Классный час "Государство. Я - часть страны"
классный час (4 класс) по теме
Цели: - ознакомить с содержанием статьи 21 ВДПЧ;<?xml:namespace prefix = o /??>
- дать представление о России как о многонациональном государстве;
- познакомить с символами государства: флаг, герб, гимн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_Ya_chast_strany.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Государство. Я – часть своей страны»
Цели: - ознакомить с содержанием статьи 21 ВДПЧ;
- дать представление о России как о многонациональном государстве;
- познакомить с символами государства: флаг, герб, гимн.
Оборудование:
- иллюстрации разнообразия и богатства природных условий, полезных
ископаемых, народностей, проживающих на территории России;
- политическая карта мира;
- иллюстрации символов государства (флаг, герб), запись гимна (диск);
- запись эпиграфа к уроку на доске (слайд): « Россия, Русь! Храни себя, храни!»
( Н. Рубцов)
- книги по праву Шабельник.Е.С.
Ход занятия.
1. Самоопределение к деятельности (Организационный момент).
«Слава нашей стороне! Слава русской старине!
Люди русские знать должны о делах родной страны».
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений.
– Прочитайте слова (на доске или на слайде)
отечество Родина родная мать
Россия родились родной язык
родители родная земля
3. Постановка учебной задачи. Работа с политической картой.
- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на сегодняшнем занятии? (предположения)
- Откуда произошло слово Родина? Послушаем ребят, которые нашли ответ на этот вопрос в словарях.
(Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. Само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду).
-Подберите родственные слова к слову родина, объясните их значение.
( - Родить – произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.
– Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.
- Родня – родственники.
- Родословная – перечень поколений одного рода.
- Родина – это и отечество, страна и место рождения человека.
- Народ – нация, народность, жители страны.)
- Посмотрите на карту.
– Сколько государств на Земле? (свыше 200).
- В каком государстве живем мы? (Россия или Российская Федерация)
- Кто может показать нашу страну на карте?
- Много ли у нас соседей? Территория, которую занимает наша страна, отделена от других стран границей (показать на карте).
4. Открытие нового знания.
а) Государство.
- Какой вам представляется наша страна?
(Огромная территория, разнообразная богатая природа: растительный и животный мир, много полезных ископаемых).
( чтение вслух рассказа «Россия» по Г.Цыферову)
« Россия – огромная республика.
На юге, где Черное море, цветут пальмы. А на севере, где Белое море, идет снег и дуют холодные ветры. В середине июля, когда в других местах жарко, тут едва распускаются слабые цветочки. Коротко и холодно северное лето. Не успеешь оглянуться, а оно уже прошло.
Но если ехать к югу, все будет меняться. Зима станет меньше, лето больше. Кончится мшистая северная тундра, пойдут хвойные леса. А за хвойными лесами встанут смешанные, то есть такие, где одно дерево хвойное, а другое лиственное. Например, ель и дуб.
А за лесами, за дремучими борами, за рощами звенящими – степи. Закроешь глаза, и, словно мягкими ладонями, твое лицо погладит кто-то. Это ветер. Весной ветер в степи мягкий, мягкий. А трава яркая, яркая, как изумруд.
Есть в моей стране и реки. Есть моря. Есть горы. Есть озера. В реках, морях, лесах живет много всякой рыбы, всякого зверья и дичи.
Россия – самая большая республика! Больше своих 14 сестер. И самая богатая. Много у нее леса, железа, нефти, угля…. Тысячи заводов и фабрик, где работают сложные и умные машины.
Но Россия и добрая республика. По- братски делится она всем, что имеет, со своими сестрами. Как старшая помогает младшим сестрам-республикам быстро расти, развиваться, делаться все богаче и красивее.
б) Символика государства.
Каждое государство, каждая республика имеет свои символы: флаг, герб, гимн.
( изображение герба: иллюстрация или слайд)
У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500лет назад – в 1497 году впервые его ввел царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли.
Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.
Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III. С 1993 года это государственный флаг Российской Федерации.
- Что вы знаете о цветах нашего флага? (ответы детей)
Есть разные версии.
По одной из них, это единство моря, земли и неба.
По другой версии – это содружество трех славянских народов.
По третьей версии – цвета флага символизируют:
белый цвет – веру, чистоту;
синий цвет – небо, благородство, верность;
красный цвет – героизм, отвагу, смелость.
Есть и такая версия: белый цвет – это вера, синий цвет – это надежда, а красный цвет – это любовь.
- Что вы знаете о Гимне России?
Гимном Российской Федерации стала музыка Патриотической песни русского композитора М.И. Глинки, который жил в XIX веке.
(прослушивание гимна)
в) Граждане и гражданство
- Как называют граждан России? (Россияне)
- Это люди одной национальности?
- Люди каких национальностей проживают в нашей стране?
В нашей стране живут люди разных национальностей:
русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы. Наша страна многонациональна.
В нашей стране живет очень много разных народов:
татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты, чуваши, чукчи, эвенки, ханты, манси, эскимосы, нанайцы, карелы, марийцы, мордва, ненцы, саамы, буряты, тувинцы, эвены, якуты, коряки, ительмены, юкагиры и другие народы.
-Сравните понятия «страна» и « Родина».
- Какие пословицы о Родине вы знаете?
(Одна у человека мать – одна у него и Родина. Родина – мать умей за нее постоять.)
- От чего зависит благополучие нашей страны?
(От благополучия и культурного уровня граждан и наоборот; от характера взаимоотношений с другими странами; от природных богатств, которыми обладает страна и т.д.)
Вывод: чтобы страна была богатой и имела возможность лучше заботиться о своих гражданах, граждане должны заботиться о благополучии своей страны.
- В чем заключается забота государства о своих гражданах?
( Гарантирует права гражданина)
- В чем заключается забота граждан о своем государстве?
- В какой статье ВДПЧ говорится о праве на гражданство?
(статья 15)
- Найдите ее в учебнике и прочитайте.
г) Знакомство с содержанием статьи 21 ВДПЧ
- Прочитаем содержание статьи.
- Как вы поняли ее смысл?
- Люди получают избирательное право после 18 лет. Почему не раньше?
5. Подведение итогов.
- Кто считается гражданином России?
- Являются ли дети гражданами?
-С какого возраста человек становится полноправным гражданином?
- Каким правом обладает полноправный гражданин?
- Что новое и интересное с твоей точки зрения, ты сегодня узнал?
( в заключении учитель читает стихи)
«Россия…. как из песни слово, березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки, раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые, за голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют одним широким словом Русь
(показ презентации к стихотворению С.Никитина «Русь»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час Путешествие в страну чистоты и порядка
Классный час учит детей быть всегда чистыми и аккуратными, дружить с мылом, расчёской и зубной щёткой....
Классный час "Путешествие в страну Здоровья"
В игровой форме детям рассказывается о врете курения, алкоголизма. Сообщаются интересные сведения о пользе правильного питания....
Классный час "Путешествие в страну Здоровья"
В игровой форме детям рассказывается о врете курения, алкоголизма. Сообщаются интересные сведения о пользе правильного питания....
Групповой исследовательский проект «Мы – часть страны, мы – уголок России»
Младший школьный возраст является начальным этапом в проектной деятельности. Дети, работающие над проектом, приобретают опыт проектной деятельности и личной ответственности. В основе данного занятия л...
«Отправляемся в гости…» - Пояснительная записка - 6 классных часов (Каждый классный час посвящён одной стране: Россия + Дагестан, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.)
Методическая разработка мероприятий в области воспитания толерантности, гражданской идентичности и патриотизма у младших школьников. Система мероприятий включает в себя: 6 классных часов (Ка...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Глагол – часть страны Речь"
Цель: обобщить сведения о глаголах; закрепить, расширить и углубить знания учащихся по русскому языку....
Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55
Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55Форма ведения урока по ФГОС НОООбъяснительно-иллюстративный урокУрок Повторения и...