Программа патриотическог воспитания "Наследие"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме
Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. В традициях народного воспитания — отношения к ребенку как к активному существу, который стремится найти свое место в жизни. Народные традиции сильны не научными аргументами и доказательствами, а логикой действия, готовыми мыслями, отображаемыми и отшлифованными в течение тысячелетий. Сила народной педагогики — в авторитетных мыслях и плодотворных результатах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация
« Методический проект в области патриотического воспитания ».
Программа « Наследие»
Автор:
- Макагоренко О.Д. (учитель начальных классов, домашний адрес: село Вольное, переулок Школьный, дом №8, тел. 8-918-222-48-91
);
Содержание
1.Аналитическая записка
2.Обоснование актуальности
3.Концептуальные основы
4.Цели, задачи и принципы программы
5.Содержание деятельности – программа патриотического воспитания
« Наследие»
6.Характеристика основных ресурсов реализации программы
7.Ожидаемый результат
8.План реализации программы
9.Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.
10.Список литературы
11. Приложения
Пояснительная записка
Мы Отечество не выбираем,
потому что Отечество в нас.
Изменения в обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Этим и определяется необходимость создания целевой программы патриотического воспитания учащихся МОУ СОШ № 9 .
Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Так как стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного патриотического сознания, то в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся. Патриотическое воспитание всегда бы ло одним из важнейших направлений в ра боте педагога начальных классов.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания по ложительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный ав торитет, которым пользуется учитель, соз дают благоприятные предпосылки для ус пешного решения данной проблемы. Мно гие психологи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Фельдштейн) считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему ми ру. Эмоциональные переживания, а не ра зумные доводы часто имеют доминирую щее значение. Поэтому восприятие млад шим школьником журчания ручейка, пе сен зяблика, всплеска рыб, ощущения утренней прохлады и прочего рождает впе чатления, которые надолго, иногда всю жизнь, сохраняются в их душе. На основе систематизации чувственных образов можно управлять процессом возникновения и формирова ния патриотических чувств у детей.
Патриотическое воспитание тесно свя зано с национальным воспитанием, кото рое ставит своей целью сохранение народ ных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Народная педагогика является основой теории патриотического воспитания. В традициях народного воспи тания — отношения к ребенку как к актив ному существу, который стремится найти свое место в жизни. Народные традиции сильны не научными аргументами и дока зательствами, а логикой действия, готовы ми мыслями, отображаемыми и отшлифо ванными в течение тысячелетий. Сила на родной педагогики — в авторитетных мыслях и плодотворных результатах.
Благоговейное отношение к родной земле и жившим на ней предкам лежало в основе традиционной культуры любого народа земли. Красота и поэзия родной природы, любовь к матушке-земле отражались в символике жилища, одежды, предметов быта, красной нитью проходили через народ ное художественное творчество.
Программа « Наследие» выстраивается сту пенчато, в зависимости от возрастных особенностей младших школьников учащихся.
Данная программа обращена прежде всего к ребенку, к его уму, душе, практическому действию и историческим традициям.
Актуальность программы.
Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
Ценностные установки, провозглашенные в Конституции Российской Федерации: права и свобода человека, любовь и уважение к Оте честву, равноправие и самостоятельность народов, культура межличностных и межэт нических отношений, исторически сложив шееся государственное единство, незыбле мость демократической основы России, бе режное отношение к историко-культурному наследию народов, разностороннее разви тие детей, самореализация личности — должны быть базовыми ориентирами при определении целей национально-регио нального компонента в патриотичес ком воспитании младших школьников.
В основу целевой программы патриотического воспитания положены требования государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка", Закона РФ "Об образовании", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г., Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Национального проекта «Образование».
На основе указанных выше документов разработана и реализуется данная программа. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому в МОУ СОШ № 9 создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие гражданско-патриотической позиции.
Концептуальные основы
- формирование ведущих качеств личности;
- непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самопознание;
- практическую деятельность педагогов и воспитанников;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешколь ными воспитательными учреждениями, производственными и обслу живающими объектами микрорайона.
Сегодня патриотическое воспитание — это система тическая деятельность педагогов по форми рованию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности сво ему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Основная цель — формирование духовно и физически здоро вого человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и стра ны, способного встать на защиту государ ственных интересов.
В осно ве программы лежит воспитание гражданина- патриота с использованием традиций и обычаев своего народа.
Задачи:
- развитие личности, обладающей каче ствами гражданина — патриота Роди ны, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
- расширение знаний о родном крае, го роде, воспитание гордости за его герои ческое прошлое, историческое и куль турное наследие;
- изучение живой национальной культу ры, народного искусства;
привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и Республики Адыгея и др.
Основные принципы программы:
-соответствие воспитательного про цесса возрастным особенностям детей;
-единство, согласованность и преем ственность воспитательных воздействий;
-воспитание в процессе общественной деятельности, связанной с трудом;
-изучение опыта защиты Отечества.
Содержание деятельности – программа «Наследие»
Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.
В МОУ СОШ № 9 процесс образования и воспитания осуществляется на идее личностного подхода, на принципе природосообразности, преемственности, непрерывности, толерантности.
Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству.
Основные направления реализации Программы
- Совершенствование процесса патриотического воспитания.
- Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.
- Координация деятельности в интересах патриотического воспитания.
- Информационное обеспечение в области патриотического воспитания.
- Использование государственных символов Адыгеи, России в патриотическом воспитании.
Характеристика основных ресурсов реализации программы
1. Интеллектуальные:
В школе сложился высококвалифицированный педагогический коллектив, который отличается стабильностью творческой способности к восприятию и реализации новых программ развития, стремлением дать учащимся хорошее знание. Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
- координатор проекта – Макагоренко Ольга Дмитриевна образование высшее (АГУ, Г. Майкоп), педагогический стаж 18 лет, учитель высшей категории.
2.Технические:
Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы: учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотека, читальный зал, 1 спортивный зал, компьютерное оборудование и ТСО: магнитофоны, принтеры, сканер, мультимедийный проектор.
3. Информационно-аналитические:
- организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной библиотеке;
- оформление банка данных статей периодической печати по проблематике проекта;
- организация информационных стендов
Ожидаемый результат
Реализация целевой программы патриотического воспитания «Наследие»:
- конкретизирует цели воспитательной работы;
- содействует решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
- поможет воспитать чувства верности конституционному и воинскому долгу;
- создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;
- повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;
- позволит создать условия для преемственности поколений.
Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, своей малой Родине – Адыгее.
Конечный результат:
- Учащиеся должны знать и уважать народные праздники и традиции, связанные с ними;
- Знать исторические события и памятники, связанные с ними;
- Должны знать и хранить историко-духовную па мять своего народа, традиции защитников нашего Отечества;
- Должны осознать роль труда в жизни каждого человека и своей собственной;
- Должны знать и уважать такие традиции народа, как любовь к родной земле, к своему дому, любовь к ближнему и уважение к старшим, должны проявлять свою любовь и уважение в конкретных делах и поступках.
Автор программы стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.
Сроки реализации программы: с сентября 2006 г. по август 2011 г.
Этапы реализации программы:
Организационный (с сентября 2006 г. по август 2007 г.).
Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.
Основной этап (сентябрь 2007 г. – май 2010 г.).
Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
Обобщающий (2010 – 2011 гг.).
Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
План реализации программы.
Деятельность по созданию системы патриотического воспитания | Сроки | |
I этап (проектный) | ||
1. Создание и программирование работы творческой группы. | сентябрь 2006 г. | |
2. Обсуждение и утверждение программы на МО. | ноябрь 2006 г. | |
3. Изучение научно-методической литературы | ноябрь – май 2006–2007г. | |
4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса. | декабрь–февраль 2006–2007 г. | |
5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания. | 2007 г. | |
6. Проектирование модели личности выпускника. | январь-июнь 2008г. | |
7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы» | 2007 г. | |
8. Кадровое обеспечение реализации воспитательной системы школы. | 2008 г. | |
II этап (практический) | ||
1. Создание мониторинга развития личности. | 2008–2009г. | |
2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника. | 2008-2009 г. | |
3. Исследование эффективности программы | 2008-2009 г. | |
4. Проведение на базе школы районных праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов | 2006-2010 г. | |
5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников | 2010-2011 г. | |
6. Обсуждение на пед. советах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся. | 2006-2007 г. | |
7. Внедрение воспитательной программы «Наследие» | 2007 г. | |
8. Организовать поисковую работу по сбору материалов о выпускниках школы № 9 | 2007- 2009 г. | |
9. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся через систему традиционных дел: - экскурсии; - конкурс гражданско-патриотической песни; - выставки рисунков «Мое село», « История городов моей Адыгеи», «Армия и профессия военного глазами детей»; -праздники «День знаний», «День защитника Отечества», «Салют, Победа», «Последний звонок»; - праздники народного календаря. | 2007– 2010г. | |
III этап (обобщающий) | ||
1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников. | 2008-2009 г. | |
2. Обобщение опыта эффективных форм. | 2007-2011 г. | |
3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы. | 2009–2011г. |
Критерии, определяющие эффективность содержания деятельности.
- Наличие плана воспитательной работы по данному направлению
- Система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик)
- Участие в работе по проблемам патриотического воспитания.
- Объективные статистические показатели:
- Участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, районных конкурсах и проектах.
Программа «Наследие»
Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву меж этнических связей и отношений. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализи руется значимость этнокультурного образо вания, обеспечивающего духовно-нравствен ное становление личности, формирования этнокультурной самоидентификации как не обходимой составляющей ее мировоззрен ческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру.
Потребность в возрождении духовно нравственных ценностей, единства и целост ности Российского государства актуализирует ориентацию образования на формирование у подрастающего поколения системы взглядов и принципов, определяющих отношение человека к культуре разных народов как к самоценности, проявляющейся в уважении национальных тра диций и готовности нравственно действовать в условиях многонационального общества.
Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего своей историей, культу рой, своим менталитетом. Ребенок включает ся в это пространство самим фактом своего рождения. Но для того чтобы произошло ста новление его личности, формирование его са мосознания как субъекта собственной жизне деятельности, представителя определенной человеческой общности, как продолжателя и носителя национальной культуры, должны действовать два взаимосвязанных механизма. Это — отождествление ребенка с социумом, в котором он живет, и обособление в нем как индивидуальности.
Как известно, каждый человек отождествляет себя с опреде ленным полом, профессией, национальнос тью, культурой, многообразными социальны ми ролями. Это происходит, как правило, на трех уровнях:
—культурном (ценностная, духовная идентичность);
- социальном (включенность в опреде ленные социально-культурные институты — ролевая, статусная идентичность);
- личностном, психологическом — спо собность удерживать целостный образ своего «Я» на разных жизненных этапах.
Что такое патриотизм и какого челове ка можно назвать патриотом? Ответы на эти вопросы достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно опре делил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, — «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм включает:
1. Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном терри ториальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до кон ца своей жизни данной территориальной области.
- Уважение к своим предкам, проживав шим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.
Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, ее приукрашивания и обустройства (начиная от под держания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного разви тия всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Патриотизм — очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (под сознании). О патриотизме судят не по сло вам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, ко го, будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Современная система образования должна стать главным фактором реа лизации богатейшего духовно-нравственного потенциала народной традиционной культуры в целях восстановления лучших многовековых отечественных устоев общественной и частной жизни, психофизиологического оздоровления детей и подростков, защиты российского культурно-исторического и национально-культурного наследия от агрессивной современной информационной среды.
В наследовании детьми лучших духовно-нравственных ценностей и стереотипов поведения, характерных для народной традиционной культуры, заключается, на мой взгляд, основное предназначение современного культурного образования.
Стереотип поведения человека выделяется в качестве одного из главных признаков любого этноса. Он рассматривается как особый по веденческий язык, который передается по наследству, но не генетически, а через механизм сигнальной наследственности, когда потомство перенимает от родителей поведенческие стереотипы.
В каждой народности существуют определенные нормы, стереотипы взаи моотношений между человеком и коллективом, а также сте реотип поведения народа в ландшафтной среде. Таким образом, два типа связей «Человек - человек (коллектив)» и «Человек - природная среда» имеют в этносе устойчивый, определяемый традицией, характер. Соответст венно, каждый этнос формирует свои, наиболее целесообразные для его выживания и развития в конкретной природной среде, духовно-нравственные нормы и ценности. И каждый этнос, народ стремится передать эти нормы и ценности следующим поколениям.
В современных моделях образования с этнокультурным компонентом необходимо сделать акцент на тех ценностях русской традиционной культу ры (многие из которых очень созвучны с традициями и обычаями адыгского народа), которые наиболее актуальны для решения современных проблем об щества и которые особенно важно передать современным российским де тям.
Цели патриотического образования в начальной общеобразова тельной школе.
Образовательные:
1. Пробуждение ин тереса к малой родине и накопление знаний о народах, проживающих на территории республики Адыгея, на территории Краснодарского края и соп редельных территориях, историко-культур ном наследии и традициях жителей много национального региона.
2. Формирование элементарных представлений об историчес ком прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Северного Кавказа и всей России.
3. Формирование целостного мировоззрения у учащихся, основанного на духовно-нравственных традициях Оте чества;
Воспитательные:
1. Воспитание уваже ния к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры меж личностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и ду ховным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
2. Создание педагогических условий для по зитивной этнической, региональной и куль турной идентификации младших школьни ков на основе акцентологии многообразия историко-культурного наследия региона и современной социокуль турной среды.
3. Самоопределение и самореа лизация учащихся в актуальных для младше го школьного возраста социальных ролях.
4. Поиск новых педагогиче ских технологий, способных решить проблему воспитания гармонично развитой личности;
5. Воспитание высоких духовных, нравственных, патриотических, эстетических и трудовых представле ний у учащихся.
Развивающие:
1.Формирование умений поисково – исследовательской деятельности учащихся;
2.Формирование элемен тарных умений работать с разнообразными источниками информации для локализа ции фактов региональной истории и куль туры во времени, пространстве;
3.Формирование умения оценоч ного отношения к фактам регионального прошлого и настоящего, проблемам сохра нения и развития историко-культурного потенциала республики Адыгея и Краснодарского края.
Цели определяют содержание патриотиче ского воспитания младших школьников и являются основой выстраивания воспитательной системы патриотического воспитания.
В постановке этих целей содержится за ряд высокой нравственной силы, потому что они определяются на основе ценностей, актуальных для формирования личности, идей интеграции и самоопределения школь ников в сложном социокультурном прост ранстве своего региона.
Программа включает в себя следующие направления: историко –краеведческое, физкультурно – оздоровительное, экологическое, трудовое, семейное, гражданско – патриотическое.
Историко-краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры свое го народа, неповторимости Отечества, его судьбы; неразрывности с ней, формирова ние гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исто рической ответственности за происходя щее в обществе (цикл бесед «Биографии и судьба», заочное путешествие «Наш край в далеком прошлом», урок духовного об щения «История села — история народа», акция «Помоги памятникам Отечества», диспут «О чем рассказала фотография» и др.).
Физкультурно-оздоровительное: воз рождение народных игр, развитие мораль но-волевых качеств, воспитание силы, лов кости, выносливости, стойкости, дисципли нированности в процессе занятий физиче ской культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины (конкурс «Браво, мальчи ки», игра «Зарница», соревнования «Шко ла безопасности» и др.).
Экологическое: воспитание любви к природе, потребности в ее защите от заг рязнения, истребления редких растений, а также охрана и изучение природы родного края (акция «Сбережем свой край», опе рации «Оживи родник» и «Озеленение», конкурс «Лечение без лекарств» и др.).
Трудовое воспитание выступает как составная часть патриотического воспита ния и ориентировано на привитие трудо вых навыков, потребность заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в школе, вы полнение принятых в обществе трудовых норм (акция по благоустройству школьного двора, уборка берегов Лабы и др.)
Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овла дение опытом предшествующих поколе ний, соединение воспитательного потенци ала семьи и школы, изучение родословной, истории семьи (конкурс «Наши корни», фотовыставка «Так жили наши предки», урок «Моя родословная» и др.).
Гражданско-патриотическое: формирования навыков оценки гражданской позиции, постоян ной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга, участие в возрождении народных тради ций, обычаев (урок России, урок мужества, ролевая игра «Ваши права», цикл бесед «Войной опаленные строки», книга памяти «Герои живут среди нас» и др.).
Изучая народную культуру, дети приобщаются как к творчеству ума и души. Воспитывающее воздействие школы было усилено за счет максимального ис пользования традиций, существующих в нашем селе, республике и крае.
Считаю, что для каждого первый шаг к познанию Родины — изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, песен родителей, бабушек, дедушек, вклада семьи в дело Победы.
Работа проводится согласно темати ческому плану.
Изучение своей семьи: « Мама, дом, семья, отец- это главное наследство, что должны беречь мы с детства»
Направление деятельности | Вопросы | Формы проведения работы |
Цель: воспроизвести генеалогию своей семьи, знать ее историю, проследить развитие творческого человека от поколения к поколению | 1.Что обозначает мое имя. 2. Моя семья | 1. Беседы « Редкие имена», « Наиболее звучащие имена». 2. Праздник имени. 3. Поисково – исследовательская деятельность « Откуда появилось имя…» 4. Игра « Счастливый случай». 5. Встречи с родителями, бабушками, дедушками: « Профессии наших родителей», « Традиции нашей семьи». 6. Составление генеалогического дерева своей семьи. 7. Классный час « Бабушки и внуки». |
Цель: познакомить учащихся с народным творчеством, приобщить к народной культуре. |
| Поисковые задания: старинные песни, частушки. Лапта – русская игра. Классный час « Игрушки наших бабушек» Выставка творчества детей и родителей. Выставка « Пожилые люди – мудрые люди» Вечер народных сказок. |
Изучение истории семьи не только спосо бствует духовному сближению взрослых чле нов семьи и детей, но и является первым ша гом в познании Родины, ее традиций, истории.
Особая роль отводится экскурсиям как средству привития любви к природе, воспитания патриота (табл. 2).
Направление деятельности | Вопросы | Формы проведения работы |
Наш друг – природа. Цель: изучить свой край, ценить и беречь красоту родной природы, научиться практически использовать богатство родного края. |
|
а) родники Адыгеи; б) лекарственные травы Адыгеи и краснодарского края; 2. Экскурсии в лес. 3. Поделки из природного материала. 4. Конкурс пословиц и загадок о цветах и растениях. 5. Праздник леса « Русская береза» 6. Конкурс рисунков « Моя Адыгея, мой край родной». 7. Составление книги по результатам поиска « Народные приметы» |
Работа по изучению истории Адыгеи нашего села, несомненно, помогала детям много уз нать, а главное — полюбить маленький уго лок своей Родины, мир своего детства (табл. 3).
Направление деятельности | Вопросы | Формы проведения работы |
Я – живу в селе Вольное. Цель: приобщить детей к заботам односельчан и к участию в жизни села, воспитать любовь к своему народу, уважение к его истории, традициям и жителям. |
|
|
Моя малая родина – Адыгея. Цель: привить любовь к малой родине, ее прошлому и настоящему. |
|
|
После экскурсий и походов учащиеся выражают свои впечатления в рисунках, со чинениях, отчетах, выступлениях.
Органичес кое соединение учебной и внеучебной дея тельности по изучению страниц истории рождает у детей любовь к Отечеству, ведь по-настоящему можно любить то, что очень хорошо знаешь. Активное включение уча щихся в диалог с окружающим миром спо собствовало развитию их творческих спо собностей, самостоятельности и ответ ственности. В итоге дети хотят стать по хожими на тех, кто составляет славу и гордость родного края. Любимый край и есть исток, начало, от куда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для ма ленького человека огромная страна, граж данином который он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой родной край, надо вслушиваться в голос истории, осмыс ливая ее связь с современностью.
Особую роль мы отводим воспитанию младших школьников на примерах изуче ния жизни знаменитых земляков.
Подчеркиваем, что жизнь, подвиг всех этих знаменитых людей, наших земля ков — яркий пример служения Отечеству, запечатленный в книгах, полотнах, зданиях, улицах, делах.
Ученики с удовольствием участву ют в викторинах «Что я знаю о войне?», «Что я знаю о пограничниках?»; их знания с каждым разом становятся все глубже. Этому способствуют также классные часы и «Уроки мужества».
«Познание, постижение человеком сво ей Родины, становление в нашей душе пат риотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятель ная, самоотверженная жизнь патриота — это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриоти ческим воспитанием», — писал В.А. Сухомлинский. Об этом мы постоянно помним при проведении воспитательной работы с уча щимися.
План воспитательной работы
классного руководителя,
работающего по программе
«Наследие»
С этой целью план воспитательной работы разделен по нескольким направлениям, каждое из которых имеет свои цели и задачи:
- Историко – краеведческое (« Моя малая Родина»,
« Предания старины глубокой») - воспитание патриотизма, любви к Родине, ответственности и чувства справедливости, формирование мотивов к изучению истории своей республики, села.
- Экологическое (« Наш друг - природа») - воспитание экологической культуры учащихся, бережного отношения к природным ресурсам и природе своего села.
- Семейное («Откуда я родом», « Мама, дом, семья, отец – это главное наследство, что должны беречь мы с детства») - формирование навыков взаимодействия семьи и школы, воспитание нравственных качеств характера ребенка.
- Физкультурно – оздоровительное («Школа – территория здоровья») - воз рождение народных игр, развитие мораль но-волевых качеств, воспитание силы, лов кости, выносливости, стойкости, дисципли нированности в процессе занятий физиче ской культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
- Трудовое ( « Я – и люди, меня окружающие»,
« Труд. Дом. Добродетель») - формиро вать нормы ролевого по ведения. Готовить к взаимодей ствию с раз личными со циальными институтами, группами и организа циями. Формиро вать навыки группового взаимодей ствия.
- Гражданско – патриотическое ( « Народный календарь»)
Все мероприятия по этим направлениям органично вплетаются в единый план воспитательной работы.
Народные праздники
( Календарь природы, народные праздники, православный и мусульманские праздники)
Дата | Мероприятие | |
12 сентября - день памяти Александра Невско го. Значение деятельности Александра Невско го в укреплении русского государства (видео фильм) | ||
13 сентября – начало Рамадана и поста. | ||
Экскурсия в музей г. Лабинска | ||
27сент. Воздвиженье. Отражение этого события в русской иконописи | ||
Октябрь - назимник. 3 октября - день памяти князя Михаила Черни говского. Образец высокого патриотизма русско го человека | ||
5 октября – День республики Адыгея. | ||
12 октября – Ураза – Байрам, окончание мусульманского поста | ||
14 октября - Покров. Отражение этого праздни ка в древнерусской живописи и архитектуре | ||
Беседы « Редкие имена», « Наиболее звучащие имена» | ||
Праздник леса « Русская береза» | ||
Благотворительная акция | ||
2 чет верть | Ноябрь месяц. Календарь русской природы | |
8 ноября - Дмитрий Солунский. Древнерусские воинские традиции. Почитание родителей | ||
9 ноября – Нестер -летописец. Развитие древ нерусской письменности | ||
Конкурс на лучший рисунок буквицы, заставки | ||
13 декабря - апостол Андрей Первозванный. Первые упоминания в летописях. История Анд реевского флага Российского флота. | ||
19 декабря - день памяти Николая Чудотворца. Пример сострадания и милосердия. Трансфор мирование образа святого в древнерусских тра дициях | ||
19 декабря – День Арафат, День стояния на горе Арафат. | ||
20 Декабря – Праздник жертвоприношения Курбан – Байрам- окончание Великого паломничества в Мекку. | ||
1 января – Второй день жертвоприношения Курбан – Байрам. | ||
3 чет верть | Январь - месяц - сечень. Зимние календарные праздники и обряды (видеофильм) | |
7 января - Рождество. Особенности русского летосчисления (видеофильм) | ||
Изготовление подарков родителям к Рождеству | ||
Спектакль «Рождественская сказка». | ||
7-17 января - Святки. Святочные посиделки | ||
29 января – День поминовения пророков и посланников Аллаха. | ||
Февраль - бокогрей | ||
15 февраля - Сретенье. Отображение событий праздника в иконописи | ||
23 февраля - День защитника Отечества. Воз ложение цветов к памятнику | ||
Март - позимье. Весенние обрядовые песни и весенние заклички (разучивание песен-веснянок) | ||
3-7 марта - Масленица. Театрализованный праздник | ||
17 марта - день памяти князя Даниила Москов ского. Экскурсия в Данилов монастырь. Роль Даниила Московского в строительстве и возвы шении Москвы как стольного града | ||
30 марта – День рождения Посланника Аллаха – Пророка Мухаммеда. | ||
4чет верть | Апрель - пролетный месяц. Весенне-летние обряды и обычаи (видеофильм) | |
7 апреля - сказ о Благовещении. Отражение в древнерусской иконописи | ||
Пасха. Народные традиции, свя занные с этим праздником (видеофильм) | ||
Изготовление эскиза пасхальных яиц. История подготовки дома к празднику | ||
Май - месяц в календаре русской природы | ||
6 мая - день память Георгия Победоносца и его почитание на Руси. Символика России | ||
9 мая - День Победы - народный праздник. Об ретение свободы и независимости. Возложение цветов к памятнику. | ||
24 мая - день памяти Кирилла и Мефодия (ви деофильм). Неделя славянской культуры и письменности в школе | ||
Конкурс творческих работ учащихся | ||
Конечный результат: учащиеся должны знать и уважать народные праздники и традиции, связанные с ними; должны уметь ориенти роваться в месяцеслове; знать исторические события и памятники, связанные с ними; должны знать и хранить историко-духовную па мять своего народа, традиции защитников нашего Отечества.
Разрабатывая данную программу, мы исходили из того, что отстоять и приумно жить ценности народной культуры, сохра нить свою самобытность, приобрести разви тое самосознание возможно только тогда, ког да каждый с детства будет погружен в культу ру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом. Только став патрио том своей родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огром ную культуру и постичь выдающиеся ценнос ти мировой цивилизации.
Подобная система работы по патриоти ческому воспитанию обогащает учащихся знаниями и формиру ет историческое сознание, готовит к жизни и труду, с первых дней появления ребенка в школе включает его в многоплановую дея тельность, которая органично сливается со всей жизнью растущего человека.
Литература.
1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 1998, № 8. С. 56 - 62
2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. Спб., 1997. С. 68 - 75
3. Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1. С. 16 - 18
4. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. С. 45 - 52
5. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...