Разное
статья по теме
Предварительный просмотр:
Боброва С.З.
МОУ-СОШ №49 г. Белгорода
учитель нач. классов
Групповая работа в начальной школе
Важнейшая задача учителя – создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и новых технологий. Одной из таких технологий является обучение в группах через сотрудничество.
Групповая работа весьма привлекает младших школьников, а так же учителей, работающих с ними. Одна ко первый опыт ее организации может быть неудач ным (излишний шум, медленный темп ра боты учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от даль нейшего использования этой формы обу чения.
Между тем групповая работа — это полноценная самостоятельная форма орга низации обучения. Уникальность группо вой работы обеспечивается такими ее при знаками, как непосредственное взаимодей ствие между учащимися (дети выполняют учебное задание совместно в составе ма лой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учите ля. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструк цию по его выполнению, оценивает резуль таты труда группы. Руководство же дея тельностью каждого ученика осуществля ется самими детьми внутри группы.
В связи с этим значение групповой ра боты трудно переоценить. Она активизи рует учение школьников, создает широ кую наглядно чувственную базу для теоре тических обобщений, обеспечивает усло вия для овладения младшими школьника ми такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик разви вающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятель ности — группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосыл ки к переходу на следующую ступень в своем развитии — индивидуального субъ екта учебной деятельности.
Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманисти ческих качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, форми ровании положительных мотивов учения.
При организации групповой работы можно выделить ряд этапов.
На первом этапе необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Снача ла такое обучение происходит во фрон тальной работе учащихся. Здесь можно использовать следующие приемы:
- в случае затруднения при ответе уче ник сам вызывает себе помощника;
- для оценки своего ответа ученик сам назначает "учителя";
- вводятся приемы несловесного обще ния: значки " + "- согласен, " —"- не согласен, "?"- не понял, используются жесты, кивки и наклоны головы;
- организуются игры, развивающие уме ние слушать другого (например, "Снежный ком": первый ученик называет какое - либо слово (число), другой должен повто рить это слово и назвать свое, третий по вторяет оба слова, названные предыдущи ми учениками, и называет свое).
Эти приемы успешно усваиваются деть ми во время учебных дискуссий -споров, на правленных на решение задач обучения. Для проведения дискуссии важно правиль но подобрать вопросы. Это должны быть проблемные задания, не имеющие образца решения, предполагающие множество ги потез и вариантов. В них могут содержать ся мнения, которые не являются бесспор ными ("Пирамиды служили древним егип тянам гробницами"); положения, противо речащие обыденным представлениям о дей ствительности ("Пар невозможно увидеть. Он невидим"); ошибочные, но формально аргументированные точки зрения ("Надо писать "воденой", так как он живет в во де") и др.
Организуя дискуссию, учитель дейст вует следующим образом: задает вопрос, вызывает ученика, желающего высказать ся, выслушав ответ, не оценивает его, а спрашивает детей: "Кто согласен?" Выслу шивается следующий ученик, и снова учи тель, не комментируя ответ, организует обсуждение высказанных мыслей, по воз можности заостряя противоречия между ними. Чтобы дискуссия была результатив ной, учитель следит за логикой рассужде ний учеников, а также пресекает посто ронние споры. Он старается включить в об суждение всех учеников, добиваясь их не посредственной реакции (при помощи же стов или значков) на каждое высказыва ние ученика или самого учителя.
После такой работы учитель вместе с детьми анализирует: как прошло обсужде ние, что помогло в достижении результата, что мешало. Постепенно формулируются правила, к которым учащиеся обращаются каждый раз при организации дискуссии. В ходе последующих дискуссий эти правила могут дополняться новыми.
ПРАВИЛА ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ:
- не говорить всем сразу;
- всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
- реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не со гласен, не понял);
- возражая или соглашаясь с другим, обра щаться к говорящему лично: "Саша, ты не ска зал, что..."
Усвоив приемы и правила совместной работы, дети используют их при обще нии в составе малой группы. Но владение этими умениями само по себе еще не обеспечивает успешности групповой ра боты. Чтобы учащиеся понимали пользу учебного сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отноше ние к совместной деятельности на уроке. Это является целью второго этапа введе ния групповой работы.
На втором этапе полезно исполь зовать приемы, наглядно показывающие важность кооперации людей для достиже ния ими лучшего результата. Здесь боль шую помощь могут оказать родители уча щихся. Так, они расскажут о том, как пришли к нестандартному решению зада чи на своем производстве (в больнице или на военной службе) благодаря совместным усилиям группы людей, членов трудового коллектива, как нашли наиболее простой и экономный путь, выбирая из несколь ких, предложенных разными участника ми группы.
В этот период полезно вспомнить по словицы, в которых речь идет о совмест ном труде: "Один в поле не воин", "Одна голова хорошо, а две — лучше", "Друж но — не грузно, а врозь — хоть брось" и др. Анализ удачных праздников, конкур сов, викторин, проведенных в классе, так же свидетельствует о том, что их успех за висел от общих усилий детей, от их совме стного творчества и дружной работы.
Полезно использовать задания, позво ляющие детям на личном опыте убедиться в пользе их совместной работы. Например, класс делится на две части: одни ученики работают индивидуально, а вторые — па рами. Всем предлагаются одинаковые за дания: составить из кусочков разрезанной открытки целую, разгадать кроссворд, со чинить веселую историю, в которой все слова начинались бы с буквы "к", решить пример в несколько действий и др.
Обычно пары справляются с такими заданиями быстрее, находят более инте ресные решения, чем дети, работающие индивидуально. Если же пара не справля ется с заданием - это хороший матери ал для анализа и совершенствования со трудничества. В результате такого анали за правила общего обсуждения дополня ются правилами дружной работы:
- перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
- не спорить зря, а доказывать, объ яснять;
- стараться понять друг друга.
После того как проведена подобная подготовка детей к совместной деятельно сти, можно переходить к систематической непосредственной организации групповой работы на уроках. Здесь также необходима последовательность, в основе которой — усложнение деятельно сти учащихся в группах.
Это усложнение осуществляется по нескольким направлениям:
- усложнение видов групповой работы;
- повышение степени самостоятель ности учащихся;
- усложнение содержания учебного материала, прорабатываемого в группах.
(Традиционно выделяют: парную рабо ту, когда двое учащихся выполняют ка кое-либо задание, сотрудничая друг с дру гом; единую групповую (учащиеся в ма лых группах совместно выполняют зада ние, одинаковое для всех групп) и диффе ренцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчине ны единой цели). Начинать следует с организации парной работы как самой простой, затем включать единую и, наконец, дифференциро ванную групповую.
Начинать парную форму организации обучения можно на уроках любой дисцип лины при изучении любой темы, где це лесообразна совместная деятельность учащихся в группах. Главное — первые задания для парной работы нужно давать на хорошо известном детям учебном ма териале, чтобы основное внимание уделя лось освоению приемов взаимодействия друг с другом.
Постепенно содержание материала ус ложняется. От заданий репродуктивного характера группы переходят к работе, тре бующей преобразующей и поисковой де ятельности. Групповая работа наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: об ращению за помощью, обсуждению возникшей догадки.
Систематическая организация групповой работы способствует глубокому усвоению учебного материала: ученик, проговаривая информацию, лучше её усваивает. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения.
Список литературы
1. Абасов З.В. Форма обучения – групповая работа. - М.: Просвещение, 1998.
2. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе. - М.: Амфора, 1998.
3. Танцоров С.Г. Групповая работа в развивающем обучении. - Рига : Эксперимент, 1997.
4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск : Пеленг, 1993.
5. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе?. - М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разные люди - разные культуры
Интегрированный урок в 1 классе по теме: «Звуки осени» (музыка и технология). Урок проведён в рамках семинара: «Здоровье сберегающие технологии на уроках эстетического цикла»...
Проект "Эта разная, разная плесень".
Разработка проекта " Эта разная,разная плесень". Презентация к пректу "Этаразная, разная плесень"...
Разные материалы - разные свойства
Урок технологии для учащихся 2 класса (УМК "Начальная школа 21 века")...
Разные люди - разные характеры
Вашему вниманию было представлено занятие "Разные люди - разные характеры" по Программе развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...
Мы разные - в этом наше богатство. Мы разные - в этом наша сила.
Конспект внеклассного мероприятия ко Дню толерантности....
Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"
Классный час "Продукты разные нужны, продукты разные важны"...
"Одежда в разные времена и в разных странах"
Конспект урока , в котором происходит систематизация знаний о одежде народов России....