Формирование личностных качеств школьников на основе духовных ценностей через преподавание курса «Молодой гражданин России»
статья на тему

Тюменцева Любовь Анатольевна

В окружающем нас мире происходит резкое падение духовного развития общества: имеет место пересмотр норм морали и нравственности, утрачиваются национальные традиции и различия наций и культур. происходит смена идеологических ориентаций, бездуховности, низкой нравственности. часто происходит подмена и признание равноценности добра и зла.

позиция современной России - защита традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную и нравственную основу цивилизации: ценностей традиционной семьи, жизни материальной и духовной, ценностей гуманизма. помочь решить школе данные вопросы, обучить учащихся основным нормам нравственности призваны различные предметы и курсы общеобразовательных учреждений, а так же курс "Молодой гражданин России", составленный педагогами школы. 

в работе представлены идеи данного курса,  цели и задачи данного курса, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

дана характеристика приоритетных ценностей программы: Отечество. каков мой отчий край? что значит быть гражданином своего родного края, Отечества?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_lichnostnyh_kachestv_shkolnikov.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личностных качеств  школьников на основе духовных ценностей через преподавание курса «Молодой гражданин России»

Составитель: Тюменцева Л.А., учитель начальных классов

1  слайд       В современном мире происходит резкое падение духовного развития общества: имеет место пересмотр норм морали и нравственности, стираются национальные традиции и различия наций и культур. Происходит смена идеологических ориентаций, бездуховности, низкой нравственности. От общества часто требуют обязательного признания равноценности добра и зла, противоположных по смыслу понятий.

2  слайд       Позиция современной России – защита традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира.

      3  слайд        Георгий Плеханов писал: «Воспитание человека в духе нравственности состоит именно в том, что поступки, полезные обществу, становятся для него инстинктивной потребностью».

4  слайд       Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стала методологической основой новых образовательных стандартов. В ней определены базовые ценности, которые призваны изменить  отношения, уклад, стиль жизни и деятельности каждой школы- это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

       

     5  слайд         Помочь решить в школе данные вопросы, а так же  ознакомить учеников с основными нормами нравственности, призван предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

     6 слайд        Наша школа с 2012 года работает по модулю «Основы светской этики», выбранному родителями из шести модулей.

     7 слайд       Перед нами стоит задача нравственного развития школьников и воспитания культуры поведения с опорой на духовные ценности людей.

   

     8  слайд       Но, жить в мире и согласии, с опорой на нравственные качества мы учили и раньше.

     Так в нашей школе в соответствии с программой опытно- экспериментальной работы и подготовки внедрения инновации в сентябре 2008 года защищён и запущен локальный эксперимент «Педагогические условия освоения новой образовательной программы «Молодой гражданин России».

     Данный курс, разработанный педагогами школы,   направлен на формирование личностных качеств и решение задач духовно-нравственного, патриотического, исторического воспитания, содействует положительной тенденции в личностном росте школьников: в ценностном отношении к человеку как субъекту жизни, в уважении к Родине, родному краю, народам, населяющим Россию, их традициям и культуре, в осознании необходимости учения.

           9  слайд       Это напрямую соотносится с моделью выпускника нашей школы – социально-компетентная личность. (портрет выпускника начальной школы)

 

    Для разработки и внедрения  курса «Молодой гражданин России» послужил ряд факторов:

1- В микрорайоне одна общеобразовательная школа, которая  находится в центре микрорайона, что создает трудности детям, которые проживают в отдаленных местах микрорайона. Эти учащиеся, особенно в зимнее время, не имеют возможности принимать участие во внеурочной работе школы.

2- Поселок имеет уникальное историческое наследие, о котором мало известно, даже коренным жителям, тем более  детям. На территории нашего поселка в 17 веке находился мужской Вознесенский монастырь, настоятелем которого являлся епископ Иннокентий Кульчитский. Монастырь просуществовал до 20 столетия.

            3 -   На создание программы повлияло и осознание проблемы: нужно менять ситуацию, искать пути решения этой проблемы. Каждый раз задумываешься: а всё ли ты сделал как педагог, чтобы твои воспитанники знали и чтили места духовной исторической памяти родного посёлка, могли восстановить утраченные связи современного человека с историческим прошлым своей малой Родины, были уважительны и порядочны по отношению к другим, относились к человеку как к высшей ценности, берегли всё то, что их окружает.

      10  слайд       Основной целью курса «Молодой гражданин России» является формирование устойчиво – положительного отношения школьников к ценностям: Человек. Отечество. Знание. Это осуществляется посредством освоения таких явлений как Мир, Культура, Природа, Труд, Семья.

      11  слайд      Основными  ценностными понятиями, на которых строится курс является:

ЧЕЛОВЕК – высшая ступень живых организмов на  Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры  

        

ОТЕЧЕСТВО -  страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит (Ожегов С.И, Словарь русского языка).

        

        Человек, его семья, народ, язык, культура, история – составляющие понятие отечество. Актуальной является задача воспитания бережного отношения к истории своего народа, отказ от приговора предкам.

        

     ЗНАНИЕ  - проверенный практический результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека (БЭС, - М., 1991).

        

         12  слайд       Курс «Молодой Гражданин России» имеет надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся задания тесно связаны: с литературным чтением, русским языком, математикой, окружающим миром, географией, и другими предметами и общеучебными умениями,  отраженными в Программе развития школы.

     Программа имеет концентрическое расположение материала, что предполагает повторяемость на следующем этапе обучения, но уже в усложненном виде, и состоит из трех разделов (с учётом возраста и психологического развития школьников).

  13  слайд       1 раздел   «Как прекрасен этот мир» -

предназначен для учащихся младшего школьного возраста (7 – 10 лет).

      14  слайд       2 раздел   «Мир, в котором мы живём» -

для подростков (11 – 15 лет)

      15  слайд       3  раздел  «Мир в нас и мы в мире» -

для учащихся первого периода юности (15 – 18 лет). 

   Курс рассчитан на каждый учебный год  (с 1 по 11 классы) по 1 часу в неделю (всего 34 часа в год).

        Работа началась с начальных классов. Младший школьный возраст - это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Именно в этот период формируются нравственные и гражданские качества личности, закладываются основы поведения.

     После долгих совместных обсуждений поняли, что в первую очередь  необходимо изменить позицию учителя по отношению  к ребенку: от простого воздействия учителя  к взаимодействию: ученик – учитель, уйти от традиционной формы проведения занятий, а также формирование и развитие субъективной позиции учителя и ученика, осмысленного усвоения полученных знаний лучше реализовать через коллективно-творческую деятельность, игровые технологии, досуговую  деятельность, использовать групповые формы работы, где каждый ученик может высказать и защитить свою точку зрения, получить необходимые знания не только от учителя, но и от одноклассников.

   Педагог нашей школы является не просто учителем, а исследователем, воспитателем и предметником.

 

           16  слайд       Одной из приоритетных ценностей программы является Отечество.

 Каков мой отчий край? Что значит быть гражданином своего родного края?

   На эти и другие вопросы мы с учащимися ищем ответы на занятиях, которые, как правило, проходят в нетрадиционной форме: уроки – путешествия, уроки – экскурсии, сюжетно-ролевые игры: «Тропинками истории посёлка Жилкино», «Истоки света и добра», «Знакомство с моей малой Родиной», «У каждой улицы свое лицо».

   С особым энтузиазмом дети готовятся и к циклу занятий, посвященных родному городу: «Острог на берегу Ангары», «Мой город в будущем 20…», «Их имена прославили город» и другие. Лучшие творческие работы учащихся обсуждаются на презентациях, выставках.

   Работая над проектами «Храмы Иркутска»,  учащиеся школы познакомились с памятниками храмового  строительства на территории нашего города, с  их структурой и архитектурными особенностями.

  Дети  делали зарисовки храмов, собирали фотоматериал, встречались с людьми, заинтересованными в сохранении культурного наследия.

          17  слайд       Маршруты заочных путешествий пролегают не только по родному городу, но и по всей Иркутской области: «Путешествие по Земле Сибирской», «Культура и быт русского народа», «Коренные жители Сибири». На данных занятиях дети приобретают знания о самобытной культуре сибиряков, разучивают русские, бурятские народные игры (в которые потом играют на переменах, с друзьями во дворе).

        18  слайд       И, тем не менее, практика показала, как ничтожно мало часов отводится  на материал по краеведению. Как хочется дать детям  больше знаний, интересного материала по изучению родного края. Ведь с Иркутском связаны судьбы не только наших предков из далекого прошлого, но и с героями недавних десятилетий. Сколько имен  наших земляков прославили не только иркутскую землю, но и являются гордостью всей страны! А введение рубрики «Ими гордится Иркутск»  позволит  учащимся познать уникальность не только нашего города, необходимость бережного отношения к его историческому наследию  и современной необыкновенности, но и нашими земляками.

   

           19  слайд       Современная жизнь, настолько стремительно развивающаяся в последнее время, не имеет возможности «делать остановки в прошлом». Все это показать подрастающему поколению, изучить, научить гордиться своей Родиной, своим народом - в этом и состоит наша задача.  

   Занятия о семье, о самом главном в жизни всегда привлекают детей. Большую помощь оказывают в проведении данных занятиях родители. С большим успехом участвовали в презентации совместно сделанных работ члены семей учащихся.

   «Составление семейного фотомузея», построение генеалогических древ семей учащихся, «Семейные традиции и праздники», «Моя семья. Истины хорошего общения». Сколько теплых и ласковых слов о своих близких мы услышали от ребят , Портреты самого главного в их жизни человека – мамы пронизаны любовью и добротой.

Только когда ребенок любит, ценит, уважает своих родных, маму, заботится о своей семье, когда ребенок знает и дорожит историческим наследием своей малой Родины, он сможет по-настоящему любить и защищать своё Отечество.

 

        20  слайд       На старте и в конце учебного года проводится входная и итоговая диагностика, которая позволяет отследить эффективность работы программы. 

        21  слайд                    Сравнительный анализ результатов диагностики, показал, что уровень проявления гражданской воспитанности у младших школьников и выявление особенностей ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе выше стартовой диагностики. Это показало востребованность данного курса в обучении и воспитании школьников.

   

         22  слайд          Программа в 2014 году была повторно одобрена Экспертным Советом при Департаменте образования Иркутской области и  используется педагогами других  школ г. Иркутска.

   Вышесказанное вполне может подтвердить значимость как предмета ОРКСЭ, так и курса «Молодой гражданин России» в формировании личностных качеств  школьников на основе духовных ценностей. 

   

         23  слайд       Если мы сравним работу по программе развития  через предмет «Молодой гражданин России»  и курс ОРКСЭ, то проследим следующее:

Темы занятий и уроков перекликаются. Цели и задачи так же едины:

- воспитание патриотизма, уважительного отношения к родному краю;

- формирование представлений о родстве, о долге перед близкими, о милосердии;

- понятие «добро» и «зло», проявление дружбы;

- понятие семья, семейные традиции, материнская любовь и другое.

Темы по курсу ОРКСЭ

Темы уроков «Молодой гражданин России»

Россия – наша Родина

Любовь и уважение к Отечеству

Защитники Отечества

Что такое светская этика

Этика и этикет

Культура и мораль

Вежливость

Добро и зло

Дружба

Нравственный поступок

Род и семья – исток нравственных отношений

Семейные праздники

Семейные традиции

Сердце матери

С чего начинается Родина

Поселок на берегу Ангары. Знакомство с моей малой Родиной. Тропинками истории поселка.

Родники духовности. Храмы Иркутска

Характер – зеркало души. Как работать над собой?

Академия вежливых наук.

Моя семья. Истины хорошего общения.

Истоки света и добра.

«Если с другом вышел в путь…», «Подари улыбку другу»

Русские национальные традиции. Бережное отношение к традициям и культуре разных народов.

Моя родословная. Национальная принадлежность моих предков

Семейные традиции и праздники. Праздничный календарь.

 

   Обобщив опыт своей работы по формированию личностных качеств на основе духовных ценностей у младших школьников, мы пришли к следующим выводам:

Курс ОРКСЭ успешно реализуют  личностные результаты  основной общеобразовательной программы, в том числе в сфере духовно-нравственного развития. Этому же результату служит и предмет «Молодой гражданин России» Что проявляется в формировании:

- основ гражданской идентичности;

- ценностей многонационального российского общества;

-гуманистических ценностей;

- толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей;

-уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем формирования эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок.

 Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.        В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

           24  слайд          Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будет черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.

      Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабанский, Ю.К. Педагогика./ Ю.К. Бабанский - М., "Мысль", 1998

2. Баранов С. П. Сущность процесса обучения./ С. П. Баранов - М., "Просвещение", 1991

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович - М., "Просвещение", 1998

4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ "Стефа", 2000

5. Каган В. Е. Тоталитарное сознание и ребенок // Вопросы психологии, 1992. - № 1

6. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. / П.Ф. Каптерев – М. "Педагогика", 1992

7. Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. / В.А. Караковский - М., "Просвещение"1992.

8. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. / А.Г. Ковалев - М., "Айрис-пресс", 1993

9. Крутецкий В.В. Психология обучения и воспитания школьников. / В.В. Крутецкий – М.: Просвещение, 1996

13. Липкина Л. Я. О нравственной жизни школьника./ Л.Я. Липкина - М., "Айрис-пресс", 1998

14. Литвин С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей. / С. Д. Литвин - М., "Просвещение", 1997

15. Маркова А.К., Никонова А.Я. Особенности индивидуального стиля деятельности учителя //Вопросы психологии. – 1997. - №5

17. Морозкина Т.В. Формирование внутренней ответственности./ Т.В. Морозкина - М., "Педагогика", 1994

18. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии.-1998. - №1

19. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности./ В.Э. Чудновский - М., "Просвещение", 2001

20. Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании./ Н.И. Шевардин - М., "Дрофа", 1995

21. Шилова М. Н. Учителю о воспитанности школьников./ М.Н. Шилова - М., "Педагогика", 1997

    22. Сообщение составлено на основе материала интернет-сайтов.

С использованием  материалов:

Бельской Ларисы Владимировны;

Борисовой О.А.    педагога-психолога;

Сайт: www.uchkopilka.ru

Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/orkse/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/3906-dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak-odno-iz-napravlenij-realizatsii-fgos

http://prostatitusnet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс "Молодой гражданин России" Разработка урока "Кто управляет Россией. Выборы президента класса"

  Важнейшая задача гражданского воспитания на ступени обучения в начальной школе - расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творческих способностей, воображения и формировани...

Выступление на МО "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ"

В выступлении приводятся доказательства о том, что  введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания....

Формирование личностных качеств школьников на основе духовных ценностей через преподавание курса «Молодой гражданин России»

В окружающем нас мире происходит резкое падение духовного развития общества: имеет место пересмотр норм морали и нравственности, утрачиваются национальные традиции и различия наций и культур. происход...

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ

Проблемы,  рассматриваемые сегодня  очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.Вопрос духовно-нравственного воспитания детей являе...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации учебной и внеучебной деятельности через преподавание курса ОРКСЭ

ЦЕЛЬ ОПЫТА – создание  социально-педагогических условий для воспитания, развития  и становления  личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, ...