Проект программы "Здоровым быть здорово!"
календарно-тематическое планирование (1,2,3,4 класс) по теме
Программа на 4 года. Содержит тематическое планирование по каждому году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proect_programmi.docx | 277.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ Магинская средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
«Здоровым – быть здорово!»
Автор и разработчик: Гарипова Д.М.
учитель начальных классов
Магинск – 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня, так как она связана с ухудшением экологической обстановки и показателей заболеваемости детей. Чтобы ребёнок мог хорошо учиться, он должен быть, прежде всего, здоровым. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и мы педагоги. Как видим, на школу и педагогов легла очень трудная задача – задача сохранения здоровья ребёнка. Поэтому одним из ведущих направлений моей программы является создание условий для сохранения здоровья учащихся в ходе воспитательного процесса. Оттого, насколько широко и быстро мы сможем это сделать, зависит здоровье наших детей.
При определении целей деятельности по здоровьесбережению я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, НОТ школьника, учитывает природно-климатические условия нашего региона. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.
За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности, и я согласна с этим. Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, сможет ли он прочитать текст внятно, четко и быстро. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленные жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» среди одноклассников или растворится в толпе «серой мышкой»? Каждому ребенку дан бесценный дар – творить. Ведь недаром великие педагоги прошлого верили, что стоит только создать условия, и талант обязательно проявиться. Особенно важно, чтобы это произошло как можно раньше и наиболее полно. Я стараюсь увидеть в каждом ребенке маленького творца.
Для маленького ученика все важно в школе: и уют в классе, и красота его оформления, и взгляд, и слово учителя, и сосед по парте, даже одежда учителя. Прав оказался В. П. Шереметевский в своем высказывании: «Все дело воспитания маленьких людей слагается из мелочей. Из всех мелочей незаметно закладывается фундамент, без которого все здание воспитания и шатко и валко, и на сторону».
Главное в работе, не только знание материала, умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих воспитанников. Их радостное, коротенькое приветствие «Привет!», тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают в тебе силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Ты готов свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд, дарить ученику радость познания и помочь ему поверить в себя. Я уверена, что человек, переживший такую радость, не захочет творить зло, причинять вред другим, в нём проснётся желание поделиться своими чувствами с другими, стремление совершенствоваться и познавать всё больше и больше.
Здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в начальной школе. Народная мудрость гласит: « Здоровье дороже золота», «Здоровье на деньги не купишь» и поэтому я в начальных классах большое внимание уделяю организации учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
ЦЕЛИ:
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
ЗАДАЧИ:
- укреплять тот уровень здоровья, с которым ребенок пришел в школу;
- воспитывать у детей ценностное отношение к собственному здоровью;
- познакомить детей и с основами здорового образа жизни;
- научить строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- организовать систему профилактической работы по формированию здорового образа жизни (просветительская работа с обучающимися);
Объект проектирования:
процесс организации здоровьесберегающих технологий в учебном и
воспитательном процессе для младших школьников.
Предмет исследования:
методика организации и содержания здоровьесберегающих технологий.
Методы исследования:
теоретические: изучение, анализ и синтез научной литературы по теме
исследования; беседы, изучение опыта работы коллег.
имперические: наблюдение, изучение продуктов и процессов деятельности
обучающихся.
Этапы подготовки осуществления проекта:
- Информационно – диагностический;
- Деятельностный;
- Аналитический.
Основные направления работы:
1 класс – «Здоровье – это радость!».
Цель: ознакомление обучающихся с правилами ЗОЖ;
содействовать сплочению детского коллектива;
2 класс – «Здоровье – это успех!».
Цель: формирование необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;
3 класс – «Здоровье - это быть свободным и нужным!».
Цель: обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;
4 класс – «Здоровье – это победа над собой!».
Цель: сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной
жизни.
Проект программы рассчитан на 4 года.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Методические занятия являются комплексными, на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, сценки, подвижные и интеллектуальные игры, походы, экскурсии, проектная деятельность, игры – инсценировки, акции и т.д..
Условия реализации:
Проект будет успешно реализован если:
- будет изучен, предусмотренный программой, весь теоретический материал
и проведены все практические занятия;
- будут учтены возрастные, личностные и психофизические особенности
младших школьников.
Условия организации проведения занятий:
- Наличие спортивного зала;
- Наличие спортивного инвентаря;
- Сотрудничество с медицинским работником и учителем физкультуры;
Ожидаемые и конечные результаты реализации программы:
- Осознание личной причастности к состоянию своего здоровья;
- Включение в деятельность по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к ЗОЖ;
- Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе;
- Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;
- Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;
- Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик – учитель";
Ученики получат возможность:
- узнать и применять на практике правила поведения за столом;
- познакомятся с культурой питания;
- познакомятся с правилами оказания первой помощи при солнечном ударе, ожоге, обморожении, при спасении утопающих;
Должны уметь (быть):
- преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
- проявлять хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
- честен, самокритичен (нравственное здоровье);
- коммуникабелен (социальное здоровье);
- уравновешен (эмоционалный аспект здоровья).
Формы контроля:
- административный контроль;
- медицинский мониторинг;
- психологический мониторинг;
- педагогический мониторинг.
Реализация программы осуществляется на базе МОБУ Магинская
средняя общеобразовательная школа.
Тематическое планирование мероприятий по проекту «Здоровым - быть здорово!» 1 класс - «Здоровье – это радость!» 1 час в неделю, 33 часа в год, 11 теоретических занятий, 22- практических. | |||||
Поход в осенний лес. | |||||
От улыбки хмурый день светлей… | |||||
Игры на свежем воздухе. | |||||
Осенний кросс. | |||||
Режим дня. | |||||
Подвижные игры с мячом. | |||||
«Джунгли зовут». | |||||
Учимся правильно дышать. | |||||
Утренняя зарядка. | |||||
10. | Прыжки на скакалке. | ||||
11. | Сон – лучшее лекарство. | ||||
12. | Комплекс упражнений с обручем. | ||||
13. | Упражнения в висе. | ||||
14. | Чтобы зубы не болели. | ||||
15. | Катание на санках. | ||||
16. | Экскурсия в зимний лес. | ||||
17. | Гимнастика для глаз. | ||||
18. | Снежные старты. | ||||
19. | Упражнения с гимнастической палкой. | ||||
20. | Гигиена кожи. | ||||
21. | Экскурсия в зимний лес. | ||||
22. | Папа, мама, я- спортивная семья. | ||||
23. | Чтобы уши слышали. | ||||
24. | Весёлые старты. | ||||
25. | Подвижные игры с мячом. | ||||
26. | Солнце, воздух и вода – наши верные друзья. | ||||
27. | Весенний кросс. | ||||
28. | Прыжки в длину. | ||||
29. | Осанка – стройная спина. | ||||
30. | Подвижные игры на спортивной площадке. | ||||
31. | «Классики» | ||||
32. | Викторина «Секреты здоровья». | ||||
33. | Экскурсия к реке. | ||||
2 класс - «Здоровье – это успех!» 1 час в неделю, 34 часа в год, 12 теоретических занятий, 22- практических (то (те, что в 1 классе). | |||||
1. | Настроение в школе и дома. | ||||
2. | Лекарства в лесу. | ||||
3. | Самые полезные продукты. | ||||
4. | Рабочие инструменты» человека. | ||||
5. | Болезни глаз. Как их предупредить. | ||||
6. | Слух - большая ценность для человека. | ||||
7. | Профилактика кариеса. | ||||
8. | Режим питания. | ||||
9. | Если хочешь быть здоров – закаляйся! | ||||
10. | Гигиена тела и души. | ||||
11. | Спорт в жизни человека. | ||||
12. | Игра «Учимся не болеть». | ||||
3 класс - «Здоровье – это быть свободным и нужным!» 1 ч 1 час в неделю, 34 часа в год, 17 теоретических занятий,17- практических. | |||||
Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. | |||||
В поход на природу. | |||||
Азбука питания. | |||||
Осенний марафон. | |||||
Как избежать отравлений. | |||||
Спортивные эстафеты. | |||||
Движение есть жизнь. | |||||
Подвижные игры с мячом. | |||||
Бег в нашей жизни. | |||||
Комплекс упражнений с обручем. | |||||
Прыжки и воспитание характера. | |||||
Снежные старты | |||||
Чистота, опрятность, аккуратность. | |||||
Лыжная прогулка в лес. | |||||
Глаза – главные помощники человека. | |||||
Игра «Взятие снежной крепости». | |||||
17. | Чтобы гриппа не бояться, надо братцы закаляться. | ||||
18. | Комплекс упражнений с гимнастическими палками. | ||||
19. | Если хочешь быть здоров.. | ||||
20. | Игра в «Пионербол» | ||||
21. | Мой путь к здоровью. | ||||
22. | Спортивные эстафеты. | ||||
23. | Секреты здоровья. | ||||
24. | Подвижные игры с мячом. | ||||
25. | Игра «По тропе здоровья». | ||||
26. | Семейная спортивная спартакиада. | ||||
27. | Надёжная защита организма. | ||||
28. | Прыжки на скакалке. | ||||
29. | Понятие ЗОЖ. | ||||
30. | Весенний марафон. | ||||
31. | Велосипед как средство ЗОЖ | ||||
32. | Прогулка на велосипедах. | ||||
33. | Чистые руки, чистое тело- смело берись за любое дело. | ||||
34. | Игра «Зарница». | ||||
4 класс - «Здоровье – это победа над собой!» 1 ч11 час в неделю, 34 часа в год, 17 теоретических занятий,17- практических ( те (те же, что в 3 классе). | |||||
1. | Вредные привычки, их влияние на здоровье. | ||||
2. | Какие лекарства мы выбираем. | ||||
3. | Домашняя аптечка. | ||||
4. | Отравления лекарствами. | ||||
5. | Пищевые отравления. | ||||
6. | Умей предупреждать болезни. | ||||
7. | Здоровый образ жизни. | ||||
8. | Молодой старичок. | ||||
9. | Секрет долголетия. | ||||
10. | Викторина «Тело человека и секреты здоровья». | ||||
11. | Основные виды травм у детей школьного возраста. | ||||
12. | Первая медицинская помощь при кровотечении. | ||||
13. | Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | ||||
14. | Оказание первой помощи при ожогах и обморожении. | ||||
15. | Оказание первой помощи при отравлениях. | ||||
16. | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена). | ||||
17. | Деловая игра «Здоровым быть здорово!» |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Данная программа рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. Опыт показывает, что использование программы «Здоровым- быть здорово» в воспитательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в воспитание данной программы ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема дисциплины.
Я хочу сказать, что если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять самим своё здоровье и сами будем в этом примером, то только в этом случае можно быть уверенными в том, что будущее поколение будет здоровым и развитым интеллектуально.
Используемая литература
1.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы» М.: «ВАКО», 2004.
2. Павлова М.А. «Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни для учащихся 1х – 4х классов» САРАТОВ 2003(http://health.best-host.ru)
3. И.А. Телякова «Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы» http://www.saripkro.ru/konf_psi/p11aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стартовая презентация к проекту "Быть здоровым - это здорово!" 2 класс
Презентация сообщает цель и задачи проекта, вовлекает детей в мир познания. Работа над проектом проходила по группам. Отчет группы "Витаминки" представлен в разделе "Творческие работы учащихся"....
Социально значимый проект "Здоровым быть здорово"
Данный проект может быть реализован как в начальной школе, так и в среднем звене. Его основная цель - повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, развитие субъектного, ответственного ...
Урок - проект "Хочу быть здоровым"
Занятие построено как урок – проект. Урок - проект позволяет предоставить работу в группах. Подобные уроки развивают творческое мышление, сплоченность коллектива, умение прислушиваться к мнению других...
проект "Учимся быть здоровыми"
Проект с целью, задачами, планом работ с его участниками...
проект "Здоровым-быть здорово!"
В данном проекте раскрыта методическая работа по формированию здорового образа жизни у детей начальной школы....
Разработка спортивного мероприятия муниципального образовательного учреждения« Лицей №1» города Балаково Саратовской области в рамках проекта «Здоровье» по теме: «Хочу быть здоровым!»
Спортивное мероприятие в рамках проекта "Здоровье" для учащихся 1-2 классов. Цель меропприятия: формирование у учащихся приоритета к здоровому образу жизни, сохранение здоровья через повышение двигате...
Учебный проект «Хочу быть здоровым»
Есть знаменитая пословица: "Здоровье дороже денег". Никто не будет отрицать её важность, потому что невозможно назвать точную цену нашему здоровью. И данный проект направлен на привлечение внимания к ...