Доклад: "Психолого-педагогические технологии применяемые в работе с родителями"
материал (3 класс) по теме

Власова Марина Викторовна

Доклад представлен на школьном методическом объединение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-ped._tehnologii_v_rabote_s_roditelyami.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему: «Психолого-педагогические технологии применяемые в работе с родителями»

Учитель начальных классов             Власова М.В.

Система работы с родителями

Актуальность темы: комментарии родителей

•         Устарела форма общения школы и семьи - все родительские собрания, как правило, представляют собой монолог педагога, в котором он рассказывает об успехах или неудачах учащихся. Хотелось бы изменить такое положение так, чтобы родители не просто выступали в роли пассивных слушателей, а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы, строили общение

•         Формы проведения родительских собраний в среднем звене просто необходимо искать новые, т.к у родителей пропадает интерес к новизне обучения и воспитания. Родители считают. что основные навыки обучения у детей сформированы. Обязателен родительский лекторий в соответствии с возрастными особенностями

 

•         Очень часто родители не хотят посещать родительские собрания. По опросу родителей было выявлено, что многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину; другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды. Многие родители не могут прийти из-за своей работы.
Для того чтобы хоть как-то наладить работу с родителями, рекомендую создавать не обвинительную атмосферу, а доверительную
 

•         Почему родители не ходят на родительские собрания? Одни не хотят слушать постоянные упреки учителей и классных руководителей, краснеть перед другими родителями, другие, вероятно, потеряли веру в возможность перевоспитать своих детей, третьи не видят в собраниях никакой пользы. Обычно родительские собрания - это наезды на учеников, родителей, и на учителей. У собрания должна быть тема, при чем классный руководитель должен донести до родителей важную информацию и провести диалог с родителями. .На собраниях должен быть позитив.. Хвалите детей больше, показывайте их достижения перед родителями

Психолого-педагогическая диагностика в работе с семьёй

На мой взгляд, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик.

    Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

•         социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);

•         социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);

•         технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);

•         демографический (определяется структурой семьи).

 

Задачи семейного воспитания:

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

•         гармоническое развитие ребенка;

•         забота о здоровье детей;

•         помощь в учении;

•         трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

•         помощь в социализации личности и ее самореализации;

•         формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

•         забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

•         развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

•         подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

•         половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

 

Семейные проблемы:

Таким образом, семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

      Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей.

      С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:

       1. Усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);

       2. Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;

       3. Увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;

       4. Разрушение системы «родители-ребенок»,  усиливающее взаимное             отчуждение детей и родителей;

       5. Мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.

 

 

Воспитательные функции:

 

Все это приводит к тому, что семья не всегда  может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции:

•         способствование успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе;

•         обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;

•         обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности

 

Функции взаимодействия  школы и семьи:

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

        Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

     К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

•         информационная;

•         воспитательно-развивающая;

•         формирующая;

•         охранно-оздоровительная;

•         контролирующая;

•         бытовая

Задачи взаимодействия:

•         формирование активной педагогической позиции родителей;

•         вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

•         активное участие родителей в воспитании детей

Методы диагностики:

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.

    При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

•         наблюдение;

•         беседу;

•         тестирование;

•         анкетирование;

•         деловые игры;

•         материалы детского творчества и творчества родителей

 

Психолого-педагогическая диагностика
в работе классного руководителя с семьей

Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Педагогу важно соблюдать следующие правила:

•         Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

•         Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным.

•         Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны и применяться в комплексе.

•         Результаты изучения являются конфиденциальной информацией, а при необходимости использования должны озвучиваться только в процентном соотношении

 

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой
диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

•         Что я хочу получить в результате диагностики?

•         Как я буду работать с полученным материалом?

•         Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Виды диагностики:

В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:

•         предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);

•         оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);

•         итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).

     В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?

 

Принципы:

•         На мой взгляд, необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:

•         гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);

•         валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);

•         точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);

•         надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);

•         корректность (определяется качеством диагностического материала).

В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):

1 блок.
Изучение и сопровождение семьи
(предварительная и оперативная диагностика)

 

Необходимая информация

Методы и методики

     Социально-демографическая характеристика семьи:

·социально-демографический портрет семьи;·организация и принципы семейного воспитания;взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей.

     Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…).
Описание учащимися своего генеалогического древа.
Сочинения родителей.
Педагогические консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-педагогическое консультирование (беседы).
Методика незаконченных предложений.

2 блок  
Привлечение родителей к сотрудничеству со школой
(предварительная диагностика) 

Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей

Анкеты для родителей.
Беседы с родителями.
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов».

 3 блок
Информационно-просветительская работа с родителями
(предварительная и оперативная диагностика)

      Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания.

     Анкетирование и тестирование родителей.
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Психолого-педагогическое консультирование.
Тренинги, практикумы…

 4 блок 
Внутришкольный мониторинг
 (итоговая диагностика)

 

    Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы

     Наблюдение.
Анкеты для родителей.
Методика незаконченных предложений.
Беседы с родителями.
«Круглые столы»…

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательные технологии, применяемые в работе в течение 5лет

Воспитательные  технологии, применяемые в работе в течение 5лет. Воспитатель: Борисова Наталья Викторовна. Из определения, что такое воспитательные технологии, следует: это систем...

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении...

Методическая разработка по логопедии "Методы, формы и технологии, применяемые в работе учителя - логопеда"

В дпнной разработке указаны формы, методы, технологии, которые я применяю в своей работе....

Доклад: «Психолого-педагогический мониторинг личностных результатов обучающихся с умеренной умственной отсталостью в процессе применения изо и игровой терапии»

Игровой подход в процессе взаимодействия с обучающимися с умеренной умственной отсталостью и ТМНР является самым распространённым, понятным и доступным для каждого ребенка средством, на любом этапе фо...

Доклад "Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе".

Психолого – педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе....

Доклад"Психолого-педагогические основы начального формирования орфографических навыков с опорой на словообразовательную структуру".

Процесс формирования  орфографических навыков тесно  связан  с изучением словообразования.Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся, в связи, с чем соответстве...