Доклад: "Психолого-педагогические технологии применяемые в работе с родителями"
материал (3 класс) по теме
Доклад представлен на школьном методическом объединение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-ped._tehnologii_v_rabote_s_roditelyami.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему: «Психолого-педагогические технологии применяемые в работе с родителями»
Учитель начальных классов Власова М.В.
Система работы с родителями
Актуальность темы: комментарии родителей
• Устарела форма общения школы и семьи - все родительские собрания, как правило, представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах учащихся. Хотелось бы изменить такое положение так, чтобы родители не просто выступали в роли пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы, строили общение
• Формы проведения родительских собраний в среднем звене просто необходимо искать новые, т.к у родителей пропадает интерес к новизне обучения и воспитания. Родители считают. что основные навыки обучения у детей сформированы. Обязателен родительский лекторий в соответствии с возрастными особенностями
• Очень часто родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды. Многие родители не могут прийти из-за своей работы.
Для того чтобы хоть как-то наладить работу с родителями, рекомендую создавать не обвинительную атмосферу, а доверительную
• Почему родители не ходят на родительские собрания? Одни не хотят слушать постоянные упреки учителей и классных руководителей, краснеть перед другими родителями, другие, вероятно, потеряли веру в возможность перевоспитать своих детей, третьи не видят в собраниях никакой пользы. Обычно родительские собрания - это наезды на учеников, родителей, и на учителей. У собрания должна быть тема, при чем классный руководитель должен донести до родителей важную информацию и провести диалог с родителями. .На собраниях должен быть позитив.. Хвалите детей больше, показывайте их достижения перед родителями
Психолого-педагогическая диагностика в работе с семьёй
На мой взгляд, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик.
Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
• социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
• социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
• технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
• демографический (определяется структурой семьи).
Задачи семейного воспитания:
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
• гармоническое развитие ребенка;
• забота о здоровье детей;
• помощь в учении;
• трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
• помощь в социализации личности и ее самореализации;
• формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
• забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
• развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
• подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
• половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Семейные проблемы:
Таким образом, семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.
Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:
1. Усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);
2. Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;
3. Увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;
4. Разрушение системы «родители-ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;
5. Мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.
Воспитательные функции:
Все это приводит к тому, что семья не всегда может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции:
• способствование успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе;
• обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;
• обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности
Функции взаимодействия школы и семьи:
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
• информационная;
• воспитательно-развивающая;
• формирующая;
• охранно-оздоровительная;
• контролирующая;
• бытовая
Задачи взаимодействия:
• формирование активной педагогической позиции родителей;
• вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
• активное участие родителей в воспитании детей
Методы диагностики:
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.
При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:
• наблюдение;
• беседу;
• тестирование;
• анкетирование;
• деловые игры;
• материалы детского творчества и творчества родителей
Психолого-педагогическая диагностика
в работе классного руководителя с семьей
Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:
• Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
• Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.
• Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.
• Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении
Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой
диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:
• Что я хочу получить в результате диагностики?
• Как я буду работать с полученным материалом?
• Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?
Виды диагностики:
В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:
• предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);
• оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);
• итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).
В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?
Принципы:
• На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:
• гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);
• валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);
• точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
• надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
• корректность (определяется качеством диагностического материала).
В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):
1 блок.
Изучение и сопровождение семьи
(предварительная и оперативная диагностика)
Необходимая информация | Методы и методики |
Социально-демографическая характеристика семьи: ·социально-демографический портрет семьи;·организация и принципы семейного воспитания;взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей. | Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…). |
2 блок
Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)
Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей | Анкеты для родителей. |
3 блок
Информационно-просветительская работа с родителями
(предварительная и оперативная диагностика)
Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания. | Анкетирование и тестирование родителей. |
4 блок
Внутришкольный мониторинг
(итоговая диагностика)
Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы | Наблюдение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательные технологии, применяемые в работе в течение 5лет
Воспитательные технологии, применяемые в работе в течение 5лет. Воспитатель: Борисова Наталья Викторовна. Из определения, что такое воспитательные технологии, следует: это систем...
Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..
Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении...
Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"
В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....
Доклад: «Психолого-педагогический мониторинг личностных результатов обучающихся с умеренной умственной отсталостью в процессе применения изо и игровой терапии»
Игровой подход в процессе взаимодействия с обучающимися с умеренной умственной отсталостью и ТМНР является самым распространённым, понятным и доступным для каждого ребенка средством, на любом этапе фо...
Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".
Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....
Доклад"Психолого-педагогические основы начального формирования орфографических навыков с опорой на словообразовательную структуру".
Процесс формирования орфографических навыков тесно связан с изучением словообразования.Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся, в связи, с чем соответстве...