Проектная деятельность в начальной школе
статья по теме
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Отличие исследовательской деятельности от проектной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) — социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований.
Задачи проектирования.
Задача проектирования - сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности. В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения . К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:
понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;
планирования конечного результата и представления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;
планирования действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;
выполнения обобщенного алгоритма проектирования;
внесение коррективов в ранее принятые решения;
конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и др.);
выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;
составления схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представления их в вербальной форме;
оценивания результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
оценивания проектов, выполненных другими;
понимания критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_nach_shkole.ppt | 399 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое «проект»? Реалистический план, замысел о желаемом будущем. Предварительный, предположительный текст какого-либо документа. Технические документы – чертежи, расчёты, макеты сооружений и т. д.
Что такое «метод проектов»? Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении. Педагогическая технология.
Метод проектов ориентирован на: Самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую); Совокупность разнообразных методов и средств обучения; Интеграцию знаний и умений из различных областей; Конкретно-практический результат, готовый к использованию.
Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Проект – это «шесть П»! Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проектирование –процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме. Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации. Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы. Презентация – публичное предъявление результатов проекта. Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Классификация проектов по доминирующей деятельности: исследовательский; практико – ориентированный (прикладной); информационный (ознакомительно- ориентировочный); творческий; ролевой (игровой); телекоммуникационный.
Исследовательский проект. Обоснование актуальности избранной темы. Определение объекта и предмета исследования. Обозначение задач исследования. Выдвижение гипотезы исследования с последующей её проверкой. Определение пути решения проблем. Освоение нового опытным путём. Использование в проектной деятельности методов исследования: лабораторный эксперимент, социологический опрос, моделирование и т. д. Обсуждение полученных результатов. Выход на новый уровень проблемы.
Практико-ориентированный проект. Постановка конкретной проблемы и определение способов её решения. Соблюдение жёсткой структуры самого проекта. Получение и использование в жизни конкретного материального продукта .
Информационный проект. Планирование жёсткой структуры проекта с системой коррекции. Сбор, анализ, обобщение, редактирование информации. Подготовка выводов. Организация презентации – главное! Оценивание.
Творческий проект Планирование и соблюдение жёсткой структуры не самого проекта, а его оформления. Создание проекта в подчинении жанра конечного результата. Предполагает нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Ролевой (игровой) проект. Структура, форма, результаты продукта остаются открытыми до самого конца. Подчинение логики ролей содержанию проекта. Моделирование ситуаций. Распределение «игровых» ролей в группах. Проигрывание «виртуальной реальности» .
Классификация проектов по комплексности (предметно –содержательной области): монопроект - (однопредметный ) проводится в рамках одного предмета или одной области знаний под руководством учителя- предметника ; межпредметный проект проводится под руководством нескольких специалистов в разных областях знания при использовании смежной тематики ; надпредметный (внепредметный ) выполняется в ходе факультативов, интегрированных курсов, работы в творческих мастерских .
Классификация проектов по характеру контактов между участниками: внутриклассные; межклассные; внутришкольные; межшкольные; городские; региональные; межрегиональные.
Классификация проектов по продолжительности: мини –проект – 1 - 2 урока; краткосрочный – от 3 до 6 уроков; среднесрочный – от 2 недель до 2 месяцев; долгосрочный - от одной четверти и более; годичный – весь учебный год.
Классификация проектов по числу участников: индивидуальный проект; парный проект; групповой проект .
Характер координации проекта : открытый или непосредственный учитель является руководителем проекта; учитель – это учитель, преподаватель; скрытый (неявный) учитель сам участвует в проекте ; учитель – это ученик, товарищ по работе над проектом.
Какова роль учителя в проекте? Энтузиаст - повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели . Специалист - обладает знаниями и умениями в нескольких областях. Организатор- организует доступ к другим ресурсам и специалистам . Руководитель - особенно в вопросах планирования времени . Координатор - координирует весь групповой процесс . Эксперт - даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта . Помощник - обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь .
Учебный проект Проблема проекта «Почему?» ( это важно для меня лично ) Актуальность проблемы - мотивация Цель проекта Задачи проекта Методы и способы «Зачем?» (мы делаем проект) «Что?» ( для этого мы делаем ) «КАК?» ( мы можем это сделать ) Результат «Что получится?» (как решение проблемы) Целеполагание Постановка задач Выбор способов и методов. Планирование. Ожидаемый результат
Методический паспорт учебного проекта в начальной школе: название проекта; заказчик проекта; руководитель проекта; учебный предмет; тип проекта по классификации; тема учебно-тематического планирования предмета; цели: образовательные, развивающие, воспитательные; знания, умения и общеучебные навыки, которые приобретут участники проекта; состав и учебно-тематические задачи каждой группы; вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса); необходимое оборудование; этапы работы над проектом; предполагаемый продукт проекта.
Оформление проектной папки (портфолио). Портфолио проекта : паспорт проекта; вся собранная информация по теме проекта; планы выполнения проекта и отдельных его этапов; записи всех идей, гипотез и решений; эскизы, чертежи, наброски продукта; материалы(сценарии) к презентации; краткое описание всех проблем в ходе проектной деятельности и способы их преодоления; другие рабочие материалы и черновики группы.
Критерии оценки проекта в начальной школе: значимость и актуальность темы; самостоятельность работы над проектом; полнота и правильность раскрытия темы; оригинальность решения проблемы; артистизм и выразительность выступления при защите проекта; раскрытие содержания проекта во время презентации; ответы на вопросы во время защиты проекта; качество выполнения продукта проектной деятельности.
Вопросы–помощники для подготовки к защите проекта в начальной школе: Как называется ваш проект? Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта. Почему важно ответить на этот вопрос (решить проблему)? Зачем вы делаете этот проект?) Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)? Расскажите (расскажи), что у вас получилось ? Каково назначение вашего(твоего) проектного изделия? Что вам удалось выполнить сразу и почему? Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Сможешь (сможете ли вы ) ли ты назвать причину? Оцени качество выполнения и оформления проекта. Что особенно понравилось в работе над проектом? Расскажи о своей роли в проекте. Доволен ли результатом своей работы? Чему ты научился во время участия в данном проекте?
Примерные требования к проекту в начальной школе. Требования к содержанию проекта : Зависят от темы проекта и вырабатываются участниками проекта совместно. Требования к оформлению: Правильно заполнить титульный лист. Соответствие оформления к требованию содержания проекта. Грамотность оформления записей. Указать использованную литературу. Требование к защите проекта. Озвучить тему проекта. Рассказать о проблеме, над которой работали, доказать её актуальность. Полнота знания темы и проблемы представляемого на защиту проекта всеми членами группы. Все члены группы должны принимать участие в защите. Навыки устной речи. Оформление проекта. Уметь делать вывод по проблеме проекта. Уметь ответить на вопросы экспертов по теме проекта.
Этапы работы над проектом в начальной школе. I этап - мотивационный учитель : заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики : обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы;
II этап – планирование деятельности по выполнению проекта: определяются тема и цели проекта; формулируются и уточняются задачи; уточняется информация (источники); вырабатывается план действий; определяются средства достижения цели; устанавливаются критерии оценки результата и процесса; согласовываются способы совместной деятельности.
III этап - информационно- операционный (выполнение проекта) Ученики: собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование; работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты. Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия руководителей группы и каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.
IV этап - рефлексивно-оценочный Ученики: представляют проекты на экспертизу; защищают проект; участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку ; исправляют или дополняют содержание проекта ; рефлексируют ; Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности; переводит совместно с учащимися рейтинговую шкалу в пятибалльную систему оценивания.
Защита проекта в начальной школе. Учитель: готовит экспертный лист для каждой группы; придумывает легенду урока (по необходимости); приглашает независимых экспертов; знакомит участников проектной деятельности с экспертной группой; организовывает словарную работу по теме проекта; ведёт процесс защиты, но не вмешивается. Ученики: составляют план защиты проекта; готовят презентацию проектного изделия ; распределяют роли между собой для защиты ; проводят репетиции; защищают проект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе
Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»
Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....
Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".
Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность»....
Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...