Портфолио учащихся начальных классов
методическая разработка (2 класс) по теме
Данный вариант порфолио разработан и апробирован в 1-2 классах коррекционной школы VIIвида. Разделы и вопросы в них оформлены и сформулированы с учётом познавательных возможносткй учващихся с ОВЗ, что делает ведение портфолио необременительным. Запись года обучения в начале строк позволяет рационально вести записи и ежегодно из дополнять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 507.3 КБ |
potrfolio_uchashchihsya.docx | 866.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио - современная эффективная форма оценивания.
Самопознание и самореализация ребёнка возможны при включении их в специально организованную деятельность - ведение портфолио.
Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.
Дети в школе получают образование. Оно включает:
- обучение,
- воспитание,
- развитие,
- социализацию ребёнка.
Портфолио отражает динамику становления этих элементов. Важно проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок:
- его отношение к обучению,
- степень овладения ЗУН,
- как постепенно меняется и обогащается внутренний мир ребёнка,
- как складываются и меняются его отношения с ровесниками и взрослыми.
В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимает, как адаптацию ребенка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).
Функции портфолио
Диагностическая функция.
- Позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирования у него умения учиться.
- Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми. К.Д.Ушинский говорил, что если учитель хочет воспитывать человека во всех отношениях, то он должен знать его во всех отношениях.
Это страницы:
- Мой портрет.
- Я познаю мир.
- Моя семья.
- Я о себе.
- Мои достижения.
Контролирующая и оценивающая функция.
Это оценка учащимся своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
- Я учусь писать.
- Математика.
- Я закончил… класс.
- Мои достижения.
Воспитательная функция.
Важно направить сознание детей на воспитание в себе ученика, человека, узнать о его ценностных ориентациях.
- Лист самооценки.
- Про меня…
Кроме того, заполняя эту страницу, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности. Узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества.
С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребенок делится своим социальным опытом.
Функция творческого развития.
Это самые интересные страницы, которые позволяют ученику проявлять свои творческие способности.
- Мои «шедеврики»
- Буквы, цифры оживают.
- Ребусы, кроссворды.
- Стихи, сказки.
Как составлено портфолио ?
Страницы портфолио включают в себя 5 основных разделов.
Разделы ( что это значит для учителя) | Как называются страницы в портфолио |
I/Диагностика развития. | Мой портрет. Это я! Я о себе… Всё обо мне. Моя семья. |
II/Диагностика успехов. | По лестнице знаний. Мои достижения. |
III/Социальная жизнь. | Моя школьная жизнь. |
IV/Самооценка личности. | Я познаю мир. Какой я? Я о себе… |
V/Детское творчество. | Мои «шедеврики» |
Содержание каждого раздела углубляется с каждым годом. Так, например, если в первом классе дети просто рисуют свою семью, то в четвертом уже составляют свою родословную.
Что даёт портфолио учителю?
Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка. Способствует формированию у него умения учиться. Помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного школьника и учитывать их в своём общении с детьми.
Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.
Что даёт портфолио родителям?
Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят достижения ребенка в овладении ЗУН, его внутренние переживания. Результаты творческой деятельности, трудности и радости.
Вот некоторые отзывы родителей. «Порфолио читаем с большим интересом. Оно не только позволяет запечатлеть определённые этапы развития ребенка, но и показывает изменения в характере и мировоззрении. Показывает, чего ждёт ребёнок от нас, родителей». «Из порфолио можно узнать, о чём ребёнок мечтает, что он думает о школе, как с каждым годом становится умнее и взрослее.»
Как начинать?
Познакомить с портфолио родителей . рассказать им о целях и задачах его ведения. Спросить разрешения о ведении его ребенком.
Показать портфолио детям, спросить, кто хочет его вести. Узнать, кому ребенок разрешает показывать портфолио.
Когда заполнять страницы портфолио?
Некоторые страницы сами указывают на время заполнения.
Страницы, в которых ребенок указывает о себе, о своей семье, желательно заполнять после предварительной беседы, классного часа, посвященного этой теме. Страницы, отражающие социальную жизнь, заполняются непосредственно после проведения мероприятия и его обсуждения. Страницы достижений и участия в олимпиадах, конкурсах, лучше заполнять в конце четверти, когда на классном часе подводятся итоги работы за четверть. Некоторые страницы заполняются два раза в год. На некоторые вопросы можно отвечать, отмечая в начале строчки класс (год).
Ребёнок вправе в любое время взять портфолио, что либо исправить или дополнить, вложить в папку «Мои шедеврики» свои работы.
Кому и когда показывать портфолио?
С разрешения детей можно показывать портфолио родителям, одноклассникам и педагогам.
Советы по ведению портфолио.
Дорогой друг!
- Ты можешь сам оформить страницу, сделать рамку. Раскрасить заголовок, добавить рисунки.
- Ты можешь попросить помощи у родителей или учителя.
- Ты можешь сам придумать новые страницы.
Уважаемые родители!
- Участвуйте в ведении портфолио вместе с ребёнком!
- Хвалите и поощряйте его.
- Помогите ребенку в оформлении страниц.
- Помогите ребёнку написать, придумать и сочинить!
Желаем успехов!
Предварительный просмотр:
Портфолио ( фамилия, имя ученика)
Меня зовут_____________________________________________________
Мне нравится, когда меня называют_________________________________
__________________________________________________________________________
Мои увлечения (хобби)
Мне нравится, что я________________________________________
__________________________________________________________
Мне не нравится, что я______________________________________
__________________________________________________________
Меня радует_______________________________________________
__________________________________________________________
Меня огорчает_____________________________________________
__________________________________________________________
Мои желания______________________________________________
__________________________________________________________
Моё настроение
2 класс
1 класс
3класс
Придумай, нарисуй и подпиши значки для своего настроения
Нарисуй свою семью. Напиши, как кого зовут.(можно приклеить фото)
Я читаю…
Моя скорость чтения | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Сентябрь | |||||
Декабрь | |||||
Март | |||||
Май |
Нарисуй картинку «Буквы оживают»
(примерный вариант оформления)
Здесь ты можешь наклеить свои лучшие работы по письму.
Отметь свои умения значком в таблице. Значок придумай сам.
Как я решаю примеры | класс | до 10 | до 20 | до 100 | до 1000 | |
1 | ||||||
2 | октябрь | |||||
май | ||||||
3 | октябрь | |||||
май | ||||||
4 | октябрь | |||||
май | ||||||
Как я решаю задачи | в 1 действие | в 2 действия | в 3 действия | головоломки | ||
1 | ||||||
2 | октябрь | |||||
май | ||||||
3 | октябрь | |||||
май | ||||||
4 | октябрь | |||||
май |
«Оживи» цифру или сделай рисунок из цифр.(примерный вариант оформления)
|
Волшебные превращения фигур.(примерный вариант оформления)
|
(анкета)
Что больше всего нравится мне в школе. 2класс______________________________________________________________3класс______________________________________________________________4класс_______________________________________________________________________________________________________________________________
Что я люблю читать. _2класс_____________________________________________________________
3класс_______________________________________________________________4класс_____________________________________________________________
Чем я люблю заниматься. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что я хочу узнать. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моё любимое занятие в свободное время.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши, с кем ты дружишь.
1класс______________________________________________________________2класс______________________________________________________________3класс______________________________________________________________
Что тебе нравится в твоих друзьях?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарисуй картинку друзьям или о друзьях. ( или приклей фотографии)
Мои успехи ____________________________________________________
_________________________________________________________________
Что получается __________________________________________________
_________________________________________________________________
Что пока не получается ___________________________________________
_________________________________________________________________
Чему хочу научиться _____________________________________________
_________________________________________________________________
Мои успехи ____________________________________________________
_________________________________________________________________
Что получается __________________________________________________
_________________________________________________________________
Что пока не получается ___________________________________________
_________________________________________________________________
Чему хочу научиться _____________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио учащихся начальных классов
Представлена разработка портфолио для учащхися начальных классов. Данное портфолио содержит разделы "Портрет", "Коллектор", "Рабочие материалы", "Мои достижения"....
Выступление на педсовете по теме"Портфолио учащихся начальных классов"
В презентации по теме " Портфолио учащегося начальной школы" содержатся материалы для выступления на педагогическом совете по данной тематике....
Положение о Портфолио учащихся начальных классов
В положении описаны функции Портфолио, структура, технология ведения....
Портфолио учащихся начальных классов
Шаблоны примерных портфолио учащихся начальных классов...
Презентация "Портфолио учащихся начальных классов"
Портфолио ученика - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся в определенный период их обучения. Цель составления портфолио - это устан...
Портфолио учащихся начальных классов
Портфолио учащихся начальных классов...
Портфолио учащихся начальных классов
Портфолио учащегося 1-4 класса разработано в соответствии с Положением об оценке внеучебныз достижений школьников МБОУ "Сидоровская СОШ". Портфолио содержит основные разделы "Мой мир&qu...