Лес - наш друг.
классный час (3 класс) на тему

Карпухина Татьяна Васильевна

 

1.     Организационный момент.

Ведущий:

Добрый день дети, уважаемые взрослые.

(звучит музыка «В мире животных»)(слайд1)

 Я пришла к вам сегодня

С этой музыкой нежной,

Доброй и светлой,

Родной и приветной.

В музыке этой

Лесные тропинки.

 

Ребята, а вы бывали в лесу? (Да!)

Давайте закроем глаза и  представим:

 

Лес. Солнце сверкает. Сияют росинки.

Звонко стрекочут кузнечики тут.

Птицы счастливые песни поют.

(что представили?)

 

2.     Объявление темы и цели мероприятия.

Тема сегодняшнего мероприятия «Лес – наш друг» (слайд2).

И мы заочно пойдем в лес в гости.

      -  Ребята, почему лес называют другом?

- Какое значение имеет лес в жизни человека и всей планеты?

Да, и мы сегодня будем об этом говорить.

3.     Беседа о лесе.

   Ведущий:

        Мы сегодня входим в лес,

        Полный сказок и чудес.

        Кто в глуши его таится?

        Что за зверь? Какая птица?

         Все узнаем без утайки!

         Разгадаем леса тайны!

Итак, отправляемся в путь. А девизом нашего мероприятия будут слова: (слайд 3)

«Наблюдай и восхищайся,

  Изучай и береги!».

 Появляется Лесовичок.

Лесовичок:Стоп – стоп, дети. В лес нельзя войти, пока не скажете, как нужно себя в нем вести!

 Ведущий:  Здравствуй Лесовичек! Ребята, нас в лес не пускает хозяин леса, потому что не повторили правила поведения в лесу . Давайте  вспомним правила , а я вам помогу(слайды 4-12)  ( дети описывают то что на экране)

Ведущий :Лесовичок доволен вашими знаниями и приглашает в свое царство.

-Так, что же такое лес?

(лес – это природное сообщество).

 Лес всегда служил источником вдохновения поэтов, писателей, художников.

 

Вспомните стихи о лесе (дети читают стихи).

 

 Вася.Лес – это сказка, лес – это дом,

Лес –это друг, с которым вдвоем всегда интересно и радостно быть,

Настя.Забыв про невзгоды, обиды забыв.

Лес – это книга, лес –это мир.

Лес словно счастье увидеть хотим.

Женя.Все тайны свои лес откроет тебе,

И радостней станет от них тебе.

 

Ведущий : Территория нашего марийского  края покрыта в основном лесной растительностью.

-Как вы думаете ,хорошо это или нет?

Лесовичок: Какие виды растений  произрастают, в моем царстве вы узнаете, если отгадаете загадки, которые лежат в этой коробочке:

Ведущий: А я помогу лесовичку и загадаю вам загадки которые приготовил нам лесовичек:

1. Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.(береза).  (слайд 13)

2. Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)  (слайд 14)

3. Стройная и прекрасная, на ней ягода красная. (рябина) (слайд 15)

4. Высока, стройна, душиста,

    В небо тянется она.

    Вся одежда золотиста,

    Только шапка зелена  (сосна) (слайд 16)

5. Все детки на ветках-

    С рождения в беретках.

    С дерева упадут-

    Береток не найдут(дуб) (слайд17 )

 

Лесовичок:Молодцы, все отгадали.

 Ведущий: Здравствуй, вольная природа,

                    Лес – великая страна!

                    Удивительным народом

                    Та страна населена.

-Кто живет в лесу? (звери, насекомые, птицы).

Давайте послушаем и попытаемся определить:

 (слайд18сова )

(слайд19ворон)

(слайд20комар)

(слайд21кузнечик)

(слайд22медведь)

Но в лесу живут не только эти птицы и звери.

Давай те посмотрим на экран (слайд 23)

-Кого запомнили?

Лесовичок:Лес – это многоэтажный дом, где живут многие растения и животные. Они находят здесь укрытие и корм.

Ведущий:Связаны ли растения и животные леса между собой?

( да, они связаны между собой цепочкой питания)

Домашним заданием для вас было, найти связь между растениями и животными леса.

 

 Маша1 ученик:«Листьями деревьев и кустарников, травой питаются  звери – лось,кабан, заяц. Среди молодых деревьев и кустарников они  укрываться от хищников:Кому от лисы, а кому от волка.

 

 Андрей2 ученик: «В траве живут грызуны. Они едят зеленые растения и их семена. Рядом обитают ежи. Их  пища – насекомые и дождевые черви.

Густая трава и подземные норы служат им надежной защитой от хищников.

 

Катя3 ученик:«Птицы вьют себе гнезда в кустарниках и на деревьях. Здесь они укрывают свое потомство от хищников. Птицы питаются насекомыми, которые живут в коре деревьев.

 

-Назовите птицу, которая питается насекомыми, которые живут в коре деревьев?

 

Лена4 ученик:«Растения дают животным возможность укрыться от жары и врагов. Птицы используют листья и стебли растений для постройки гнезд.

Животные помогают распространению семян растений.

Некоторые роют норы, ходы под землей. Что способствует поступлению воздуха и воды к корням растений.

 

Ведущий:Таким образом, растения, животные, не могут существовать независимо друг от друга. Они живут друг с другом  и приносят пользу друг другу.

А сейчас не много отдахнем.

 

 

 

Физкультминутка

Выросли деревья на поле
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.


Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки.
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли.
 

Вправо – влево, взад – вперёд
Так деревья ветер гнёт.
Он и вертит их, и крутит
Да когда же отдых будет?
 

Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.

Руки вверх.
Руки в стороны.

Потягиваемся вверх, поднимая руки.

 

Покачиваем руками из стороны в сторону.

Наклоны всем корпусом.

 

Повороты туловища.

 

Определение роли леса в жизни человека.

Ведущий:Какую пользу приносит лес человеку ?

 (ответы детей)

1.Лес – источник древесины. Деревянный пол, оконные рамы, двери, мебель

– все это можем видеть в каждой квартире. Кинофильмы и фотопленка, газеты и журналы, скрипка и пианино, и еще многое, многое другое все это «выросло» в лесу!

(Ученик читает стихотворение)

 Даша.Почему мы с лесом дружим?

Для чего он нужен людям?

Вот стоит обычный стол. Это лес.

Двери, рама, пол – тоже лес.

А пенал красивый наш – лес.

Посмотри, все вокруг – это наш зеленый друг!

 

-Ребята, как можно узнать, сколько лет дереву?

(по кольцам).Представьте себе сколько нужно расти дереву, чтобы потом мы с вами могли его использовать в чем либо.

 

  2.Но лес – это не только источник древесины, но еще для кого он является домом? (Для животных, птиц, растений, грибов)

Ведущий: Да, верно.

 

3. Что еще полезного находит человек в лесу?

 (Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное сырье, орехи, звери, птицы, сено и т. д)

 

4.Почему на отдых люди стремятся в лес?

 (Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках…)

 

5.Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами? (Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы)

 

 6.Как дышится в лесу? (В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…)

- Каким воздухом лучше дышать?

(Чистым)

- Как вы думаете, какие деревья лучше сажать в городе?

( Да, широкие листья лиственных деревьев лучше задерживают частицы пыли). Какие широколиственные деревья вы знаете?

  

Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти кустарничек черники (показ кустарника), но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик появится только через 7 – 8 лет.

7.Леса предотвращают смыв почвы и образование оврагов, способствуют накоплению влаги на полях.

(пример с жарким летом)

-Почему сажают деревья возле оврагов?

Ведущий:Ребята, как вы думаете, нужно ли лес охранять и сохранять его богатства? (да).

 Однако в настоящее время две трети лесов уничтожены.

Лес может устоять против многих бед, но против человека он бессилен.  Обязанность каждого из нас – беречь природу. Лес – часть природы.

Мы тоже можем помочь лесу, животным и птицам, живущим в нем. Для этого, отправляясь в лес,  нужно соблюдать правила поведения в лесу,  которые мы с вами повторили. Давайте еще раз вспомним.

                                            Закрепление  (слайд 24)

1. Не сбивай ногой даже несъедобные ______________. Они не только являются лекарством для некоторых животных, но и участвуют в разложении растительных остатков, срастаются  с _______________ деревьев и помогают им в питании.

2. Не лови и не уноси  домой _______________________________________.

3. Не разоряй ______________________________________.

4. Самый страшный враг леса _______________.  Не уходите из леса, не затушив _____________________.

5. Берегите _________________!

 

Лесовичок:Ребята, есть среди вас такие, кто не соблюдает эти правила?

Человек – часть природы, поэтому очень важно всем нам понять, что мы зависим полностью от всего, что нас окружает: воздух, земля, вода, лес. Сохраним лес, сохраним здоровье и будем жить на красивой, цветущей планете.

 VI. Итог мероприятия

 Лесовичек: Сегодня вы показали отличные знания о лесе, о его обитателях, о правилах поведения в лесу. И думаю, вы можете стать достойными друзьями природы. А мне пора в свое царство. До свидания!

 

Ведущий:

Где мы только не гуляли,

Но нисколько не устали.

А теперь пора домой

 По тропинке, по лесной.

Лес красивый вы храните

Край любимый берегите.

Будете гулять по лесу

Вспоминайте нашу встречу.

 На память о нашем мероприятии я каждому из вас дарю  памятку «Как вести себя в лесу».

Вопросы:

  1. Каких животных вы сегодня встретили в нашем лесу?
  2. Какая связь между животными и растениями?
  3. Какую пользу приносит лес человеку?
  4. Почему нам необходимо беречь лес?

 

Ведущий:И в заключении давайте вместе прочитаем стихотворение(слайд25)

Не ломай, не рви, не топчи, не стреляй,

Другом будь, и природу всегда защищай!

Человек! Ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Можешь ты помочь живому,

 Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

 Белкам жить, а рекам – течь.

Ты на свете самый главный,

Значит, должен всех беречь!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».

Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».Цель:-Сформировать у учащихся представление о толерантности;- Развивать критическое мышление и навыки групповой работы, умение вести диалог и аргу...

Как мы обращаемся друг к другу

Данное внеклассное мероприятие обогатит опыт детей в ведении диалога, расширит знания о правилах хорошего тона. Подобранный материал даст возможность применить теоретический материал на практике....

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Цели мероприятия:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.Прививать навыки ост...

Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг

Почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?...

День Семьи. Праздник "Поймем друг друга!"

Ежегодно отмечаем праздник "День Семьи". Придумываем много интересных поздравлений, конкурсов. Читаем стихи, поем песни....

Программа работы с родителями " Навстречу друг другу"

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ Назначение  ПрограммыНастоящая  Программа  определяет  цели, задачи  и  направления  деятельности  классного  руко...

Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."

1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали?   (Ответы детей) Га...