Классный час "Сын земли и звёзд"
классный час (3 класс) по теме
Классный час в начальной школе, посвященный полёту в космос первого в мире космонавта Ю.А.Гагарина. Учащиеся узнают много нового о первом космонавте, о годах детства, годах учёбы, профессиональном пути, о первом его полётё.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_klassnogo_chasa.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Климова Галина Сергеевна
МОУ «Дороховская СОШ»
«Сын Земли и звёзд» - классный час
КЛАССНЫЙ ЧАС
« СЫН ЗЕМЛИ И ЗВЁЗД»
Цели и задачи:
- создать условия для обогащения знаний учащихся об истории празднования Дня космонавтики
- познакомить учащихся с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширить кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области космонавтики.
- воспитание чувства патриотизма за свой народ, ответственности за свои дела и поступки, воспитание любви к своему народу, Родине, уважение к чести и достоинству человека, мужеству и героизму людей.
- научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого , заботливо относиться к своей истории;
- сформировать качества активного гражданина;
- сформировать правильность понимания и проявление сущности нравственных категорий
- обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- экран
- диск с презентациями «Сын Земли и звезд», «Викторина о космосе» ", видеоролик «Год космонавтики»
- фонограммы: «Заявление Гагарина» перед полетом,
музыка Г. Свиридова «Время, вперед!»
«Заявление» ТАСС. О первом в мире полете человека в космическое пространство”
песня « Знаете , каким он парнем был…»
- иллюстративный материал, посвященный освоению Космоса
- портрет Ю.А.Гагарина
- выставка книг о космосе
- газета 1961 издания со статьей о Гагарине.
- конверты с геометрическими фигурами
- рисунки учащихся о космосе
Предварительная подготовка:
подбор материалов для создания презентации, создание презентации, подготовка учащимися выступлений (стихи, страницы биографии), рисунки о космосе
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
1. Вступительное слово учителя.
-Ребята, вы живете в замечательное время: у вас над головой мирное чистое небо. Вы ходите в школу, получаете знания. У каждого из вас есть семья – родители, которые ласково называют вас «сын» и «дочь».
Сын – что - то близкое, дорогое, родное слышится в этом слове. Так родители мальчишек ласково называют своих детей .
Но есть еще одно высокое звание «Сын Земли и звезд». И это высокое звание было присвоено за героический подвиг, прославивший нашу Родину, за мужество, отвагу и беззаветное служение народу и делу прогресса первому в мире летчику-космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину.
- Сегодняшний классный час посвящен Ю.А.Гагарину. (слайд 1)
Почему именно ему?
Возможные ответы учащихся:
Первый человек, покоривший космос; 9 марта –
день рождения; 12 апреля - день космонавтики …
- Правильно, но это еще не все причины, по которым мы решили поговорить с вами о Гагарине, об этом великом, но простом человеке.
Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большого журнала «Страницы истории нашей Родины», на которых мы увидим, каким был Юрий Алексеевич в жизни и на службе, в семье, как воспитывался характер будущего космонавта.
« А СМОГ БЫ Я СТАТЬ КОСМОНАВТОМ? » -
это главный вопрос, на который вы попытаетесь сегодня ответить, выполняя различные задания. (слайд 2)
Итак, начинаем перелистывать знаменательные страницы истории
нашей Родины. (слайд 3)
1 страница –«Радостная весть» |
1 ученик
Обычным шумом улица полна.
Идет весна. Рабочий день в разгаре.
И из вселенной радиоволна
Приносит имя русское: Гагарин.
Оно во все врывается края,
Во все сердца, как ласточка, влетает,
И мать-земля, дыханье затая,
Полет героя-сына наблюдает.
2 ученик
И день обычный праздником цветет,
Вся жизнь отныне – сказочный полет,
Гигантский шаг космического века.
С победой люди! Поздравляю Вас!
Свершилось! Пробил долгожданный час!
Рванулось к звездам сердце человека!
Нет, не мечта , не выдумка, не сон.!
Все это – быль великая отныне.
Согражданин наш, брат наш возвращен
Из тех глубин, в которых вечность стынет.
«Полет героя»
(Леонид Вышеславский )
Учитель :
Народ ликует! Человек в космосе! Великая победа разума и труда!
12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток», на борту с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Всего 108 минут продолжался полёт, но Гагарин был ПЕРВЫМ кто доказал, что человек может работать в космосе.
Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики. (Слайд – 4-7)
Так кто же такой Юрий Гагарин – первый космонавт планеты Земля, бесстрашный рыцарь космоса, славный сын нашей Родины, человек, подвиг и улыбка которого покорили всю нашу планету? (Слайд – 8)
Перелистываем следующую страницу…
2 страница- «Из биографии…» |
1 ученик :
Родился Юрий на Смоленщине, в деревне Клушино 9 марта 1934 года в простой крестьянской семье. Отец Алексей Иванович Гагарин -плотник, мать Анна Тимофеевна Матвеева— свинарка.
(Слайд – 9-10)
Бегал по лужам с деревенскими мальчишками. Весной, когда сходил снег, ребятишки запускали бумажного змея, и Юра, бегая за ним, думал: «Вот бы и мне с ним лететь».
2 ученик:
В 1941 году Юра поступил учиться в среднюю школу, но в мирное детство ворвалась война. Родное село Юрия оказалось в тылу врага. Семье Гагариных пришлось испытать на себе все ужасы и тяготы военного времени. Но именно в эти годы у будущего космонавта зародилась мечта летать, стать летчиком.
(Слайд – 11)
3 ученик :
Однажды над родным селом, занятым фашистами, советский летчик повторил подвиг капитана Гастелло, протаранив немецкий самолет. Объятый пламенем, самолет упал на скопившиеся на сельской улице немецкие танки и пушки. «Вот так надо любить Родину и ненавидеть врагов, - подумал Юра.- Я вырасту и обязательно буду летчиком» (Слайд – 12)
4 ученик :
В 1945 году семья Гагариных переезжает в Гжатск (ныне город Гагарин). Здесь он с отличием оканчивает неполную среднюю школу и 30 сентября 1949 года поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. В июне 1951 года
окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.
(Слайд – 13)
5 ученик :
Получив профессию формовщика-литейщика, Юрий поступает в Саратовский индустриально-педагогический техникум. Всерьез увлекается спортом. Но авиация и самолеты влекут его неудержимо.
В 1955 году - в год окончания техникума - Юрий Гагарин совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18 и окончательно решил связать свою жизнь с авиацией. (Слайд – 14)
Учитель : (Слайд – 15-16)
А далее годы летят, как одно мгновение: Военноавиационное училище в городе Оренбурге, первое офицерское звание – лейтенант, свадьба с Валентиной Горячевой, служба в суровых условиях Севера, рождение дочерей , рапорт о зачислении в группу кандидатов в космонавты, поездки в Москву на строгие медицинские комиссии, переезд с семьей в столицу.
Весной 1960 года Юрий Гагарин уже серьезно готовится к полету в космос. (Слайд – 17)
Ученик.
Конечно, тебе и не снилось,
Что первым из всех на земле
Ты будешь к далеким светилам
На звездном лететь корабле.
«К космонавту»
М. Упенюк
-Давайте мысленно перенесемся в тот далекий знаменательный день - 12 апреля 1961 года и представим , как это было…
3 страница –« Как это было…» |
Учитель:
- И вот день старта – 12 апреля. Байконур.
«Летчик, старший лейтенант Гагарин к первому полету на космическом корабле «Восток» готов!» - бодро докладывает будущий космонавт. (Слайд – 18)
-Ребята, как вы думаете, какие чувства испытывал Гагарин в этот момент?
( учащихся высказывают свои мнения)
(Звучит фонограмма «Заявление Гагарина» перед полетом)
Заявление Юрия Гагарина перед стартом (в сокращении) Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов ! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем? Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях. До скорой встречи ! |
- Сказав несколько слов провожающим его людям, он поднимается в кабину корабля. Начинается обратный отсчет времени. Знаменитое гагаринское «Поехали!», что услышали люди на Земле сквозь грохот двигателей, знает теперь весь мир. (Слайд – 19-20)
Звучит музыка Г. Свиридова «Время, вперед!».
Старт! Огромная вспышка ослепляет. Лавина огня вырывается из-под ракеты, отразившись от бетона, клубами заволакивает ее. Яростный гул. В 9 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки ракета-носитель
«Восток-К72К» вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток». Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли – «Кедр»). (Слайд – 21)
Впервые в мире человек поднялся в космос. Полет продолжался 1 час 48 минут. Юрий Алексеевич совершил один оборот вокруг Земли. (Слайд – 22)
Ученик:
Полетел! Полетел!
На «Востоке» поднялся с востока!
Средь космических тел
Он промчался высоко-высоко…
За один только час
Стал навеки веков легендарен
Наш космический ас
Первый лётчик Вселенной – Гагарин!
Далее – звучит фонограмма «Заявление» ТАСС. О первом в мире полете человека в космическое пространство» (Слайд – 23)
Ученик:
Страна ликовала. Все только и говорили о полете, о Гагарине.
Юрий Алексеевич Гагарин был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна.
А вот слова самого Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» (Слайд – 24)
4 страница - «Почему Гагарин?» |
Учитель:
Многих всегда интересовал вопрос: «ПОЧЕМУ Гагарин?» Почему именно он, один единственный, удостоился такой чести: стать ПЕРВЫМ космонавтом планеты Земля? (Слайд – 25)
Трудно было выбирать среди сильных и мужественных людей, прошедших длительную подготовку и горящих желанием осуществить этот полет. Но постепенно выделился один человек – старший лейтенант Ю.А. Гагарин. На этом сошлись медики, механики, тренеры. Он с успехом прошел испытания в
сурдокамере, на стремительной центрифуге и в полетах с временной невесомостью. Показал неистребимое упорство, неистощимый оптимизм, беззаветный патриотизм. Кроме отличного здоровья, он обладал огромной волей к победе, выносливостью, целеустремленностью, трудолюбием. (Слайд – 26)
-Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?
(ответы детей)
– сила воли, трудолюбие;
– дисциплинированность;
– собранность;
– ответственность;
– внимательность;
– находчивость…
Учитель:
Время всех подготовительных занятий показало, что у Юрия Гагарина самые лучшие медицинские и физические показатели, отличные успехи в научных занятиях. Скромный, обаятельный, трудолюбивый, настойчивый, выносливый…Вывод комиссии однозначный: «ЛЕТИТ ГАГАРИН!» (Слайд 27)
Игра «Готовлюсь к полету» (работа в парах)
- А теперь представьте, что вы готовитесь к полету. Я предлагаю сейчас проверить внимание и память каждого из вас, так как это является очень важным в учёбе и в жизни.
( учащиеся в течение нескольких секунд читают и запоминают слова на тему «Космос » ) ( Слайд 26)
Космос, ракета, планета, орбита, корабль, скафандр, космонавт, позывной, полет, невесомость, конструктор, вселенная, космодром, звездолет, Гагарин, звезды, метеорит, комета, созвездие, Байконур. |
-А теперь запишите эти слова. Кто больше напишет слов? (взаимопроверка)
Среди этих слов вам встретилось слово « конструктор».
- А кто такой конструктор? (ответы детей)
5 страница – «Основоположники космонавтики» |
Ученик
Но кто построил первую ракету, вы знаете об этом?
Конструктор, академик Королев.
К полету первый спутник был готов
В минувшем веке, пятьдесят седьмом году.
Он полетел благодаря труду
Конструкторов, ракетчиков, рабочих.
И был он первым в мире, между прочим.
Учитель: «Отцом космонавтики» называют Константина Эдуардовича Циолковского. (Слайд 28)
Русский ученый, основоположник космонавтики. Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области ракетной техники, одним из основоположников
теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
ПЕРВЫМ конструктором, создавшим ракету, которая смогла преодолеть земное притяжение и совершила полёт вокруг Земли, был Сергей Павлович Королёв. (Слайд 29)
Он воплотил в жизнь мечты всех предыдущих поколений. С его именем навсегда будет связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времён – открытие эры освоения человечеством космического пространства.
С.П.Королев - главный конструктор космических полетов.
Ученик:
С.П.Королёв упорно и настойчиво шёл к главной своей цели – созданию корабля пилотируемого человеком. 12 апреля 1961 года наступил самый счастливый день в его жизни. Значит, не зря он жил, не зря лишал себя многого во имя главной цели.
(Слайд 30)
Тест «Готовлюсь к полету» (работа в парах)
Учитель:
-А следующий тест позволит нам определить степень развития логического мышления и быстроту вашей реакции, чёткость выполнения последовательных действий.
-Ребята, у вас в конвертах лежат геометрические фигуры.
За 1 минуту вы должны выбрать необходимые детали из набора геометрических фигур, разложить их в соответствующей последовательности и наклеить. Интересно, чья ракета взлетит самой первой. – По-е-ха-ли!
Звучит песня « Знаете , каким он парнем был…»
6 страница-«Тяжелая утрата…» |
Ученик.
Еще и песня до конца не спета,
И рукоплещут миллионы рук,
Но человека из легенды нету,
Растаял, словно самолета звук.
Учитель:
27 марта 1968 года во время одного из тренировочных полётов на самолёте МиГ-15, при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни
Новосёлово Владимирской области погиб Юрий Алексеевич Гагарин. Вместе с Гагариным погиб еще один летчик, полковник В.С. Серегин. (Слайд 31-32)
Эта катастрофа потрясла весь мир.
Когда по радио сообщили о трагедии, многие не могли поверить в слова диктора. Миллионы людей, для которых Юрий Гагарин был одновременно и гордостью, и примером для подражания, восприняли его гибель как личную утрату. (Слайд 33)
Ученик
Черты лица Гагарина простые,
Рука сжимает с картами планшет.
К нему приходят часто молодые
Оставить в память свадебный букет.
А он присел пред дальнею дорогой
К мирам далеким и к мечте своей,
Готовый встать,откинулся немного,
С улыбкой доброй глядя на людей.
Его щеки коснулся луч заката,
Как мама в детстве ласковой рукой.
Вот так, волнуясь проводив когда-то,
Не дождалась страна Гагарина домой...
Не дождалась... Теперь полетом вечным
Судьба сменила путь его земной.
Душа в пространстве, где-то бесконечном,
А сам Гагарин - в памяти людской.
«Памяти Ю.А. Гагарина»
Леонид Воробьев
Объявляется минута молчания…
7 страница-«Наш Гагарин» |
Учитель:
Пройдут годы, века, в памяти человечества многое сотрется или утратит свою ценность, но имя Юрия Гагарина в истории останется навсегда. А ушедший уже 20 век назовут среди прочего космическим веком.
Земля узнала имя героя, проложившего дорогу к звёздам, простого, обаятельного человека – гражданина нашей страны, «Сына Земли и звезд» (Слайд 34)
Полет Гагарина описан и воспет на всех языках мира, изучен буквально по секундам; запечатлены на фото- и других документах все космические и земные “шаги”. И тем не менее все, что связано с его именем, интересно и важно: ведь он был Первым!
Именем Юрия Гагарина назвали города, села, проспекты, площади, улицы, переулки, корабли; его имя присвоили летним паркам, военной академии, спортивным комплексам, стадионам, яхтам, призам. (Слайд 35-37)
Гагарин открыл дорогу в космос, по которой прошли уже почти пятьсот человек из разных стран. В космос можно отправиться даже в качестве туриста.
(Слайд 38)
А теперь я предлагаю вам посмотреть фильм «Год космонавтики»
(демонстрация фильма)
Итог :
Вот и закончились страницы нашего журнала.
"Мы – дети Земли" – эти слова произнес Ю. А. Гагарин после того, как за 108 минут он облетел всю нашу планету. А его теперь называют «Сыном Земли и звезд»
(Слайд 39)
Многое изменилось в космонавтике после полёта Юрия Гагарина: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Космонавты работают в космосе теперь подолгу. Сейчас космос зовет тех, кто умеет
управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.
Ученик:
Чтоб к неведомым далям стремиться,
Чтобы космос себе подчинить,
Надо много работать и много учиться.
Надо честно, по совести жить.
Давайте вспомним слова, сказанные Гагариным перед стартом: “Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты”.
-А теперь вспомним наш главный вопрос–
« А смог бы я стать космонавтом?» и ответим на него. (Слайд 40)
(выслушиваются ответы учащихся)
Мы еще не раз вернемся к рассказам о людях, прославивших нашу родину, но тема сегодняшней встречи «Сын Земли и звезд» будет всегда стоять отдельно, как символ мужества, героизма и целеустремленности, будет всегда служить примером для подражания и стремления достичь своих целей.
Сегодня дальше мчат ракеты,
Но твой единственный виток
Венчает лоб родной планеты
Как победителя — Венок!
Герои к звездам устремятся вновь
И будут жить от века и до века.
Он — Первый,
словно первая любовь,
И в памяти,
и в сердце человека.
-В заключение я хочу сказать, что может быть через 15 - 20 лет мы услышим по радио или по телевизору радостное известие, что в космос полетел человек… Земля узнает имя нового героя! И это будет кто – то из вас…
Учитесь, стремитесь, дерзайте, творите, мечтайте, идите к намеченной цели! Всё в ваших руках!
Викторина о космосе (на диске)
Источники:
Голованов Я. “Космонавт № 1”, М., Известия, 1986г
Энциклопедия “Я познаю мир”
Нагибин Ю. “Рассказы о Гагарине”
Гагарина В. И. «108 минут и вся жизнь». — М.: «Молодая гвардия», 1986.
http://www.seti.ee/modules/news/article.php?storyid=32042
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Земля отцов - моя земля"
разработка классого часа посвящена празднованию 74 летия Краснодарского края....
Разработка классного часа "Земля отцов - моя земля!"
Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края. Классный час «Земля отцов – моя земля!» ...
Классный час: "Земля отцов -моя земля"
Краеведение . 2-4 классы Устный журнал. Земля отцов -моя земля. Цель:Помочь увидеть красоту и неповторимость родного края. Расширение кругозора, наблюдательности. Воспитание чувства настоящего ...
Классный час "Земля отцов - моя земля!"
Классный час предназначен для учащихся 1 класса. Данная разработка урока способствует развитию интереса детей к изучению истории своей малой родины....
Классный час "Земля отцов- моя земля"
Цели: -Познакомить с географическим положением Краснодарского края, показать красоту родного края его природных богатств....
Классный час "Земля отцов - моя Земля".
Цель: Продолжить знакомить учащихся с историей и природой малой родины. Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.Задача: Воспитывать чувство...
Презентация к классному часу "Земля отцов - моя земля"
История улиц Новороссийска, Атамань - этнокомплекс, олимпиада....