Формирование личностных качеств через проектную деятельность
материал по теме
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности. Важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.[1]
Актуальностьпроектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
[1].Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 6 Инновационная направленность обучения и воспитания в процессе реализации ФГОС НОО Формирование личностных качеств через проектную деятельность Автор: учитель начальных классов Ефимова Вера Яковлевна Саяногорск, 2012 |
Оглавление
I Введение стр. 3
II основная часть
Формирование личностных качеств через проектную деятельность
2.1.Цели и задачи кружка по проектной деятельности
«Творческий калейдоскоп» стр. 3-4
2.2.План проектной деятельности стр. 4-5
2.3.Организация проектной деятельности стр. 5-7
III Заключение
3.1.Роль кружка в формировании личностных качеств
школьников стр. 7-8
3.2. Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы стр. 8
Литература стр. 9
- Введение.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельности. Важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.[1]
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Особенностью кружковой работы по проектной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Дополнительное образование как механизм полноты и целостности образования в целом, где развиваются индивидуальные способности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Здесь раскрываются способности детей и осуществляется поддержка одаренности детей.[2]
Актуальность кружка и в том, что он учит детей продуктивно заполнять
свободное время. От того, как человек научится организовывать свой досуг в
детские годы, зависит содержание всей его дальнейшей жизни.
II. Формирование личностных качеств через проектную деятельность.
2.1. Цель и задачи кружка по проектной деятельности « Творческий калейдоскоп»
Я организую в 1 классе проектную деятельность в форме кружка «Творческий калейдоскоп» с целью развития личности учащихся и создания основ творческого потенциала. Занятия провожу 1 раз в неделю.
Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования). [3]
Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
1.Подумай самостоятельно.
2.Спроси у другого человека.
3.Посмотри в книгах.
4.Посмотри по телевизору.
5.Получи информацию у компьютера.
6.Понаблюдай.
7.Проведи эксперимент.
8. Свяжись со специалистами. Поговори по телефону.[4]
Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня.
Завершение происходит по мере исчерпания темы или угасания интереса учащихся.
2.2. План проектной деятельности (1 класс)
2011-2012 учебный год
Дата
|
Название проекта |
Этапы работы По сбору материала, обработке и использованию | |
Октябрь |
Творческий проект « Мой безопасный путь от дома до школы» «Мой первый школьный день» | Подумай сам Спроси у мамы, папы, родных, близких, знакомых Посмотри в книгах Попроси найти информацию по телевизору Попроси найти информацию по компьютеру Понаблюдай Проведи эксперимент, анкетирование, исследование, опыт Получи информацию у специалиста по телефону КТД | |
Ноябрь | Творческий проект Мое имя Школа моей мечты | ||
Декабрь | Народные традиции Творческий проект « Как встречают Новый год в других странах?» Выпуск газеты «Новогодний праздник» « Любимой школе 25» Елочка из пластиковых бутылок | ||
Январь | Творческий проект. Народные традиции. День Святого Валентина | ||
Февраль | |||
март | Что означает слово « Здравствуйте?» | ||
Апрель май | Итоги Родительское собрание с демонстрацией наработок |
2.3. Организация проектной деятельности.
Учитывая возрастные особенности детей, проектную деятельность в 1 классе организую в виде решения творческих заданий или специально созданной системой проектных задач. Так как проектная деятельность занимает свое центральное место в подростковом возрасте, то в начальной школе ведется подготовительная работа к проектной деятельности. Психологические особенности и возраст детей 1 класса не позволяют глубоко заниматься исследовательской деятельностью, поэтому темы подбираю для кратковременных проектов и такие, чтобы были интересны детям. Когда ребенок заинтересуется темой и ему будет интересно, он сам будет искать информацию в различных источниках, будет спрашивать родителей, будет просить помощи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать).
Совместно с родителями и детьми мы ведем последовательную работу по сбору материала о каждом ребенке. Эта работа является продолжением по углубленному изучению тем по окружающему миру. Дети совместно с родителями составляют карту – схему своего пути от дома до школы, отмечают на ней опасные места, рассказывают об этом на уроках и во внеклассной работе. Собирают и исследуют материал о себе, своем имени, о семье. Главная особенность: каждый ребенок и родитель проявляет свое творчество в оформлении. Не дается стандартная форма. Все учатся друг у друга. На родительских собраниях знакомлю с содержанием лучших работ, естественно каждый родитель заинтересован помочь своему ребенку оформить работу, чтобы она была лучшей. Этим решается главная задача: совместное творчество детей и взрослых.
На этом этапе очень важно не подменять ребенка, не делать за него что-то, а делать совместно. Если ребенок будет что – то делать один, или если взрослые будут делать за ребенка что –то, то ребенок не будет развиваться, он останется на том же уровне, на каком был. Если осуществлять деятельность совместно с ребенком, то « завтра» подобную работу он сможет сделать самостоятельно, т.е. в совместной деятельности со взрослым ребенок развивается.
Дети совершенно свободно выбирают, в каком из проектов, предложенных мною, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендую разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, включаю в этот проект и предоставляю ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, руководствуюсь известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект доводим до успешного завершения, чтобы у ребенка появилось ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом предоставляю учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
При подготовке к Новому году результатом нашего коллективно – творческого проекта стала новогодняя елочка, сделанная из пластиковых бутылок. При работе над этим проектом, дети узнали о том, как отмечают Новый год в разных странах, о новогодних традициях, о необходимости беречь зеленые насаждения и заменять искусственными и самодельными елочками при подготовке к празднику. Нашу елочку увезли в национальный парк на выставку ( см. презентацию).
При изготовлении подарков к Новому году из соленого теста, дети узнают о значении хлеба и соли, о народных традициях, учатся бережно обращаться с хлебом, узнают о профессии хлебороба. Узнают о символах Нового года. Подарки дарят самым дорогим и близким людям, желая им благополучия. Знакомясь с народными традициями, дети узнают о празднике «День святого Валентина». Находят материал о происхождении этого праздника, его значении. Делают
« валентинки »для близких людей из соленого теста. Узнают о значении народной мудрости: «хлеб – соль». Узнают о том, почему гостей, молодоженов встречают хлебом – солью. Дарят «валентинки», желая благополучия и любви.
Интересным был проект « Здравствуйте». Исследуя данное слово, коллективно по группам, подбирая слова на каждую букву данного слова, дети узнали о том, что мы можем пожелать, говоря «здравствуйте», узнали глубину и значение данного слова ( см. приложение)
III.Заключение.
3.1. Роль кружка в формировании личностных качеств.
Таким образом, в процессе работы в кружке по проектной деятельности у детей формируется:
- позитивная самооценка, самоуважение
-умение координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям , сопереживать
- формирование умения решать творческие задачи
- формирование умения работать с информацией.
Каждый проект доводится до успешного завершения и оставляет у ребенка ощущения гордости за свой результат.
Соленое тесто - наиболее доступное для творчества. Но даже самый простой материал полностью раскроет свои возможности только в том случае, если почувствовать его красоту, узнать его свойства, ценность и научиться работать с ним. Соленое тесто - эластично, его легко обрабатывать, а работа доставляет удовольствие и радость.
Важно то, что изучение приёмов лепки и росписи осуществляется в процессе реализации творческой идеи. Лепка и роспись имеет свои особенности и тонкости, которым необходимо научиться.
Дети учатся основным приемам и навыкам на основе народного творчества и его традиций.
У них развивается вкус и творческие способности.
Стимулируется творческая активность детей, развиваются индивидуальные задатки и способности.
Воспитывается интерес к труду, вовлечение детей в активную творческую деятельность
Работа кружка основана на принципах личностно- ориентированного подхода к детям. В центре внимания - личность ребенка, реализующего свои возможности. Кружок предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Лепка развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.
В сфере общения на занятиях в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, аккуратность и др.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть, Занятия в кружке затрагивают проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомят детей с народным творчеством. Сравнительно несложные приёмы изготовления поделок делает данное направление творчества необыкновенно привлекательным. Каждый имеет уникальную возможность выразить свои скрытые таланты, погрузиться в мир безграничной фантазии, в мир красоты и добра.
Привлечение родителей ненавязчиво силами детей к совместной творческой деятельности так же дает положительный результат. Родители в процессе совместной деятельности обучаются совместной организации деятельности с ребенком. Дети увлекаются целью и содержанием деятельности. Осуществляется совместный поиск достижения цели. Происходит совместное обучение ребенка способам деятельности. Совместный с ребенком анализ хода деятельности( Как идут дела? Что у нас получается? Что не очень? Почему?) Одобрение родителями совместных действий ( Молодец! Как ты оказывается умеешь делать! Я рада за тебя! И т.д.).совместная оценка результатов.
В результате такой совместной деятельности со взрослыми у первоклассников повышается творческая активность, интерес к ручному труду и к поиску дополнительной информации. У детей продуктивно занято свободное время, развивается моторика рук, что ведет к аккуратности и точности в выполнении ручных работ, улучшается внимание, память и умственное развитие.
3.2.Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
- Мультимедийная презентация лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе - Презентация результатов работ на родительском собрании.
• Участие в выставке детского прикладного творчества
IV. Литература.
1. Аносова, Е.С. Особенности скульптурного образа/ Е.С. Аносова// Начальная школа №1: К урокам изобразительного искусства.- М., 2005.- с.82-86.
2. Боголюбов, Николай Сергеевич. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя/ Н.С.Боголюбов- М.: Просвещение, 1986.- 128с., ил.
4. Горичева, Валентина Сергеевна. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и педагогов/ В.С. Горичева- Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с., ил.
5. Давыдова, Галина Николаевна. Детский дизайн. Пластилинография: Пособие для педагогов/ Г.Н. Давыдова.- М.: Скрипторий 2003, 2006.- 80с.
6. Майорова, Ирина Георгиевна. Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей/ под ред. Е.А. Горшкова.- М.: Просвещение, 1978.- 270с., ил.
12. Федотов, Геннадий Яковлевич. Послушная глина: Основы художественного ремесла/ Г.А. Федотов.- М.: Аст-Пресс, 1999.- 144с., ил.
13. Халезова, Наталья Борисовна. Народная пластика и декоративная лепка : Пособие для воспитателя/ Н.Б. Халезова.- М.: Просвещение, 1984.- 112с., ил.
14. Шмигельская, Елена Васильевна. Скульптура малых форм: Для любителей изобразительного искусства/ Е.В. Шмигельская.- Л.: Художник РСФСР,1982.- 182с.- ил.
15.Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический онструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
16.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
17.Мокиенко В.М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
18.Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
19.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
20.Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
21.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
22.Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
23.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
24.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
[1].Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
[3] .Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
[4] .Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование культуры личности через проектную деятельность"
Материалы выступления на городском методическом обьединении учителей начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-46415-1480175128.jpg)
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию ключевых компетениций младших школьников МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-566007-1421688828.jpg)
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время
Выступление на педагогическом совете из опыта работы по формированию ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-403577-1424440206.jpg)
Формирование личностных качеств школьников на основе духовных ценностей через преподавание курса «Молодой гражданин России»
В окружающем нас мире происходит резкое падение духовного развития общества: имеет место пересмотр норм морали и нравственности, утрачиваются национальные традиции и различия наций и культур. происход...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/20/picture-403577-1424440206.jpg)
Формирование личностных качеств школьников на основе духовных ценностей через преподавание курса «Молодой гражданин России»
В окружающем нас мире происходит резкое падение духовного развития общества: имеет место пересмотр норм морали и нравственности, утрачиваются национальные традиции и различия наций и культур. происход...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-932493-1497907281.jpg)
Доклад на тему "Формирование личностных результатов школьников через проектную деятельность".
В данной школе где я работаю ежегодно проходят публичная защита проектных работ. Что для этого мы делаем, я постаралась представить в соей работе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/30/picture-579794-1443612453.jpg)
«Формирование экологических представлений через проектную деятельность»
laquo;Формирование экологических представленийчерез проектную деятельность»...