Внеклассное чтение. Военное детство в повести "Крутые горы" А.А.Лиханова
методическая разработка (4 класс)

Рубцова Марина Олеговна

Расширить знания учащихся о жизни их  сверстников в годы Великой Отечественной войне через книги современного писателя А.А.Лиханова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Алымовка»

Внеклассное чтение в 4 классе

Военное детство в повести

 «Крутые горы» А.А.Лиханова

Автор: Рубцова М.О.,

учитель начальных классов

Форма проведения:Внеклассное чтение

Тема:Военное детство в повести «Крутые горы» А.А.Лиханова

Цель: 
-
Расширить знания учащихся о жизни их сверстников в годы Великой Отечественной войне через книги современного писателя А.А.Лиханова.

- Совершенствовать работу учащихся по анализу текста художественного произведения.

- Воспитывать чувства доброты, отзывчивости, доброты, сопричастности к великому подвигу нашего народа на примерах поступков героев. Донести до сознания учащихся смысл понятий благородство, доброта, совесть.

Задачи:

1. Воспитание патриотизма и любви к Родине.

2. Стимулирование читательских интересов учащихся.

3. Воспитание культуры чтения.

4. Развитие коммуникативных способностей детей.

Планируемые результаты:

-Личностные УУД: уметь оценивать поступки: хорошие и плохие, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей.

-Познавательные УУД: формирование новых знаний и новых понятий.

-Коммуникативные УУД: поиск информации при работе с книгой, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выразительно читать.

Участники:Обучающиеся 4 класса
Техническое оборудование:Портрет А.А.Лиханова, аудиозапись песни «Священная война» на слова Лебедева-Кумача.,  толковые словари, выставка книг А.А.Лиханова.

 
Главное, одолеть бессилие –

всегда и во всем. Главное,

почувствовать себя сильным.

А. Лиханов

    Ход урока

I.Организационный момент:

- Добрый день! Сегодня мы посвятим урок чтения творчеству Альберта Анатольевича Лиханова и более подробно рассмотрим одно из его произведений – повесть «Крутые горы» дилогии «Русские мальчики».

Почему мы выбрали именно это произведение, скорее всего, потому что приближается значимая дата в нашей истории – 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.
II. Вступительное слово учителя: 

        Есть в истории нашего народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относится и великая Отечественная война, получившая широкое отражение в литературе и истории. Писатели и художники, композиторы и архитекторы, кинорежиссеры стремились запечатлеть эти страшные страницы нашей истории.

Мы счастливы, что не видели ужасов войны. Нам, не испытавшим их, трудно представить те тяготы и лишения, которые пришлось испытать её очевидцам. Но каждый из вас, когда слышит слово война, наверное, представляет себе что-то страшное, леденящее душу.

        

        Мы перелистаем страницы книги Альберта Лиханова «Крутые горы», повествующей о том тяжелом военном времени. Мы посмотрим на войну глазами тех детей, которые её испытали. Вместе с авторами и её героями мы переживаем полные трагизма события первого года войны, прочувствуем, какая сила помогла нашему народу преодолеть всю горечь пережитых неудач, не упасть в панику, сохранить в сердцах чувства доброты, отзывчивости, благородства, уверенности в неизбежности победы. Это животворящее чувство веры в грядущую победу было рядом с героями Альберта Лиханова «Крутые горы». Мы вместе с героями будем делить радости и горести, так как жизнь, по словам Альберта Лиханова, это не туго натянутая струна, в ней есть находки и потери. А когда человек видит горе, он больше ценит счастье и радость, истинную дружбу и доброту. А война – это горе.
II. Сообщение ученика об авторе

Родился Альберт Лиханов 13 сентября 1935 года в г. Киров в простой семье.

Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первыедни войны ушёл добровольцем на фронт. В звании сержанта вернулся с войны и дожил до старости.

Мама, Милица Алексеевна — медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях. Сначала в железнодорожной поликлинике, затем, в годы войны – в военном госпитале, а потом в госпитале для инвалидов войны.

Алик рос любимым, окружённый заботой близких. Хотя семья жила небогато, ему давалось всё самое лучшее.

Детство проходило в тыловом городе. Мальчик вместе со сверстниками стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьных концертах для раненых. Писатель много пережил сам, поэтому так правдиво изображает трудное военное время. По его словам, у него было «трудное и счастливое детство». Писатель удостоен Международной премии М. Горького и Государственной премии России.


Учитель: Роковая дата: 22 июня 1941. Прекрасное летнее утро. На западных границах уже громыхает война. Но здесь, в тыловом городе, ещё ничего не знают. Выходной день, люди отдыхают. «Я не понял, что началась война… ». Так начинается повествование.

III. Анализ произведения:

Давайте приготовим книги, вспомним повесть и поработаем по содержанию произведения.

- От чьего лица ведется повествование? (От лица первоклассника Коли. Звучит сообщение Ю. Левитана о начале Великой Отечественной войны.)

- Докажите текстом то, что мальчик не понял, что началась война.

Я смеялся, не понимая, что началась война, ничего ещё толком не зная, и махал приветливо рукой вслед отцу, радуясь, что на последок он всё-таки догадался подарить мне значок ГТО…». )

(Звучит песня «Священная война», постепенно стихающая.)

- Коля не понял, что началась война, он даже не представлял, что такое война. Но он видел, что в жизнь ворвалось что-то нехорошее, какое-то общее горе. А горе делает людей взрослее. Как же мальчик постепенно начинал понимать, что такое война? (Открытки отца с надписью «Родина-мать зовёт!», продуктовые карточки, завариха вместо гречневой и пшенной каши, обмен вещей на продукты.)

Найти в тексте доказательства своих суждений.

- Так что же  узнал Коля о войне. ( Война-это горе, это голод.)

- Коля видел, что постепенно начинают исчезать вещи из гардероба. А что, как реликвия, осталось неприкосновенным и почему? (Костюм отца. Эта вещь - священная память об отце, защитнике Родины, воине. Неизвестно, какую судьбу ему уготовила война.)

- Идёт второй год кровопролитной войны. Но в городе, где живет наш герой, работают заводы, фабрики, школы.

Найти в тексте, какая была школа, где учился Коля? («Парты в нашем классе стояли в четыре ряда …Школа работала в три смены…».) 
- Найдите в тексте строки, рассказывающие об учительнице Анне Николаевне. Какие душевные качества отмечает в ней повествователь? (Самообладание, отзывчивость, доброта.)

-  Легко ли было учиться детям во время войны?

- Почему дети учились в такой тесной, маленькой школе в неприспособленных классах, при свечах и керосиновой лампе, писали на старых газетах? (Всему причина – война, разруха, нехватка помещений, электроэнергии. Страна работала под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы». И это понимали не только взрослые, но и дети.)
- Коля вместе с мамой идёт по полуосвещенной улице в школу. Что в это время ему ещё раз напоминают, что идёт война? (Заводские гудки, похожие на вой доисторического чудовища.)
- Наш герой уже понимает, что наступила лихая година, где-то гремит война. Но кто ему показал настоящую войну здесь, в тыловом городе? («Но настоящую войну мне показал Вовка Крошкин. Вовка Крошкин мне поведал о санитарном поезде, который прибыл в их город». Ребята вместе с учительницей пошли к нему.)

- Найдите в тексте описание санитарного поезда. («… и я увидел, что окна в вагоне без стекол - только в углах торчали острые, похожие на ножи осколки, а обшивка в разных местах пробита рваными дырками…».) Детей осенила страшная догадка: санитарный поезд бомбили.
- Что особенно потрясло детей? («…и мы увидели жуткое… Тот, кто лежал на носилках, был укрыт с лицом…».) 
- Что почувствовал Коля? Какие лексические средства использует автор, передовая душевные потрясения Коли? Зачитайте. («Меня трясло, я старался сдерживаться, но чувствовал, как помимо моей воли губы разъезжаются в стороны, а учительница и ребята расплываются…».)
- Всенародное горе. Похоронные извещения. Женщины - вдовы. Дети - сироты. Подходя к санитарному поезду, Коля увидел поразивших его женщин, беззвучно плакавших. Почему одна женщина особенно поразила его? (Найдите в тексте.) «Одна женщина потрясла меня особенно… Я посмотрел на неё, и мне сделалось страшно».

Глаза - зеркало души. Они бывают добрые и злые, сияющие, весёлые. А как автор говорит о глазах этой женщины? Найти прилагательные, которые использует автор при описании глаз. («Прозрачные, пустые, остекленевшие» .

Пустые глаза – значит в душе тоже пусто.

- О чем говорят слова Анны Николаевны: «Им не поможешь…». (Мертвых не воскресишь. Утрата невосполнимая.)

-  Коля взрослеет на наших глазах. Все больше и больше война приоткрывает ему свой страшный лик. И вместе с этим в его душе появляется новое чувство: сопричастность ко всему, что происходит. Мама не сумела скрыть войну от него. В детском сердце рождается сострадание к семьям погибших, к раненым. Как и у взрослых, лютой ненавистью к захватчикам наполнилась и его душа: он решил помогать Родине. (…«Гады, - прошептал я, - гады!…Я буду шить кисеты. И я буду ненавидеть немцев…».)

- Какое горе постигло Анну Николаевну? (Погиб сын.)
- Как переносит свое горе учительница? Ведь она потеряла самое дорогое – сына. (Она приходила в школу и работала, никому не жаловалась. Горе не сломило ее, не очерствило ее душу, она осталась такой же доброй и строгой. А в сердцах детей просыпалось милосердие, они искренне сочувствовали ее горю.)
- Трудное военное время. Как зеницу ока берегут люди свои продовольственные карточки. И вот в семье Коли горе: украли карточки. Что чувствует Коля? Найдите в тексте. («Меня всего колотило, меня трясло… это настоящие фашисты…».)
- Семья голодает. Мама находит выход, как спасти ребенка от голода. Почему мальчика грызет беспощадная совесть, когда он ест «донорский паек» мамы? («Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…»).

- А что такое совесть? Найти значение этого слова в «Толковом словаре». (Совесть это ответственность за свои поступки.)
- Горести сменяются радостями. Приезжает из госпиталя отец.

- Расскажите о встрече Коли с отцом, о том, как они катались на лыжах с крутых гор. Чему учил отец Колю? (Покорять крутые горы. «Главное: одолеть бессилие - всегда и во всем, главное - почувствовать себя сильным».)

- Коля и Вовка чувствуют удовлетворение от того, что делают свое важное дело: шьют кисеты, помогают фронту. Как относились в школе к их делу? (Их инициативу вместе с учительницей поддержал весь класс, учительница предложила собирать табак.) 
- Вот настал долгожданный момент: вручение кисетов бойцам. Зачийте описание этого торжественного момента. («Настала недолгая пауза… я никогда, не забуду этого…» Мальчик «заревел» оттого, что солдаты кричали им «Ура!».) 
-Зачитайте последние строки повести. («…Поезд уходит на войну. Война продолжалась…И много было впереди всего. У меня - крутых гор. У отца - трудных дней. 

- В конце повести Коля уже не беспомощный первоклашка, которого водит за ручку мама. На наших глазах герой повзрослел, научился переживать, сочувствовать горю.

IV. Работа с иллюстрациями

- Вспомните эпизоды, которые отображены на данных иллюстрациях нашего современника Сергея Острова.

- О каком эпизоде из повести говорят эти иллюстрации?

V. Подведение итога

-Почему повесть называется «Крутые горы»?

- Покорение крутых гор–дело трудное. Это может сделать только сильный, ответственный, мужественный человек. Давая своему произведению такое название, автор имел в виду не только горы, с которых Коля катался на лыжах, но и жизненные трудности, испытания. И мы видим, что герои А.Лиханова преодолевают их.

-Как бы ни тяжелы были годы войны для Коли, Вовки, учительницы и других героев повести, годы эти остались годами доброты и справедливости, надежды и правды.

- О чем нас заставляет задуматься произведение?

Как сохранить человеку в своей душе то, что дано ему от рождения: высокое чувство доброты, совести, человечности. Герои Альберта Лиханова помогают нам в этом.

- Сегодня мы мысленно вернулись к суровым годам войны. Страшной войны, но и священной для нашего народа. Преодолев тяжелейшие испытания, наш народ пришел к желанной Победе. И пусть больше никогда не будет войн: ни больших, ни малых. Пусть людьми правят доброта и благородство.

Используемые источники:

1. Лиханов А. А. Крутые горы. Кикимора. – М.: Детство. Отрочество. Юность, 2005. – 160 с.

2. Лиханов А. А. Собрание сочинений в семи томах. – Т. 4. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. – 672 с.

3. Мамончикова Е. Б. Классный час—читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»: 5 класс » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Источник: https://infourok.ru/chitatelskaya-konferenciya-po-knige-aalihanova-krutie-gori-959221.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Рубцова М.О. МКОУ «СОШ с.Алымовка» Внеклассное чтение 4 класс

Слайд 2

Военное детство в повести «Крутые горы» А.А. Лиханова Тема урока:

Слайд 3

Военная тема Большое место в творчестве писателя занимают произведения о войне . Военная тема в произведениях приобретает особую значимость, потому что воплотила в себе его представление о жизненных ценностях, о чести, о достоинстве, долге, подвиге. Произведения о военном детстве созданы А.Лихановым на жизненной основе – памяти о детстве военного времени. И герои его книг родом оттуда. Учителя в повестях А.Лиханова – его учителя. Всех он помнит.

Слайд 4

«Крутые горы» А.Лиханов

Слайд 5

Чтобы попасть в страну детства писателя Лиханова, необходимо открыть его повести «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони»,»Магазин ненаглядных пособий», «Кикимора», «Детская библиотека», «Последние холода». Все повести писались в разное время. Спустя годы писатель объединит их в одну книгу с общим названием «Русские мальчики»,(1995 год) а через 10 лет опубликует продолжение романа – три новые повести «Крёсна», «Лежачих не бьют»,»Те, кто до нас». В общей сложности работа над романом займёт более 30 лет. «Русские мальчики»

Слайд 6

«Русские мальчики»А. Лиханов

Слайд 7

Рассказ в произведении ведется от имени мальчика Коли, ученика 1-го класса. Вокруг Кольки изменилось всё: не стало рядом отца, мама сутками пропадает на работе, еда стала невкусная, да и той не хватает, появились треугольники фронтовых писем, похоронки. Казалось, кто-то убрал из жизни все цветные краски, остались только серый и чёрный цвет: цвет ночи, цвет солдатской одежды, да цвет холода и белого снега. Повесть «Крутые горы»

Слайд 8

Иллюстрация к повести А.А. Лиханова «Крутые горы» (рисунок С. Острова)

Слайд 9

Иллюстрация к повести А.А. Лиханова «Крутые горы» (рисунок С. Острова)

Слайд 10

Альберт Анатольевич Лиханов выполнил наказ любимой учительницы Аполлинарии Николаевны Тепляшиной. Он рассказал правду о войне и детям, и внукам. Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Страна детства» Внеклассное чтение по произведениям С.В. Михалкова.

Для  развития у учащихся интереса  и  мотивации к чтению проводятся уроки внеклассного чтения. Одной из тем такого урока в 3 классе является «Книги о детях и для детей»....

Урок внеклассного чтения. «О, милые плуты!..». Тема детства в произведениях Н.А.Некрасова.

Урок  направлен на формирование УУД: Личностные - оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить св...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по теме : «Л.Н.Толстой – граф, учитель, военный, великий писатель».

Применение ИКТ в данном уроке актуально и значимо, так как:·         способствует развитию у обучающихся эффективных функций и психологических процессов;·...

Игрушки военного детства

Познакомить учащихся начальной школы с игрушками военных лет....

Конспект внеклассного чтения В.Драгунский "Друг детства"

Цель: путём технологии продуктивного чтения познакомить с верной дружбой на примере рассказа «Друг детства» В. Драгунского. Задачи: Образовательные: активизировать “вдумчив...

Урок внеклассного чтения, посвященный творчеству Л.Ф. Воронковой . ТЕМА. «Родом из детства»

Данный урок позволит расширить литературный кругозор обучающихся, пробудить интерес к личности и творчеству Л.Ф. Воронковой, будет способствовать приобщению детей к чтению. А так же позволит увидеть м...