Соц. проект "Птицы-крылья природы"
статья по теме
В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе. Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе
Птицы – особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный даже для посвященных, мир одинаково необходимый и человеку, и дикой природе. Птиц называют властелинами воздуха. В красную книгу РСФСР внесено 107 видов. Птицы поселяются рядом с человеком только с выгодой для себя: есть где построиться, достаточно корма, врагов немного или вовсе нет. Так появилась тема для изучения и наблюдения за зимующими птицами. Какие птицы нашего края остаются с человеком на зиму? Чем они питаются? Нужна ли им помощь человека? Какие кормушки можно сделать для птиц?
Идея проекта состоит в том, чтобы помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц. Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности учащихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
соц. проект "Птицы- крылья прирды".doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76»
Проект «Птицы- крылья природы»
Автор: Мариева Наталья Валерьевна
Учитель начальных классов МОУ «Сош № 76».
г. Котлас 2011 год
Проблемное обоснование.
В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе. Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе.
Птицы – особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный даже для посвященных, мир одинаково необходимый и человеку, и дикой природе. Птиц называют властелинами воздуха. В красную книгу РСФСР внесено 107 видов. Птицы поселяются рядом с человеком только с выгодой для себя: есть где построиться, достаточно корма, врагов немного или вовсе нет. Так появилась тема для изучения и наблюдения за зимующими птицами. Какие птицы нашего края остаются с человеком на зиму? Чем они питаются? Нужна ли им помощь человека? Какие кормушки можно сделать для птиц?
Идея проекта состоит в том, чтобы помочь птицам пережить лютую зиму. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц. Материалы проекта направлены на активизацию коллективной деятельности учащихся. Возможность выбора индивидуальных заданий позволяет поддерживать интерес к чтению.
Реализация проекта предусматривает проведение воспитательно-образовательной работы с детьми по четырём направлениям.
Первое направление. Расширение знаний детей о птицах. С этой целью дети изучают особенности их жизни в зимнее время года: питание, местонахождение, поведение при разной погоде, занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, знакомятся и обсуждают художественные произведения о сезонной жизни птиц.
Второе направление. Это направление включает целую систему работы, которая предусматривает формирование у детей представлений о том, как важно помогать птицам в зимнее время года. Работа по подготовке кормушек для птиц. Дети находят в научно-познавательной литературе сведения о том, какие кормушки могут быть особенно удобными для пернатых, строительство «столовых». Идет работа по заготовке корма для птиц, составляется меню для «столовой», пишется график дежурств.
Третье направление. Эта работа вызывает у детей особые эмоциональные переживания. Сделанные кормушки нужно повесить и начать подкармливать птиц. Дети не просто участвовали в развешивании кормушек на деревьях. Время, проведенное на природе, стало для них маленьким праздником: ребята кормили пернатых, приготовленным заранее угощением, рассказывали стихи и разгадывали загадки о птицах.
Четвёртое направление. Это особенно важное в проекте – вовлечение в работу не только участников проекта, но и своих сверстников. С этой целью участники проекта организовывают в школе операцию «Покормите птиц зимой!», отпечатали листовки: «Покорми птиц зимой - и они отплатят тебе летом», «Чтобы летом пели птицы вокруг, покорми ты их зимой милый друг!», «Не забывай о птицах зимой». Активное участие приняли все ученики нашей школы. Большая работа была проведена с малышами : учащиеся 2 класса составили и провели викторину «Птицы нашего края», 5-минутку в классах «Как зимой помочь птицам», конкурс на самую оригинальную и легко выполнимую кормушку из вторичного сырья, конкурс рисунков о птицах.
За период проведения операции участниками на уроках технологии под руководством учителя дети учились изготавливать из разного материала кормушки, дома с помощью родителей было изготовлено более 30 кормушек, которые были развешаны на территории города : в парках, скверах, около домов, на балконах. 7 кормушек было подарено д/с «Аленький цветочек», с целью приобщения детей младшего возраста к охране и заботе об пернатых. В течение зимнего периода дети кормили птиц, вели наблюдение, составляли фоторепортажи.
В результате проекта дети узнали о птицах зимующих в нашем городе, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.
Цель:
1.расширение знаний о птицах, их образе жизни, строении.
2. оказание помощи зимующим птицам
3. формирование экологически ответственного поведения.
Задачи:
1. Расширять кругозор учеников о мире пернатых.
2. Научить заботиться о пернатых друзьях и понимать важность заботы о природе.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
4.Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в наших краях.
5.Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц.
6.Сделать кормушки для птиц, следить за тем, чтобы постоянно был корм в кормушке.
7.Провести фотосъёмки.
Содержание:
1. Деление класса на группы
2. Обследование своего микрорайона на наличие кормушек и опрос жителей по вопросу
« Как они помогают птицам зимой?»
3. Подведение итогов опроса и обследования на классном часе «Птицы в городе».
4. Изготовление листовок и развешивание их по городу.
5. Операция «Кормушка».
6. Парад кормушек. Посещение д/с «Аленький цветочек» с призывом «Покормите птиц зимой»
6. Статья в газету.
7. Учащиеся пишут рассказы, сочинения про кормушки и птиц; читают в классе лучшие рассказы.
8. Проведение в классах 5-тиминуток «Как зимой помочь птицам»
9. Фотоотчет о проделанной работе.
Сроки реализации: январь-февраль 2011 года.
Участники: учащиеся МОУ «СОШ № 76»
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта мы ожидаем, что наш опыт используют в своей деятельности ребята из других классов.
Наша работа будет служить примером для подражания.
Реализация проекта будет способствовать проявлению гражданской позиции.
Проект классного часа.
Тема: ПТИЦЫ ЗИМОЙ
Участники: учащиеся 2 класса.
Классный руководитель: Мариева Н.В.
Цели:
- дать представление о том, как зимуют птицы
- вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц
Оборудование:
- звукозаписи: П.И.Чайковский «Времена года», «Покормите птиц зимой», голоса птиц
- шапочки у детей с изображением птиц
- ребусы, рисунки, кроссворды, рассказы собственного сочинения
Ход классного часа:
Ребята, сегодня у нас с вами необычный классный час. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я расскажу вам сказку. Слушайте:
(Звукозапись «Декабрь» из музыкального альбома П.И. Чайковского «Времена года»)
Сошлись как-то вместе 4 волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует?
И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко.
Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. ( На экране появляется на переднем плане ели и березы, вдали еловый лес. На березе висит кормушка. На снегу написано «Зима» Под деревьями следы птиц) Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.
Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».
Днем идет снег. Кончится – страницы чистые. Утром придешь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, черточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.
Кто был? Что делал? Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей поляне?
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом…
Беседа по вопросам:
- Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?
- Чем они питаются, где находят себе корм?
- Что птицам страшнее: холод или голод зимы?
- Как человек помогает птицам пережить зиму?
- Поднимите руку, у кого есть кормушки во дворе?
- А кто из вас подкармливает птиц?
- Расскажите, какие птицы прилетают к вам на кормушку?
Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.
Угадали, ребята, кто прилетает на нашу кормушку?
(фигурку птицы учитель прикрепляет на кормушку на доске)
А вот этих птиц вы узнаете, послушав стихотворение:
Голодно, холодно,
Галки, воробьи!
Голодно, голуби,
Гуленьки мои!
Прилетайте в гости,
Полны мои горсти.
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
(фигурки птичек прикрепляются на доску)
Ребята, после посещения моей кормушки птицы оставили свои «визитные карточки». Прочитайте, кто же прилетал ко мне в гости?
(разгадывание ребусов), (фигурки птиц также прикрепляются на доску)
А вот эту птичку вы узнаете по ее тени, в названии этой птички спряталось «снежное слово»
(фигурка снегиря прикрепляется на доску сначала в виде черной тени, а затем поворачивается раскрашенной стороной)
Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра – послезавтра снег пойдет.
(Звучит звукозапись: стук дятла)
Ребята, что это за звуки слышны в лесу?
Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. (фигурка дятла размещается на доске) У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий, с твердыми зазубринками. Им дятел и достает насекомых: они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.
Ребята, а могут ли птицы выводить птенцов в зимнюю стужу?
(да, это клесты) (фигурка прикрепляется к доске)
Действительно, ребята, обычно в конце зимы, в феврале-марте, в самые вьюжные месяцы самочка клеста на елке или сосне строит глубокое, теплое-теплое гнездо. Строит его так, чтобы над гнездом обязательно была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта «крыша» защищает птенцов от снега.
А почему клест выводит птенцов зимой, знаете?
У клеста клюв с загнутыми перекрещенными концами. Повиснет клест на еловой шишке, раздвинет таким клювом чешуйки и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Еловыми семечками и кормится всю зиму. Ими и птенцов своих выкармливает.
Ребята, как много птиц собралось на нашей полянке.
(заглядывает в кормушку)
А кормушка-то у нас что-то пуста. Кто из вас хочет покормить птиц?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли…
(Дети читают составленное ими «Меню для птичьей столовой» и кладут корм в кормушку)
Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет.
Послушайте, с какой просьбой обращаются к вам птицы. (звучит запись «Покормите птиц зимой»)
А какие советы могли бы дать друг другу птицы и люди?
А теперь прочитайте слова благодарности, которые написали вам на снегу птицы (на экране открывается слово «Спасибо!», написанное буквами в виде фигурок птиц)
В заключение классного часа ребята приходят к выводу и делают предложение о том, чтобы на уроках технологии мальчики изготовили своими руками кормушки, а девочки – приготовили корм для птичьей столовой. Следующий классный час – экскурсия на природу с целью развесить кормушки, положить корм и понаблюдать за прилетевшими птицами.
Аналитический материал.
Результаты социального опроса по проблеме: Как горожане участвуют в жизни зимующих птиц?
Время проведения: январь 2011года.
Участники опроса: учащиеся 2 класса МОУ «СОШ № 76».
Респонденты: горожане города.
Число опрашиваемых | Принимают участие | Не принимают участие |
120 | 40 | 80 |
Вывод:
Очень мало опрашиваемых людей принимают участие в жизни зимующих птиц
Нельзя забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».
Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1. познакомит...
"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"
Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...
Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»
На уроке ведётся разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...
Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...
конспект и презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме " Человек и природа.Правила поведения в природе"
урок в 1 классе по учебнику Саплиной....
Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.
Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...