Программа кружка "Юный исследователь" для 3 класса для реализации в образовательной среде ГлобалЛаб
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Особенностью этой программы по организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе является использовании готовых проектов, созданных в образовательной среде ГлобалЛаб. Это среда сетевого исследовательского взаимодействия детей, их родителей и учителей. Проекты ГлобалЛаб с одной стороны позволяют ребёнку просто и комфортно приобрести опыт проектной деятельности, а с другой стороны удачно дополняют и расширяют материал школьной программы по разным предметам, позволяя использовать новые формы работы, как на уроке, так и во внеурочное время. Программа рассчитана на внеурочную деятельность в рамках предметной области "Окружающий мир" в 3 классе, 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
program_3_class.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Пояснительная записка
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
С целью обучения учеников начальных классов такому виду деятельности, как работа над проектами, разработана программа кружка «Юный исследователь».
Цель программы кружка: формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.
Задачи:
- формировать навыки сотрудничества;
- формировать навыки устной презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации;
- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Программа кружка для учащихся 3 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Учебно-тематический план (34 часа)
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Основы проектной деятельности | 4 | 2 | 2 | |
1 | Что такое проект? | 1 | 1 | – |
2 | Как работать над проектом? | 3 | 1 | 2 |
3 | Сообщество исследователей ГлобалЛаб | |||
Работа с готовыми проектами | 30 | – | 30 | |
4 | Работа над проектом по теме «Лишайники отступают» https://globallab.org/ru/project/cover/lishainiki_otstupajut.ru.html | |||
5 | Работа над проектом по теме «Опыты и эксперименты» https://globallab.org/ru/project/cover/provodim_opyty.ru.html | |||
6 | Работа над проектом по теме «Пылевой мониторинг» https://globallab.org/ru/project/cover/pylevoi_monitoring.ru.html | |||
7 | Работа над проектом по теме «Влажность почвы» https://globallab.org/ru/project/cover/vlazhnost_potchvy.ru.html | |||
8 | Работа над проектом по теме «Цифровой гербарий» https://globallab.org/ru/project/cover/sobiraem_elektronnyi_gerbarii.ru.html | |||
9 | Работа над проектом по теме «Зачем плодам крылышки?» https://globallab.org/ru/project/cover/zachem_plodam_krylyshki.ru.html | |||
10 | Работа над проектом по теме «Эти удивительные животные» https://globallab.org/ru/project/cover/eti_udivitelnye_zhivotnye.ru.html | |||
11 | Работа над проектом по теме «Завтрак съешь сам» https://globallab.org/ru/project/cover/zavtrak_sesh_sam.ru.html | |||
12 | Работа над проектом по теме «Люди-птицы: «совы», «жаворонки» и «голуби»» https://globallab.org/ru/project/cover/ljudi_ptitsy_sovy_zhavoronki_golubi.ru.html#.WSNMS-uLSpp | |||
13 | Работа над проектом по теме «Знаки безопасности» https://globallab.org/ru/project/cover/znaki_bezopasnosti.ru.html | 10 | – | 10 |
14 | Работа над проектом по теме «Правила личной безопасности» https://globallab.org/ru/project/cover/pravila_lichnoi_bezopasnosti.ru.html | 10 | – | 10 |
15 | Работа над проектом по теме «Ядовитые растения нашего края» https://globallab.org/ru/project/inquiry/jadovitye_rastenija_nashego_kraja.ru.html | 10 | – | 10 |
16 | Работа над проектом по теме «Деньги в литературе и фольклоре» https://globallab.org/ru/project/cover/dengi_v_literature_i_folklore.ru.html | |||
17 | Работа над проектом по теме «Карманные деньги» https://globallab.org/ru/project/cover/karmannye_dengi.ru.html | |||
18 | Работа над проектом по теме «Из чего что сделано?» https://globallab.org/ru/project/cover/iz_chego_chto_sdelano.ru.html | |||
19 | Работа над проектом по теме «Полезные ископаемые» https://globallab.org/ru/project/cover/poleznye_iskopaemye.ru.html | |||
20 | Работа над проектом по теме «Монеты мира» | |||
21 | Работа над проектом по теме «Семейный бюджет» https://globallab.org/ru/project/cover/semeinyi_bjudzhet.ru.html | |||
Разработка группового проекта | 30 | – | 30 | |
22-32 | Групповая работа над проектами по темам, предложенным учителем | |||
Защита проектов | ||||
33-34 | Публичная защита проектов в школе, модерация и публикация проектов на сайте ГлобалЛаб | |||
Итого 34 | Итого | 34 | 2 | 32 |
Содержание программы
Раздел I. Основы проектной деятельности
Что такое команда? Как работать в команде? От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Основы риторики. Публичное выступление. Вопросы, направляющие проект: основополагающий, проблемный, учебный. Знакомство с учебной средой поддержки совместной проектно-исследовательской деятельности ГлобалЛаб.
Раздел II. Работа над готовыми проектами, опубликованными на сайте ГлобалЛаб
Анализ готовых проектов ГлобалЛаб, которые поддерживают различные темы, пройденные в классе. Выполнение исследования и оформление результатов в виде анкеты на платформе ГлобалЛаб
Раздел III. Разработка и публикация собственных проектов в среде ГлобалЛаб.
Знакомство с конструктором проектов ГлобалЛаб. Выбор темы проекта. Разработка и защита проекта.
Планируемые результаты освоения программы
После изучения курса ученик научится:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- готовить тексты собственных докладов;
- составлять план действий по своей работе;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
- работать в цифровой среде поддержки совместной проектно-исследовательской деятельности;
- пользоваться современным цифровым и мультимедийным оборудованием;
- презентовать свою работу.
получит возможность научиться:
- структурировать материал;
- под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;
- проводить самоконтроль;
- делать умозаключения и выводы.
- Уровень сформированности коммуникативной компетентности
Письменная коммуникация | Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом. |
Устная презентация | Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно. |
Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос. | |
Продуктивная коммуникация (работа в группе) | Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. |
Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее. |
- Уровень сформированности информационной компетентности
Поиск информации | Ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. |
Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника. | |
Обработка информации | Ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. |
Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации. |
- Уровень сформированности компетентности решения проблем
Постановка проблемы | Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Целеполагание и планирование | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. | |
На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить. | |
Оценка результата | Ученик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
Сформированность следующих УУД:
УУД. | Результат. |
Коммуникативные Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. | Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных). Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Познавательные. Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах. | Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований. Предполагать, какая информация нужна. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Выбирать основания для сравнения, классификации объектов. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Выстраивать логическую цепь рассуждений. |
Регулятивные. Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. | Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |
Личностные. Положительная динамика детского отношения к процессу познания. | Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. |
Основные разделы программы, формы, ожидаемый
воспитательный результат
№ п/п | Тема раздела | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
2 | Основы проектной деятельности | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
тренинг | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
3 | Работа над проектом | работа над проектом | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
консультация преподавателя | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. | ||
презентация готового продукта | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. | ||
III уровень Взаимодействие ученика с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Получение опыта самостоятельного общественного действия. |
Формы контроля: выставки, выполнение проектов, презентация результатов и т.д.
Методические рекомендации
Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:
- Консультирует: провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.
- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
- Фасилитирует. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).
- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании
ученика как процесс принятия на себя ответственности.
- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о
ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).
- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя. При организации проектной деятельности младших школьников характерна ведущая роль учителя на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. Младшие школьники способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.
В начальной школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмыслять этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Этапы работы над проектом:
1. Поисковый
- Определение тематического поля и темы проекта.
- Поиск и анализ проблемы.
- Постановка цели проекта.
2. Аналитический
- Анализ имеющейся информации.
- Сбор и изучение информации.
- Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
- Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
- Анализ ресурсов
3. Практический
- Выполнение запланированных технологических операций.
- Текущий контроль качества.
- Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
4. Презентационный
- Подготовка презентационных материалов.
- Презентация проекта.
- Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).
5. Контрольный
- Анализ результатов выполнения проекта.
- Оценка качества выполнения проекта.
Перечень возможных форм продуктов:
- WEB-сайт
- видеофильм
- выставка
- газета, журнал
- игра
- постановка
- праздник
- коллекция
- мультимедийный продукт
- справочник
Перечень возможных форм презентаций:
- демонстрация готового продукта
- выставка
- реклама
- спектакль
Темы для разработки проектов
- Опасные места в доме и на улице
- Как природные материалы превращаются в вещи?
- Культурные растения
- Животноводство
- Страны мира
- Города России
- Экологические связи
- Изучаем вещества
Описание материально-технического обеспечения
1. Список литературы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПКиПРО, 2002.
2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2003.
3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. Британский совет. Департамент образования и науки Администрации Самарской области. 2004.
4. Новикова Е.Б. Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательной работы //Управление начальной школой. – 2010, № 3.
5. Рохлов В.С. Организация проектной деятельности в школе.
6. Чуракова О.В. Программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса для основной школы «Основы проектной деятельности». – Самара: Изд-во «Профи», 2003.
- Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по
проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.
- Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться.
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/02/03/programma-proektnoy-deyatelnosti-v
2. Интернет-ресурсы:
3. Технические средства обучения.
1.Компьютер с выходом в интернет. Как минимум, рабочее места учителя, возможно и желательно работать с учащимися по схеме «1 ученик – 1 компьютер»
2.Средства мультимедиа.
3.Экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-образовательная среда как средство реализации федерального государственного стандарта общего образования.
Как работать с документ-камерой и электронным микроскопом....
Критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы по организации и реализации образовательного процесса в информационной образовательной среде
В статье описаны критерии оценки ИКТ - компетенции учителя начальной школы, дана характеристика уровня сформированности у педагога данной компетенции....
Открытый урок по окружающему миру на окружном семинаре на тему «Информационно-образовательная среда как условие реализации ФГОС»
Урок по окружающему миру: Насекомые, птицы, рыбы, звери....
Программа инновационной площадки по формированию образовательной среды "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС
Проект "Начальная школа.Естественнонаучная лаборатория. "Что мы знаем о воде?" с использованием комплекта учебно-лабораторного оборудования "Плавание и погружение" в рамках реализации ФГОС НОО. Отлича...
Описание образовательной среды ГлобалЛаб
В этой статье изложены основные принципы работы в образовательной среде ГлобалЛаб, разработанной для совместной проектной и исследовательской деятельности детей, их учителей и родителей. Все мои матер...
Анализ возможностей образовательной среды ГлобалЛаб при работе по современным ФГОС. Начальная школа
В этой таблице вы увидите все требуемые по новым стандартам результаты обучения и список готовых проектов образовательной среды ГлобалЛаб, которые позволяют достичь этих результатов.Количество посещен...
Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны
Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...