планета заболела
план-конспект урока (1,2,3,4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
3 класс
Подготовила: учитель начальных классов
Ерышева Е.Н.
2010 г.
Учитель. Дети, вы уже знаете, что человек и природа неразрывно связаны, а значит, зависят друг от друга.
- Без чего человек не может прожить? ( ответы детей)
Об этом мы должны всегда помнить и беречь природу.
Чтец 1. Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
Участники инсценировки сидят у костра
Мудрый Орёл. Иногда слышишь: человек – царь природы.
Но кто поставил человека над природой? Сам человек. А кто человек без природы? Без воздуха, без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Всё это щедро людям даёт природа, а взамен мы просим только бережного отношения. Выслушайте нас.
Тебе слово, почва.
Почва. Я образуюсь очень медленно, мне нужны сотни и тысячи лет. А разрушить меня можно очень быстро. За последние 100 лет на земле разрушена примерно одна четвертая часть всех плодородных земель. Минеральные удобрения, которые человек стал вносить в почву, засаливают её и отравляют людей. Губя меня – убиваете себя.
Разрушено
Чтец 2. Есть одна планета – сад
В темном космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Мудрый орёл. Теперь слово тому, о ком Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, её невозможно описать. Ею наслаждаются, не ведая, что она необходима для жизни: она – сама жизнь»
- Догадались, кому теперь мы дадим слово?
Тебе слово, Вода.
Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы поступает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 000 товарных поездов! Даже в чистых водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в некоторых водоёмах купаться нельзя. С каждым годом их становится больше. А в организмах рыб происходит мутация: увеличивается печень, рыбы рождаются с двумя хвостами.
Чтец 3. Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться , не напиться
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
Рыба. Трудно стало жить в реке:
Каме, Волге, Осколе
Ох, судьба моя жестока
Негде спрятаться от стока
Каждый норовит завод
Сбросить мусор в бездну вод.
С ферм навоз течет рекой
Нарушает наш покой
Мы, рыбы, в горе и тоске
Бедняжки бьемся на песке.
Сказка о рыбаке и рыбке
(экологическая)
Действующие лица:
Автор. Старик. Старуха. Золотая рыбка.
Автор. Жил старик со своею старухой У самого батюшки Дона. Они жили в новом коттедже Ровно 30 дней и 3 ночи.
Старик ловил сеточкой рыбу,
Старуха на рынок ходила,
Там рыбу она продавала
И деньги домой приносила.
Вот пошел раз старик рыбачить,
И закинул он удочку в реку
А когда стал улов смотреть он,
Оказалось – там…
Старик. Битые банки.
Автор. Он в другой раз закинул удочку,
Но улов - лишь
Старик. бутылка пустая.
Автор. Взял старик динамита 2 пачки
И закинул их в воды речные.
Но и тут не увидел рыбы
И в слезах воротился к старухе.
Старуха. Дурачина ты, простофиля,
Вот возьми телефон мобильный,
Позвони Золотой рыбке,
Попроси у нее улова.
Автор. Вот пошел старик опять к речке,
Стал звонить Золотой он рыбке.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
Золотая рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Автор. Ей с обидой старик отвечает:
Старик. Слушай, ты, государыня рыбка,
Что-то речка сегодня вздурилась,
Не дает старику мне улова.
Покупать хотел я машину,
А без рыбы какое ж богатство?
Автор. Разозлилась Золотая рыбка
И хвостом по воде плеснула.
Золотая рыбка. Хочешь рыбы? Ну что же, попробуй –
На часок стань ты тоже рыбкой.
Автор. Не успел старик оглянуться,
В карася в тот же миг превратился.
Очутился в речных он водах,
И поплавать решил в глубине он.
Не успел он проплыть и метра,
Увидал над собою сети,
Еле жив наш карась остался.
А вода-то в реке не простая,
Загрязненная, еле живая.
Годом час старику показался,
Наконец дома он оказался.
Старуха его увидела:
Старуха. Ну как, помогла тебе рыбка?
Старик. Да, помогла Золотая,
Помогла понять нашу жадность!
Оглянись вокруг - стонет природа,
Беднеет она год от года!
Беречь мы ее забываем,
Животных кругом убиваем,
Растения стонут и воды!
Старуха. Прости, если сможешь, природа!
Исправим свои мы ошибки,
Попросим прощенья у Рыбки.
И станем ее мы друзьями,
А чудо свершим мы и сами.
Старик, Старуха и Золотая рыбка.
Ведь вовсе не надо волшебником быть, чтоб землю родную беречь и любить!
Чтец 4. Вода нужна всему живому на земле.
Зверям, деревьям, рыбе и траве.
И человек – то должен понимать
Нельзя ведь воду отравлять.
Воздух. Я тоже прошу слово.
Мудрый Орел. Слушаем тебя, воздух.
Воздух. Я состою из азота, кислорода, необходимого для человека, и углекислого газа.
Человеку и всем живым существам нужен для дыхания чистый воздух. Но с каждым днем человек загрязняет меня все больше и больше. Некоторые фабрики и заводы
выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на земле.
Азот 78%
Кислород 21%
Углекислый газ 1%
Дерево. За последние 20 лет человек вырубил столько деревьев, сколько было
уничтожено за все его предыдущее существование. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню». Поэтому, находясь в лесу, старайтесь ходить только по тропинкам
Храните дерево от топора,
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Учитель. Отгадайте, о каких растениях идет речь?
Цветок как бубенчик
Беленький венчик
Цветет он не пышно
Звенит ли – не слышно.
Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает.
А я зацветаю раньше, чем у меня появляются листья. Человек порой срывает нас только для того, чтобы подержать в руках. Сорвет, помнет пальцами и бросит, а сорви нас по всем правилам и в определенное время, мы могли бы помочь вылечить некоторые болезни. Кроме того, мы очень выручаем пчел весной.
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит блюдо по дороге,
Голова торчит да ноги.
Пчела. Мне очень трудно выжить в столь «суровых» условиях. Люди вырубают леса, отравляют воздух, траву, цветы, и нам, пчелам, приходится в поисках нектара далеко отлетать от дома. А наш мед так полезен, что может заменить многие лекарства.
Чтец 6. Мёд поможет от простуды,
Он излечит и склероз,
Успокоит ваши нервы,
Оградит от горьких слёз.
Кот. Мы бездомные животные,
Нас вы узнаете?
Как, избавившись от нас,
Люди, вы живете?
Собака. Нам холодно и голодно,
Нас обижают, всюду гонят
А мы – ваши верные друзья
Мы просим вас о помощи!
Накормите, напоите,
Обогрейте, пожалейте!
Птица. Нам птицам тоже приходится трудно, особенно зимой. Но человек не всегда готов нам помочь. А ведь мы всегда помогаем людям.
Мудрый Орёл. А какую помощь людям оказывают птицы?
(ответы детей)
Чтец 7. Не разоряйте птичьего гнезда, -
Так счастлива в своем жилище птица
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода
Кто на земле живет без дома.
А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру, которая называется «Правила вежливости».
Я читаю предложения. Если смысл предложения не верен, то вы сидите, а если верен – встаете.
-Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты цветов нарвать. Подумаешь, в лесу много зелени – ещё вырастет.
- Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
- В лесу не шуметь, а то не узнаете ни одной его тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем небыло.
- Звери всякие нужны, звери всякие важны. У каждого из них своя роль в природе. Не пугайте животных!
- Пришли на луг, нарвите большие букеты цветов. Порадуйте мам.
- Не ловите бабочек, они нужны цветущим растениям.
- Не уничтожайте грибы, даже если они несъедобные. Ими питаются лесные животные.
- Хорошо разжечь в лесу или в парке костер!
- Не разоряйте муравейник! Муравьи - санитары леса.
- Диких животных нельзя приносить домой, они не могут жить в неволе.
Учитель. Посмотрите, ребята, какую кормушку вы с родителями можете сделать для птиц.
(слайд 1-7)
Природа так разнообразна и удивительно интересна. Знаете ли вы, например, что существует более 20 000 видов мух. И кусаются не все мухи, а жигалка осенняя (слайд 8).Этой мухе, чтобы продолжить свой род, надо обязательно насосаться крови.
А некоторые насекомые такой вид имеют, что их трудно отличить от растений, на которых они обитают. Посмотрите на листовидку. (слайд 9)
А птичка королёк – самая маленькая птичка в нашей стране. (слайд 10)
А это морской житель – морской конек – тряпичник. Он меняет свою окраску под цвет морских водорослей. (слайд 11)
Его трудно заметить и это спасает его от врагов. А это (слайд 12) бороздчатый листохвостый геккон. Смогли бы вы его заметить в природе?
А этого морского «пирата» боятся даже крокодилы (слайд 13). Это – рыба – пиранья. За короткое время от кабана или быка они оставят груду костей. Челюсти у этих рыб с виду безобидных, как у бульдога мощные, с крепкими острыми зубами. Вмиг перекусит палку толщиной с палец. За один раз вырывает мясо величиной с орех.
Много интересного и в мире растений .На Земле более 50 000 растений. Например, баобаб. Высота 12-15 м, но очень-очень толстый. В некоторых странах внутри дерева хоронят людей, устраивают клубы. Живет 5000лет.
А секвойя живет 2000 лет. Высота до 120 м. В дупле этого дерева можно ездить на лошади. Человек 60 могут разместиться на его пне.. После пожара дерво растет вверх и вширь. Кора и древесина его будто из железа.
А самое высокое растение мира эвкалипт (Австралия, Крым, Молдавия, Кавказ) 155 м, 10 пятиэтажных домов. Толщина в обхвате до 30 м. За 10 лет осушает самое чудовищное болото «зеленый насос»
А слышали вы о «бешеном огурце» (Крым, Кавказ). Плоды похожи на небольшие огурчики. Даже при слабом прикосновении плод открывается, и из него с сильным хлопком и свистом вырывается слизь с семенами. Огурец может плюнуть на расстояние до 6 м.
-Где вы можете узнать об интересных растениях и животных?
Да, это вы можете прочитать в энциклопедиях.
Чтец 8. Не привыкайте к чудесам,
Дивитесь им, дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам.
Прикладывайтесь к родникам –
Ничто не повторится
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье,
Всё будет так или не так
Через одно мгновенье
Учитель. А сейчас мы проведем конкурс.
1. Отгадать с одной подсказки.
1 команда.
1. Служит защитой от хищников.
2. Спасает от холода
3. Его разводят туристы и оленеводы.
4. На нем можно кипятить воду, варить еду. (костер)
2 команда.
1. Необходима туристам, отправляющимся в поход на несколько дней.
2. Помогает спрятаться от зверей и насекомых.
3. Защищает от холода, ветра и дождя.
4. Можно укрыться от знойного солнца. (палатка)
2. Блиц вопросы
1 команда.
1. Трава, которую знают слепые.
2. Дерево – символ нашей Родины.
3. Зимуют птицы в скворечнике?
4. Что случается с пчелой, после того, как она ужалит?
2 команда
1. Какая ягода бывает черной, белой, красной?
2. Пингвин – птица или нет?
3. Какая птица подбрасывает своё яйцо в чужое гнездо?
4. Какие домашние животные хорошо слышат?
3. Загадочные животные.
1 команда.
Кабел (белка)
Девьдем (медведь)
Баобчак (бабочка)
Шкаугяд (лягушка)
2 команда
Льдоша (лошадь)
Соль (лось)
Вайруем (муравей)
Бокаса (собака)
4 «Кто первый?»
1. Какое животное обладает самым громким голосом? (крокодил)
2. Какой у нас самый маленький зверь? (землеройка – 3,5 см)
3. У какой птицы самый длинный язык? (у дятла, 15 см)
4. Какой самый быстрый зверь на Земле? (гепард)
5. Какая рыба самая огромная на Земле? (китовая акула, 20 м)
6. Какая самая крупная речная рыба? (сом, 5 м, 300 кг)
7. Кто летает хвостом вперед? (калибри)
8. Какое самое сладкое дерево наших лесов? (липа)
9. Какая самая высокая трава? (бамбук)
10. Кто летает выше всех? (орёл)
11. Какая рыба вьёт гнездо? (корюшка)
12.Сколько птенцов у журавля? (один)
Чтец 9. Все-все абсолютно на свете нужны –
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись без чудовищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Чтец 10. Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
Чтец 1. Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как ветер с лугом,
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Чтец 2. Давайте, люди, любить планету –
Во всей вселенной похожей нету,
Во всей вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?
Итог . - Что же поняли из этого урока?
Ребята, если сегодняшнее занятие вам понравилось, прикрепите желтый лист.
Если понравилось, но ничего нового вы не узнали – зеленый лист
Если хорошо работали, узнали что-то новое, было интересно – яблоки.
(Дети приклеивают на нарисованную на ватмане яблоню с помощью двухстороннего скотча).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планета заболела
Урок по экологическому воспитанию...
Внеклассное занятие по окружающему миру: "Планета заболела"
Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе, развивать познавательную активность , речь учащихся, чувств...
Планета заболела
Ах, как часто , глядя в поднебесье ,Мы мечтаем покорить пространство.-В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключают конвенции – соглашения . Одно и...
Интегрированный урок окружающего мира и математики "Планета заболела"
На уроке формируются представления о Земле как общечеловеческом доме; показывается важность и направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды; закрепляется табличное умноже...
Пресс-конференция на тему "Планета заболела" (ролевая игра по экологии в 4 классе).
Эту игру можно применять в форме внеклассного мероприятия, а также на уроке окружающего мира. Дети принимают роли корреспондентов различных организаций и журналов, участников конференции и зрителей...
Конспект урока по окружающему миру. Тема:" Планета заболела" 4 класс. УМК " Планета знаний"
Конспект урока по окружающему миру. Тема:" Планета заболела" 4 класс. УМК " Планета знаний"...
Занятие "Планета заболела"
Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе.Задачи:создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;создать атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискус...