Внеклассное мероприятие "Частушки военного времени"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chastushki_voennogo_vremeni.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Частушки военного времени.
Цели: - знакомство с частушкой как жанром русского народного фольклора, с историей возникновения данного жанра;
-развитие музыкального вкуса и слуха, интереса к российской истории и народным традициям;
-активизация познавательной деятельности учащихся с помощью музыкального фольклора;
-воспитание патриотизма, духовно – нравственного и коммуникативного качества школьников, любви к Родине, к своему народу, к родному городу;
- воспитание дружного классного коллектива;
Оборудование: - выставка книг о войне:
« Огненные годы»
« Тыл и фронт»
« Карболит»
« Респиратор»
« Партизаны Подмосковья»;
- плакаты военных лет;
Ход мероприятия:
1. Рассказы учащихся об истории частушки: Это вид народно - поэтического и музыкального творчества, короткая рифмованная песенка, образно раскрывающая различные стороны бытовой, трудовой и социальной жизни народа. Частушка - один из наиболее распространённых видов народного творчества.
Частушки тесно связаны с жизнью народа. С удивительной быстротой они реагируют на самые разнообразные события дня. Тематика их разнообразна.
Хорошо знавший жизнь и поэзию народа писатель Г. И. Успенский совершенно справедливо писал: « Частушки, собранные тысячами, сотнями тысяч, но разработанные соответственно тем сторонам народной жизни, которых они касаются, дали прелестную картину нравственной жизни народа.
2.Ведущий: Сегодня мы познакомимся с частушками периода Великой отечественной войны, которые представляют собой яркий пример патриотизма, беззаветной преданности русских людей своей стране. Судьба Родины и уверенность в победе над фашистами - одна из центральных тем частушек с первых же дней после вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну. Вот строки этих частушек, достаточно красноречиво говорящие об этом:
Лезут к нам в страну бандиты
Бешеной оравою.
Будут все они разбиты-
Наше дело правое!
Чёрна туча, чёрна туча,
Гитлер с Запада идёт,
Наша армия могуча
Эту тучу разобьёт.
Пусть фашисты не грозятся,
Силою не хвалятся!
Наша армия сильна,
С ними она справится!
Ты не думай, враг коварный,
Солнца свет не погасить.
И могучей силы русской
Никогда не победить!
Ведущий: Многие из частушек военного времени посвящены проводам солдат на фронт, об их преданности Родине
Не печальтесь, мои сёстры,
И не плачь, родная мать,
Ухожу я добровольцем
Край родимый защищать!
Уезжаю я, товарищ,
На священную войну.
До последней капли крови
Защищать свою страну.
До свиданья, лес и горы,
До свиданья, бережок.
Очищать от фрицев землю
Буду вдоль и поперёк!
Когда Петю провожали,
Он сказал тихонько мне:
« До последнего дыханья
Буду верен я стране».
3.Ведущий: Во время войны по-новому зазвучала любовная частушка. Девушка теперь гордится солдатом- защитником Родины, обещает ждать, опасается за его судьбу. Эти опасения, пожелания скорейшей победы выражаются чаще всего и в раздумьях девушки, и в письмах:
Прислал милый письмецо,
Почта полевая:
« Жив, здоров, громлю врагов,
Моя дорогая!».
Прислал детка письмецо,
Все вопросы новые:
« Чем ты фронту помогаешь
В эти дни суровые?».
Сведения из солдатских писем становятся главным содержанием частушек:
А я выйду на бугор
Радио послушаю,
Как мой милый на войне
Бьёт врага « Катюшею».
Из « Катюши» бьёт Ванюша,
Мой залётка- старшина.
Как догонит до Берлина
Так и кончится война.
4.Ведущий: Победа над врагом ковалась не только на фронте. В войне участвовал весь русский народ. Во многих частушках поётся о тесном единстве фронта и тыла, о помощи тыла фронту:
Девушки, война, война,
Что наделала она!
Не один дружок воюет,
А воюет вся страна!
А мой миленький воюет
С гадиной фашистскою.
Я за милого в колхозе
Стану трактористкою.
Наши тракторы, как танки,
А девчата как бойцы.
Распахали все полянки,
Все засеяли концы.
Ведущий: С огромной любовью поётся во многих частушках о народных мстителях- партизанах:
Ой, подруга дорогая,
В партизанах мой и твой,
Мы возьмём с собой винтовки
И пойдём скорее в бой!
На горе стоит берёза,
Под берёзой – танки.
Мой милёнок – партизан,
А я – партизанка.
Немцы пили, распивали,
Угощалися винцом.
Постучали партизаны,
Угостили их свинцом.
5.Ведущий: Война не обошлась без тяжёлых жертв. Много горя принесла она
людям. Многие потеряли родных и близких. Об этом с горечью повествуют частушки( читает из книги):
« Моего отца убили
Возле города Орла».
« А я плакала, рыдала:
Брат за Родину погиб».
« Моего детку убили
Под Москвою миною».
« Погиб, погиб, милёнок мой,
Погиб у Севастополя»
Минута молчания.
6.Ведущий: Но как бы тяжело ни было, какие бы жертвы ни нёс русский народ, он твёрдо верил в свою окончательную победу над фашизмом. Вот какие частушки тогда звучали:
Из колодца вода льётся,
Вода – чистый леденец.
Наша Армия дерётся –
Скоро Гитлеру конец!
Скоро Гитлеру могила,
Скоро Гитлеру капут,
Скоро русские машины
По Берлину побегут!
И она пришла, долгожданная победа:
Замирилася война-
Гитлер отравился.
Воевал 4 года-
Победы не добился!
Подружка моя,
Подруженька Маня,
Война замирилася
9 мая!
И теперь в частушках запели о скором возвращении солдат домой, и с особой радостью и гордостью - об окончании войны:
Мой милёнок в небеса
Больше не взмывается.
Он фашистов разбомбил-
Ко мне возвращается!
Наши славные герои
Родину прославили.
И в Берлине над Рейхстагом
Красный флаг поставили!
Слышим мы в Москве салют,
Видим красно знамя,
Мы закончили войну
9 Мая!
Эта последняя частушка подвела итог творчеству военных лет.
7.Краеведческий материал (рассказы детей о подвигах героев родного города).
8.Ведущий: Большое историко – познавательное значение народных частушек бесспорно. Однако, частушки имеют не только историко – познавательное, но и определённо художественное значение как своеобразный вид искусства.
Окатьева Наталья Сергеевна
Учебно – методический комплекс (Программа развивающего обучения Л. В. Занкова).
- Русский язык. Полякова А. В.
- Литературное чтение. Лазарева В. А.
- Математика. Аргинская И. И.
Ивановская Е. И.
Тетрадь по математике. Бененсон Е. П.
Итина Л. С.
4.Мы и окружающий мир. Дмитриева Н. Я.
Казакова А. Н.
Тетрадь по окружающему миру.
5.Уроки творчества. Цирулик Н. А.
Проснякова Т. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Защитники времен года"
Внеклассное мероприятие "Защитники времен года" разработано для учеников 1 и 5 класса....
Классный час, посвященный 25-й годовщине вывода советских войск из Афганистана: "По законам военного времени"
Классный час, посвященный 25-й годовщине вывода советских войск из Афганистана: "По законам военного времени" Цели и задачи: Расширять и закреплять знания детей об истории своей Родины, в ча...
"По законам военного времени"
Классный час в 3 классе....
Положение о проведении внеклассного мероприятия - военно-спортивного праздника "С папой в армию идём"!
Внеклассное мероприятие - военно-спортивный праздник "С папой в армию идём"!...
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА Внеклассное мероприятие военно-спортивная игра-соревнование «Зарничка» 4 класс
Внеклассное мероприятие представлено в виде игры. Игра приурочена к празднику 23 февраля, направлена на воспитание у молодого поколения духа патриотизма, привлечению учащих...
Внеклассное чтение. Военное детство в повести "Крутые горы" А.А.Лиханова
Расширить знания учащихся о жизни их сверстников в годы Великой Отечественной войне через книги современного писателя А.А.Лиханова...
Внеклассное мероприятие "Связной времени"
Цель: - Расширять знания детей о жизни и творчестве С.В. Михалкова;- Воспитывать интерес к чтению рассказов, стихов;- Развивать память, речь, логическое мышление;- На примере литературных героев ...