Соц. проект "Птицы-крылья природы"
статья по теме

 

В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе. Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе

Птицы – особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный даже для посвященных, мир одинаково необходимый и человеку, и дикой природе. Птиц называют властелинами воздуха. В красную книгу РСФСР внесено 107 видов. Птицы поселяются рядом с человеком только с выгодой для себя: есть где построиться, достаточно корма, врагов немного или вовсе нет. Так появилась тема для изучения и наблюдения за зимующими птицами. Какие птицы нашего края остаются с человеком на зиму? Чем они питаются? Нужна ли им помощь человека? Какие кормушки можно сделать для птиц?

Идея проекта состоит в том, чтобы помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц. Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности учащихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76»

Проект «Птицы- крылья природы»

Автор: Мариева Наталья Валерьевна

Учитель начальных классов МОУ «Сош № 76».

г. Котлас 2011 год

Проблемное обоснование.

В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе. Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе.

Птицы – особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный даже для посвященных, мир одинаково необходимый и человеку, и дикой природе. Птиц называют властелинами воздуха. В красную книгу РСФСР внесено 107 видов. Птицы поселяются рядом с человеком только с выгодой для себя: есть где построиться, достаточно корма, врагов немного или вовсе нет. Так появилась тема для изучения и наблюдения за зимующими птицами. Какие птицы нашего края остаются с человеком на зиму? Чем они питаются? Нужна ли им помощь человека? Какие кормушки можно сделать для птиц?

Идея проекта состоит в том, чтобы помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц. Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности учащихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к чтению.

Реализация проекта предусматривает проведение воспитательно-образовательной работы с детьми  по четырём направлениям.

Первое направление. Расширение знаний детей о птицах. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц.

Второе направление.  Это направление включает целую систему работы, которая предусматривает формирование у детей представлений о том, как важно помогать птицам в зимнее время года. Работа по подготовке кормушек для птиц. Дети находят в научно-познавательной литературе сведения о том, какие кормушки могут быть особенно удобными для пернатых, строительство «столовых». Идет работа по заготовке корма для птиц, составляется меню для «столовой», пишется график дежурств.

Третье направление.  Эта работа вызывает у детей особые эмоциональные переживания. Сделанные кормушки нужно повесить и начать подкармливать птиц. Дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах.

Четвёртое направление.  Это особенно важное в проекте – вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников. С этой целью участники проекта организовывают в школе операцию «Покормите птиц зимой!», отпечатали листовки: «Покорми птиц зимой - и они отплатят тебе летом», «Чтобы летом пели птицы вокруг, покорми ты их зимой милый друг!», «Не забывай о птицах зимой». Активное участие приняли все ученики  нашей школы. Большая работа была проведена с малышами : учащиеся 2 класса составили и провели викторину «Птицы нашего края», 5-минутку в классах «Как зимой помочь птицам», конкурс на самую оригинальную и легко выполнимую кормушку из вторичного сырья, конкурс рисунков о птицах.

За период проведения операции участниками на уроках технологии под руководством учителя дети учились изготавливать из разного материала кормушки, дома с помощью родителей было изготовлено более 30 кормушек, которые были развешаны на территории города : в парках, скверах, около домов, на балконах. 7 кормушек было подарено д/с  «Аленький цветочек», с целью приобщения детей младшего возраста к охране и заботе об пернатых. В течение зимнего периода дети кормили птиц, вели наблюдение, составляли фоторепортажи.

В результате проекта дети узнали о птицах зимующих в нашем городе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.

Цель: 

1.расширение знаний  о птицах, их образе жизни, строении.

2. оказание помощи зимующим птицам

3. формирование экологически ответственного поведения.

 

Задачи:

1. Расширять кругозор учеников о мире пернатых.

2. Научить заботиться о пернатых друзьях и понимать важность заботы о природе.

3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

4.Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в наших краях.

5.Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.

6.Сделать кормушки для птиц, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.

7.Провести  фотосъёмки.

Содержание:

1. Деление класса на группы

2. Обследование своего микрорайона на наличие кормушек и опрос жителей по вопросу

« Как они помогают птицам зимой?»

3. Подведение итогов опроса и обследования на классном часе «Птицы в городе».

4. Изготовление листовок и развешивание их по городу.

5. Операция «Кормушка».

6. Парад кормушек. Посещение д/с «Аленький цветочек» с призывом «Покормите птиц зимой»

6. Статья в газету.

7. Учащиеся пишут рассказы, сочинения про кормушки и птиц; читают в классе лучшие рассказы.

8. Проведение в классах 5-тиминуток  «Как зимой помочь птицам»

9. Фотоотчет о проделанной работе.

Сроки реализации: январь-февраль 2011 года.

Участники: учащиеся МОУ «СОШ № 76»

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта мы ожидаем, что наш опыт используют в своей деятельности ребята из других классов.

Наша работа будет служить примером для подражания.

Реализация проекта будет способствовать проявлению гражданской позиции.

Проект классного часа.

Тема: ПТИЦЫ ЗИМОЙ

Участники: учащиеся 2 класса.

Классный руководитель: Мариева Н.В.

Цели:

  1. дать представление о том, как  зимуют птицы
  2. вести разъяснительную работу по воспитанию  бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц

Оборудование:

- звукозаписи: П.И.Чайковский «Времена года», «Покормите птиц зимой», голоса птиц

- шапочки у детей с изображением птиц

- ребусы, рисунки, кроссворды, рассказы собственного сочинения

Ход классного часа:

        Ребята, сегодня у нас с вами необычный классный час. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку. Слушайте:

(Звукозапись «Декабрь» из музыкального альбома П.И. Чайковского «Времена года»)

Сошлись как-то вместе 4 волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень.  Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует?

        И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.

        Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. ( На экране появляется на переднем плане ели и березы, вдали еловый лес. На березе висит кормушка. На снегу написано «Зима» Под деревьями следы птиц) Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.

        Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».

        Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. 

Кто был? Что делал? Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей поляне?

Тут вприпрыжку по странице

В ясный день гуляли птицы,

Оставляя след крестом…

Беседа по вопросам:

- Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

- Чем они питаются, где находят себе корм?

- Что птицам страшнее: холод или голод зимы?

- Как человек помогает птицам пережить зиму?

- Поднимите руку, у кого есть кормушки во дворе?

- А кто из вас подкармливает птиц?

- Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку?

Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.

Угадали, ребята, кто прилетает на нашу кормушку?

(фигурку птицы учитель прикрепляет на кормушку на доске)

А вот этих птиц вы узнаете, послушав стихотворение:

Голодно, холодно,

Галки, воробьи!

Голодно, голуби,

Гуленьки мои!

Прилетайте в гости,

Полны мои горсти.

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

(фигурки птичек прикрепляются на доску)

Ребята, после посещения моей кормушки птицы оставили свои «визитные карточки». Прочитайте, кто же прилетал ко мне в гости?

(разгадывание ребусов), (фигурки птиц также прикрепляются на доску)

А вот эту птичку вы узнаете по ее тени, в названии этой птички спряталось «снежное слово»

(фигурка снегиря прикрепляется на доску сначала в виде черной тени, а затем поворачивается раскрашенной стороной)

Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра – послезавтра снег пойдет.

(Звучит звукозапись: стук дятла)

Ребята, что это за звуки слышны в лесу?

Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. (фигурка дятла размещается на доске) У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий, с твердыми зазубринками. Им дятел и достает насекомых: они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.

Ребята, а могут ли птицы выводить птенцов в зимнюю стужу?

(да, это клесты) (фигурка прикрепляется к доске)

Действительно, ребята, обычно в конце зимы, в феврале-марте, в самые вьюжные месяцы самочка клеста на елке или сосне строит глубокое, теплое-теплое гнездо. Строит его так, чтобы над гнездом обязательно была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта «крыша» защищает птенцов от снега.

А почему клест выводит птенцов зимой, знаете?

У клеста клюв с загнутыми перекрещенными концами. Повиснет клест на еловой шишке, раздвинет таким клювом чешуйки и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Еловыми семечками и кормится всю зиму. Ими и  птенцов своих выкармливает.

Ребята, как много птиц собралось на нашей полянке.

(заглядывает в кормушку)

А кормушка-то у нас  что-то пуста. Кто из вас хочет покормить птиц?

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

(Дети читают составленное ими «Меню для птичьей столовой» и кладут корм в кормушку)

Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет.

Послушайте, с какой просьбой обращаются к вам птицы. (звучит запись «Покормите птиц зимой»)

А какие советы могли бы дать друг другу птицы и люди?

А теперь прочитайте слова благодарности, которые написали вам на снегу птицы (на экране открывается слово «Спасибо!», написанное буквами в виде фигурок птиц)

В заключение классного часа ребята приходят к выводу и делают предложение о том, чтобы  на уроках технологии мальчики изготовили своими руками кормушки, а девочки – приготовили корм для птичьей столовой. Следующий классный час – экскурсия на природу с целью развесить кормушки, положить корм и понаблюдать за прилетевшими птицами.

Аналитический материал.

Результаты социального опроса по проблеме: Как горожане участвуют в жизни зимующих птиц?

Время проведения: январь 2011года.

Участники опроса: учащиеся 2 класса МОУ  «СОШ № 76».

Респонденты: горожане города.

Число опрашиваемых

Принимают участие

Не принимают участие

120

40

80

Вывод:

 Очень мало опрашиваемых людей принимают участие в жизни зимующих птиц

Нельзя  забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...