Классный час "Символы государства."
классный час на тему

Каждый из учащихся должен знать традиционные символы государства, знать историю их возникновения, быть гражданином своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_cha1.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Символы государства»

Цели: сформировать представление о традиционных символах государства, познакомиться с историей их возникновения, проанализировать роль символики в жизни общества; воспитывать чувство гордости, патриотизма, значимости символики для нашего государства.

Ход беседы

1. Рассказ учителя и учеников о символах государства.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Сегодня мы с вами поговорим о государственных символах России.

  1. Символы России... что это такое? (Ответы учащихся)
  2. Где и когда мы с ними сталкиваемся?

Пожалуй, не найдётся в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля («поле, русское поле...»), леса («берёзы, берёзы...»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрёшки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, шапке Мономаха - и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя.

•        Что входит в состав государственных символов?

Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Эти символы - общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.

•        Почему государство должно иметь государственные символы? Для того, чтобы граждане страны чтили память предков, передавших

им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.

•        Когда возникли символы государства?

С XIX века символы государственного суверенитета постепенно закрепляются   законодательно.   Однако   это   совсем   не   означает,   что,   скажем, государственных гербов не существовало ранее. Так же, как во многих странах Европы, в России эмблемы, позднее вошедшие в государственный герб, возникли в Средневековье.

И уже в начальный период существования единого русского государства они сыграли важную роль в борьбе за его упрочение. Выбор из тысяч эмблем, существовавших в средние века и отображавших способ мышления наших предков, вполне конкретных изображений не был случайным. С одной стороны, эмблемы в наглядной форме выражали основные идеи государственной политики, принявшего их великого князя московского Ивана III, воплощая в себе определённую его ориентацию, внутригосударственные устремления, внешнеполитические замыслы. А с другой - по своей форме эти знаки оказались привычны и понятны жителю Средневековой Руси.

•        Что отображают символы государства?

(Рассказы учащихся о Гимне России. (Прослушивание мелодии гимна.) Наряду с государственным флагом гимн является официальным символом государства.

•        Что такое гимн?

Гимн - торжественная песнь на стихи программного характера. Государственный гимн существует во всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны России претерпевали изменения. Это был и «Боже, царя храни» А.Ф.Львова, на слова В.А.Жуковского, и «Интернационал» Эжена Потье, и гимн А.В.Александрова, на стихи С.В.Михалкова и Г.А.Эль-Регистана «Союз нерушимых республик свободных». В декабре 2000 года был принят федеральный закон, утвердивший в качестве гимна музыку А.В.Александрова, на слова С.В.Михалкова. (Рассказы учащихся о цветах флага (их истории). Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее первых гербовых эмблем - через 200 лет после появления последних на государственной печати. Бело-сине-красный флаг «подарил» России флот Петра I. (Однажды Петр I увидел рыцаря на белом коне, в синем плаще, который скакал по земле, залитой кровью). В борьбе за звание «государственного» флага ему пришлось на протяжении почти двух столетий «конкурировать» с чёрно-жёлто-белым императорским стягом.

•        Какое толкование имели цвета флага изначально?

Раньше цвета толковались так: белый означал духовенство, синий-дворянство, красный - трудовой народ.

•        Опишите Флаг РФ.

«Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - синего цвета и нижняя - алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2.

•        Что, по вашему мнению, в наши дни символизируют цвета флага?

В наше время цвета флага истолковываются по-другому: белый выражает чистоту устремлений, синий обозначает волю к миру, красный - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

  1. Почему именно эти цвета вошли в российский флаг? (Рассказы учащихся о Гербе России и его истории.)
  2. Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации? Четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в

оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой -держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства -государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти.

•        Какова история российского герба?

Гербов было много, и все они были разные (показ гербов СССР и настоящего Герба России и сравнение их)

Более четырёх столетий на гербе Российского государства изображался двуглавый орёл. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. С этого момента его изображения проникают во все сферы прикладного и изобразительного искусства, особенно на государственные регалии, предметы царского обихода и в архитектуру.

•        Когда   правительство   РСФСР   приняло   постановление   о   разработке государственного герба?

5 ноября 1990 года для организации этой работы была создана

Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать правительству герб - золотого двуглавого орла на красном поле.

•        Что олицетворяет восстановление двуглавого орла как Государственного герба России?

Неразрывность и преемственность отечественной истории.

Сегодняшний Герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.

В некоторых государствах существуют законодательно закреплённые официальные слоганы страны. При этом их употребление так же важно, как и употребление герба, гимна, флага. Во Франции: «Свобода, Равенство и Братство»; в США: «При разнообразии - едины »; в Канаде: «От моря и до моря»; в Камеруне: «Мир, труд, Родина», в СССР: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Официального девиза в Российской Федерации нет.

•        Какой бы вы предложили слоган нашей Родине?

2. Подведение итогов.

Государственные символы есть не что иное, как связь между прошлым и будущим. И возможно, именно нынешние символы, которые включают в себя элементы предыдущего опыта, сплотят россиян, воодушевят нас на созидательную деятельность во имя процветания России - нашей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Государство. Я - часть страны"

Цели:  - ознакомить с содержанием статьи 21 ВДПЧ;             - дать представление о России как о многонациональном государстве; - познако...

Классный час "СНГ-Содружество Независимых Государств

Цель: дать понятие об СНГ; познакомить с целями организации...

Классный час "1150-летие зарождения Русского государства"

По рекомендации Департамента образования в нашей школе были проведены внеклассные мероприятия, посвященные юбилею.  Думаю, что такие мероприятия станут важным этапом в развитии интереса учащихся ...

Презентация к классному часу "Сила и мощь Российского государства – в единстве и дружбе народов, населяющих его"

Данная презентация посвящена дружбе народов нашей страны. Цели и задачи классного часа: 1) познакомить историей Чувашии (а именно, каким образом мы стали частью России); 2) формировать уважительное от...

Классный час: «Содружество независимых государств».

Важная роль в развитии ребенка отводится социализации – усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью ра...

Классный час для 3 - 4 классов "Мы живем в Российском государстве" об истории становления и развития символов государства и конституции

Об истории становления Российского государства, символах нашего государства и Российской конституциии....

Классный час "Государство и права детей"

Классный час для учащихся 2-3 классов на тему "Государство и права детей"...


 

Комментарии

В наших воспитанниках нужно формировать чувство гордости, патриотизма.