Статья: "Проблемы школьной дезадаптации учащихся младших классов с особенностями развития"
статья

Apxипова Вероника Николаевна

Из опыта работы учителя-дефектолога Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Московского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы школьной дезадаптации учащихся младших классов с  особенностями развития. Из опыта работы учителя-дефектолога Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Московского района.

Каждый день мы встречаем младших школьников. Одни спешат навстречу новым открытиям и знаниям, другие торопятся пообщаться с одноклассниками и педагогами, третьи медленно плетутся с тяжелым школьным грузом за плечами. Многие ребята учатся легко и непринужденно, получают высокие оценки, успешно осваивая школьную программу. Некоторые ученики иногда сталкиваются с какими-либо трудностями, но решают свои проблемы самостоятельно или с помощью взрослых. Есть и такие учащиеся, которые вовсе не справляются с учебой, испытывая дискомфорт в школе, нежелание учиться, имея проблемы во взаимоотношениях с окружающими. Неуспешная учебная деятельность, конфликтные отношения с учителем и низкий социометрический статус в классе приводит к депривации потребности в признании, что вызывает защитные механизмы. При пассивном типе поведения появляются замкнутость, лень, апатия, уход в фантазии. При активном типе поведения защита оборачивается агрессией, компенсируя школьную неуспешность в других сферах, в том числе в асоциальной деятельности, например повышенный интерес ко всему, что связано с употреблением ПАВ. Немаловажным фактором рискованного поведения является то обстоятельство, что  младшему школьному возрасту присущ так называемый этап саморазрушающего поведения, когда все, что связано с риском кажется особенно привлекательным. Главным образом это касается мальчиков, которые  с удовольствием демонстрируют различные «чудеса храбрости». В том случае, если у ребенка недостаточно сформированы навыки самоконтроля, стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к ПАВ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в младшем школьном возрасте важным фактором риска формирования различных отклонений, в том числе употребления ПАВ, становится школьная дезадаптация,  усугубляемая сложными отношениями с родителями, допускающими различные ошибки в системе семейного воспитания. Школьная дезадаптация – это невозможность найти свое место в школьном пространстве, сохраняя свою идентичность и проявляя свой внутренний потенциал. Причины школьной дезадаптации:

  1. Низкий уровень учебной мотивации.  Сформированность у ребенка мотивационной сферы, играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие мотива хорошо выполнять все школьные требования, показывать себя с лучше стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании учебной информации. Для ребенка становится важным сам процесс получения знаний и их использование.  За отсутствием познавательной направленности скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
  2. Низкий уровень готовности к школьному обучению. Речь идет о соответствии общего уровня развития познавательных способностей (памяти, внимания, мышления) возрастной норме. При несоответствии уровня интеллектуального развития ребенка паспортному возрасту имеются объективные причины трудностей  усвоения учебного материала.
  3. Специфические расстройства учебных навыков. К ним относят последствия логопедических проблем раннего детства, например  дислексия, дизорфография, дисграфия.
  4. Семейные проблемы. К ним относят деструктивные внутрисемейные отношения, вызывающие  всевозможные конфликты, неправильные воспитательные стратегии, отсутствие благоприятных условий для воспитания. Сильные внутренние переживания ребенком семейного неблагополучия повышают психоэмоциональное напряжение в учебной деятельности и  во взаимоотношениях  в школе. Обиды,  душевная боль и страхи порождают озлобленность на весь окружающий мир. Появляется желание отомстить , что приводит к нарушению школьных правил и негативному поведению.
  5.   Дефицит социальных навыков. Недостаточный уровень социальной зрелости в суждениях и поведении может быть обусловлен как недостаточно развитым интеллектом, так и отсутствием благоприятной воспитательной системы.
  6.  Дидактогения. Авторитарность педагогов может оказать негативное воздействие на психоэмоциональное состояние учащегося. Завышенные требования, претензии, отсутствие индивидуально – личностного подхода при педагогическом взаимодействии  вызывают ухудшение психологического здоровья школьников и, соответственно, нежелание ходить в школу.  

Среди проявлений школьной дезадаптации выделяют:

  • Проблемы с успеваемостью, прогулы уроков без уважительной причины;
  • Нарушения дисциплины в школе и дома;
  • Конфликты с учащимися – споры, ссоры, драки и т.д.;
  • Агрессивность – проявление жестокости по отношению к окружающим;
  • Конфликты с учителями и родителями.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность и целесообразность профилактической работы специалистов службы сопровождения,  которые все делают для того, чтобы учебно-воспитательный процесс  для школьников был радостным, полезным, увлекательным путешествием в мире знаний, а не пустой тратой времени и  детских сил, родительских нервов, мучительных испытаний для педагогов, приводящей, в конечном итоге, к рискованному поведению.

 Одним из подразделений службы сопровождения является территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия, в дальнейшем ТПМПК, которая  действует при администрации Московского района Санкт-Петербурга на базе ГБОУ ЦПМСС, как постоянная районная экспертная служба в решении вопросов, связанных с реализацией прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и отклоняющимся поведением, проживающих  в Московском районе Санкт-Петербурга.

ТПМПК не является юридическим лицом и действует в рамках полномочий, определенных положением о ТПМПК, в своей деятельности руководствуется правовыми  актами в области защиты прав и законных интересов ребенка,  Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами, распоряжениями администрации Московского района. Деятельность ТПМПК включает в себя:

  • Проведение   комплексного      психолого-медико-педагогического   обследования (далее   -   обследование)   детей   дошкольного   и   школьного   возраста   с   ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
  • Выработку по результатам обследования коллегиального заключения (далее заключение ТПМПК) о состоянии соматического и нервно-психического здоровья ребенка и подготовку   индивидуально-ориентированных   (дифференцированных)   рекомендаций   по: определению  вида  образовательного  учреждения   и  

по определению образовательной программы /класса для детей школьного возраста с  нарушениями речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью легкой  и умеренной степени, с нарушениями зрения, требующих коррекции в условиях классов охраны зрения в общеобразовательном  и  специальном (коррекционном) образовательном учреждениях.

  • Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных учреждений по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Организацию взаимодействия с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Московского района Санкт-Петербурга, службой социальной защиты, отделом профилактики правонарушений и зависимого поведения у детей и подростков  для выбора оптимальных условий обучения и воспитания детей, оказавшихся в кризисной ситуации (дети, подвергшиеся жестокому обращению,  из неблагополучных семей).

        Специалисты ТПМПК работают в режиме постоянно действующей рабочей группы с целью оказания помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам профилактики школьной дезадаптации учащихся.  Своевременно помочь ребенку преодолеть все психологические барьеры и  трудности, чтобы дальнейшее обучение в школе стало для ребенка интересным, радостным и полезным процессом, способствующим всестороннему развитию личности и формированию компетенций, ведущих деятельность человека к успеху, и составляет круг профессиональных интересов специалистов рабочей группы ТПМПК.  Работа специалистов осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется межведомственное взаимодействие.

Диагностический этап - уточнение, при необходимости, оценки актуального развития, степени выраженности отклонения в физическом или психическом развитии детей, разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной психолого-медико-педагогической помощи на базе ГОУ ЦПМСС, по организации их специализированного обучения и воспитания в семье. На этом этапе специалисты ТПМПК знакомятся с педагогической характеристикой, медицинскими документами из ЛПУ и ПНД, анализируют школьные работы, проводят собеседования с педагогами школ, социальными службами. При необходимости направляют детей и подростков в специализированные образовательные, медицинские учреждения для углубленного и динамического изучения особенностей их развития.

Консультационный этап предполагает оказание консультативной помощи родителям, педагогам, врачам, социальным работникам и другим заинтересованным лицам по проблемам обучения и воспитания детей и подростков с недостатками психического и физического развития, со школьной дезадаптацией и трудностями в обучении. На этом этапе большое внимание уделяется психолого-педагогическому просвещению  родителей по вопросам  психического и физического состояния детей и  возможностях их дальнейшего развития, необходимости оказания им адекватной помощи в образовательных учреждениях разного типа и медицинских учреждениях. Непросто бывает установить доверительные отношения, приходится прикладывать усилия, чтобы вести конструктивный диалог. Ведь родители, как правило, уже имели сложную предысторию взаимоотношений с учителями, администрацией школ. Само ожидание публичного обсуждения семейных проблем, стремление защитить ребенка или себя вызывают напряженность, настороженность, готовность к противостоянию. Однако, чуткость, внимательность, профессионализм нашей группы единомышленников позволяет создать атмосферу доверия в любой трудной ситуации, чтобы, разобравшись в проблеме, найти правильный индивидуально-ориентированный путь решения.  Осуществляется и взаимодействие со школьными педагогическими консилиумами, разбор конфликтных случаев и подготовка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работы с учащимися. Социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя начальной школы нередко обращаются за методической помощью к нашим специалистам, и им мы  то же, безусловно, оказываем поддержку, обучая работать не только с учащимися, но и с собой в целях профилактики профессионального выгорания. Некоторых обучаем техникам саморегуляции эмоционального состояния, других знакомим с литературой по психологии, а с третьими делимся практическим опытом успешного педагогического общения.

По вопросам выбора образовательного маршрута через ТПМПК проходят дети старшего дошкольного возраста по заявлению родителей, воспитанники социального приюта в присутствии социальных педагогов, школьники по направлению КДН, органов опеки.  По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования все обратившиеся получают рекомендации по обучению в том или ином образовательном учреждении с учетом выявленных особенностей развития и индивидуальных возможностей. В ходе консультаций с родителями  каждого ребенка  проводятся просветительские беседы об особенностях актуального развития детей. Каждый взрослый, в соответствии со своим запросом, получает подробные рекомендации по гармонизации семейного воспитания и созданию благоприятных условий для обучения их детей. Специалисты ТПМПК уделяют особое внимание оказанию психологической поддержке  родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, которые очень нуждаются в чутком отношении и понимании их проблем.

Коррекционно-развивающий этап: комплексное психолого - медико - педагогичекое обследование позволяет определить причины трудностей в обучении и школьной дезадаптации в каждом отдельном случае и составить план коррекционно-развивающей работы. По итогам прохождения ТПМПК некоторые учащиеся получают рекомендации по изменению образовательного маршрута и выбору образовательного учреждения с учетом выявленных индивидуальных особенностей психического развития, что является важной профилактической мерой по повышению уровня учебной мотивации и снижению риска проявления отклоняющегося поведения;

некоторые дети по рекомендации специалистов ТПМПК для углубленного и динамического изучения особенностей их развития и оказания им медицинской помощи  направляются в специализированные медицинские учреждения. Многие ученики  принимаются на сопровождение в ГБОУ ЦПМСС и проходят коррекционно-развивающие занятия у специалистов: учителя-дефектолога по коррекции и развитию учебных навыков, учителя-логопеда по коррекции и развитию устной и письменной речи, педагога-психолога по развитию познавательных способностей (памяти, внимания, мышления), эмоционально-волевой сферы (преодоление психологических барьеров в общении и в процессе обучения, развитие навыков самоконтроля и саморегуляции). В результате коррекционно-развивающих занятий, по оценке специалистов ТПМПК на основании итогового обследования у детей повышается познавательная активность, снижается психоэмоциональное напряжение в процессе обучения, улучшается отношение к школе, повышается уровень школьной успеваемости. Благодаря сопровождению некоторым  школьникам удается избежать изменения образовательного маршрута и перевода на коррекционное обучение. У некоторых детей устраняются пробелы в развитии фонематического слуха, у некоторых учащихся устраняются стойкие специфические ошибки, характерные для дисграфии, у некоторых детей отмечается положительная динамика в развитии таких познавательных способностей, как память, внимание, мышление. По окончании развивающих занятий каждый родитель получает методические рекомендации по организации дальнейших  занятий со своими детьми.  На ТПМПК  рассматриваются и случаи школьных конфликтов между учащимися и учителями, следствием которых, по мнению специалистов ТПМПК,  явилось ухудшение психического здоровья учащихся, а, именно развитие школьного невроза, снижение уровня учебной мотивации, школьной успеваемости, проявление негативного отношения к школе и окружающим. В одном из случаев, к примеру, педагоги школы готовили документы для КДН из-за проявления школьницей агрессивного поведения. Специалистам ТПМПК, с привлечением социальных педагогов и педагогов-психологов, кураторов ГОУ, удалось определить объективные причины конфликтных ситуаций, оценить уровень актуального развития и потенциальные возможности учащейся и составить рекомендации для всех участников конфликтов. В результате работы специалистов ГОУ ЦПМСС  школьница получила рекомендации по смене ГОУ, но не программы обучения.  Удалось избежать постановки ее на учет в КДН;  она была принята на сопровождение к специалистам центра и прошла коррекционно-развивающие занятия, что позволило снизить уровень тревожности, помочь в  развитии навыков саморегуляции, формировании позитивного отношения к школе и окружающим, улучшить успеваемость.  Педагогам ГОУ была оказана консультативная помощь по оптимизации учебно-воспитательного процесса; родители получили психологическую поддержку и рекомендации по организации помощи своей дочери в  преодолении трудностей школьной адаптации.

Кроме школьных конфликтов на ТПМПК  рассматриваются  случаи семейных конфликтов, в результате которых, к примеру, в двух случаях  дети проживали в реабилитационных центрах. На ТПМПК обратились за  консультативной помощью социальные и медицинские работники данных учреждений. После проведенного комплексного психолого–медико-педагогического обследования по каждому ребенку были разработаны  индивидуальные рекомендации по оказанию детям возможной психолого-медико-педагогической помощи. Специалисты реабилитационных центров получили подробную информацию об уровне актуального развития подростков, их потенциальных возможностях и методические рекомендации по учебно-воспитательной работе с ними. Родители этих детей были приглашены на консультации к специалистам ТПМПК, где с ними проводились разъяснительные беседы о необходимости изменения стратегии во взаимоотношениях с детьми и гармонизации семейного воспитания.

Таким образом, помощь в разрешении конфликтных ситуаций осуществляется специалистами ТПМПК в рамках сотрудничества с КДН, школьными консилиумами и специалистами социальных и реабилитационных центров. В целом, по отзывам родителей и педагогов ГОУ работа ТПМПК является эффективной профилактической мерой по преодолению школьной дезадаптации, формированию учебной мотивации, снижению социальных рисков учащихся начальной школы.

 На протяжении нескольких лет  менялась структура и организация работы ТПМПК с тем, чтобы выйти на качественно новый уровень. В настоящее время можно констатировать тот факт, что работа школьной комиссии имеет  свою уникальную специфику, смысл которой – поддержка и укрепление психического, физического и социального благополучия детей и подростков, активизация воспитательного ресурса семьи, оптимизация учебно-воспитательного процесса в ГБОУ. Фактически  ТПМПК - это служба здоровья, и в этом заключается ее миссия.

Учитель-дефектолог ТПМПК ГБОУ ЦПМСС                              В.Н. Архипова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "В помощь родителям учащихся младших классов. Особенности изучения нового культурологического курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классах."

Статья адресована в первую очередь родителям учеников младших классов, которые в 4 классе начинают изучение нового предмета ОРКСЭ - " Основы религиозных культур и светской этики" , так же в статье мож...

Причины школьной дезадаптации в 5 классе

В материале рассматриваются основные причины снижения успешности обучения в период перехода из начальной школы в среднюю...

Семинар-практикум для педагогов начальной школы "Особенности школьной мотивации обучающихся младших классов"

Методическая разработка посвящена проблематике школьной мотивации обучающихся и раскрывает теоретические аспекты мотивационной сферы младших школьников: становление мотивации к учебе, ее содержательны...

Особенности развития физических качеств у школьников младших классов. Специфические особенности прыгучести

Статья на тему: особенности развития физических качеств у школьников младших классов. Специфические особенности прыгучести....

Проблемы школьной дезадаптации в аспекте речевого и психомоторного развития младших школьников

В данной статье рассматривается вопрос о проблемах школьной дезадаптации в аспекте речевого и психомоторного развития младших школьников. Описаны различные подходы к определению понятия школьной дезад...