Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность младших школьников
статья (3 класс) по теме

Веретенникова Ирина Павловна

В данной  статье описан опыт работы по  формированию ключевых компетениций  младших школьников  МБОУ СОШ №1 г. Горбатова через проектную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧАЩИХСЯ

Слайд 1

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Слайд 2 

Образовательная компетенция, по мнению А.В. Хуторского, — это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности.

Слайд 3

Ключевые образовательные компетенции

1. Учебно-познавательные:

- знания и умения целеполагания, планирования, рефлексия, контроля и самооценки

- анализ, сравнение, классификация, обобщение

2. Коммуникативные:

- навыки работы в группе, умение договариваться, согласовывать действия, вести дискуссию, умение представить себя и свою работу

3. Компетенция личностного самосовершенствования:

- проявление в творческих способностях

- проявление в активности и самостоятельности

4. Информационные:

- умение извлекать информацию

- умение перерабатывать

- умение передавать

5. Ценностно-смысловая

- понимать значение той или иной деятельности с помощью вопросов, «Что я делаю?», «Зачем я это делаю?», «Какое знание  являлось для тебя ценным?», «Какое знание или умение пригодится в дальнейшем. Почему?» смыл этого действия, его предназначение.

- уметь выбирать установки для своих действий;

- уметь принимать решения;

Слайд 4

Большой вклад в формировании ключевых образовательных компетенций несёт метод проекта в начальной школе.

Метод проекта положительно действует на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Любая деятельность привлекательна, если она эмоционально окрашена. Дети получают удовольствие от того, что получили свой продукт, реализовали свои идеи, замыслы.

Слайд 5

Проектная деятельность в самом прямом смысле формирует компетенции.

Развитие познавательной компетентности предполагает привлечение различных предметных знаний для решения какой-либо проблемы.

Поиск, сбор, изучение, анализ, синтез, обобщение, оценка информации способствуют развитию информационной компетентности.

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется через использование различных форм обучения: работа в группе, обсуждение и т.д.

Планирование, проведение собственного исследования, организация исследовательской деятельности развивают организационную компетентность.

Слайд 6

Метод проектов – педагогическая технология.
Проект – совокупность определенных действий и замыслов  для создания реального объекта или теоретического продукта.
Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Слайд 7

Сетевой проект для учащихся начальной школы не знаком. Давайте выясним что это? Сетевой (телекоммуникационный) проект – это сетевое   удалённое взаимодействие учащихся из разных регионов и стран.  

У участников проекта должно быть едиными:

Тема проекта

Цель, к которой идут команды

Форма работы

Методы исследования

Конечный продукт – это результат  сетевого взаимодействия  всех  его участников.

Слайд 8

Сетевой учебно-исследовательский проект может быть реализован в рамках  ФГОСов  второго поколения.

Начальное образование является тем фундаментом, на котором формируемые умения и навыки обеспечат не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, осмысление, оценку современной жизни.

Слайд 9

Сетевой проект даёт возможность ребёнку
- учиться познавать мир,
- ставить проблемы,
- искать и находить свои решения,
- учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности,
- учиться безопасной работе в Интернете

Слайд 10

В процессе проекта совершенствуются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Слайд 11

Решая ежедневные вопросы, чем же увлечь своих  учеников, случайно зашла на сайт Nachalka.com. и ознакомилась с анонсом проводимых мероприятий. Меня заинтересовали сетевые проекты для учащихся 1-4 классов. Подумала, что моим  ученикам  это будет тоже интересно. Но с чего, же начать?  

Слайд 12

В декабре прошлого года я прочитала на сайте, что идёт набор команд для участия в проекте «Недаром помнит вся Россия». Мы решили участвовать в сетевом проекте «Недаром помнит вся Россия» (с 16 января   до 16 февраля 2012 года) Нам предстояло ответить на вопросы викторины «Отечественная война 1812 года.»  Мы набрали 12 из 16 баллов. Это и было пропуском на участие в проекте. Нам сказали: «Да»

Слайд 13

Далее мне, как координатору, предстояло:

1. Собрать  команду   не менее чем из 3-х учеников 3-4 класса и одного взрослого;

2. Зарегистрироваться на сайте Nachalka.com (если вы еще не зарегистрированы ) по инструкции.

3. Разбить  свой бивак (по шаблону);

4. И всё это сделать до 16 января 2012 года!

Слайд 14

Рассмотрев карту проекта, решила- стоит попробовать.

Слайд 15

По шаблонам, памяткам, которые были предложены, создали страницу команды. Затем, изучив информацию о флагах и штандартах, создали свой штандарт.

Слайд 16

Проект приурочен к 200-летию победы в Отечественной войне 1812г. и призван помочь воспитанию в младших школьниках чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России

Выполнение заданий проекта поможет формированию следующих качеств, необходимые человеку XXI века:
коммуникативные умения,
творчество и любознательность,
умение работать с информацией и медиасредствами,
межличностное взаимодействие и сотрудничество.

Слайд 17

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

1. личностные:

положительное отношение к истории своей страны и родного края;

чувство гордости за свою Родину, ее победы;

чувство ответственности за выполнение своей работы при работе в группе.

2. метапредметные:

научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

находить необходимую информацию в различных источниках (книги, интернет);

выделять и анализировать информацию их учебных и научно-популярных текстов;

сравнивать исторические события, делать обобщения;

собирать краеведческий материал, описывать его.

3. предметные:

соотносить исторические события с датами, веком и лентой времени;

рассказывать о ключевых событиях истории государства и об основных событиях истории своего края

сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства.

Слайд 18

Организаторами сетевого проекта было предложено много различных инструментов формирующего оценивания как до,  так и в ходе проекта и по его окончанию.

Слайд 19

Следуя карте, на Поэтическом редуте мы с 3 классом изучили стихотворение Лермонтова «Бородино». Затем составили картинный словарь,

Слайд 20 кроссворд и ментальную карту. Все результаты работы опубликовали на странице своего отряда, дали самооценку.

Слайд 21

На историческом редуте необходимо было изучить одно из сражений и создать ленту времени. Мы выбрали сражение под Малоярославцем. Искали сведения в Интернете, в энциклопедиях, учились выбирать самое главное.

 А я, как координатор, изучала программу создания ленты времени Dipity

Слайд 22

Тайный редут

Команды искали ответы на вопросы и отправляли организаторам проекта. Затем были опубликованы результаты.

На каждом этапе участия команда давала самооценку своей работе, зарабатывая ордена 1, 2, 3 степени.

Слайд 23

И, наконец, Памятный редут. Каждой команде предстояло осветить участие  своего края в Отечественной войне 1812 года.  Результат работы опубликовать на странице отряда.

Слайд 24

В ходе   проекта ребята испытывали чувства гордости за свою Родину. Чувство ответственности за выполнение своей работы  не покидало каждого участника проекта. Дети научились планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Они выделяли и анализировали информацию, учились соотносить события с лентой времени. Главное, что дети работали в коллективе, учились действовать сообща. Ученики приобрели много навыков в работе с ИКТ

Слайд 25

В этом учебном году Nachalka.com предлагает вам поучаствовать в сетевых проектах:

Путешествие с ленинградским почтальоном

Дом, который построил

Весна идёт! Весне дорогу

По дорогам добрых сказок

Невидимки в нашем доме

Слайд 27

Приглашаем к участию. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность обучающихся ( сетевые проекты) МБОУ СОШ №1 г. Горбатов Веретенникова И.П.

Слайд 2

Образовательная компетенция , по мнению А.В. Хуторского, — это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности

Слайд 3

Ключевые образовательные компетенции Ценностно-смысловая Общекультурная Учебно-познавательная Информационная Коммуникативная Социально-трудовая Компетенция личностного самосовершенствования

Слайд 4

. Большой вклад в формировании ключевых образовательных компетенций несёт метод проекта в начальной школе. Метод проекта положительно действует на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Любая деятельность привлекательна, если она эмоционально окрашена. Дети получают удовольствие от того, что получили свой продукт, реализовали свои идеи, замыслы.

Слайд 5

. Проектная деятельность в самом прямом смысле формирует компетенции. Развитие познавательной компетентности предполагает привлечение различных предметных знаний для решения какой-либо проблемы. Поиск, сбор, изучение, анализ, синтез, обобщение, оценка информации способствуют развитию информационной компетентности. Развитие коммуникативной компетентности осуществляется через использование различных форм обучения: работа в группе, обсуждение и т.д. Планирование, проведение собственного исследования, организация исследовательской деятельности развивают организационную компетентность.

Слайд 6

. Метод проектов – педагогическая технология. Проект – совокупность определенных действий и замыслов для создания реального объекта или теоретического продукта. Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Слайд 7

. Сетевой (телекоммуникационный) проект – это сетевое удалённое взаимодействие учащихся из разных регионов и стран. У участников проекта должно быть едиными: Тема проекта Цель, к которой идут команды Форма работы Методы исследования Конечный продукт – это результат сетевого взаимодействия всех его участников.

Слайд 8

. Сетевой учебно-исследовательский проект может быть реализован в рамках ФГОСов второго поколения. Начальное образование является тем фундаментом, на котором формируемые умения и навыки обеспечат не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие, осмысление, оценку современной жизни.

Слайд 9

. Сетевой проект даёт возможность ребёнку - учиться познавать мир, - ставить проблемы, - искать и находить свои решения, - учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, - учиться безопасной работе в Интернете

Слайд 10

. В процессе проекта совершенствуются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Слайд 11

. Из опыта участия в учебном сетевом проекте на сайте Nachalka.com . С чего все начиналось? Решая ежедневные вопросы, чем же увлечь своих учеников, случайно зашла на сайт Nachalka.com . и ознакомилась с анонсом проводимых мероприятий. Меня заинтересовали сетевые проекты для учащихся 1-4 классов. Подумала, что моим ученикам это будет тоже интересно. Но с чего, же начать?

Слайд 12

. Мы решили участвовать в сетевом проекте «Недаром помнит вся Россия» (с 16 января до 16 февраля 2012 года) Нам предстояло ответить на вопросы викторины «Отечественная война 1812 года.» Мы набрали 12 из 16 баллов. Это и было пропуском на участие в проекте. Нам сказали: «Да» .02.02.01.2012 20:16:45 Веретенникова Ирина Павловна IVerettennikova@gmail.com http://nachalka.com/user/16779 Горбатовцы г. Горбатов Павловского района Нижегородской области да

Слайд 13

. 1. Собрать команду не менее чем из 3-х учеников 3-4 класса и одного взрослого; 2. Зарегистрироваться на сайте Nachalka.com (если вы еще не зарегистрированы ) по инструкции. 3. Разбить свой бивак (по шаблону ); 4. И всё это сделать до 16 января 2012 года ! Что нам предстояло сделать?

Слайд 14

. Карта проекта «Недаром помнит вся Россия»

Слайд 15

. Что нам предстояло сделать Создать страницу команды Нарисовать штандарт. Горбатовцы - Горбатов Проект "Недаром помнит вся Россия" Просмотре Пт, 2012-01-06 22:32 — Ирина Веретенникова Формулярный список отряда БКирилл БДанил ИЕфим Руководитель: Веретенникова Ирина Павловна

Слайд 16

. Проект приурочен к 200-летию победы в Отечественной войне 1812г. и призван помочь воспитанию в младших школьниках чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России Выполнение заданий проекта поможет формированию следующих качеств, необходимые человеку XXI века: коммуникативные умения, творчество и любознательность, умение работать с информацией и медиасредствами, межличностное взаимодействие и сотрудничество.

Слайд 17

. После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: 1. личностные : положительное отношение к истории своей страны и родного края; чувство гордости за свою Родину, ее победы; чувство ответственности за выполнение своей работы при работе в группе. 2. метапредметные : научатся планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; находить необходимую информацию в различных источниках (книги, интернет); выделять и анализировать информацию их учебных и научно-популярных текстов; сравнивать исторические события, делать обобщения; собирать краеведческий материал, описывать его. 3. предметные : соотносить исторические события с датами, веком и лентой времени; рассказывать о ключевых событиях истории государства и об основных событиях истории своего края сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства.

Слайд 18

. Поэтический редут (16 - 20 января 2012г.): - Работа с текстом стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”: определить устаревшие слова , найти в словарях их значение; - Размещение на странице подшивки команды визуализаций от каждой группы; - Самооценка.

Слайд 19

.

Слайд 20

. Исторический редут. Необходимо изучить одно из сражений и создать ленту времени. Мы выбрали сражение под Малоярославцем. Искали сведения в Интернете, в энциклопедиях, учились выбирать самое главное. А я, как координатор, изучала программу создания ленты времени Dipity

Слайд 21

. Тайный редут Команды искали ответы на вопросы и отправляли организаторам проекта. Затем были опубликованы результаты.

Слайд 22

. Памятный редут И, наконец, Памятный редут. Каждой команде предстояло осветить участие своего края в Отечественной войне 1812 года

Слайд 23

. Наши награды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на ...

Доклад "Формирование ключевых компетенций через внеурочную деятельность младших школьников"

Формирование ключевых компетенций необходимо начинать в начальных классах, так как в этот период дети восприимчивы ко всему новому, у них высокий познавательный интерес, стремление к общению....

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время

Выступление на педагогическом совете из опыта работы по формированию ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся во внеурочное время...

Формирование ключевых компетенций через проектно- исследовательскую деятельность младших школьников

Учитывая современные требования к образовательному процессу, я поставила перед собой цель: создание условий для формирования и развития исследовательского поведения учащихся, вовлечения их в активную ...

Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников

Доклад на тему «Формирование ключевых компетентностей через внеурочную деятельность младших школьников»...

Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе

Формирование ключевой компетенции умения учиться у младших школьников как условие успешного обучения в старшей школе...