Воспитательные технологии, применяемые в работе в течение 5лет
статья на тему
Воспитательные технологии, применяемые в работе в течение 5лет.
Воспитатель: Борисова Наталья Викторовна.
Из определения, что такое воспитательные технологии, следует: это система научно обоснованных приёмов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель- приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Первой реакцией на дерзость или непослушание бывает желание наказать ребёнка. Но наказание не способно научить приемлемому поведению.
Цель любой дисциплинарной меры – УЧИТЬ, а не наказывать.
Метод ЖЕСТОВ.
Нельзя подавлять ребёнка- сидеть выше его. Надо общаться на уровне глаз. Показывая пальцем на ребёнка, человек унижает его.
Необходимо проявлять открытость в общении (свободно висящие руки по бокам, не сложенные на груди)
Метод ГОЛОСА.
Именно голос человека остаётся надолго в памяти. Тон голоса, его громкость передают сообщение. Если кричать на ребёнка, то он это понимает, как сигнал, что взрослый не контролирует происходящее. Твёрдый, тихий, уверенный голос педагога привлекает к себе внимание. Дети хотят общаться и слышать добрый голос.
Метод ПОЗИТИВНОГО ОЖИДАНИЯ.
Хорошие позитивные отношения с ребёнком построить можно только в том случае, если увидеть в нём уникальность. В каждом ребёнке ЧУДО! Ожидай его. Сыграть такое чувство не получится педагогу. Дети знают кто с ними честен, а кто нет.
Если показывать детям, что верите в их способность вести себя хорошо, что они дороги вам, талантливы- вы станете навсегда добрым другом. Когда ребёнок сомневается в своих возможностях (нарисовать, спеть) скажите, что вы верите в то, что он СПОСОБЕН это сделать, вы в этом уверены.
Трудные дети обычно склонны к творчеству. Когда педагог сосредотачивается на интересах и достоинствах ребёнка, а не на проблемах в поведении- исчезают многие трудности в работе.
Метод ЛИЧНОГО ПРИМЕРА.
Современные дети не понимают почему у взрослых есть свои привилегии. Времена, когда слово взрослого человека было законом и к взрослым относились почтительно из-за их возраста, в ближайшее время не вернутся. Пример своего поведения, общения необходим детям. Дети очень хорошо запоминают поступки взрослых, стараются подражать им. Уважайте ребёнка и он ответит тем же.
Технология ДОВЕРИЯ.
Не секрет, что проблемные дети с трудом доверяют людям, а потерять их доверие легко. Если утратить доверие ребёнка то назад его не вернуть. Дети стремятся к успеху только в том случае, если доверяют взрослому, верят в искренность его слов.
Метод ДЫХАНИЯ.
Не торопитесь, педагоги, реагировать на негативное поведение ребёнка. Подышите минуту. Сделайте глубокие –и возможно изменится ваше гневное желание накричать.
Метод ПРОГНОЗЫ БУДУЩЕГО.
Трудные дети живут в настоящем моменте. Они не могут прогнозировать будущее. Создавая ребёнку образ будущего, взрослые помогают увидеть как правильные решения приводят к положительным результатам.
Нельзя предсказывать мрачное будущее: «Если ты будешь так плохо вести себя, тебе по жизни будет плохо» Лучше сказать: «ты сможешь добиться успеха! Если ты постараешься- у тебя всё получится». Дети очень чувствительны к негативным проявлениям.
Метод РАЗЪЯСНЕНИЯ.
Лучше всего, если детям разъяснять чего от них хотят в поведении, чем тратить время на разъяснение что запрещено.
Дети должны чаще видеть в жизни примеры позитивного поведения.
Чтобы заставить задуматься можно сказать: « Ты можешь поступить так или по-другому. Решать тебе».
Метод ЮМОРА И СМЕХА.
Нельзя, чтобы в работе с трудными детьми исчезло веселье, не было юмора.
Для детей естественно играть и смеяться. Поэтому они доверяют людям, которые готовы смеяться и играть с ними. Чувство юмора поможет добиться результатов даже в том случае, если все остальные способы ни к чему не приводят.
Смейтесь с детьми! Смех- самый действенный способ борьбы со стрессом. Всегда ищите повод, чтоб посмеяться.
Как много придумано педагогами методов работы с детьми. Уверена, что без компетентностно-ориентированного подхода педагогическая работа малорезультативна. Проработав 3,5 года воспитателем в школе-интернате 8 вида, хочу рассказать о технологиях, применяемых мной в работе и дающие ключ к взаимопониманию с детьми.
Общая воспитательная цель любого группового дела (из технологии Н.Е. Щурковой) –формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам.
Воспитательные технологии, по которым я работаю, включают в себя следующие системообразующие компаненты:
МОЙ ДОМ.
Дети живут в интернате с понедельника. В субботу после уроков уезжают домой, а сироты остаются в воскресной группе.
Интернат-это дом, в котором растут дети. В каждом доме есть свои правила, похожие на слова «Проснулся сам. Привёл себя в порядок. Приведи в порядок планету».
В интернате жизнь расписана. Мы порядком дорожим! Соблюдаем свой режим!
Главное отличие проживания детей дома и в интернате- обязанности. Дети по графику дежурства наводят порядок в школе, столовой ,групповой, интернате, умывалке, закреплённой территории школы-интерната.
Дети работают по мере своих физических и возрастных особенностей, но что важно- ВСЕ. Все! Кто быстрее, кто медленнее, а по другому нельзя, не честно. Воспитываю в детях понятие: « Мы же все-СЕМЬЯ. В семье без помощи, поддержки ближних не обойтись».
Уверена, что в семье никто не проводит « линейки»,как в школе, для разбирательств плохих поступков.
СОВЕЩАНИЕ- подходящее слово для обсуждения с моими детьми: планов на день, подготовки к праздникам, правил поведения, добрых дел, плохих поступков.
Когда забираю детей после уроков, они стараются рассказать, даже кричать, о нарушениях дисциплины в школе одноклассниками. Приучаю детей, чтоб они могли сдерживать свой гнев. Предлагаю подышать свежим воздухом, а на совещании высказаться.
На совещании слушаю всех ребят. Жду когда все желающие выскажутся и только потом говорю сама. В конце разговора часто произношу слова: «Мы-семья! Если не будем относится терпимее к друг другу, не поможем, отвернёмся… В семье любят друг друга, уважают».
На совещании мы совещаемся, советуемся как жить лучше в нашем доме, который хотелось бы назвать домом Доброты и Понимания.
МИЛИСЕРДИЕ, сопереживание.
В жизни каждого человека обязательно должны быть такие понятия.
Когда кто-то из детей плохо себя чувствует, приболел- другие тихо разговаривают, сочувствуют. Заболеть, к сожалению, может каждый. Это дети понимают.
В прошлом году Коля Черняев несколько раз лежал в больнице. Ребята писали ему записки, рисовали яркие рисунки, чтобы поднять настроение Коли.
Когда у меня на работе резко поднялась температура, дети вели себя необычно спокойно, разговаривали почти шёпотом. Слышала: «Тихо… воспитатель болеет. Не будет нервничать с нами и на больничный не пойдёт».
Мои дети умеют сопереживать!
ОБЩЕНИЕ С ПРИРОДОЙ является одной из здоровьесберегающих технологий. Красоте природы, окружающей школу-интернат, могут позавидовать многие. На глазах у ребят сказочный лес меняет свой наряд в разные времена года.
Дети посадили деревья в 4классе. Наблюдаем за их ростом. Как долго они растут! Теперь дети знают, что лес вырастает за много лет. Дереву дорога каждая веточка.
Небо! Учу детей всматриваться, наслаждаться этим чудом природы. Рассвет! Закат! Разноцветные облака, меняющие окраску за несколько минут! А «следы» от самолётов в небе! Не проходит дня, чтобы дети не заметили изменений в небе.
ВЕРА В ДОБРО, СКАЗКУ.
Работа с детьми подсказала мне это направление. Необходимо создавать у детей позитивное настроение.
В 4классе мои дети спорили о существовании Деда Мороза. Для решения этого спора поставила красивый ящичек с надписью «Деду Морозу». Дети начали опускать в него записки подарить им игрушки, сладости.
Когда ребята спали, заменила их записки на блокнотики, конфеты. Половина детей обрадовались: «Дед мороз есть! Он нам подарки принёс!». А другие говорили: «Кто-то из взрослых подменил записки на подарки». Чтобы ребята не спорили, сказала своё отношение по этому поводу: « Я верю в Деда Мороза и его чудеса! Чудеса зимой происходят! Кто узоры на окнах рисует? Каждую снежинку вытачивает?»
Часто детям говорю о добре. Жизнь дана на добрые дела. Добра желаешь – добро и делай. Доброе слово человеку- что дождь в засуху.
РИСОВАНИЕ. Многие психологи советуют, чтобы дети рисовали «что у них на душе». Потом, увидев рисунок, говорят: «Много тёмных красок! Ребёнок угнетён, присутствует страх, одиночество». Не совсем согласна с этим. 12лет я работала учителем изобразительного искусства. Дети, которые с начала по образцу, рисуют яркие цветные рисунки, впоследствии не пользуются тёмной гаммой красок.
Через рисование нашла ключ к воспитанию усидчивости гиперактивных мальчиков: Артёма и Валентина. Как невнимательные, неусидчивые дети могут час рисовать свой рисунок? Их увлекли различные техники в рисовании: смешивание красок, монотипия, восковые мелки, витраж.
Успех в рисовании компенсирует ребёнку недостатки в учёбе по другим предметам. Работы ребят участвуют в выставках, конкурсах.
Надеюсь, что и дальше жизнь моих воспитанников будет такой же яркой, красочной, как их рисунки.
МУЗЫКА. Музыкальная терапия… Значит музыка лечит?! Что? Детские души точно! Общение с музыкой должно быть ежедневное!
Давала прослушивать детские песни. Нравятся, слушают. Но когда обсуждаем с детьми какую песню выбрать для выступления на сцене, выбирают взрослые песни. Наверное сейчас время другое. Про чебурашку петь не хотят. А, вот песни о маме, войне, Родине, героях- слушают и сразу: «Давайте мы петь так же будем!» Учим. Выступаем на школьной сцене. Дети понимают, что один поёт- хорошо, а хором лучше, громче.
Современные хиты поют? Отлично, значит шагают со временем в ногу.
А как же русская народная? Не верится. За три репетиции дети выучили слова песни «Во кузнице». Ещё на деревянных ложках подыгрывали!
ФРАЗА «МОИ ДЕТИ»
Однажды, не задумываясь, назвала ребят «мои дети». Две воспитанницы наперебой ответили: «Мы не Ваши. У нас есть родители». В разговор вступили сироты: «Мы её дети. Она нам как мама». Прошло много времени после того случая. По-прежнему говорю «мои дети». Две девочки, которые говорили «мы не Ваши», иногда называют меня мамой. Потом сами смеются: «Маму дома называем Наталья Викторовна».
Фраза «мои дети» магически стирает границу между ребёнком и строгим воспитателем. Дети действительно чувствуют себя «моими».
В этом учебном году, в 5классе, к моим детям пришли проверяющие в полицейской форме с администрацией школы-интерната. Дети не ожидали столько гостей. К моей радости, дети оказались гостеприимны. Артём и Дима показали постройки из лего-конструктора. Саша торопился похвалится фотографиями. Валя сыграл на гитаре «Листья жёлтые», а все подпели ему.Наши неожиданные гости стали задавать вопросы детям: «Вас наказывает воспитатель?» Ответ детей хором: «Да». «Как вас наказывают? Словами или бьют?» Диана вызвалась ответить: «Нас словами наказывают и в угол ставят». На просьбу показать угол для наказаний- дети засмеялись: «Это было давно. В 4 классе. Валя с Димой дрались». По-моему гости ушли довольные. Дети говорили правду. А для меня их слова, МОИХ ДЕТЕЙ, самая высокая оценка работы. Значит могу работать без « углов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..
Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...
Доклад: "Психолого-педагогические технологии применяемые в работе с родителями"
Доклад представлен на школьном методическом объединение...
Питайся правильно! Используемая часть программы «Разговор о правильном питании» Стаж работы в программе 5лет.
Из опыта работы классного руководителя ....
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении...
Статья " Педагогические технологии, применяемые при обучении детей с ТМНР"(Из опыта работы).
Личностно - ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, проектная деятельность при обучении детей с ТМНР....
«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Игра сама по себе универсальный стимулятор. Игровые технологии в обучении детей с ОВЗ являются эффективным обучающим инструментом, который понятен и интересен обучающимся. Главное, в поддержании игров...
Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"
В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....