Программа «Развитие навыков коммуникации через инсценировку русской народной сказки «Теремок».
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Фрагмент программы. Занятие в песочнице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologiiteremok_.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Развитие навыков коммуникации через инсценировку русской народной сказки «Теремок».
Целевая аудитория: Программа рассчитана на обучающихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости 3-а класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, которых характеризуют:
- недоразвитие основных познавательных процессов (память, речь, внимание и др.);
- косность, инертность и тугоподвижность мышления;
- несформированность эмоционально-волевой сферы;
- неумение общаться со взрослым и сверстниками;
- неумение играть в коллективе;
- значительные нарушения (отсутствие) речи;
- не умение переносить свои знания и умения в новые условия.
Цель программы: формировать коммуникативные навыки у обучающихся через инсценировку русской народной сказки «Теремок».
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения слушать художественное произведение.
- Формировать умения инсценировать сказку.
- Закрепить знания сказки.
Коррекционно-развивающие:
- Активизировать пассивный и активный словарный запас.
- Развивать умение отвечать на вопросы по произведению.
- Развивать внимание, мышление, память.
- Развивать координацию движений.
- Развивать коммуникативную и эмоционально-волевую сферы личности ребенка.
Воспитательные:
- Воспитывать умения играть в коллективе и помогать друг другу.
- Воспитывать любовь и уважение к сказкам.
Технологии:
- личностно-ориентированные,
- здоровьесберегающие,
- коррекционно-развивающие.
Содержание программы
«Развитие навыков коммуникации
через инсценировку русской народной сказки «Теремок».
Этапы | Задачи | Оборудование | Содержание | Деятельность участников процесса | Формируемые знания, умения, навыки |
Установочный (1 час) | 1.Создание комфортной среды. 2. Установить доброжелательные отношения между всеми участниками игрового процесса. | Магнитофон, музыкальное сопровождение. | Игра «Давайте поздороваемся». Игра «Потанцуем». | Обучающиеся и педагог стоят по кругу, взявшись за руки. Каждый называет своё имя и здоровается (не говорящие дети кивают головой). Обучающиеся и педагог встают в пары и под весёлую музыку кружатся в парах. | Умения слушать педагога. Умения играть вместе. Умение эмоционально реагировать на предложенные ситуации. |
Диагностический (2 часа) | 1.Уточнить знания и умения детей. 2. Разработка игрового процесса. | Компьютер, интерактивная доска, картинки с животными, мультфильм, раскраски с животными. | Просмотр мультфильма «Теремок». Игра «Кто как кричит и двигается». Раскрашивание животных. | Смотрят мультфильм. Называют животное и вместе с педагогом имитируют голос и движения животных. Раскрашивание картинок. | Знания сказки. Знания животных и их повадок и имитация голоса. Творческие навыки. |
Поддерживающий (2 часа) | 1. Упрочнение знаний и умений каждого участника игрового процесса. 2. Совершенствование творческих способностей участников игрового процесса. | Раскраски. Настольный театр «Теремок». Песочница и атрибуты к сказке. | Рассматривание раскрашенных картинок к сказке. Педагог рассказывает сказку с использованием настольного театра. Беседа по сказке. Отбор атрибутов и персонажей сказки. Инсценировка сказки с использованием песочницы. | Называют животных. Слушают и смотрят сказку. Отвечают на вопросы педагога по сказке. Учатся играть в песочнице. | Знания сказки. Знания животных сказки. Умения слушать педагога. Умения совершать совместные действия. |
Коррекционно-развивающий (3 часа) | 1. Формирование коммуникативных навыков у детей. 2. Расширение информационного опыта. 3. Закрепить знания сказки. 4. Активизировать словарный запас. 5. Формировать умения рассказывать сказку. | Песочница, атрибуты к сказке. | Отбор атрибутов и персонажей сказки. Цикл игр в песочнице. | Организация игрового процесса в песочнице. Проигрывание на песке сказки. Совместные игры педагога и детей. | Знания сказки. Умения инсценировать сказку. Умения играть всем вместе. |
Диагностический (1 час) | Выявление изменений знаний, умений, навыков участников игрового процесса, закрепление изученного. Выявление изменений в коммуникативном развитии детей. | Компьютер, интерактивная доска, мультфильм, песочница, теремок, игрушки-животные к сказке «Теремок», деревья и кусты . | Просмотр мультфильма «Теремок». Игра «Кого не стало?» | Просмотр мультфильма. Организация и проведение дидактической игры. | Умение рассказывать сказку. Умение называть животных. Умение видеть и называть (показывать) изменения во время игры. |
Интеграционный (2 часа) | Закрепление в игровой практике полученного опыта. Формировать умения использовать полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни. | Эмблемы с героями сказки «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, теремок-декорация. | Игра «Иголка и нитка». Инсценировка сказки «Теремок». | Выбирается ведущий - «иголочка». Под музыку ведущий идёт по классу, а остальные «ниточка» идут за ним. Рассматривание эмблем с животными сказки и уточнение повадок каждого животного. Распределение ролей. Инсценировка сказки. | Умение играть всем вместе. Умения слушать и слышать педагога. Умения выполнять правила игры. Умения действовать согласно роли. Умения помогать друг другу. |
Результирующий (1 час) | Подведение итогов игрового цикла. | Беседа по сказке. Выбор дальнейших игр. | Рассказ о том, во что играли. Понравилось? В какую сказку ещё хотите поиграть? | Эмоциональная сфера. Желание играть в коллективе. |
Пример занятия коррекционно-развивающего этапа
Оборудование: песочница, теремок, игрушки-животные к сказке «Теремок», деревья и кусты.
Ритуал входа.
Содержание работы | Деятельность детей и педагога | Примечание |
Игра «Давайте поздороваемся». | Дети и педагог стоят по кругу, взявшись за руки. Каждый называет своё имя и здоровается. | Не говорящие дети кивают головой. |
Игра «Потанцуем». | Дети и педагог встают в пары и под весёлую музыку кружатся в парах. |
Повторение и укрепление предыдущего игрового опыта.
Содержание работы | Деятельность детей и педагога | Примечание |
Загадка: Вспомнить сказку. Отбор атрибутов к сказке. | «На поляночке лесной Стоял домик расписной, Всех зверюшек спрятать мог, Что за домик?» Дети: «Теремок». Педагог: « Молодцы. Давайте вспомним, какие животные жили в теремке?» Дети: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. Дети выбирают необходимые атрибуты к сказке. |
Расширение игрового опыта.
Содержание работы. | Деятельность детей и педагога | Примечание |
Настрой на игру. Выбор животных. Игра в песочнице. | «Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по сказке «Теремок». Я буду рассказывать сказку, а вы будете мне помогать». - Кто это? (Мышка.) -Мышка маленькая. Кто у нас хочет быть мышкой? Маша, будет мышкой. Бери Маша мышку. - Кто это? (Лягушка). Кто у нас быть лягушкой. Ира будет лягушкой. Бери Ира лягушку. -Кто это? (Заяц.) Кто у нас будет зайчиком? Ярослав, будет зайчиком. Бери Ярослав зайчика. -Кто это? (Лиса). А лисичкой у нас будет Маша. Бери Маша лисичку. - Кто это? (Волк). Волком у нас будет Вова. Вова бери волка. -Кто это? (Медведь). Кто же у нас будет медведем? А медведем будет Ваня. Бери Ваня медведя. - А сейчас мы с вами отправимся в сказку. Педагог рассказывает сказку, а дети действуют в песочнице с игрушками. | Дети берут игрушки-животных. Дети помогают друг другу. |
Динамическая пауза. «У медведя дом большой…». Дети выполняют движения по тексту, повторяя за педагогом.
У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Наш медведь пошёл домой,
Ускакал и заинька.
Интеграция полученного игрового опыта в повседневный жизненный опыт детей.
Содержание работы. | Деятельность детей и педагога | Примечание |
Сказка на песке. | -Ребята, вы так хорошо помогали мне рассказывать сказку. А теперь давайте Маша будет нам рассказывать и показывать сказку, а мы ей будем помогать. | Ребёнок рассказывает сказку и показывает её на песке, а остальные ребята ему помогают и подают атрибуты. |
Резюмирование.
Содержание работы. | Деятельность детей и педагога | Примечание |
Подведение итогов занятия. | -Сегодня на занятии мы с вами вспомнили сказку «Теремок». Мы поиграли в сказку. - Все очень хорошо сыграли сказочных животных из сказки "Теремок". |
Ритуал выхода.
Содержание работы. | Деятельность детей и педагога | Примечание |
Коммуникативная игра «Смайлики». | -Ребята, вам понравилось наше занятие? -На моём столе лежат смешные смайлики. Давайте мы возьмём их и подарим друг другу. -Вы, молодцы! Вы очень дружные ребята! | Под весёлую музыку дети выходят из класса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инсценировка русской народной сказки "Колобок"
инсценировка русской народной сказки колобок. рассчитана на дошкольный и младший школьный возраст....
Театрализованная инсценировка русской народной сказки «Репка»
Театрализованная инсценировка русской народной сказки «Репка» совместно с детьми....
Театрализованная инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба»
Театрализованная инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба» совместно с детьми....
Театрализованная инсценировка русской народной сказки «Теремок»
Театрализованная инсценировка русской народной сказки «Теремок» совместно с детьми....
Инсценировка русской народной сказки "Репка"
Инсценировка сказки "РЕПКА" можно провести в младшей группе детского сада....
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Текст. Русская народная сказка "Теремок" 2 класс
Урок проведен на районном семинаре педагогов...
Школьный театр. Инсценировка русской народной сказки "Царевна-лягушка"
Инсценировка русской народной сказки "Царевна-лягушка" обучающимися 4 класса МОУ "СОШ №14 города Пугачева имени П.А.Столыпина" Руководители: Казгунова Т.В., Душкова Н.Н., Фролова Т...