Права человека через призму русской народной сказки
классный час (4 класс)
учебно методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_rebyonka_cherez_prizmu_skazki.docx | 106.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Человечество обязано давать
ребенку лучшее, что оно имеет.
Декларация прав ребенка
Содержание
Введение
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Практическая работа со статьями Конвенции и художественной литературой (материалы для практического применения)
3. Русские народные сказки: анализ нарушаемых и соблюдаемых прав детей.
Заключение.
Список литературы
Приложение
Введение
Сегодняшние дети – это будущее страны. Благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. А это значит, что важным становится правовое воспитание подростков и детей, которые лучше воспринимают информацию не через слова, не через маленький жизненный опыт, а через сочувствие, сопереживание героям сказок, игр, песен, литературных и киногероев. А это приводит к выводу, что главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания для младших школьников должны выступать сказочные герои. Цель нашей работы: знакомство с основными правами ребёнка, воспитание нравственно-правовых норм через призму народных сказок; выявление и экспериментальная проверка возможности использования потенциала сказки как средства нравственного и правового воспитания в школе. Задачи: 1) дать представление об основных правах человека через призму русских народных сказок; 2) развивать умение анализировать произведения фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами; 3) убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, формировать правовую культуру человека; 4) воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Нам кажется, что сегодня в российском обществе очень востребованы правовые знания. А идеи, как по – новому их преподнести детям, причем даже самым маленьким, занимают многих. 1 февраля 2011 года в новостях был показан сюжет, где Президенту Д. А. Медведеву продемонстрировали новые учебные пособия по праву, где авторы доступно и занимательно раскрывают юным читателям сложные правовые темы. Наугад Президент зачитал вопрос: «Имеет ли право мартышка носить очки?».
Объект нашего исследования: правовое воспитание детей школьного возраста. Предмет: сказка как средство нравственного и правового воспитания детей школьного возраста.
В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: если использовать познавательные, информационные и воспитательные возможности сказок, то это повысит нравственное и правовое воспитание детей школьного возраста, причем можно будет это делать уже в младшем звене, в начальной школе. Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов: анализ художественной и методической литературы по теме исследования; анкетирование (педагогический эксперимент в ходе учебного процесса).
1. Конвенция о правах ребенка
21 век назван Веком ребёнка. В календаре существуют специальные дни, которые призваны напомнить нам об этом: 1 июня - Международный день защиты детей. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
Существует несколько документов, закрепляющих права человека. Как мы видим из схемы, наряду с ними стоит и мораль, продуктом которой являются и сказки. В контексте нашей темы мы выделим документ международного значения - «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку. Принята 10 декабря 1948 г. ООН. Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами. Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств. ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств. Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка». Принята 20 ноября 1989 г. ООН. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
На наш взгляд, главной статьей из 54 является статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А. В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.
Практическая работа со статьями Конвенции и художественной литературой (материалы для практического применения)
Многие из школьников, особенно в младшем и среднем школьном звене, не знают о своих правах. Можно ли дать основы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой - посредством сказки! За основу берем статью Конвенции. А затем подбираем художественную литературу, сюжет которой отражает определенные социальные явления. Используем наглядные пособия, иллюстрации к сказкам, схемы. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки: «Золушка» - статья об «Эксплуатации детского труда», «Дюймовочка» - «Ребенок имеет право жить вместе с родителями», «Приключения Буратино» - «Каждый ребенок имеет право на отдых, досуг», «Каждый ребенок имеет право выражать свои взгляды, мысли» и т. д.
Основополагающими документами при изучении проблемы является Конвенция о правах ребенка.
Вспомните сказку А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть такие слова:
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел де царь Салтан.
Какое право было нарушено? Главное право каждого человека – право на жизнь, и маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.
В русской народной сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич сжег лягушечью кожу.
Какое право нарушил Иван и как он за это поплатился? Ребенок, как и любой другой человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему.
В «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина есть такие строчки, выражающие приказ:
Свесть Царевну в глушь лесную,
И, связав ее, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам!
Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Есть люди, готовые дразнить и обижать детей за то, что они другой национальности, религии, другого цвета кожи. Встречаются взрослые, которые жестоко наказывают за шалость, непослушание или бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и покарать того, кто жестоко обращается с детьми.
В сказке Г. Х. Андерсена «Голый король» ребенок не побоялся сказать королю правду. Ребенок имеет право на свое собственное мнение. Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, – высказать вслух, написать и даже напечатать. А в Конвенции так и записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.
«– Рубите ей голову! – крикнула Королева. – Пусть выносят приговор, а виновата она или нет – потом разберемся!» Так распоряжалась Королева из сказки Л. Кэролл «Алиса в стране чудес».Какое нарушение прав человека она нарушала? Никого нельзя наказывать без суда. Любой человек, в том числе и ребенок, считается невиновным до тех пор, пока не доказана его вина. Если тебя в чем-то подозревают, пусть сначала докажут! Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более – наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник, знающий законы, который будет ему помогать.
«Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса, и вдруг во Дворце появилась злая Ведьма. – Вы не пригласили меня на крестины? – сказала она Королю и Королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрет». Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность родителей.
Ребенок не отвечает за провинность родителей, что бы они ни совершили. Может быть, они нарушили закон или обидели кого-то, все равно нельзя упрекать, унижать, наказывать ребенка за то, что у него «такие» родители. Государство не допустит, чтобы дети страдали из-за проступков родителей.
Но каждая сказка заканчивается хорошо. И мы осознаем, что нарушение прав человека наказуемо, всегда находится защитник или сам человек начинает защищать свои права. А это значит, что каждый из нас должен знать, какие права у нас есть, что делать если их нарушают – защищать себя самому или искать защиты у более сильного, в нашем случае – это родители, школа, органы опеки и государство.
Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь!
3. Русские народные сказки: анализ нарушаемых и соблюдаемых прав человека.
Многие из школьников, особенно в младшем и среднем школьном звене, не знают о своих правах. Можно ли дать азы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой - посредством сказки! В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол. Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления. возраста.
Сказки
Соблюдение прав
Нарушение прав
Гуси-лебеди
Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Ст. 34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Похищение ребенка – уголовно наказуемое преступление
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Морозко
Право на труд
Право на справедливое вознаграждение за труд
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений
Ст. 6. каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.
Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом
Ст. 19, 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство
Ст. 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Иванушка и сестрица Аленушка
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Приключения Буратино
право на учёбу, развитие
ст.17 право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
право на свободу и свободный труд за вознаграждение,
Право на бесплатное образование.
защита от безработицы.
Право на неприкосновенность жилища.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Колобок
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Ст. 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.
посягательство на его жизнь, угроза быть съеденным
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Волк и семеро козлят
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Неприкосновенность жилища. Ст. 12
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Маша и медведь
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Маугли
Ст. 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.
Ст.1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Золушка
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством
право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня
право на имя, т. к. Золушка – не имя, а прозвище
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Красная шапочка
Право на семью
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
нарушено право на неприкосновенность жилища
право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
право на имя, т. к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
На безопасность
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Белоснежка и семь гномов
Право на свободу мирных собраний
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Айболит
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
право гражданина на защиту вне зависимости от местонахождения
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
По щучьему велению, по моему хотенью
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии
Три поросенка
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. А родители несут ответственность и обязаны воспитывать и оберегать детей. Если родителей у них нет, то органы опеки должны о них позаботиться.
право на неприкосновенность жилища
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Серая шейка
право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Дюймовочка
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Сказка о рыбаке и рыбке
Статья 17. Право на доступ к информации.
право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу
право свободного передвижения и выбора местожительства
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень изни.
Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Ледяная избушка
Право на защиту
право на неприкосновенность жилища
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Лягушка-путешественница
право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
право на личную неприкосновенность, жизнь
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Кот в сапогах
право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, свобода передвижения
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Бременские музыканты
право на свободу мирных собраний, свободу передвижения
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Заключение
Таким образом, в сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках. Где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связано с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т. д. эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. И в современном мире есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:
– Дети, оставшиеся без попечения родителей
– Безнадзорные и бездомные дети
– Дети-инвалиды
– Дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они преодолеть самостоятельно не могут. Им всем нужна помощь.
Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. Но все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.
Теперь мы знаем, какими правами обладают дети. Но, к сожалению, права ребёнка соблюдаются не везде и не всегда. Иной раз приходишь в отчаяние от того, как часто дети подвергаются мучениям и гибели, а окружающие остаются в стороне. Но, вопреки всему и всем, Конвенция о правах ребёнка имеет очень большое значение и остаётся важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова её цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Должны ли мы отказываться от маленьких шагов, которые возможны? Начнём в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, на нашей улице. Мы должны объединить свои усилия для более крупных шагов. Если бы взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно также, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребёнка.
Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть! За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству. Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. В современном обществе у каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Список литературы
1. Конвенция о правах ребёнка.
2. Афанасьев А. Н. Русские детские сказки. Из собрания А. Н. Афанасьева. П. – М.: Детская литература, 1986.
3. Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.
4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – С-Петербургский университет, С-Пб, 1996.
5. Шабельник, Каширцева Ваши права. – М., 2011.
6. Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт (Исторические корни бытовой сказки). — Москва, 2006.
7. «Фестиваль педагогических идей» / http://festival.1september. ru/articles/502414/
Основные тезисы учебно-исследовательского проекта на тему:
«Конвенция о правах ребенка через призму сказок».
Авторы работы: Андреева Ника Александровна, Петрова Елена Александровна, ученицы 6в класса МБОУ «Батыревская средняя общеобразовательная школа № 1».
Научный руководитель: учитель истории Андреева Наталия Борисовна.
Проблема: В 6 классе мы начали изучать новую для нас науку – обществознание. Мы сразу погрузились в мир новых слов, сложных явлений, событий. Понять многие из них достаточно сложно нам - детям XXI века. Но есть в этой новой для нас науке один общий момент – она учит нас жизни, знакомит нас с нашими правами. На уроках мы уже поняли: как плохо мы знаем свои права, не умеем защищать себя законными методами. И Наталия Борисовна часто проводит уроки, используя знакомый нам с детства материал – сказки. И в таком случае проблем с пониманием уже не возникает. И мы в своей учебно-исследовательской работе хотим показать, что можно изучать обществознание в такой форме, чтобы было интересно и понятно всем детям, т. е. использовать как один из видов источника информации сказки.
Цель работы: доказать, что по сказкам можно изучать сложные юридические документы, изучать права человека; знакомиться с основными правами ребёнка. Задачи: 1) дать представление об основных правах человека через призму сказок; 2) развивать умение анализировать произведения фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами; 3) убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, 4) формировать правовую культуру человека; 5) воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Гипотеза: сказка может и должна использоваться как источник правоведческой информации, как способ практического применения правовых знаний школьниками. А вместе с тем выяснить как русский народ, не знавший слова «право», «закон», использовал сказку для сохранения и передачи нам информации о существовавших тогда традициях взаимоотношений, преступлениях и наказаниях.
Результаты: в своей учебно-исследовательской работе мы изучили 27 сказок как отечественного, так и иностранного производства. Сказки - хранилище позабытой народом информации о правовых событиях. В сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, в которых соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связано с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т. д. Эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. Этот факт говорит нам о том, что именно эти дети нуждаются в большей защите государства, поддержке общества. Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. В современном обществе эти проблемы также не решены. И сегодня громко звучат судебные процессы, связанные с убийством детей в США, с физическим насилием детей, незаконным вывозом за границу и т. д. И часто дети просто не знают, что в их отношении нарушены права, не знают, что можно предпринять против обидчика, значит вопрос о правовом образовании школьников востребован и современен. Но в сказках все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.
Выводы: Наше исследование подтверждает, что сказка может использоваться как материал для изучения прав человека, правда больше примеров нарушения прав. «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. И нам, современным людям, также не надо забывать об этом. Сказки - это настоящая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.
Паспорт исследовательской (проектной) работы
№
Характеристика
Содержание
1.
Наименование работы
Конвенция о правах ребенка через призму сказок
2.
Фамилия Имя Отчество автора
Андреева Ника Александровна, Петрова Елена Александровна
3.
Школа
МОУ «Батыревская средняя общеобразовательная школа №1»
4.
Населенный пункт
с. Батырево Чувашской Республики
5.
Полное наименование образовательного учреждения
МБОУ «Батыревская средняя общеобразовательная школа №1»
6.
Класс, в котором учится автор (соавтор)
6в
7.
Почтовый адрес учреждения с индексом
429350, Чувашская Республика, с. Батырево, пр. Ленина, д. 30
8.
Телефон учреждения с кодом
883251048
9.
Фамилия Имя Отчество руководителя работы
Андреева Наталия Борисовна
10.
Проблема (почему выполнялось исследование, проект?)
В 6 классе мы начали изучать новую для нас науку – обществознание. Мы сразу погрузились в мир новых слов, сложных явлений, событий. Понять многие из них достаточно сложно нам, детям XXI века. Но есть в этой новой для нас науке один общий момент – она учит нас жизни, знакомит нас с нашими правами. И наш учитель обществознания проводит уроки, используя знакомый нам с детства материал – сказки. И в таком случае проблем с пониманием уже не возникает. И мы в своей учебно-исследовательской работе мы хотим показать, что можно изучать и преподавать обществознание в такой форме, чтобы было интересно и понятно всем детям, т. е. использовать как один из видов источника информации сказки.
11.
Объект и предмет (что исследовалось, проектировалось?
Объект: правовое воспитание детей школьного возраста. Предмет: сказка как средство нравственного и правового воспитания детей школьного возраста.
12.
Гипотеза (главная АВТОРСКАЯ идея)
В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: если использовать познавательные, информационные и воспитательные возможности сказок, то это повысит нравственное и правовое воспитание детей школьного возраста, причем можно будет это делать уже в младшем звене, в начальной школе. Сказка может и должна использоваться как источник правоведческой информации, как способ практического применения правовых знаний школьниками. А вместе с тем выяснить как русский народ, не знавший слова «право», «закон», использовал сказку для сохранения и передачи нам информации о существовавших тогда традициях взаимоотношений, преступлениях и наказаниях.
13.
Полученный результат
В своей учебно-исследовательской работе мы изучили 27 сказок как отечественного, так и иностранного производства. Сказки - хранилище позабытой народом информации о правовых событиях.
В сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, в которых соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связано с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т. д. эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. Но все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.
14.
Практическая значимость работы
Результаты нашей работы могут быть использованы на классных часах, как пропедевтический курс в начальной школе, на уроках обществознания в 6 классе. Правовая грамотность детей – это правовая культура взрослых, а значит, общества. А правовое государство, опирающееся на юридически грамотное население, имеет прекрасные перспективы развития.
ЗАЯВКА на участие
Личные данные
1. Андреева Ника Александровна
2. 23 марта 2000 года.
3. 89061312495.
4. с. Батырево, ул. Мира, д. 23, кв. 9.
5. 6в класс МОУ «Батыревская СОШ №1».
Информация о представленной работе
1. Конвенция о правах ребенка через призму сказок
2. История
3. Петрова Елена Александровна
4.Андреева Наталия Борисовна
Подтверждение учебного заведения
Сведения, указанные в заявке, подтверждаю (должность руководителя, название ОУ, Ф. И.О. подпись руководителя, печать).
Директор школы /Солдатов В. В./
11 января 2012г.
ЗАЯВКА на участие
Личные данные
1. Петрова Елена Александровна
2. 26 октября 1999 года.
3. 89061312495.
4. с. Алманчиково, ул. Иванова, д. 5.
5. 6в класс МОУ «Батыревская СОШ №1».
Информация о представленной работе
1. Конвенция о правах ребенка через призму сказок
2. История
3. Андреева Ника Александровна
4.Андреева Наталия Борисовна
Подтверждение учебного заведения
Сведения, указанные в заявке, подтверждаю (должность руководителя, название ОУ, Ф. И.О. подпись руководителя, печать).
Директор школы /Солдатов В. В./
11 января 2012г.
Приложение
«Проверь себя» - тест на уровень правовой грамотности
Права ребенка, согласно
«Конвенции о правах ребёнка»
№
сказок
Русские народные сказки
Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6) Иван-царевич и серый волк Пёрышко Финиста ясна сокола Царевна-лягушка Кощей Бессмертный Гуси-лебеди Сивка-бурка Терёшечка Морозко Хаврошечка Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Семь Симеонов Лисичка-сестричка и серый волк Теремок Волк и семеро козлят Колобок Медведь и лиса Маша и медведи Никита Кожемяка По щучьему велению Царевна-несмеяна Кот и лиса Зимовье зверей Заяц-хваста Бобовое зёрнышко Петушок-золотой гребешок и жерновцы Репка Маша и медведь Три медведя Машенька и медведь Право на регистрацию с момента рождения; право на имя, приобретение гражданства; знание родителей и на их заботу (ст. 7) Право на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребёнка, если он способен их сформулировать (ст. 12) Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию (ст. 16) Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом (ст. 37) Право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14) Право на образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28) Право на полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство и активное участие в жизни общества (ст. 23) Право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний Право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31) Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство (ст. 19, 33, 34)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка
Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...
Программа «Развитие навыков коммуникации через инсценировку русской народной сказки «Теремок».
Фрагмент программы. Занятие в песочнице....
Изучение прав ребенка через призму сказок
Классный час...
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....
Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Технологическая карта урока УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...
«Воспитание патриотических чувств и любви к Родине у обучающихся с ОВЗ через русскую народную сказку»
Традиционная народная культура патриотична, гуманна, именно в произведениях традиционной русской народной культуры заложены возможности для приобщения ребенка к народным истокам. Э...
Конспект урока. Хитрец и глупец в фольклорных (народных) сказках. Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» и русская народная сказка «Вершки и корешки»
Цель: развитие умений обобщать полученные знания, делать необходимые выводы; умений грамотно, четко и точно выражать свою мысль; развитие познавательного интереса. Воспитание положительного инте...