Как мы обращаемся друг к другу
план-конспект урока (3 класс) по теме
Данное внеклассное мероприятие обогатит опыт детей в ведении диалога, расширит знания о правилах хорошего тона. Подобранный материал даст возможность применить теоретический материал на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Как мы обращаемся друг к другу»
Задачи: 1. ознакомление с правилами речевого этикета во время
беседы
2. повторение сведений о диалоге
3. развитие умения вести беседу
4. воспитание уважения к собеседнику.
ХОД
ОРГМОМЕНТ
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Обратитесь к соседу по парте с любым добрым вопросом или пожеланием.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
- Что такое диалог?
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
Диалог – это разговор двух лиц.
Во время разговора люди должны как-то обращаться друг к другу. Сегодня мы с вами поговорим о таких словах.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Попробуйте дать определение обращению. Что такое обращение?
Обращение – это слово, которое называет тех, кому адресуем свою речь.
- Выбор обращения будет зависеть:
* от того, знаком ли нам человек, к которому обращаемся или нет
* знаем ли мы имя человека
2. В нашем языке имя человека трехзначное: фамилия, имя, отчество. Каждый компонент может быть использован в качестве обращения.
- В каких случаях можно обратиться по имени?
Сценка
Задание. Определите, в какой форме употреблено имя и о чем оно свидетельствует.
Мама: - Женя, сходи, пожалуйста, в магазин. Купи, Женечка, хлеба.
Женя продолжает играться.
Папа: - Евгений, сколько раз нужно повторять!
Друг: - Женька, выходи в футбол играть. Я тебя жду.
Вывод: Каждая форма имени несет в себе определенную окраску. В первом случае обращение Женя – нейтральное. Обращение Женечка говорит о добром, ласковом отношении. Полная форма имени, третий случай, придает обращению официальный характер, несколько холодный, отчужденный. Последнее обращение распространено в среде подростков, оно грубовато, но несет оттенок доверительности.
- Когда мы обращаемся к человеку по имени отчеству?
3. Существует еще и сугубо официальное обращение: гражданин + фамилия, господин + фамилия, госпожа + фамилия. Приведите примеры таких обращений.
Текст
Задание. В кругу каких людей распространено такое обращение?
- Хватит, Сидоровна! Уморила ты меня!
- Ничего, Иваныч, пляши, хоть молодость вспомним.
Вывод. Обращение по отчеству распространено среди людей пожилого возраста, особенно в сельской местности.
Текст
Задание. Послушайте и подумайте, от чего еще зависит обращение.
- Меня зовут Дэн. Или Даня.
- Это уж очень по-американски – Айк, Джек, Дэн… Как звали вашего отца?
- Оскаром.
- Так вот, Даниил Оскарович. Можно мне вас так называть?
- Пожалуйста, мне это будет только приятно.
Вывод. Обращение связано и с национальными традициями.
4. – Как надо обращаться к незнакомому человеку?
Текст
Задание. Подумайте, о чем говорят эти обращения.
А) Дяденька, скажите, пожалуйста, не видели ли вы собаку с черным ухом?
Б) Вопрос можно, гражданин? Мы, стало быть, пастухи. А собака пропала. Случаем не видели?
Вывод. Разговор проходил между незнакомыми людьми. В первом случае обращался ребенок, во втором – беседовали взрослые люди.
5. Выбирая обращение, можно учесть профессию человека. Назовите такие обращения. (Доктор, водитель, кондуктор и пр.)
Мы можем привлечь внимание такими словами: простите, скажите, будьте добры, извините.
Мы всегда должны помнить, что с помощью обращения выражается вежливое, уважительное, доброжелательное отношение к человеку. Этого требуют правила речевого этикета, правила тактичного поведения.
Давайте подумаем, когда мы должны употреблять при обращении местоимение «ты», а когда «вы»?
Вывод. Обращение на «ты» исконно русское, оно обозначает, что между людьми близкие, добрые отношения. Обращение «вы» было заимствовано в XVIII веке, в эпоху Петра I. Вы – показывает вежливое, почтительное отношение. Прекрасное стихотворение А.С. Пушкина поможет более точно разобраться в этом вопросе.
Ты и Вы
Пустое Вы сердечным ты
Она, обмолвясь заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
- Почему автор называет обращение на «Вы» пустым? На «ты» сердечным?
ИТОГ
- От чего зависит выбор обращения?
- знаком нам человек или нет
- обстановка общения (официальная или неофициальная)
- возраст говорящих
- отношения между людьми (друзья, начальник)
- уровень культуры
- национальные традиции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-34232-1365930055.jpg)
«Чем люди отличаются друг от друга. Качества людей»
Познакомить ребят с понятием "качества людей"; помочь "исследовать" свои качества....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/24/picture-126471-1351089722.jpg)
Как эмоционально настроить детей на общение друг с другом
Часто, прежде чем начать объяснение нового материала, требуется настроить детей на более раскрепощенное общение с учителем и друг с другом. Данные приемы помогут наладить контакт....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-357330-1385816181.jpg)
Конкурсная программа "Друг за друга стой - выиграешь бой. "
Ежегодно 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. Это день памяти всех, кто защищал нашу Родину. День защитника Отечества – день человека в погонах, посвятившего свою жизнь служению Родине, де...
Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."
1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали? (Ответы детей) Га...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-230225-1364403981.jpg)
Памятка "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!"
ТолерантностьСотрудничество, дух партнерства;Готовность мириться с чужим мнением;Уважение человеческого достоинства;Уважение прав других;Принятие другого таким, какой он есть;Способность поставить себ...
Комментарии
Спасибо! Очень интересный и
Спасибо! Очень интересный и доступный для учеников начальных классов материал!