пространстве приобретает проблема мотивации учения. Как один из способов решения этой проблемы – опыт использования интеллектуальных игр, используемых в практической деятельности в дополнительном образовании детей.
Игра в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят чрезвычайно важным. Игра – прекрасное средство развития. Он не только дает дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения.
Данная методическая разработка предназначается в помощь учителю начальных классов, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, и может, использована на уроках математики, литературного краеведения, окружающего мира, литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umka.docx | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14
муниципального образования город Ноябрьск»
Методическая разработка
познавательно-развлекательной программы
«Умка»
Иванова Луиза Николаевна
учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования
МОУ СОШ № 14;
I квалификационная категория
Ноябрьск, 2012г.
Особую актуальность в настоящее время в образовательном пространстве приобретает проблема мотивации учения. Как один из способов решения этой проблемы – опыт использования интеллектуальных игр, используемых в практической деятельности в дополнительном образовании детей.
Игра в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят чрезвычайно важным. Игра – прекрасное средство развития. Он не только дает дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения.
Данная методическая разработка предназначается в помощь учителю начальных классов, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, и может, использована на уроках математики, литературного краеведения, окружающего мира, литературного чтения.
Пояснительная записка
Интеллектуальные игры – это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас своих знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.
Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развивать умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждает способность к сочинительству, развивают фантазию.
А это в жизни очень пригодится! Ведь не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он – находчивее, сообразительнее.
Данная методическая разработка содействует сплочению коллектива; развивает познавательные способности; активизирует общественную деятельность учащихся; создает условие для детского творчества; способствует повышению мотивации школьников изучению школьных предметов: математики, литературного чтения, русского языка и др.
Особенность и новизна предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, заключается в том, что в ней отражен национально-региональный компонент, расширяются представления учащихся об окружающем мире.
Познавательно - развлекательная программа для учащихся начальной школы
«Умка»
Цель: Создание условий для формирования познавательных, творческих способностей учащихся; навыков общения, взаимодействия при работе в группах.
Реквизит:
- Нарисованное дерево на ватмане
- Карточки с цифрами 1, 2, 3.
- Таблицы с частями слова «ара», перевертышами.
- Карточки с названиями слов героев мультфильмов: Антошка, Черепаха, Водяной, Волк, Чебурашка, Винни - Пух, Буратино, Красная Шапочка.
- Карточки с описанием походки человека.
- Карточки с математическими заданиями.
Оформление: На заднике – дерево, вместо листьев в кругах - названия конкурсов, корни дерева переплетаются в слово «луч». Ветки деревьев обозначают название программы «Умка».
На сцене - 2 журнальных столика, возле которых стоят по 8 стульев, на столах - бумага, ручки, карандаши.
(Звучит музыка. Ведущий, выходя на сцену, приветствует гостей)
Вед: Добрый вечер, умники и умницы, а также гости, пришедшие на познавательно-развлекательную программу под названием «Умка»! Мы рады встрече с вами, ведь сегодня вы сможете показать всем, насколько вы эрудированны в вопросах, касающихся различных областей.
Но для того, чтобы создать команды игроков, необходимо провести отбор претендентов. Я задаю вопросы в зал, а тот, кто дает правильный ответ, занимает место за любым столом на сцене.
Разминка
- Цветок, из которого появилась Дюймовочка в сказке Х.К.Андерсена (тюльпан)
- Мальчик, живущий без родителей в джунглях. (Маугли)
- Сколько ног у паука? (8)
- Дочь Мороза, иногда живущая у людей. (Снегурочка)
- Из какого дерева изготовляют спички? (осина)
- Из какого дерева изготовляют лыжи? (береза)
- Как называется русская народная сказка про общежитие? (теремок)
- Назовите кличку персонажа одного мультфильма, который был одновременно охотником и защитником природы. (Шарик)
- Что находится в центре слова «земля»? (буква м)
- Какой месяц в названии самый короткий? (май)
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
- У семерых братьев по одной сестричке. Сколько их? (8)
- В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы каждому досталось по одному яблоку и одно яблоко осталось в корзине?
- Зачем во рту язык? (за зубами)
- Кто носит самые большие ботинки? (у кого большие ноги)
- Кто собирает яблоки спиной? (еж)
- Дерево - символ нашей Родины (береза)
- Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
Вед: Друзья! На ваших глазах образовалось 2 команды эрудитов. Давайте поприветствуем их дружными аплодисментами!
Представление жюри
Вед: Уважаемые участники! Глядя на вас, я могу с уверенностью сказать, что вы горите желанием принять участие в игре, хотя некоторые из вас испытывают волнение. Итак, начинаем.
Конкурс « Знаешь ли ты?»
Вед: Перед вами карточки с цифрами 1, 2, 3, которые находятся на столах. Используя их, попытайтесь дать правильный ответ, выбрав его из трех предложений
- Президент России:
Горбачев
Путин Медведев
2) Столица нашего Ямало-Ненецкого автономного округа:
Тюмень
Ноябрьск Салехард
3) Глава города Ноябрьска:
Белоцкая
Коробков
Крылосов
4) Кто возглавляет в нашем городе отдел народного образования?
Василенко
Гудкова
Ребров
5) Когда был основан наш город?
1975
1985 1995
Вед: Я думаю, не зря наших игроков мы назвали эрудитами и, надеюсь, что консультанты подтвердят это в конце программы, подводя итоги каждого конкурса и игры в целом. А чтобы у команд была возможность увеличить количество баллов, им придется принять участие в следующем конкурсе.
Конкурс «Шиворот-навыворот»
Вед: прочитайте набор букв наоборот, и получится слово.
Ансев | отел | гурд | амиз | ьнесо | ьджод |
(Ответ: весна, лето, друг, зима, осень, дождь).
(проверка задания)
Конкурс «Заполни таблицу»
Вед: к этим словам добавить буквы, чтобы получились новые слова.
а | р | а | ||||
а | р | а | ||||
а | р | а | ||||
а | р | а | ||||
а | р | а | ||||
а | р | а |
(Ответ: парад, фара, гараж, сарай, фараон, фара и т.д.)
Вед: Пока жюри подводит предварительные итоги по прошедшим конкурсам, проведем со зрителями аукцион пословиц и поговорок.
Аукцион пословиц и поговорок
Вед: Постарайтесь назвать как можно больше пословиц и поговорок с числом 7.
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
«Семеро одного не ждут».
«Семь пятниц на неделе».
«У семи нянек дитя без глазу» и т.д.
( Подведение итогов)
Конкурс «Литературный»
Вед: В этом задании вам, дорогие участники, необходимо вспомнить, в каких сказках упоминаются предметы. Чем больше назовете названия сказок, тем больше баллов заработаете.
Кувшин, мочалка, яйцо, яблоко, самовар, тарелка, рыба, цветок, топор, зеркало.
(Подведение итогов)
Конкурс «Математический»
1. Решите задачки:
- На полянку, где росло 4 мухомора и 7 подберезовиков, приползло 13 улиток. Всем ли улиткам хватит грибов. Если они не хотят иметь соседей? (не всем)
- По небу летели : воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летело?
(3)
- Маша с мамой шли по дороге из школы и нашли 2 рубля. А сколько рублей нашла бы
Маша, если бы шла одна? (2)
-На тарелке лежало 6 пирожных. Два из них разрезали пополам. Сколько пирожных стало на тарелке? (6)
- Стоит в поле дуб, а на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы.
Сколько слив ты сможешь собрать? (0)
2. Сколько квадратов на рисунке? (6)
3. Раскрасьте квадраты так, чтобы желтый квадрат был между синим и зеленым, белый между красным и синим (красный, белый, синий, желтый, зеленый).
□ □ □ □ □
4. Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? (7)
Конкурс «Музыкальный»
Вед: Вам предлагаются карточки с названием героев мультфильмов. Выбрав из них
одну, вы вспоминаете и исполняете 1 куплет, которые поют эти герои.
Команда №1. Команда №2.
- Антошка 1. Чебурашка
- Черепаха 2. Винни - Пух
- Водяной 3. Буратино
- Волк 4. Красная Шапочка
Театральный конкурс «Походка»
Вед: Если понаблюдать за людьми, можно заметить, что каждый из нас обладает своей индивидуальной походкой. У одного походка - гордая, у другого - сутулая, спешащая, у третьего - вальяжная, ленивая. Уважаемые игроки! Попробуйте изобразить походку человека, которая описана на ваших карточках.
Карточки:
- человек, который только что хорошо пообедал;
- человек, у которого жмут ботинки;
- человек, который неудачно пнул кирпич;
- человек, у которого начался острый приступ радикулита;
- человек, который оказался ночью в лесу.
(Подведение итогов последнего конкурса и всей программы в целом).
Вед: Давайте еще раз подарим дружные аплодисменты нашим эрудитам, ведь они доказали, что обладают разносторонними знаниями, умеют мыслить и фантазировать. Дорогие ребята! Напоследок я бы хотела еще раз обратиться к названию нашей программы и попросить вас расшифровать каждую букву в отдельности.
- Скажите, какими сегодня мы увидели наших игроков?
У - Умными, усидчивыми...
М - мудрыми, многообещающими...
К - культурными, компетентными...
А - артистичными, азартными...
Вед: Надеюсь, что этими качествами обладал и каждый болельщик, находящийся в этом зале. На этом я с вами прощаюсь. До свидания! До новых встреч!
Список литературы:
- Н.А. Криволапова. Организация и проведение занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления. Изд.-К 2004.
- А.Н. Кугач, С.В.Турыгина. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр/ серия «Библиотека школьника». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Т.Н.Соколова. Школа развития речи: курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 9-10 лет: в 2 частях. – М.: Росткнига, 2009.
- О. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – 3-е изд. Перераб. - М.: Росткнига, 2009.
Приложение
- Карточки с цифрами «1», «2», «3».
1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 |
- Конкурс «Шиворот-навыворот»
Ансев | отел | гурд | амиз | ьнесо | ьджод |
Ансев | отел | гурд | амиз | ьнесо | ьджод |
- Заполни таблицу
а | р | а | ||||
| а | р | а | |||
а | р | а | ||||
а | р | а | ||||
а | р | а | ||||
а | р | а |
а | р | а | ||||
а | р | а | ||||
а | р | а | ||||
а | р | а | ||||
а | р | а | ||||
а | р | а |
- Музыкальный конкурс
Команда №1. Команда №2.
Антошка Чебурашка
Черепаха Винни - Пух
Водяной Буратино
Волк Красная Шапочка
- Театральный конкурс «Походка»
- человек, который только что хорошо пообедал;
- человек, у которого жмут ботинки;
- человек, который неудачно пнул кирпич;
- человек, у которого начался острый приступ радикулита;
- человек, который оказался ночью в лесу.
- человек, который только что хорошо пообедал;
- человек, у которого жмут ботинки;
- человек, который неудачно пнул кирпич;
- человек, у которого начался острый приступ радикулита;
- человек, который оказался ночью в лесу.
- Математический конкурс
Раскрасьте квадраты так, чтобы желтый квадрат был между синим и зеленым, белый между красным и синим (красный, белый, синий, желтый, зеленый).
Раскрасьте квадраты так, чтобы желтый квадрат был между синим и зеленым, белый между красным и синим (красный, белый, синий, желтый, зеленый).
Сколько квадратов на рисунке?
Сколько квадратов на рисунке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - развлекательная программа для 4 класса
Те, кто считают, что рассказы о далёком прошлом Земли всего лишь фантазии – сильно ошибаются. В её истории много таинственных и грозных событий. Раскалывались и уходили под воду континенты. Высыхали о...
Познавательно-развлекательная игра "Алфавит"
Данная игра может быть использована во внеурочной деятельности и на уроке окружающего мира по теме "Озёра и их обитатели"....
Познавательно-развлекательная игра "Морское путешествие"
Внеклассная работа. Познавательно-развлекательная тгра "Морское путешествие" для детей младшего школьного возраста....
Познавательно-развлекательная игра для детей и родителей "Крестики-нолики".
Больше всего, по мнению психоогов, дети хотят, чтобы взрослые с ними поиграли. Это мероприятие поможет воплотить в реальность детские мечты, а родителям даст возможность увидеть своих детей в не...
Познавательно – развлекательная программа «Четвероногие друзья»
Познавательно – развлекательная программа «Четвероногие друзья»...
Познавательно-развлекательное мероприятие, посвященное Дню села "Конкурс крестьянского подворья"
Познавательно-развлекательное мероприятие, посвященное Дню села "Конкурс крестьянского подворья"формирует духовные ценности и культурные традиции у молодого поколения; развивает интерес к русской куль...
Познавательно- развлекательная игра "ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ"
Данная игра помогает вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадк...