Здоровый ребенок- успешный ребёнок.
статья (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Истомина Н.П. учитель начальных классов школа №33
В последние годы особо остро в стране и в наших школах стоит вопрос детского здоровьесбережения. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н.А.Семашко, в России сегодня около 40% детей можно считать условно здоровыми.
По данным Минздрава России, в начальной школе абсолютно здоровы лишь 11– 12% детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. По данным Института возрастной физиологии РАО за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения.
Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи–практики отмечают нарушение интеллектуального, эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.
Изучив мониторинг заболеваемости детей 1 класса, было выявлено, что в классе нет практически здоровых детей. У половины детей имеется по 2-3, а то и более заболеваний
Так возникла необходимость создания программы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении, которая будет направлена на устранение проблем, что в свою очередь может дать положительный эффект и в оздоровлении учащихся, и в реализации основной цели – повышении качества образования и воспитания школьников.
Цель программы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» – формирование основ
здорового образа жизни; создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности; научить школьников быть здоровыми душой и телом, стремиться укреплять своё здоровье, применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Через каждодневные утренние гимнастики, физкультминутки, игры, спорт у учащихся развивается воля, находчивость, самообладание, быстрая ориентировка.
Важнейшие моменты работы, направленные на укрепление здоровья детей – это: подвижные игры на свежем воздухе, спортивные мероприятия, праздники здоровья, экскурсии в природу.
Отчего зависит наше здоровье? Лишь на 8–10 % от медицины, на 20 % от наследственности, на 20 % от внешней среды, а на 50 % определяется образом жизни человека. Известно, что проблема формирования образа жизни может решаться с разных позиций посредством:
- просветительской деятельности;
- изучения особенностей своего организма;
- изменение установки по отношению к себе и окружающей действительности;
- формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.
Методика работы строится в направлении личностно–ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающийся с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.)
Содержание занятий наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Используются и другие специфические для детей виды деятельности – изобразительная, театральная и др.
Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Поэтому задачи программы по здоровьесбережению ставлю такие:
- Воспитывать культуру отношения к своему здоровью;
- развивать физическую культуру, то есть способность человека на протяжении всей жизни использовать движение во благо своему здоровью;
- развивать физиологическую культуру, то есть знание своей физиологии плюс способность управлять ей;
- развивать психологическую культуру (научить человека управлять собственными эмоциями, но не подавлять!);
- развивать культуру интеллектуальную (управлять собственными мыслями);
- просвещать родителей в вопросах здоровьесбережения детей.
Программа “Здоровый ребёнок- успешный ребёнок” помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый ребенок- успешный ребенок во всем.
В наше время взрослые и дети проводять много времени в сидячем пложении. Нужно особое внимание удилять здоровьюм. Надо чаще с ребятами делать постые упражнения, которые не требуют особых усилий или ме...
Здоровый ребенок-успешный ребенок
Рабочая программа...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Здоровый ребенок – успешный ребенок»
Программа «Здоровый ребенок- успешный ребенок» разработана на основе программы курса «Планета здоровья» педагога дополнительного образования МОУ СОШ №14 им. Ф.Г. Буклова с. Курсавка Ставропольск...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «Здоровый ребенок – успешный ребенок»
Рабочая программа ...
"Здоровый ребенок - успешный ребенок" программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе
программа дополнительных занятий физической культурой в начальной школе...
Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок"
Рабочая программа "Здоровый ребенок - успешный ребенок" ГПД. Спортивно-оздоровительное направление...