Классный час "Сын земли и звёзд"
классный час (3 класс) по теме

Классный час в начальной школе, посвященный полёту в космос первого в мире космонавта Ю.А.Гагарина. Учащиеся  узнают много нового о первом космонавте, о годах  детства, годах учёбы, профессиональном пути, о первом его полётё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_klassnogo_chasa.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Климова Галина Сергеевна

МОУ «Дороховская СОШ»

«Сын Земли и звёзд» - классный час

КЛАССНЫЙ ЧАС

 « СЫН ЗЕМЛИ И ЗВЁЗД»

Цели и задачи: 

  1. создать условия для обогащения знаний учащихся об истории празднования Дня   космонавтики
  2. познакомить учащихся с  историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики. 
  3. воспитание чувства патриотизма за свой народ, ответственности за свои дела и поступки, воспитание любви к своему народу, Родине, уважение к чести и достоинству человека, мужеству и героизму людей.
  4. научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого , заботливо относиться к своей истории;
  5. сформировать качества активного гражданина;
  6. сформировать правильность понимания и проявление сущности нравственных категорий
  7. обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями

Оборудование:

  1. компьютер
  2. мультимедийный проектор
  3.  экран
  4. диск с презентациями «Сын Земли и звезд», «Викторина о  космосе» ", видеоролик «Год космонавтики»
  5. фонограммы: «Заявление Гагарина» перед полетом,

                                  музыка Г. Свиридова «Время, вперед

                                  «Заявление» ТАСС. О первом в мире полете человека в космическое пространство”

                                   песня « Знаете , каким он парнем был…»

  1. иллюстративный материал, посвященный освоению Космоса
  2. портрет Ю.А.Гагарина
  3. выставка книг о космосе 
  4. газета 1961 издания со статьей о Гагарине.
  5. конверты с геометрическими фигурами
  6. рисунки учащихся о космосе

Предварительная подготовка:

 подбор материалов для создания презентации, создание презентации, подготовка учащимися выступлений (стихи, страницы биографии),  рисунки о космосе

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

1. Вступительное слово учителя.

     -Ребята, вы живете в замечательное время: у вас над головой мирное чистое небо. Вы ходите в школу, получаете знания. У каждого из вас есть семья – родители,  которые ласково называют вас «сын» и «дочь».

    Сын – что - то  близкое, дорогое, родное слышится в этом  слове. Так родители мальчишек ласково называют своих детей .

    Но есть еще одно высокое звание «Сын Земли и звезд». И это высокое звание было присвоено за героический подвиг, прославивший нашу Родину, за мужество, отвагу и беззаветное служение народу и делу прогресса первому в мире летчику-космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину.

    - Сегодняшний классный час  посвящен Ю.А.Гагарину.                        (слайд 1)

 Почему именно ему?

Возможные ответы учащихся:

Первый человек, покоривший космос; 9 марта –

день рождения; 12 апреля - день космонавтики …

    - Правильно, но это еще не все причины, по которым мы решили поговорить с вами о Гагарине, об этом великом, но простом человеке.  

      Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большого журнала «Страницы истории нашей Родины», на которых мы увидим, каким был Юрий Алексеевич в жизни и на службе, в семье, как воспитывался характер будущего космонавта.

« А СМОГ БЫ Я СТАТЬ КОСМОНАВТОМ? » -

это главный вопрос, на который вы попытаетесь сегодня ответить, выполняя различные задания.                                                                                                              (слайд 2)                                                                                                      

    Итак, начинаем перелистывать знаменательные страницы истории

 нашей Родины.                                                                                           (слайд 3)

1 страница –«Радостная весть»   

                                                                                              

1  ученик

Обычным шумом улица полна.

Идет весна. Рабочий день в разгаре.

И из вселенной радиоволна

Приносит имя русское: Гагарин.

Оно во все врывается края,

Во все сердца, как ласточка, влетает,

И мать-земля, дыханье затая,

Полет героя-сына наблюдает.

2 ученик

И день обычный праздником цветет,

Вся жизнь отныне – сказочный полет,

                                       Гигантский шаг космического века.

С победой люди! Поздравляю Вас!

Свершилось! Пробил долгожданный час!

Рванулось к звездам сердце человека!

Нет, не мечта , не выдумка, не сон.!

Все это – быль великая отныне.

Согражданин наш, брат наш возвращен

Из тех глубин, в которых вечность стынет.

«Полет героя»

(Леонид Вышеславский )

Учитель :

         Народ ликует! Человек в космосе! Великая победа разума и труда!

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток», на борту с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным.  Всего 108 минут продолжался полёт, но Гагарин был ПЕРВЫМ кто доказал, что человек может работать в космосе.

Начиная с 12 апреля 1962 года,  день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.                                                      (Слайд – 4-7)

       Так кто же такой Юрий Гагарин – первый космонавт планеты Земля, бесстрашный рыцарь космоса, славный сын нашей Родины, человек, подвиг и улыбка которого покорили всю нашу планету?             (Слайд – 8)                                     

Перелистываем следующую страницу…

2 страница- «Из биографии…»

     

    1  ученик  :

        Родился Юрий на Смоленщине, в деревне Клушино 9 марта 1934 года в простой крестьянской семье. Отец Алексей Иванович Гагарин -плотник, мать Анна Тимофеевна Матвеева— свинарка.                                                            

 (Слайд – 9-10)

     Бегал по лужам с деревенскими мальчишками. Весной, когда сходил снег, ребятишки запускали бумажного змея, и Юра, бегая за ним, думал: «Вот бы и мне с ним лететь».

2  ученик: 

       В 1941 году Юра  поступил учиться в среднюю школу, но в мирное детство ворвалась война. Родное село Юрия оказалось в тылу врага. Семье Гагариных пришлось испытать на себе все ужасы и тяготы военного времени. Но именно в эти годы у будущего космонавта зародилась мечта летать, стать летчиком.

                                                                                                                   (Слайд – 11)

 3 ученик :  

     

   Однажды над родным селом, занятым фашистами, советский летчик повторил подвиг капитана Гастелло, протаранив немецкий самолет. Объятый пламенем, самолет упал на скопившиеся на сельской улице немецкие танки и пушки. «Вот так надо любить Родину и ненавидеть врагов, - подумал Юра.- Я вырасту и обязательно буду летчиком»                                                             (Слайд – 12)                                                                                                                                                

 4 ученик :  

      В 1945 году   семья  Гагариных  переезжает  в Гжатск (ныне город Гагарин). Здесь он с отличием оканчивает неполную среднюю школу и 30 сентября 1949 года поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. В июне 1951 года

окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

                                                                                                           (Слайд – 13)

 5 ученик :

      Получив профессию формовщика-литейщика, Юрий поступает в Саратовский индустриально-педагогический техникум. Всерьез увлекается спортом. Но авиация и самолеты влекут его неудержимо.

В 1955 году - в год окончания техникума - Юрий Гагарин совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18 и окончательно решил связать свою жизнь с авиацией.                                                                                   (Слайд – 14)                                                                                                  

Учитель  :                                                                                          (Слайд – 15-16)

     А далее годы летят, как одно мгновение: Военноавиационное училище в городе Оренбурге, первое офицерское звание – лейтенант, свадьба с Валентиной Горячевой, служба  в суровых условиях Севера, рождение дочерей , рапорт о зачислении в группу кандидатов в космонавты, поездки в Москву на строгие медицинские комиссии, переезд с семьей в столицу.

       Весной 1960 года Юрий Гагарин уже серьезно готовится к полету в космос.                     (Слайд – 17)

Ученик.

Конечно, тебе и не снилось,

Что первым из всех на земле

Ты будешь к далеким светилам

На звездном лететь корабле.

«К космонавту»

                                                                                                               М. Упенюк

      -Давайте мысленно  перенесемся в тот далекий знаменательный день - 12 апреля 1961 года и представим , как это было…

3 страница –« Как это было…»

Учитель:

      - И вот  день старта – 12 апреля. Байконур.                                  

«Летчик, старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле «Восток» готов!» - бодро докладывает будущий космонавт.             (Слайд – 18)

 

  -Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал Гагарин в этот момент?

                                   ( учащихся высказывают свои мнения)

(Звучит фонограмма «Заявление Гагарина» перед полетом)

           

                Заявление Юрия Гагарина перед стартом (в сокращении)

           Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов !

          Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной.

         Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем?

          Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.

        До скорой встречи !

       

  -  Сказав несколько слов провожающим его людям, он поднимается в кабину корабля. Начинается обратный отсчет времени. Знаменитое гагаринское «Поехали!», что услышали люди на Земле сквозь грохот двигателей, знает теперь весь мир.                                                                                (Слайд – 19-20)

Звучит музыка Г. Свиридова «Время, вперед!».

        Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул.  В 9 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки ракета-носитель

«Восток-К72К» вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток». Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли – «Кедр»).                                                                (Слайд – 21)

   

 Впервые в мире человек поднялся в космос. Полет продолжался 1 час 48 минут. Юрий Алексеевич совершил один оборот вокруг Земли.                     (Слайд – 22)

 Ученик:

Полетел! Полетел!

На «Востоке» поднялся с востока!

Средь космических тел

Он промчался высоко-высоко…

За один только час

Стал навеки веков легендарен

Наш космический ас

Первый лётчик Вселенной – Гагарин!

     Далее –  звучит фонограмма «Заявление» ТАСС. О первом в мире полете человека в космическое пространство»                                                (Слайд – 23)

Ученик:

           Страна ликовала. Все только и говорили о полете, о  Гагарине.                                                                                    

Юрий Алексеевич Гагарин  был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна.

        А вот слова самого Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»                                                                   (Слайд – 24)

4 страница - «Почему Гагарин?»  

Учитель:

         Многих  всегда интересовал вопрос: «ПОЧЕМУ Гагарин?» Почему именно он, один единственный, удостоился такой  чести: стать ПЕРВЫМ космонавтом планеты Земля?                                                                                        (Слайд – 25)                                                                                                          

     Трудно было выбирать среди сильных и мужественных людей, прошедших длительную подготовку и горящих желанием осуществить этот полет. Но постепенно выделился один человек – старший лейтенант Ю.А. Гагарин. На этом сошлись медики, механики, тренеры. Он с успехом прошел испытания в

сурдокамере, на стремительной центрифуге и в полетах с временной невесомостью. Показал неистребимое упорство, неистощимый оптимизм, беззаветный патриотизм. Кроме отличного здоровья, он обладал огромной волей к победе, выносливостью, целеустремленностью, трудолюбием.      (Слайд – 26)                                                        

 

 -Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?

(ответы детей)

 сила воли,  трудолюбие;

– дисциплинированность;

– собранность;

– ответственность;

– внимательность;

– находчивость…

                                                     

 Учитель:

       Время всех подготовительных занятий показало, что у Юрия Гагарина самые лучшие медицинские и физические показатели, отличные успехи в научных занятиях. Скромный, обаятельный, трудолюбивый, настойчивый, выносливый…Вывод комиссии однозначный: «ЛЕТИТ ГАГАРИН!»                                                      (Слайд 27)

Игра «Готовлюсь к полету» (работа в парах)

     - А теперь представьте, что вы готовитесь к полету. Я предлагаю сейчас проверить внимание и память каждого из вас, так как  это  является очень важным в учёбе и в жизни.

 ( учащиеся в течение нескольких секунд читают и запоминают слова на тему «Космос » )                                                                                            (  Слайд 26)

                                                                                                         

   

 Космос, ракета, планета,  орбита, корабль, скафандр, космонавт, позывной, полет, невесомость,  конструктор, вселенная, космодром, звездолет, Гагарин,  звезды, метеорит, комета, созвездие, Байконур.

      -А теперь запишите эти слова. Кто больше напишет слов? (взаимопроверка)

Среди этих слов вам встретилось слово « конструктор».

- А кто такой конструктор? (ответы детей)

5 страница –

«Основоположники космонавтики»                     

Ученик

Но кто построил первую ракету, вы знаете об этом?

Конструктор, академик Королев.

К полету первый спутник был готов

В минувшем веке, пятьдесят седьмом году.

Он полетел благодаря труду

Конструкторов, ракетчиков, рабочих.

И был он первым в мире, между прочим.

Учитель:     «Отцом космонавтики» называют Константина Эдуардовича Циолковского.                                                                                           (Слайд 28)

        Русский ученый, основоположник космонавтики. Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области ракетной техники, одним из основоположников

теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

       ПЕРВЫМ  конструктором, создавшим ракету, которая смогла преодолеть земное притяжение и  совершила полёт вокруг Земли, был Сергей Павлович Королёв.                                                                                                    (Слайд 29)                                                                                                              

    Он воплотил в жизнь мечты всех предыдущих поколений. С его именем навсегда будет  связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времён – открытие эры освоения человечеством космического пространства.

   С.П.Королев - главный конструктор космических полетов.

 

 Ученик:  

    С.П.Королёв упорно и настойчиво шёл к главной своей цели – созданию корабля пилотируемого человеком. 12 апреля 1961 года наступил самый счастливый день в его жизни. Значит, не зря он жил, не зря лишал себя многого во имя главной цели.

(Слайд 30)

Тест «Готовлюсь к полету» (работа в парах)

Учитель: 

       -А следующий тест позволит нам определить степень развития логического мышления и быстроту вашей реакции, чёткость выполнения последовательных действий.

     -Ребята, у вас в конвертах лежат геометрические фигуры.

      За 1 минуту вы должны выбрать необходимые детали из набора геометрических фигур, разложить их в соответствующей последовательности и наклеить. Интересно, чья ракета взлетит самой первой. – По-е-ха-ли!                 

                           

Звучит песня « Знаете , каким он парнем был…»

6 страница-«Тяжелая утрата…»

Ученик.

Еще и песня до конца не спета,

И рукоплещут миллионы рук,

Но человека из легенды нету,

Растаял, словно самолета звук.         

Учитель:

           27 марта 1968 года  во время одного из тренировочных полётов на самолёте  МиГ-15,  при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни

Новосёлово Владимирской области погиб Юрий Алексеевич Гагарин.   Вместе с Гагариным погиб еще один летчик, полковник В.С. Серегин.      (Слайд 31-32)                                                  

       Эта катастрофа потрясла весь мир.

          Когда по радио сообщили о трагедии, многие не могли поверить в слова диктора. Миллионы людей, для которых Юрий Гагарин был одновременно и гордостью, и примером для подражания, восприняли его гибель как личную утрату.                                                                                                     (Слайд 33)

Ученик

Черты лица Гагарина простые,

Рука сжимает с картами планшет.

К нему приходят часто молодые

Оставить в память свадебный букет.

А он присел пред дальнею дорогой

К мирам далеким и к мечте своей,

Готовый встать,откинулся немного,

С улыбкой доброй глядя на людей.

Его щеки коснулся луч заката,

Как мама в детстве ласковой рукой.

Вот так, волнуясь проводив когда-то,

Не дождалась страна Гагарина домой...

Не дождалась... Теперь полетом вечным

Судьба сменила путь его земной.

Душа в пространстве, где-то бесконечном,

А сам Гагарин - в памяти людской. 

 «Памяти Ю.А. Гагарина»

Леонид Воробьев

                               

                                  Объявляется минута молчания…

7 страница-«Наш Гагарин»   

Учитель:

    Пройдут годы, века, в памяти человечества многое сотрется или утратит свою ценность, но имя Юрия Гагарина в истории останется навсегда. А ушедший уже 20 век назовут среди прочего космическим веком.

    Земля узнала имя героя, проложившего дорогу к звёздам, простого, обаятельного человека – гражданина нашей страны, «Сына Земли и звезд»                          (Слайд 34)    

     Полет Гагарина описан и воспет на всех языках мира, изучен буквально по секундам; запечатлены на фото- и других документах все космические и земные “шаги”. И тем не менее все, что связано с его именем, интересно и важно: ведь он был Первым!  

    Именем Юрия Гагарина назвали города, села, проспекты, площади, улицы, переулки, корабли; его имя присвоили летним паркам, военной академии, спортивным комплексам, стадионам, яхтам, призам.                         (Слайд 35-37)                                                      

    Гагарин открыл дорогу в космос, по которой прошли уже почти пятьсот человек из разных стран. В космос можно отправиться даже в качестве туриста.

                                                                                                                       (Слайд 38)                  

 

 А теперь я предлагаю вам посмотреть фильм «Год космонавтики»

(демонстрация фильма)

Итог :

        Вот и закончились страницы нашего журнала.

"Мы – дети Земли" – эти слова произнес Ю. А. Гагарин после того, как за 108 минут он облетел всю нашу планету. А его теперь называют «Сыном Земли и звезд»

(Слайд 39)

       Многое изменилось в космонавтике после полёта Юрия Гагарина: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Космонавты работают в космосе теперь подолгу. Сейчас космос зовет тех, кто умеет

управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

  Ученик:

Чтоб к неведомым далям стремиться,

Чтобы космос себе подчинить,

Надо много работать  и много учиться.

Надо честно, по совести жить.

        Давайте вспомним слова, сказанные Гагариным перед стартом: “Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты”.

        -А теперь вспомним наш главный вопрос–

« А смог бы я стать космонавтом?» и ответим на него.                       (Слайд 40)

(выслушиваются ответы учащихся)

        Мы еще не раз вернемся к рассказам о людях, прославивших нашу родину, но тема сегодняшней встречи  «Сын Земли и звезд» будет всегда стоять отдельно, как символ мужества, героизма и целеустремленности, будет всегда служить примером для подражания и стремления достичь своих целей.

Сегодня дальше мчат ракеты,

Но твой единственный виток

Венчает лоб родной планеты

Как победителя — Венок!

Герои к звездам устремятся вновь

И будут жить от века и до века.

Он — Первый,

словно первая любовь,

И в памяти,

и в сердце человека.

     -В заключение я хочу сказать, что  может быть через 15 - 20  лет мы услышим по радио или по телевизору радостное известие, что в космос полетел человек… Земля узнает имя нового героя!  И это будет  кто – то  из вас…

    Учитесь, стремитесь, дерзайте, творите, мечтайте, идите к намеченной цели!    Всё в ваших руках!

Викторина о космосе (на диске)

Источники:

Голованов Я. “Космонавт № 1”, М., Известия, 1986г

Энциклопедия “Я познаю мир”

Нагибин Ю. “Рассказы о Гагарине”

 Гагарина В. И. «108 минут и вся жизнь». — М.: «Молодая гвардия», 1986.

http://images.yandex.ru 

http://www.seti.ee/modules/news/article.php?storyid=32042


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Земля отцов - моя земля"

разработка классого часа посвящена празднованию 74 летия Краснодарского края....

Разработка классного часа "Земля отцов - моя земля!"

Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края. Классный час «Земля отцов – моя земля!» ...

Классный час: "Земля отцов -моя земля"

Краеведение . 2-4 классы Устный журнал. Земля отцов -моя земля. Цель:Помочь увидеть красоту и неповторимость родного края. Расширение кругозора, наблюдательности. Воспитание чувства настоящего ...

Классный час "Земля отцов - моя земля!"

Классный час предназначен для учащихся 1 класса. Данная разработка урока способствует развитию   интереса детей к изучению истории своей малой родины....

Классный час "Земля отцов- моя земля"

Цели: -Познакомить с географическим  положением  Краснодарского  края, показать красоту  родного края  его природных богатств....

Классный час "Земля отцов - моя Земля".

Цель:  Продолжить знакомить учащихся с историей и природой малой родины. Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.Задача: Воспитывать чувство...

Презентация к классному часу "Земля отцов - моя земля"

История улиц Новороссийска, Атамань - этнокомплекс, олимпиада....